По святым местам. Христо-Рождественское Архиерейское подворье, с. Борисоглеб

25 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Были ли у святых Петра и Февронии Муромских дети? Мы отправимся в монастырь, где приняла постриг дочь благоверных князей - Евдокия. Основание святой обители связывают с именем князя-страстотерпца Глеба, правившего в Муроме на рубеже X—XI веков.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Муромской епархии, и сегодня мы приехали в село Борисоглеб. На рубеже X–XI веков здесь жил святой князь Глеб, сын равноапостольного князя Владимира, а сейчас здесь находится Христо-Рождественское архиерейское подворье. О нем наш сегодняшний рассказ.

Святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба знают многие – эти первые святые, канонизированные Русской Православной Церковью, были убиты в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца святого равноапостольного князя Владимира. На момент смерти Глебу было около 20 лет, но до того, как юноша, отпустив дружину, поплывет по реке в Киев навстречу своей гибели, он будет несколько лет жить здесь, недалеко от города Мурома.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Когда князь Владимир делил Русскую землю, в летописи имеется такая фраза: «посадил (то есть отдал) Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме». То есть первым официальным муромским князем был князь Глеб, но так получилось, что Глеб не мог утвердиться в городе Муроме. По всей видимости, на местах была сильная местная прослойка, она не желала делиться властью с пришедшим князем. Поэтому в «Повести о водворении христианства в Муроме» имеется такая любопытная фраза: муромцы князя Глеба в город не пустили, и он проживал в 14 поприщах от города Мурома на реке Ушне (в настоящее время там находится село Борисоглеб), где впоследствии и возник Борисоглебский монастырь. Судя по этимологии, Борисоглеб – то самое место, где князь Глеб имел свою резиденцию.

С 988 по 1015 год князь Глеб владел Муромом, но княжеский двор располагался не в самом Муроме, а здесь, на реке Ушне. И местечко это было не только административным, но и своеобразным духовным центром. Отсюда начинает распространение христианство, письменность и культура в Византии, Греции и Болгарии. После канонизации святых Бориса и Глеба в начале XI века возникло их почитание на Руси, и примерно в XII столетии был основан и сам монастырь. Когда святая обитель только строилась, рядом начали селиться плотники, мастеровые. Возникает слобода, а затем и село. А в период монголо-татарского нашествия сборщикам дани по указу хана запрещалось жечь и разорять русские церкви и монастыри, поэтому крестьяне окрестных сел и деревень тянулись к святым обителям, видя в них спасение от грабежей и насилия. Так продолжили заселяться земли и вокруг Борисоглебского монастыря.

Обратите внимание на эту табличку. Церковное Предание гласит, что здесь в 1028 году приняла постриг Евдокия, дочь муромского князя Давида Георгиевича. Имя Давид в постриге носил святой благоверный князь Петр Муромский. У святых князей Петра и Февронии Муромских были сыновья Юрий и Святослав, а также дочь Евдокия. Молодую княжну выдали замуж за великого князя Владимирского Святослава Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. В 1228 году родители Евдокии, святые Петр и Феврония, умирают, княгиня отправляется в Муром, где были похоронены ее отец и мать, а потом, в том же году, оставив мужа и детей, уходит в Борисоглебский монастырь и через несколько месяцев умирает  в святой обители.

Святая обитель в селе Борисоглеб была богата землями, их дарили монастырю в период правления царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, в царствование Бориса Годунова, а в начале XVII века, во времена царя Михаила Федоровича Романова, в Борисоглебском монастыре были уже два деревянных храма. Первая церковь была возведена в честь русских святых Бориса и Глеба, а вторая – во имя мучеников Флора и Лавра. Но уже к концу столетия храмы сильно обветшали, и было решено строить пятиглавый каменный храм Вознесения Господня. Вторым каменным храмом стал Христо-Рождественский. Он двухэтажный: верхний придел был посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Внутри Рождественской церкви был погребен боярин Иван Осипович Апраксин, принявший монашество под именем Иоасаф. Возможно, именно на его средства и был воздвигнут этот храм, ставший впоследствии последним пристанищем инока Иоасафа.

А все в том же XVII столетии, в 1693 году, служивый человек боярина Петра Лопухина Большого  Матвей Ерофеев Валыгин пожелал возвести в Борисоглебском монастыре еще один каменный храм в честь Николая Чудотворца. Вознесенский храм до наших дней не сохранился, лишь на его развалинах была найдена  икона святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Никольский храм тоже утрачен, а там, где он стоял, был обретен крест, а также образ святителя Николая Чудотворца.

В январе 1765 года, просуществовав более четырех столетий, Борисоглебский монастырь был упразднен. Борисоглебский приход жил за счет треб и небольшого участка земли. И вот три некогда монастырских храма простояли до революции, а потом здания стали разрушаться. Вознесенский храм простоял еще до 1970 года, и тогда его еще можно было восстановить, но здание разобрали на кирпич. Остался только Христо-Рождественский храм, его в 1992 году и вернули епархии. Так как из всего богатого архитектурного ансамбля уцелел лишь двухэтажный храм Рождества Христова, то богослужения совершаются здесь. В святой обители всех ждут на соборной молитве.

По благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила здесь было образовано Архиерейское подворье – монастырская жизнь возобновляется. В этом монастыре находится список Филермской иконы Пресвятой Богородицы. По преданию, первообраз этой святыни был написан евангелистом Лукой еще при жизни Царицы Небесной. Святой евангелист передал этот образ назареям, посвятившим свою жизнь иноческому подвигу, у них икона пробыла три века. В V веке первообраз этой иконы перенесли в Константинополь во Влахернский храм, затем, спасая святыню от османов, ее отправили в Иерусалим, а после – на острова Крит, Кипр и Родос.

Рыцари, монахи и крестоносцы защищали эту икону. Когда турецкий султан захватил и остров Родос, рыцари более семи лет перевозили святыню по разным городам Италии. Свою новую родину святыня обрела на Мальте, где пробыла более 250 лет. Но в 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России – преподнесли Филермскую икону Божией Матери императору Павлу I, который в то время находился в Гатчине. Позже икона находилась в Санкт-Петербурге, а в Гатчину с ней совершались крестные ходы три раза в году. После революции икону тайно вывезли в Эстонию в город Ревель, а затем в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга Александра III и мать Николая II. После кончины Марии Федоровны икона находилась в православном соборе Берлина, но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал икону королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. В настоящее время Филермская икона Божией Матери пребывает в Черногории в отдельной голубой часовне. Список чудотворной Филермской иконы Божией Матери, который находится в селе Борисоглеб, как раз подарок с Черногорской земли.

В этом храме вы увидите еще немало старинных икон, редких святынь, частиц мощей. Приезжайте – увидите и почувствуете.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 23:45
  • Суббота, 20 апреля: 09:30
  • Суббота, 20 апреля: 09:40

Анонс ближайшего выпуска

"Какой может быть храм в бывшем кинотеатре?!" - так говорили некоторые жители села Бурла, когда приходу для богослужений отдали здание заброшенного кинотеатра "Юность". Но православная община не только обустроила временный храм, но и построила рядом новый в честь римских мучениц. О храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Бурла узнают зрители программы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать