По святым местам. Крестовая пустынь в Нижнем Солох-Ауле (Сочи)

25 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Это место давно привлекало иноков своей удаленностью и труднодоступностью, а также напоминанием о Святой Горе. Здесь все близко к традициям афонских монастырей. Наш рассказ о святой обители сербско-русского духовного единения и дружбы.

Путешествуя по храмам Сочинской епархии, мы не только знакомимся с новыми церквями, но и открываем для себя культуру различных народов, которые селились на Черноморском побережье с глубокой древности. О монастыре российско-сербской дружбы наш сегодняшний рассказ. В живописных предгорьях Кавказа, говорят еще до революции, подвизались монахи-отшельники.

Игумен Лев (Грызун), настоятель монастыря Крестовая пустынь:

– Местные жители нам рассказывают (еще помнят), как здесь жили монахи, жили как отшельники-анахореты. У них был свой храм. Пасли скот, имели небольшие огородики, занимались пасекой. И, естественно, молились.

А почти через сто лет, в 1997 году, сюда вновь пришли иноки. 

Игумен Лев:

– Монашеская жизнь на этом месте началась с валаамских скитов, часть братии жила на горе (сейчас это называется вертолетной площадкой). С той стороны открывается красивый вид и на море, и на Кавказский хребет. Четыре-пять лет (по разным сведениям) они там подвизались (у них была церквушечка на колесах), а потом отец  Иоанн, который стал здесь первым игуменом, договорился, чтобы здание столовой (еще с совхоза) передали под монастырское здание. Потом пришли сербские строители. Известная фирма «Путеви» много чего построила в Сочи, они пришли помогать. Денег у них много не было, и братия попросила, чтобы построили сначала часовню. (Когда вы подъезжали сюда, видели часовню в честь иконы Божией Матери «Троеручица».) И у них пошли большие строительные заказы, была возможность уже поучаствовать в строительстве нашего монастыря.

Сербы особо почитают образ Пресвятой Богородицы «Троеручица». С историей иконы связан святой Иоанн Дамаскин. Во времена иконоборчества ему за защиту святых икон отрубили руку, но Матерь Божия исцелила праведника, а он в благодарность сделал к иконе кисть из серебра. Впоследствии эта икона была перенесена преподобным Иоанном в обитель Саввы Освященного, а потом была отдана в дар сербскому архиепископу Савве.

Игумен Лев:

– До сих пор очень живое общение; я думаю, оно по молитвам Матери Божией происходит, потому что мы действительно братские народы и по вере, и по культуре, и по менталитету. Несмотря на то, что сербы находятся в центре Европы, они к нам очень близко по своему менталитету, по культуре, по вере. Вот такая у нас история длится уже около 20 лет и до сих пор не прекращается. Приходят сербы и на исповедь, причащаются; те, кто  до сих пор остался здесь жить. Многие обрусели, тут живут, женились. Знаковость русско-сербского единения до сих пор присутствует.

По преданию, во время вторжения турок в Сербию икона «Троеручица» была перенесена в Хиландарский монастырь на Афоне. Главные святыни монастыря Крестовая пустынь, в котором мы находимся, как раз из Хиландарской обители.

Игумен Лев:

– Дары Хиландарского монастыря – икона «Троеручица» Божией Матери и частичка Животворящего Креста Господня. А так у нас мощей и святынь очень много – про все сразу не расскажешь. Когда служим молебны, выносим их для поклонения, и, бывает, за один раз нам все не вынести. Поэтому когда приходит человек (допустим, у него тяжелая ситуация, надо помолиться), выносим все святыньки и стараемся вместе с угодниками Божиими молиться, чтобы человек получил или исцеление, или, может быть, решил жизненную ситуацию. Конечно, еще можно выделить частичку лозы Симеона (это родитель Саввы Сербского, эта святынька тоже находится в Хиландаре), и по молитве к Симеону Мироточивому, по молитве Божией Матери люди получают деток.

Чтят здесь и память святого, с именем которого неразрывно связан образ Богородицы  «Троеручица». Это уже упоминаемый нами преподобный Иоанн Дамаскин. Обратите внимание вот на эту часовню, она еще только строится; темный свод будет засыпан землей. Всё для того, чтобы часовня внешне напоминала пещеру, в которой жил святой Иоанн Дамаскин. Основной храм в обители – церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Домовая монашеская церковь посвящена святому Иоанну Предтече. В планах возвести большой храм Успения Божией Матери.

Игумен Лев:

– Он в византийском стиле, в византийской традиции. Здесь развитие православия было немножко раньше, чем это принято считать от Крещения Руси, потому что со стороны Абхазии до Керчи было около семи епархий; по этой земле ходили апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит, апостол от семидесяти Матфей.

Вокруг много целебных святых источников, расположенных по ходу горных рек. Уже днем становится довольно-таки прохладно, потому что солнце скрывается за горами, поэтому обязательно, когда пойдете сюда, возьмите с собой верхнюю одежду. Здесь руками братии и трудников возведена открытая купель. В святой источник можно погрузиться полностью. Видите вот эту купель? А здесь ступеньки, поднимаетесь по ним и окунаетесь в воду. А вокруг вас уникальный, яркий и живописный ландшафт, дивная и завораживающая природа этих мест. Монастырь открыт для паломников, но если вы хотите пожить здесь и потрудиться, то сделать это можно только по предварительной договоренности со святой обителью.

Игумен Лев:

– Когда приезжает паломник, он живет вместе с нами, различия никакого мы не делаем, поэтому это должен быть православный воцерковленный человек. Сейчас таких людей, к сожалению, мало. Это может быть и месяц, но, еще раз говорю, чтобы человек понимал, куда он едет, зачем  едет, потому что есть такая поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А сейчас идут со своим уставом в наш монастырь и начинают дух, который у нас, менять под свой. А я должен в первую очередь беспокоиться за братию. Служим без сокращений. Ночные службы так, как на Афоне, не получаются, потому что тогда нет времени днем отдохнуть, приходят паломники, туристы, пытаемся как-то и свое защитить, и в то же время помочь людям, потому что, бывает, люди ощутят дух монастырский и меняют потом свою жизнь, воцерковляются, приносят покаяние, приезжают и благодарят... Они говорят: мы просто у вас здесь были, на источнике, исцеление у нас случилось или просьба какая-то, жизнь поменялась… И смотришь, потом человек у себя на приходе занимает активную позицию.

Сейчас православие деятельное. Когда мы были в Греции, встречались с игуменией одного из женских монастырей, она очень духовный человек, она прозорливая, говорит: «Отче, не закрывайтесь от людей. Если сейчас монашествующие закроются, то православие рухнет». Мы прислушиваемся к этому, ведь это слова Божии, не от человека. И душу свою положить за други своя  – есть такое делание, которое выше. Мы закрыться закроемся, а что дальше? Люди нуждаются в слове, в примере. Православие сейчас более деятельное,  происходит даже возрастной перелом, большая часть людей – это молодые, которые сейчас рожают, создают семьи, они стараются вникать более в смысл православия, то есть это не обрядовое православие, которое до нас наши бабушки донесли. Они имели крепкую веру. Может быть, не такую ученость, как сейчас, но зато они заповедь исполняли так, как она есть: как слышали, так и исполняли (может быть, в чем-то ошибались). И благодаря этим бабушкам, «белым платочкам», мы сохранили веру, ведь все было разрушено.

 Сейчас многие пытаются переписать историю: что никаких гонений не было, что было красивое коммунистическое время… Но истребляли священников как сословие. Люди православные погибали за веру, за Христа, есть достаточно примеров. Поэтому сейчас мы должны быть открыты для людей, понимать нужды людей, какими бы они ни были. Монашество сейчас тоже видоизменяется, и это не потому, что мы хотим нарушить традиции; видимо, время такое. Пускай мы сами в чем-то потеряем, но нужно потерпеть ради того, чтобы человек получил пользу. Сколько детей приходит! Они меняются за год, их уже не узнаешь – они другие совсем. Они так же играют, так же балуются, но они совсем другие. Если они потом этот стержень сохранят, то пройдут через все искушения, которые их ждут.

Пока мы снимали эту программу, в монастыре жизнь шла своим чередом: люди молились и работали.

Игумен Лев:

– У нас есть пасека, своей земли особо нет, потому что у нас тут национальный парк, землю тяжело взять даже в аренду. На земле, которая у нас, курочки бегают, коровка своя, огородики. Мы так воспитаны, что надо трудиться и питаться тем, что вырастил собственными руками. Хлеб мы печем сами, масло у нас подсолнечное с Тимашевского монастыря (там братья сами делают), молоко свое. После службы у нас  традиция  кормить всех прихожан, поэтому продукты нужны, и хочется, чтобы эти продукты были качественные, настоящие, потому что сейчас, к сожалению, идет подмена всего.

Трапеза в монастыре и правда очень вкусная, и, конечно, каждый найдет здесь пищу для ума, для сердца и для души.

Игумен Лев:

– Наш старец говорил так: война войной, а рожь сей. Вот мы пытаемся так жить: строить, делать – Господь Сам видит все. Если мы принесем покаяние, то у нас будущее будет совсем другое.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 26 апреля: 23:45
  • Суббота, 27 апреля: 06:15
  • Суббота, 27 апреля: 07:45

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать