По святым местам. Храмы Каргополя. Часть 2

17 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Прекрасные каргопольские храмы по архитектурной ценности можно сравнить с дворцами раннего флорентийского Возрождения. Образцы северного узорочья и классицизма, они пропитаны духом старины и молитвы. Наша программа продолжит свой рассказ о древнем городе и его святынях.

Знаете ли вы, какой город на год старше Москвы? Как на площади в 13 км² разместить двадцать две церкви и два монастыря и почему греческая традиция благодарности за помощь святым прижилась на Русском Севере? Ответы на эти вопросы мы найдем в Каргополе, рассказ о котором продолжает программа «По святым местам». Прошлый выпуск мы посвятили храмам Соборной площади, а всего через пять минут пешком или через минуту на машине мы с вами будем тоже на площади, но уже на другой.

Вот мы и оказались на Благовещенской площади, названа она по имени храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом  другая церковь – Никольская, а с этой стороны храм Рождества Царицы Небесной. Кстати, он никогда не закрывался, поэтому его так любят местные жители.

Ирина Викторовна Онучина, заведующая отделом научно-экспозиционной работы Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея:

– Это еще одна группа храмов. Такая особенность, что в Каргополе храмы строились очень компактно, группами,  причем один приход состоял из двух храмов…

Хотя до постройки храмов площадь называлась не Благовещенской, а Старой торговой, Каргополь был город купеческий; именно купцы Андрей и Климент Пометяевы начали строить здесь в 1678 году храм Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня храма была достроена в 1844 иждивением других купцов – братьев Ивана и Андрея Насоновых. Стиль храма специалисты называли «каргопольским узорочьем».

Ирина Викторовна Онучина:

– Он закрывался совсем ненадолго, в течение пяти военных лет. Открыли на Пасху в сорок пятом…

Давайте зайдем внутрь храма – здесь все пропитано духом старины и молитвы, ведь в советский период церковь не закрывалась, оставаясь единственной действующей во всем Каргопольском районе. Больше всего, конечно, поражает огромный иконостас. Столетиями сюда приходили каргопольцы, обращаясь к святым, Богородице и Господу, прося помощи в своих трудах. Об одной из традиций благодарить силы Небесные за поддержку  расскажут в местном музее.

Ирина Викторовна Онучина:

– Вы видите привесы к иконам. То есть это в благодарность за исцеление: люди, искренне веруя, не думая ни о каком язычестве, просто  хотели поблагодарить Бога. Такая практика продолжается и сейчас, только используются другие какие-то драгоценные вещи. Но все-таки официально это Церковью не приветствовалось. В 1722 году из Новгорода был запрос о том, чтобы сообщить, есть ли такое в церквях. И все храмы и монастыри из слова в слово повторяют одну и ту же фразу: «в той нашей церкви у святых образов привесных, куриозных и прочих вещей не обретается, и до 1722 года ничего не сбирано было». Но на самом деле и в конце XVIII – начале XIX века в монастырях у храмовых образов привесы были.

А рядом с Рождество-Богородицкой церковью через несколько десятилетий, в 1692 году, стали строить храм Благовещенский. Сто рублей на церковь тогда пожертвовал сам царь Петр I. Каждая стена храма украшена затейливым узорочьем, каждое окно имеет неповторимый облик. Архитектор Тормосов, увидев это, сказал: «Приукрашенная и преудивительная». На 34 окна, расположенных на фасадах здания, приходится до 15 типов оконных обрамлений: колосники, жгутики, валики, ромбики – эти элементы декора в Благовещенской церкви складываются в сложнейшие и изысканнейшие сочетания. Храм уцелел снаружи благодаря академику реставратору Игорю Грабарю. Уже в 1920-е годы церковь признали памятником древней архитектуры,  храм перешел в ведение краеведческого музея. А вот с Никольским храмом власти не церемонились. Будущие красноармейцы учились здесь стрелять и приспособили здание под тир – сбили все пять куполов. Позже, уже в 80-е годы, восстановили только центральный. От этого ансамбля храмов поедем к другому.

Ирина Викторовна Онучина:

– Эти храмы сохранились, правда, в руинированном состоянии. Это Свято-Духовский и Вознесенский. Они находятся в конце улицы Акулова (раньше она именовалась Каменкой). Эти храмы тоже примечательны. С одной стороны, историей строительства. Дело в том, что они сначала были  деревянные, а когда стали отстраивать в камне, то сначала построили приделы; основной массив оставался деревянным, уже потом ядро храма отстроили в камне. И все люди принадлежали к определенным приходам – в то время их менять было нельзя…

Свято-Духовский приход имеет еще одну особенность – оттуда происходит скульптура святителя Николая. Этот образ считался чудотворным, но официальная Церковь какое-то время запрещала эти скульптурные образы. Видимо, здесь усматривалась связь с язычеством, хотя на самом деле это не совсем так. И вот приезжает в город епископ, ему эта статуя не нравится; он поручает ее вынести из храма – ее вынесли. Но епископ покинул город, и статую внесли обратно.

Да, поморы – люди с характером. Не зря же говорят, что в Архангельской области не было крепостного права, а еще здесь жило немало старообрядцев. Сразу после церковной реформы они приехали сюда.

Ирина Викторовна Онучина:

– И вот когда начинается это брожение, гонение, то некоторые соловецкие иноки укрываются в Каргополе (уже в самое раннее время), находят здесь покровительство. Обосновывается Выгорецкое общежительство (в Повенецком уезде северо-западнее отсюда), но предварительно старообрядцы искали место и хотели обосноваться здесь, близ Чаженьги,  у них там было свое поселение, где они выращивали хлеб. Каргополь был хлебородной страной.

А еще когда-то в Каргополе было два монастыря.

 Ирина Викторовна Онучина:

– Оба они находились на краю города; вот этот монастырь на противоположном берегу – Спасо-Преображенский. Как раз мы видим его план, он был известен еще и тем, что здесь поддерживались традиции книгописания, была большая библиотека (около 300 книг).

Был и Успенский женский монастырь, сегодня его здания утеряны. Но в самом городе осталось еще немало старинных храмов, которые стоят и по сей день.  

Ирина Викторовна Онучина:

– Троицкий был деревянным храмом, как и все, впрочем. Когда его стали отстраивать в камне в XVIII веке, то завершили  пяти куполами. Там бил источник и был придел, освященный в честь преподобного Александра Ошевенского. Но в конце XIX века случился очередной пожар в этом храме. Когда его стали перестраивать, то купцы, которые вложили средства в это, пожелали сделать храм однокупольным.

За моей спиной Троицкий храм, он появился в Каргополе в 1790 году. Как вы убедились, старинных церквей здесь очень много, этот город вообще называют музеем под открытым небом, но если и говорить образно, что это музей, то пусть его фонды постоянно пополняются, а не ветшают. Например, в плачевном состоянии находится Воскресенская церковь.

Ирина Викторовна Онучина:

– Точной даты ее возведения нет, но это XVII век; даже говорят, сама архитектура завершения кровли позакомарная, она сейчас редко встречается. Христорождественский собор был такой же изначально, и на наружных стенах этого храма есть выбитые плиты, которые говорят о погребении.

Хорошо рассмотреть наружные стены храма Вознесения Господня вряд ли получится – сейчас они в строительных лесах. На этом, к сожалению, процесс реставрации пока остановился. Памятник федерального значения, образец северного средневекового каменного узорочья, грандиозный монументальный храм рассечен гигантской трещиной. Еще в 60-е годы он был в хорошем состоянии, но замерзшие осадки разрушают церковь. Многим храмам Каргополя удалось устоять только потому, что они были переданы в музейное пользование.

Ирина Викторовна Онучина:

– Вот этот храм с тридцать третьего года был отдан музею. После того как убрали главку, организовали книжную базу, музей располагался в другой церкви (эта церковь погорела – и его перевели сюда). А в 80-е и 90-е годы стали передаваться еще храмы. Передана церковь Зосимы и Савватия (в 80-е годы).

Этот храм Каргополя был одним из самых богатых в городе – его заложили в 1814 году на Колобовой горке. Давайте зайдем внутрь. Это церковь Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев, сейчас здесь концертный зал, но музыканты относятся очень бережно к зданию храма и на алтарную часть не заходят. Декорированный огромный купол напоминает приходящим сюда, что здание построено в стиле классицизма. Чем хорош Каргополь, так это тем, что множество архитектурных стилей здесь мирно соседствуют друг с другом.

Не только храмы, но и многие другие здания Каргополя старинные и имеют историческую ценность. Например, это неприметное небольшое строение – полоскалка; местные жители до сих пор ею пользуются. А туристы, особенно из дальних стран, не перестают удивляться этому строению. И дело не в отсутствии стиральных машин – у каргопольцев они есть; просто что-то хочется сохранить, оставить неизменным. Например, прекрасные каргопольские храмы, которые по архитектурной ценности можно сравнить с дворцами раннего флорентийского Возрождения, а о духовном значении судить вам. Приезжайте в Каргополь – все сами увидите и почувствуете.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35
  • Пятница, 26 апреля: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать