По святым местам. Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский монастырь

14 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы посетим старинные пещеры монастыря, увидим рощу с дубами-великанами, а также святые источники. Кроме того, узнаем историю становления святой обители и побываем у креста, поставленного в память посещения этого места святым благоверным князем Александром Невским.

Мы приехали в Урюпинскую епархию. Здесь, среди цветущих полей и вековых дубов, стоит Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь. О нем наш сегодняшний рассказ. Село Каменный Брод было основано в XVIII веке, но свое название берет из Средневековья. В период нашествия на Русь монголо-татар пленники Золотой Орды делали здесь брод, чтобы можно было переходить реку Иловлю. Это был тяжелый труд, и когда через эти края в столицу Орды ехал святой благоверный князь Александр Невский, он вступился за соотечественников. 

Иеромонах Давид (Берестнев), насельник Каменно-Бродского монастыря: 

– Договорился. Наверное, дань какую-то дал, чтобы православных на тяжелые работы не брали. 

На сопке, где стоял шатер благоверного князя, сейчас установлен крест, но до того, как здесь начнется монастырская жизнь, пройдет не одно столетие. 

Иеромонах Давид: 

– Монастырь основан в 1860 году. Основатель монастыря помещик Персидский, который выделил земли. Каждому в то время хотелось, чтобы или храм строили, или монастырь, и, конечно, он был очень доволен. И жена его Серафима. 

Помещик Петр Персидский тогда купил три иконы. До наших дней сохранились две: «Господь Вседержитель» и икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Получив благословение священноначалия, супруги принялись за строительство Скорбященского храма, и в то же время собиралась община. 

Иеромонах Давид: 

– Храм был построен через девять лет, освятили. Монашество сначала было здесь – собрались вдовы погибших казаков и девушки, которые желали посвятить себя Богу. В общей сложности было 136 монашествующих по документам. 

Люди жертвовали монастырю деньги и земли, но через 19 лет ситуация в обители усложнилась. Начальницей стала матушка Афанасия, она уволила выборных сестер и некоторых монахинь. Тогда супруги Персидские заступились за насельниц. Наступили судебные тяжбы, разбирательства. Серафиму Персидскую обвиняли в том, что она забирала монастырских послушниц для работы в своем доме, помещица же обвинила матушку Афанасию в растратах и злоупотреблениях. В итоге духовные власти приказали вернуть монахинь в монастырь, но в то же время сняли все обвинения в растратах с настоятельницы. Интересно, что, несмотря на конфликты, от монастырского кладбища остались лишь два надгробия. 

– А вот там у вас два захоронения, вернее – даже камни надгробные… 

Иеромонах Давид: 

– Два надгробных камня. Один камень Серафимы Персидской, которая ездила в Саратов за благословением, чтобы построить этот храм «Всех скорбящих Радость». Второй камень – Афанасии, игумении монастыря. Две женщины положили всю свою любовь на создание этого монастыря, благолепия, украшения. Монастырь был очень богат. 

После строительства первых зданий приступили к возведению Троицкого собора. 

– Батюшка, то есть вот здесь стоял Троицкий собор? 

Иеромонах Давид: 

– Да, Троицкий собор пятикупольный из белого кирпича, камня, высота была 43 метра. В двадцать седьмом году монастырь был закрыт, некоторые монашествующие остались в окрестных деревнях, некоторые по этапу пошли на Саратов, но не все дошли – была уже поздняя осень, а одежду не дали взять с собой. 

Сейчас от храма остался лишь фундамент, а когда-то эта церковь удивляла всех приходящих своей красотой. 

Иеромонах Давид: 

– Только иконостас собора, который был пятикупольный, 43 метра, белый камень – красивый очень был. Собор разрушили в 1934 году. 

После закрытия обитель была в заброшенном состоянии. Правда, некоторые из монахинь продолжали жить в окрестных селах и совершали в домах богослужение. Монастырь вернули епархии только в 1991 году, и он стал возрождаться как мужской. Хотя в то время обитель – это лишь несколько еле отапливаемых комнат и покосившийся деревянный коровник. 

Иеромонах Давид: 

– Стали устранять неполадки в монастыре. И заодно поставили новую купель в источник. 

– Люди вообще любят окунаться в холодную воду? 

Иеромонах Давид: 

– Да, у нас почти как в Дивеево – такая же вода. 

– Такая же холодная? 

Иеромонах Давид: 

– Холодная, чистая, целебная, и много исцелений здесь происходит. Мы знаем только о нескольких, о которых просто люди говорят, но многие не говорят, потому что это не принято. Женщина приезжала, когда была еще старая купель, рассказывала: мужу должны были операцию делать. Он приезжал на Крещение, искупался, погрузился в источник с верой, приехал к себе домой, пришел в больницу – и ему сказали, что операция не нужна. 

До революции рядом с обителью насчитывалось девять целебных святых источников: серебряный, родоновый, сероводородный и с натриево-кальциево-калиевым составом воды. А дальше там купели. 

Иеромонах Давид: 

– Да, там купели. Сейчас уже новая купель. 

– Много людей приезжает к вам? 

Иеромонах Давид: 

– Очень много. Слава Богу, здесь молитва прежде всего: люди благодарят Господа, Божию Матерь, святых. Здесь исцелений очень много. 

И вот постепенно мы приближаемся к еще одной достопримечательности монастыря. Эти многолетние дубы – настоящие гиганты, их возраст достигает 400 лет, а размер кроны примерно 26 метров. Между прочим, они охраняются государством, а каков диаметр этих дубов, мы сейчас узнаем. Почти шесть моих обхватов. Кстати, Каменно-Бродский монастырь – памятник природы регионального значения. Здесь даже можно встретить растения, занесенные в Красную книгу. Поэтому если вы решите собрать букет, будьте внимательны. А мы после прогулки по дубовой роще вернемся обратно. Вы, наверное, заметили, что в главном храме монастыря много старинных икон – их постепенно возвращают в обитель. Икона «Снятие с Креста» мироточила несколько дней, многие святые образа обновляются, краски становятся ярче. 

Иеромонах Давид: 

– Очень много чудотворных икон в монастыре – слава Богу. Вот первые, конечно, «Господь Вседержитель» и «Всех скорбящих Радость». Очень многие приезжают с Волгограда, Камышина, из Москвы, Санкт-Петербурга, даже с Дальнего Востока. 

На территории монастыря есть разнообразные указатели для паломников. На одном из них написано: «Пещеры». Узнаем, как они выглядят и откуда здесь появились. Эти пещеры сделаны в меловых горах. Подобные часто встречаются в святых обителях на берегах Дона. Обычно историкам сложно сказать о точном времени их возникновения. 

Иеромонах Давид: 

– Есть легенда, что в XII–XIII веках, когда были гонения на Афоне, монашествующие искали себе места, где можно было бы остановиться и молиться Богу. Потому что прежде всего это молитва в уединении, чтобы никто не мешал. Протяженность пещер около 200 метров, вход, через который мы сейчас проходили, 15 метров, а раньше можно было только проползти на животе... 

Старожилы говорят, что когда-то пещеры были соединены подземным ходом с монастырем. 

Иеромонах Давид: 

– Сейчас всё втайне, пока Господь еще нам не открыл это все. Есть у нас несколько ярусов, мы ходим только по верхнему ярусу, есть нижний – покажем. Протяженность нижнего яруса где-то метров 30–35, он песком засыпан, идет в гору, проползти только на животе можно. Еще первые послушники, которые были здесь, уносили песок оттуда; находили обрывки облачений, огарки свечей. 

Здесь можно увидеть старинные кирпичи, которые делали в монастыре с аббревиатурой МСС (монастырь святых сестер). Говорят, что некоторые из насельниц после закрытия обители ушли в эти пещеры в затвор. 

Иеромонах Давид: 

– Здесь углы 90 градусов; есть предположение, что проход должен дальше идти, потому что когда заканчивается проход (тупиковый), он получается полукруглый, а здесь 90 градусов; он уходит как будто туда. 

Одно время пещеры не закрывали, но люди оставляли здесь надписи, и сейчас прийти сюда можно только с сопровождающим из монастыря. 

Иеромонах Давид: 

– Фундамент храма выполнен в виде креста – у нас здесь тоже получается крест. Верх – купол; порода выбрана так, что как отдельный камень вроде бы. Напротив клирос должен быть... 

Толщина здешних стен около метра, летом здесь прохладно, а зимой тепло. 

Иеромонах Давид: 

– Здесь самое высокое место. Посмотрите вверх: видите, как арка сделана, колонны – туда можно зайти. И стена. В проходе есть в одной стене углубление, в котором лежит плита, она намного теплее, если руку приложить... Знаем, что когда была Киево-Печерская лавра, под спудом мощи лежали. Вот в этом месте. Наверное, тоже что-то такое есть, потому что в каждом темном незнакомом месте обычно страх какой-то, а здесь именно спокойствие. 

Проходы сейчас тупиковые, а когда-то они были сделаны вкруговую. 

Иеромонах Давид: 

– Тоже стены разные совсем. Есть гладкие, есть насечки совсем другие. Как будто бы должно дальше проходить; стена гладкая, уходит дальше с этой стороны, с другой то же самое – она гладкая, должно быть продолжение. Здесь, получается, глыба стоит. 

Вот такие таинственные пещеры, посетить которые должен каждый паломник, приезжающий в монастырь. А мы, пока не стемнело, давайте выйдем на свет. По дороге к пещерам есть монастырское кладбище, здесь хоронили еще воинов Первой мировой войны (в то время в монастыре был госпиталь), а на самой вершине упокоилась матушка Агапия. Она восстанавливала обитель своими трудами с 1992 года. 

Иеромонах Давид: 

– Она всю любовь отдала этому монастырю, у нее любимым послушанием был клирос, хотя она очень много послушаний несла. И храм на ней был, и облачение, но она любила петь и на службе радовалась. Она не ходила в храм только тогда, когда болела сильно. Но благодарила Господа. Вечером болеет – немощь… Смотришь, утром на службе стоит, молится... 

К главному храму обители совсем недавно была пристроена колокольня, и теперь вход в эту церковь будет с другой стороны. Дел в монастыре много; жизнь не замирает ни на минуту. 

Иеромонах Давид: 

– У нас есть живность – держим своих коров, овец. Занимаемся земледелием – виноград, яблоки у нас свои, лесные орехи посажены, тоже урожай дают уже. В огороде как обычно: картошка, капуста, помидоры, огурцы – все закручиваем. Люди приезжают помолиться, побыть. Если кто раньше был, потом сюда приезжает всегда. Место, Богом избранное. Цветут особенно шалфей, душица, чабрец – запах степи такой хороший... 

Автор и ведущая программы Надежда Калинина 
Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 18 апреля: 15:15
  • Пятница, 19 апреля: 23:45
  • Суббота, 20 апреля: 09:30

Анонс ближайшего выпуска

"Какой может быть храм в бывшем кинотеатре?!" - так говорили некоторые жители села Бурла, когда приходу для богослужений отдали здание заброшенного кинотеатра "Юность". Но православная община не только обустроила временный храм, но и построила рядом новый в честь римских мучениц. О храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Бурла узнают зрители программы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать