По святым местам. Итоговая программа за год (Дивеево, Калининград, Исилькуль, Углич, Иерусалим)

9 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Ушедший год выдался богатым на события и поездки. В дни новогодних каникул мы еще раз вспомним о тех святых местах, в которых нам удалось побывать. Начнем с Четвертого удела Пресвятой Богородицы, а закончим домом, где появилась на свет Царица Небесная.

Вот и закончились праздничные зимние каникулы, уже вовсю идет 2019 год. Но перед тем как паковать чемоданы и отправляться в новое путешествие, давайте вспомним, что интересного было в прошлом году. Начался он для нашей программы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Давайте вспомним, как приняла нас обитель батюшки Серафима, где мы побывали, что увидели.

«Радость моя, Христос воскресе!» – так встречал всех преподобный Серафим Саровский. И, приезжая в Дивеево, мы как будто бы вновь слышим эти слова.

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Притекают сюда и паломники, и просто туристы, чтобы действительно приобщиться святыне, приложиться к мощам, помолиться у наших преподобных, блаженных, пройти по Канавке, потому что это заповедовал батюшка. Батюшка Серафим, например, говорил о том, что по этой Канавке прошли стопы Царицы Небесной. «Кто пройдет по Канавке и 150 раз прочтет “Богородице Дево, радуйся”, здесь тому и Киев, и Иерусалим, и Афон».

Благодать всех уделов Богородицы собрана в этом месте. Паломники, монахи, священники и архиереи идут по этой Канавке, которая, как говорил батюшка Серафим, до небес высока.

Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– И всегда будет нерушимой стеной и оградой от антихриста. Царица Небесная никого не оставляет неутешенным, если с открытым сердцем и твердым упованием к Ней прибегают. Сестры обители ежедневно проходят крестным ходом, во главе которого матушка игумения или одна из старших сестер несет икону Царицы Небесной. Именно Сама Владычица Пресвятая Богородица является верховной игуменией обители – Она здесь Хозяйка.

Не зря говорят: дивное Дивеево. Каждый из паломников наверняка может вспомнить свою сокровенную историю, связанную с этим местом. Здесь все пропитано духом молитвы старца Серафима и его духовных чад. Можно погрузиться в атмосферу времени их жизни, посетив музей монастыря: здесь воссоздана келья преподобного.

Анна Вячеславовна Ольховацкая, экскурсовод:

Вещей, принадлежавших батюшке Серафиму, здесь немного. Во-первых, табуреточка-аналой; старец сделал ее сам (он был очень хорошим плотником) и пользовался ею во время молитвы; стоя на коленях, опирался на эту табуреточку; на ней могли лежать богослужебные книги. Вы видите, она носит следы огня – она тоже обгорела при пожаре, случившемся в келье старца по его кончине. Руками батюшки Серафима был сделан и вот этот деревянный стул с резной спинкой, а также лесенка из трех ступеней. Старец пользовался ею, чтобы открывать задвижки у печки. В записках Мотовилова есть воспоминания о том, что именно на этой лесенке сидел Николай Александрович, ожидая беседы со старцем, около его кельи в Саровском монастыре. А в углу на особом столике находилась любимая икона преподобного Серафима – Божией Матери «Умиление». На подоконнике в келье старца стоял медный ковш для воды, бутылки для святой воды и масла, на гвозде в углу висела монашеская мантия. Вот на большой цветной литографии вы видите торжественный крестный ход с мощами новопрославленного угодника Божия преподобного Серафима. Раку с мощами несет сам император Николай и члены царской семьи. Это литография, а здесь же фотография того же самого крестного хода.

Игумения Сергия (Конкова):

– Я хочу сказать, сознаю полностью, что здесь управляет Царица Небесная, Новоначальница этого места, а я только на послушании. Поэтому спокойно к этому относилась и раньше, когда нам не передавали, например, помещение. Но потом все равно это решалось, и в нужный момент Господь посылал нужных людей, которые помогали.

Очень многие монастыри, не только наш, можно сказать, возрождаются так, как возрождается сейчас православная душа человеческая. Почему? Потому что многие приняли участие и в их строительстве, и в возрождении, ведь все храмы были разрушены. Они, можно сказать, сейчас восстановлены; даже новая построена – Благовещенская – по заповеди батюшки Серафима. Те, кто был здесь, например, в 90-х годах, видят сейчас эти изменения и просто поражаются. Даже светские люди приезжают и говорят: «Это невозможно в такие короткие сроки. Неужели это можно возродить?» Ну, невозможное человеку возможно Богу...

А из дивного Дивеева наш путь лежал к морю. Русская Прибалтика, Янтарный край, самый западный регион – как только не называют Калининградскую область! Сейчас там расположены две епархии – Калининградская и Черняховская. И даже если вы являетесь опытным паломником, наверняка будете немного удивлены, увидев местные храмы. Дело в том, что когда-то территория Калининградской области входила в состав Восточной Пруссии, а православие пришло на эти земли 30 лет назад.

Протоиерей Георгий Урбанович, руководитель духовно-просветительского центра Калининградской епархии:

– Здесь были руины кирх, т.е. немецких церковных культовых зданий, католических, лютеранских, кальвинистских, каких угодно, но это была не православная традиция. И вот тогда было, на мой взгляд, принято принципиально важное решение нашим архиепископом Кириллом, ныне Святейшим Патриархом, о том, что мы берем эти немецкие руины, восстанавливаем их и в них будем молиться как православные.  

Храм Николая Чудотворца тоже строили тевтонские рыцари, было это в XIII веке. И кажется, что здание они возводили для того, чтобы выстоять осаду. И первые впечатления вас не обманывают. Простота форм, лишенность декора, мощные каменные стены и окна-бойницы сделали храм похожим на крепость. Это неудивительно: ведь в то время, когда была построена церковь, на христианские храмы нападали и пытались их уничтожить. Но крепкое на вид здание больше всего пострадало не в боевых сражениях, а от людского безразличия. В 50-е годы прошлого столетия, когда здесь уже несколько лет никто не молился, церковь растаскивалась и разрушалась. К началу 80-х здание кирхи превратилось в развалины и использовалось окрестными жителями в качестве свалки для мусора.

Это кажется невозможным, но всего за полтора года без государственной помощи и финансирования, только силами и средствами православной общины церковь подняли из руин. Девятнадцатого декабря 1986 года храм был освящен в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Этот храм стал домом для первой православной общины Калининграда. Она вошла в состав Смоленской епархии, глава которой стал носить титул Смоленский и Калининградский. И вот митрополит Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси, направил сюда первых священников, а через десять лет в самом сердце города на площади Победы началась история собора Христа Спасителя.

Есть в Калининградской и Черняховской епархии храмы в готическом стиле, есть более привычные для людей из «Большой России» именно так там называют гостей из других регионов. А знаете где еще рады гостям? В Исилькульской епархии. Несмотря на то, что это в Сибири, встретили нас там очень тепло.

В этом году, когда отмечается столетняя годовщина убийства Николая II и его семьи, «Царский поезд» специального назначения отправляется из Омска на станцию Любинская, туда, где почти сутки стоял состав, в котором из тобольской ссылки в Екатеринбург ехал государь с супругой и дочерью. Сто лет спустя почитатели царя-страстотерпца прибыли сюда, в поселок Любинский. В епархии считают, что своим пребыванием на станции Любинская царственные узники освятили это место. Здесь они безропотно ждали своей участи, смиренно покоряясь воле Божией.

Духовой оркестр, местные жители с цветами и священники – царскую семью встречают не как узников, а как долгожданных гостей. В честь визита, который произошел век назад, на здании станции установлена памятная плита.

Вот так на карте нашей страны появляются новые святые места, и открывать их не менее интересно, чем те, история которых уходит в глубь веков. Старинный русский город Углич был основан в X веке, а в XIII там появился Богоявленский монастырь.

И не случайно мы пришли сюда – в сердце города – в Угличский кремль. Сейчас здесь бродят толпы туристов и путешественников, а несколько столетий назад именно на этом месте началась история Богоявленского монастыря.

Игумения Антонина (Злотникова), настоятельница монастыря:

– Монастырь был основан в 1295 году, то есть в конце XIII века, и располагался в центре города в районе Угличского кремля. Вы, наверное, видели, сейчас там располагается Поклонный крест, и эта обитель изначально была основана как усыпальница великокняжеских родов женской линии, чтобы всегда была неусыпная молитва и вечное поминание этих имен. 

В XVI веке здесь жил с матерью младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. После гибели царевича Димитрия его мать, царица Мария Федоровна, по принуждению Бориса Годунова приняла постриг в Богоявленском монастыре, а позже опальную царицу сослали в Николаевский монастырь на реке Выксе в Белозерском крае. Смерть последнего из династии Рюриковичей повлекла за собой Смуту. 

Игумения Антонина:

– Управление и помощь монастырю, восстановление после тяжелого периода польско-литовского захвата, поджогов и пожаров и всего прочего взяла на свои плечи мама первого царя из династии Романовых инокиня Марфа. Она все свои душевные силы и возможности стала, конечно, вкладывать в нашу обитель.

Судьбы двух женщин – инокини Марфы и Марии Нагой – удивительным образом похожи. В иночестве они стали носить одно и то же имя – Марфа.

Игумения Антонина:

– Их  самоотверженное служение – распятие себя ради ближнего своего, ради интересов государства, отказ от своего естественного женского, материнского счастья – величайшая жертва, которая была принесена Богу во славу государства Российского. И таким образом, живя и трудясь в этом монастыре, они как бы духовно своим присутствием соединили две царственные династии: трагически закончилось существование династии Рюриковичей – и чудесным образом зародилась династия Романовых.

А теперь давайте отправимся в место, где сердце паломника всегда начинает биться чаще: это Святая Земля, Иерусалим. Даже одного упоминания об этой святыне достаточно, чтобы наполниться радостью, ведь там началась история нашей веры. По этой земле ходил Иисус Христос, апостолы и Богородица. 

А теперь отправимся в Старый город. Мы увидим место, где жили праведные Иоаким и Анна и где появилась на свет Пресвятая Дева. Сейчас здесь очень близко расположены два храма – греческий и католический. Под греческой церковью Иоакима и Анны находится пещера, которая считается местом Рождества Пресвятой Богородицы. А католический собор Святой Анны славится своей прекрасной акустикой. Рядом с этой церковью есть еще одно святое место. Все мы знаем, что до трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия. Дом, где жили праведные Иоаким и Анна и где появилась на свет Пресвятая Дева, находился к северу от Иерусалимского храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании и называемых Овчими.

Прервем наши воспоминания, ведь время программы подходит к концу. Давайте надеяться и верить, что впереди у нас с вами еще много неизведанных дорог, которыми мы обязательно пройдем самостоятельно и в рамках программы «По святым местам».

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 20 марта: 07:45
  • Пятница, 22 марта: 23:45
  • Воскресенье, 24 марта: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Мы начинаем рассказ о святой обители с истории становления монастыря. Вы узнаете о его небесных покровителях, знаменитых насельниках и паломниках, а также о храмах монастырского полуострова.   

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы