По святым местам. Храмы Каргополя. Часть 1

10 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
На юго-западе Архангельской области, рядом с Карелией и Вологодской областью, находится Каргополь. Город был торговый, а значит - здесь жило много купцов. Они-то и построили такое количество храмов. В XIX веке Каргополь уже мог похвастаться 22 храмами и двумя монастырями. Многие из церквей дошли до наших дней; о них и пойдет наш рассказ.

Программа «По святым местам» продолжает путешествовать по Архангельской области,  и сегодня мы во втором кафедральном городе Плесецкой епархии. Он носит название Каргополь. Если Плесецк вместе со своим космодромом, как здесь говорят, устремлен уже в ХХII век, то Каргополь подарит вам дух старины. На юго-западе Архангельской области граничит с Карелией и Вологодской областью Каргопольская земля. Река Онега, на берегу которой стоит Каргополь, определила его предназначение. Летом по воде, а зимой по льду шли сюда обозы с морской рыбой, солью и пушниной.

Онучина Ольга Викторовна, заведующая отделом научно- экспозиционной работы  Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея:

– Если говорить о самом начальном периоде нашего города, то надо сказать, что эти места славянами начали осваиваться уже в Х–ХI веках. Коренное население, которое жило здесь к этому времени, это финно-угорские племена. Здесь мы видим древности, которые остались от ассимилированного населения.

Город был торговый; значит, здесь проживало очень много купцов. Они построили  большое количество храмов. В ХIХ веке Каргополь насчитывал 22 храма и два монастыря.

Онучина Ольга Викторовна:

– О наименовании города существуют самые разные версии. Одна из ранних – это «медвежье поле» (на финском языке звучит как «Каргово поле»). Современные исследователи говорят, что это не так, и выдвигают свои версии. Существуют самые разные версии (такие, как «корабельная пристань», «грузовое поле»).

Чаще можно услышать, что «карго» на северных диалектах означает «ворона»; следовательно, Карго поле – это «воронье поле». Первый острог появился здесь в период Смутного времени. В Новгороде стояли шведы, под Москвой поляки и литовцы, и Каргополь не собирался сдаваться интервентам.

Онучина Ольга Викторовна:

– Шведский военачальник посылал грамоты северным городам о том, что он придет в эти места с войной. Каргопольцы с честью и достоинством отвечали: «Если вы учините кровь христианскую проливать, то  мы за себя постоять рады – сколько Господь Бог помощи нам даст».

Осаду тогда выстояли. Острог стал постепенно настоящей крепостью. О том периоде рассказывает икона, хранившаяся в Спасском храме.

Онучина Ольга Викторовна:

– Изображение крепости, что написал иконописец, видевший ее, представлено на этой иконе. Это такой чудесный случай, когда город был спасен от пожара. Надпись на иконе свидетельствует, что пожар случился в 1700 году. Когда казалось, вот-вот должна обрушиться стена и люди погибнут, к подвалу Троицкой башни вдруг подходят святые князья Борис и Глеб. Удалось справиться с пожаром. И город, и сама крепость уцелели.

У Каргополя была особая грамота от Иоанна Грозного на монополию  по продаже морской соли.

Онучина Ольга Викторовна:

– Это позволило городу получать средства, развиваться, строиться. Именно в середине ХVI века строится первый каменный храм – собор Рождества Христова.

Храм заложили в 1552 году – это древнейшая каменная постройка Каргополя, возведенная в годы правления Иоанна Грозного. Высокий пятиярусный иконостас собора – настоящий шедевр плотницкого и иконописного искусства. Дух захватывает, когда видишь всю эту красоту. Хочется просто помолчать и во всех деталях рассмотреть старинную роспись и резьбу по дереву.

Онучина Ольга Викторовна:

– В 1714 году в доме у некой вдовы Пономаревой из иконы Казанской Божьей Матери произошло истечение слезного источника. Она идет к священнику, показывает, и все убеждаются, что это действительно так. Икону помещают в храм. Она была небольшого размера. Затем ее в Новгород потребовал митрополит, для засвидетельствования чуда. Она была туда доставлена, а потом вернулась в Каргополь. Жители ее встречали крестным ходом. С того времени она находилась в Христорождественском соборе. Вокруг нее была написана живописная рама на акафист Пресвятой Богородицы. Когда храмы стали закрываться, икона сначала попала в музей, а затем ее следы теряются. На фотографии мы видим тот же самый образ, но с него сняты все драгоценные ризы. Следы от гвоздей свидетельствуют о том, что они были. Где она обретается, неизвестно.

Иконостас относится уже ко второй половине ХVIII века. В 1765 году в городе случился страшный пожар. Горел Каргополь и до этого, но на этот раз огненная стихия испепелила большую часть жилых и хозяйственных строений. Сгорело девять церквей, сильно пострадал Христорождественский собор. Три четверти Каргополя тогда было уничтожено. Внутри собор Рождества Христова был расписан фресками, но после пожара до нас дошел только «Страшный суд» на западной стене. Другие фрески погибли. Причем не столько разрушительно на них воздействовал огонь, сколько сказалось отсутствие у собора кровли в течение нескольких лет после трагедии. Снаружи мы можем увидеть контрфорсы; их установили здесь, чтобы укрепить стены собора после пожара.

Онучина Ольга Викторовна:

– Контрфорсы не деревянные, они каменные, просто сверху  обшиты тесом. В пожаре ХVIII века пострадали девять храмов, причем все каменные за исключением этого храма. Этот храм был деревянный, поэтому полностью сгорел. Стены дали трещины. Чтобы укрепить его, потребовалось сделать такие укрепления.

Примерно в то же самое время Российской империей начинает управлять императрица Екатерина II.  И Каргополь начинает оживать после пожара.

Онучина Ольга Викторовна:

– Меняется кардинально благодаря Екатерине II. Была выдана ссуда по повелению Екатерины II, чтобы каргопольцы отстроили свои дома. Ссуда была беспроцентная. На храмы и на казенные учреждения ссуда государством была дана безвозмездно.

Этот вензель – знак Екатерины II, и он здесь не случайно. Его, а также саму колокольню установили благодарные жители Каргополя. За то, что императрица помогла им отстроить город после пожара. Даже сама колокольня обращена не на восток, как это принято, а развернута в сторону дороги: как бы ожидает приезда русской правительницы.

Онучина Ольга Викторовна:

– Перед нами не просто макет. Это архитектурный проект, по которому ее возводили. Особенности – стиль классицизм, екатерининская эпоха. История ее возведения далеко не простая. В 1767 году ее начинают строить. Предпочтение из купцов отдали одному – Александру Маркову. Он начинает строить, денег не хватает. Подряд передают другим. Его даже стали подозревать в том, что он присвоил деньги, но это оказалось  не так. Неправильно было рассчитано количество кирпича. Если мы сравним сам макет и колокольню, то она выглядит более приземисто. То есть, видимо, подрядчик рассчитывал на макетный вариант колокольни, а строить стали выше. Таким образом,  на колокольню (даже когда работали другие подрядчики) денег все равно не хватило. Только в 1778 году, через одиннадцать лет, она была построена.

Сама Екатерина II колокольню так и не увидела. Легенда гласит, что матушка-императрица хотела посетить Каргополь, но приезд так и не состоялся. Зато сейчас на колокольне проводится фестиваль «Хрустальные звоны».

Фестиваль уже почти пятнадцать лет собирает мужественных людей, которых не пугают северные морозы и ветра. На него приезжают известные звонари со всей России.

Онучина Ольга Викторовна:

– Колокольня смотрит на улицу Петербургскую. Эта улица выходила на транзитные тракты (и связывала Каргополь со всей страной): на Петербург,  Архангельск,  Петрозаводск,  Москву. В конце улицы была застава. Когда построили железную дорогу, то стал развиваться другой транспорт.

Шенкурский тракт стал использоваться лишь к концу ХIХ столетия. Тогда же была сделана и эта фотография. Здесь изображена Введенская церковь Каргополя. Ее построили в 1808 году. А через четыре года в подвале этого храма хранилось вывезенное из оккупированной французами Москвы имущество императорской семьи. После революции здание передали музею. Здесь сохранили уцелевшие святыни многих каргопольских храмов (например, образ Зосимы и Савватия Соловецких).

Онучина Ольга Викторовна:

– По краям изображены святитель Филипп и преподобный Александр Ошевенский. Святитель Филипп в свое послеземное существование имеет отношение к городу. Когда митрополит Никон в 1652 году вез его мощи в Москву, то шел по Онеге и в Каргополе  останавливался. Три дня его мощи пребывали в Христорождественском соборе. Служились панихиды, мощи были доступны для поклонения. В Христорождественском соборе один из приделов был освящен в честь святителя Филиппа.

Рядом с Введенским храмом и собором Рождества Христова стоит храм Рождества Иоанна Предтечи. Построили его в середине ХVIII века. Эта церковь является самой большой и высокой в городе. Храм производит впечатление грандиозности, так говорят специалисты. Сейчас храм Рождества Иоанна Предтечи является  действующим. Здесь проводятся богослужения. До революции здесь был еще один храм. Он был посвящен Входу Господа Иисуса Христа во Иерусалим. До наших дней он не сохранился. Мы с вами отправимся с Рождественской площади на другую, Благовещенскую, и там нас ждут другие старинные церкви. О них мы расскажем в следующей программе «По святым местам».

Записал Владислав Рябов

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 июля: 12:45
  • Среда, 24 июля: 07:45
  • Пятница, 26 июля: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Наша программа вновь посещает места связанные со святым Прокопием Устьянским, день памяти которого Церковь будет отмечать 21 июля. Мы увидим два храма: первый - в селе Березник, а второй - в деревне Павлицево. Эти церкви можно назвать прекрасными образцами русского деревянного зодчества.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы