Аудио |
|
Скачать .mp3 |
И не случайно мы пришли сюда – в сердце города – в Угличский кремль. Сейчас здесь бродят толпы туристов и путешественников, а несколько столетий назад именно на этом месте началась история Богоявленского монастыря.
Игумения Антонина (Злотникова), настоятельница монастыря:
– Монастырь был основан в 1295 году, то есть в конце XIII века, князем Димитрием и располагался в центре города в районе Угличского кремля. Вы, наверное, видели, сейчас там располагается поклонный крест, и эта обитель изначально была основана как усыпальница великокняжеских родов женской линии, чтобы всегда была неусыпная молитва и вечное поминание этих имен.
В XVI веке здесь жил с матерью младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. 15 мая 1591 года 8-летнего мальчика нашли мертвым с перерезанным горлом во дворе дворца. После гибели царевича Димитрия его мать, царица Мария Федоровна, по принуждению Бориса Годунова приняла постриг в Богоявленском монастыре, а позже опальную царицу сослали в Николаевский монастырь на реке Выксе в Белозерском крае.
Смерть последнего из династии Рюриковичей повлекла за собой Смуту, и на землю Руси вторглись поляки и литовцы. В 1609 году они сожгли монастырь, убив игумению Анастасию и сестер. Время набегов и разорений продолжалось до того момента, когда на Земском соборе 1613 года царем был выбран Михаил Романов, – начинаются новые страницы в истории России и святой обители.
Игумения Антонина:
– Управление и помощь монастырю, восстановление после тяжелого периода польско-литовского захвата, поджогов и пожаров и всего прочего взяла на свои плечи мама как раз первого царя из династии Романовых инокиня Марфа. Она все свои душевные силы стала, конечно, вкладывать в нашу обитель.
Судьбы двух женщин – инокини Марфы и Марии Нагой – удивительным образом похожи. В иночестве они стали носить одно и то же имя – Марфа. Мария Нагая приняла ангельский образ после трагедии с сыном.
Игумения Антонина:
– Не по своей, я думаю, воле она была пострижена, а именно на сороковой день мученической кончины своего ребенка.
А инокиня Марфа благословила своего единственного сына на трудный и опасный путь управления государством.
Игумения Антонина:
– Но мальчик-то был очень молод, и он достиг совершеннолетия того времени и был отдан на служение государству Российскому. Вы понимаете? Я думаю, что это было бескровное мученичество – она отдала своего ребенка ради Христа на исполнение воли Божией. Эти внутренние страдания она как мать пережила, отказавшись от своей естественной любви к сыну, отказавшись от возможности находиться при нем, потому что он уже был первым царем государства Российского. Поэтому я думаю, что, проанализировав путь своей предшественницы, она, конечно, духовно смогла воспринять эту судьбу. Понимаете? И она каким-то образом в своей мере повторила такой же страдальческий путь, оставшись без сына и оставшись на этой же Угличской земле.
Следующие правители из династии Романовых продолжили помогать монастырю, и в 1660-х годах царь Алексей Михайлович выразил согласие на перевод Богоявленского девичьего монастыря на место за городом на посаде, на церковные земли Иоанна Милостивого. И там построили два храма: во имя Богоявления Господня и в честь Страстной иконы Божией Матери. Церковная земля Иоанна Милостивого была выбрана не только как подходящий свободный участок, но и потому, что находилась на некотором возвышении. Это место рядом с выездом на Ростовскую дорогу должно было стать одной из доминант города. Но первая деревянная Богоявленская церковь через 30 лет сгорела, и игумения Елена вместе с сестрами по благословению митрополита Ионы начала работы по возведению первого каменного храма.
Артель угличских мастеров во главе с Артемием Даниловым принялась за работу – в церкви Богоявления было устроено два этажа и множество приделов. Первоначально в Богоявленской церкви был придел Смоленской иконы Божией Матери. На нижнем этаже располагалась церковь в честь апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а в 1775 году появился придел в честь святого Иоанна Милостивого и святителя Димитрия Ростовского.
Одна из матушек:
– Вот это первый этаж, это была зимняя церковь, но здесь очень низкие своды, очень низкий потолок, и проводить богослужения было, наверное, невозможно. Потому очень рано (еще в XVIII веке) отказались от богослужения на первом этаже, и он стал местом для приема больных, бездомных. Потом это было помещение для хранения церковной утвари, церковного облачения, а все богослужения были переведены на второй этаж. Храмы такой архитектуры не только в нашем городе, но вообще в Ярославской губернии; это не единственный, их несколько. Они отличаются тем, что яркие, красные, с белым узором; это очень нарядные, очень домашние, уютные храмы. Наш храм Смоленской Божией Матери вначале был храмом Богоявленским (с приделом Смоленской Божией Матери). Когда построили собор, его освятили Богоявленским, а другой храм освятили в честь иконы Божией Матери «Смоленская». Это наша Путеводительница, наша Одигитрия, наша Заступница. Эти храмы часто с гульбищами строились. Этот тоже был таким – не было двери, здесь был просто проем открытый, и лестница уходила на площадку. То есть там опять-таки стена с проемами, и все, а на другой стороне был тоже вход, можно было войти и с другой стороны, открытое такое пространство – гульбище.
Богослужения начались здесь с 1700 года, и, пожалуй, это один из последних угличских храмов допетровской эпохи.
Матушка:
– Здесь вход. Был вот отсюда вход и оттуда. И это была открытая площадка еще в те времена, но в XVII веке точно, когда бояре приходили в храмы. И была возможность прогуляться по такому открытому пространству перед входом в храм.
Сейчас, наверное, и не встретишь церквей, где есть подобная открытая галерея. Да и в Смоленском храме позже на этом месте устроили звонницу.
Матушка:
– Вы представляете, как интересно! Мне очень здесь нравится. Вот эти своды над окнами напоминают кокошники северных женщин. Стены здесь огромные, толстые, метровые, здесь всегда тепло. И что интересно, эти распоры остались еще с тех времен – это старинные кованые железные опоры, чтобы удержать свод. Росписи опять-таки характерные – расписывали и строили угличские мастера – для Ярославской губернии. Здесь долгое время были склады, в том числе и склад стеклотары. Храм отапливался печкой, которая стояла в углу и топилась по-черному, поэтому все своды были закопченные, причем, нам рассказывали местные жители, – срывали кровлю с куполов, опять-таки с крыши, чтобы разрушить храм, и вся вода текла внутрь храма; он был очень отсыревшим.
Вот здесь находился придел Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, а позже он был переименован в придел Воздвижения Креста Господня. В этом храме собраны иконы, которые когда-то находились в монастыре. После закрытия они были утеряны, а сейчас их вновь приносят сюда местные жители.
Матушка:
– Вот это святитель Николай, мирликийский чудотворец. Эта икона немножко интересная с той точки зрения, что здесь святитель Николай изображен молодым. В Ярославской губернии это не единственная икона, есть еще и в других храмах такие иконы... Божией Матери «Знамение» Новгородская – эта тоже из старого монастыря. В середине икона; остался только оклад от старой иконы, а сама икона утрачена. А это список с иконы «Недреманное (или Недремлющее) око» (такая икона Божией Матери), это современное написание данной иконы.
Есть здесь и старинный образ Анастасии Угличской. Об этой удивительной святой мы расскажем в следующих выпусках программы, а пока обратим внимание на многочисленные мощевики.
Матушка:
– Это мощи святых Киево-Печерской лавры, здесь 78 частиц мощей. Эти частицы мы достаем во время службы (идет полиелейная служба) и опять-таки молимся этим святым о том, чтобы они нам помогли. И мы надеемся и верим, что они нам помогают. Есть два мощевика, где частицы мощей самых разных святых: не только наших местнопочитаемых, но даже апостола Марка, святителя Николы. У нас очень много святынь для нашего поддержания и для подпитки, для восстановления нашего монастыря.
Как и многие святые обители, Богоявленский монастырь продолжает восстанавливать свои храмы и святыни. С закрытием монастыря в 30-е годы минувшего века нелегко пришлось и Смоленской церкви.
Этот большой камень раньше находился под землей рядом с основанием фундамента Смоленской церкви. После революции, видимо, желая уничтожить святыню, валун выкопали, но тем не менее храм устоял. В 1970 году в Смоленской церкви была проведена реставрация и храм был передан Угличскому Историко-художественному музею. Но в XXI веке памятник архитектуры вновь возвращает себе и статус действующей церкви. С первого каменного храма святой обители начинается и жизнь в возрожденном монастыре.
Игумения Антонина:
– Так как мы жили в храме Смоленской иконы Божией Матери первый год, у нас не было практически никаких возможностей. Вся наша жизнь заключалась в храме, в котором мы топили печку; нас было три человека, три сестры, и мы успевали и все службы проводить, и вычитывать Псалтирь.
По преданию, Смоленская икона ограждает и защищает западные пределы России. Перед образом Богоматери «Смоленская» молятся о сохранении Отечества от войн. И храм, посвященный образу Одигитрии, что значит «путеводительница», стоит на древней Угличской земле, где так удивительно переплелись непростые и подчас трагические судьбы предпоследней царицы из династии Рюриковичей и матери первого царя из династии Романовых.
Игумения Антонина:
– Их самоотверженное служение – распятие себя ради ближнего своего, ради интересов государства, отказ от своего естественного женского, материнского счастья – величайшая жертва, которая была принесена Богу, во славу государства Российского и для укрепления своего ребенка (я так думаю, что у одной, что у другой). Поэтому, думаю, они были родственны по духу и родственны по несению креста страдания за Российское державное государство. И таким образом, живя и трудясь в этом монастыре, они как бы духовно своим присутствием соединили две царственные династии. Понимаете? Трагически закончилось существование династии Рюриковичей, и чудесным образом зародилась династия Романовых.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
В праздник святого Алексия, человека Божьего, отправимся в храм его имени в село Ключи Алтайского края. В этом месте есть три церковных здания: помещение дореволюционной церкви, переделанное под жилой дом, храм, где начали собираться в 90-е годы прошлого века, и строящаяся церковь. О прошлом, настоящем и будущем прихода узнают зрители программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
ЗА ДРУГИ СВОЯ: Пасхальный подарок герою. Главный храм ЦВО. 2 часть
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!