Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Зоя Степановна Голошевская, звонарь:
– Я, наверное, с 1990 года посещаю этот храм. Какие исполняю обязанности? А всё приходится делать. Этот храм был построен в петровские времена, когда сюда приехал епископ Афанасий Холмогорский и Важский. При нем начинается строительство этих каменных храмов.
Церковь строилась на средства местных жителей. В основном люди работали с металлом, но не здесь, а в Санкт-Петербурге. Это называлось отхожим промыслом, и вот на деньги от изготовления решеток, труб и кованых перил северной столицы и был возведен матигорский храм. Правда, изначально он должен был стоять в другом месте.
Зоя Степановна Голошевская:
– Такая легенда была: пригнали плоты с лесом, началась сильная буря, плоты разбило и прибило к этому месту. Потом снова повторяется то же самое, снова эти плоты прибило – значит, решили, здесь будет строительство. У нас вот икона Тихвинской Божией Матери, очень старинная, и она сопровождала один из плотов с лесом. Эта икона стоит у нас в храме, она почитаемая, считается чудотворной.
Тихвинская икона Божией Матери очень старинная, но, несмотря на ее плачевное состояние, ее очень любят местные жители. Любовь к ней они пронесли через поколения и говорят, что часто перед этим образом молятся учащиеся или мамы выпускников. Пол в церкви сделан из строительного камня, добытого в местном карьере (такой же использовался на Соловках), а решетчатые деревянные ворота сохранились здесь с XVII века.
Священник Иоанн Скрипник:
– Строительство храма началось в 1686 году, закончили в 1694-м – практически строительство заняло почти десять лет. На месте нынешнего храма раньше, до появления каменного здания, были два храма деревянных, то есть один в честь святителя Николая Чудотворца (собственно говоря, ему сейчас один из приделов посвящен), а другой храм в честь Параскевы Пятницы, мученицы. Была построена сначала одна часть – центральный придел – в честь Воскресения Христа, летний придел; этот придел никогда не отапливался, он всегда был холодным, и там, естественно, службы совершались только в теплое время года. А потом уже постепенно достраивали остальные два придела.
Мы уже говорили, что родственники великого ученого Ломоносова связаны с этой церковью – его дедушка служил здесь псаломщиком, а бабушка была просфорницей. Забегая немного вперед, расскажем, как в советские годы этот храм удалось уберечь от разрушения.
Священник Иоанн Скрипник:
– Когда это все началось, храм взяли под хранилище для зерна. И здесь, как раз где мы сейчас находимся, в трапезной, хранилось зерно.
А между горами зерна люди протаптывали дорожку и шли на молитву.
Священник Иоанн Скрипник:
– Мы с вами сейчас находимся в центральном приделе нашего храма Воскресения Христова – плачевное состояние храма в целом и данного придела. Как можно увидеть, снег здесь, несмотря на то, что толстые стены, двери двойные (здесь внутренние двери, а с той стороны еще наружные двери). На полу можно увидеть снег рядом с дверями. Это из-за того, что у нас с окнами проблемы – они, видимо, снег пропускают.
Пятиярусный иконостас был роскошью даже для городских храмов XVII века, а уж в сельском и вовсе был в диковинку. Но таков уж характер у поморов – щедрый, с размахом. Хотя, как вы уже поняли, в наши дни старинному храму все сложнее выглядеть величественным.
Священник Иоанн Скрипник:
– Находимся мы сейчас в одном из приделов нашего храма в честь Параскевы Пятницы. К сожалению, в данном приделе богослужения не совершаем (думаю, комментировать не стоит – почему). Что привлекает Ваш взгляд?
– Не знаю, деревянные колонны…
Священник Иоанн Скрипник:
– Ну да, они у нас везде, эти деревянные колонны, – и там, и там, и там. То есть придел, в котором мы не совершаем богослужения, скорее всего развалится. Потому что если в центральном приделе маленькая трещина, то здесь уже все намного серьезнее.
Этот придел изначально был теплым, и здесь молились зимой, но сейчас богослужения здесь не проводятся, а часть иконостаса отсюда перенесли в другой (теплый) придел – Никольский.
Священник Иоанн Скрипник:
– Скажем так: это наш дом, где мы каждый день, не считая Пасхи, служим. Вы сами поняли, что здесь тепло.
Крещение проходит в этом же приделе – вы видите старинную купель, а с другой стороны находится клирос.
Священник Иоанн Скрипник:
– Поем мы, конечно, простенько, по-своему, но с любовью к Богу. Буквально до этого лета мы пели (клирос) по старинным книгам XVIII–XX веков. У нас летом были волонтеры из проекта «Общее дело», они сказали: «О-го-го, мы такие видели только в музее». То есть под стеклом.
Прошлым летом в храм привезли уже новые книги, а до этого в богослужении прихожане использовали вот такие раритеты.
Священник Иоанн Скрипник:
– Тут написано, когда она подарена: 1880 год. Имейте в виду, с этого момента сколько же лет ее использовали...
Кстати, если вы хотите сойти здесь за местного, то говорите не «Матигоры», а «Матигры», тогда вас уж точно признают за своего. В продолжение темы хочу сказать, что когда-то здесь жила сестра Иоанна Кронштадтского, ее звали Анна. Так вот, батюшка Иоанн для своей сестры построил дом – он сохранился до сих пор.
Зоя Степановна Голошевская:
– Мне рассказывала староста храма, которая мне передала все дела, что ее бабушка, мама (мама была еще маленькая) помнят, как приезжал Иоанн Кронштадтский. Все готовились, в домах все начищалось. В доме, в котором его должны были принять, все чистилось, мылось. Он проводил службы. У него была такая манера: он выходил на крыльцо и щедро дарил детям подарки (конфеты, печенье, пряники, кидал монеты). И вот у них случилось несчастье – пала корова, и он им дал золотой на корову.
В тридцатые годы XX века в этих стенах молились высланные сюда монахи скита Параклит Троице-Сергиевой лавры. Связь с обителью батюшки Сергия у этой северной церкви жива до сих пор.
Зоя Степановна Голошевская:
– Храм является памятником архитектуры и культуры, находится на федеральном учете, но мы ничего не можем здесь сделать, к сожалению, без согласования, без проекта. На все проекты нужны огромные деньги, а денег у нас нет, поэтому храм в таком плачевном состоянии. Конечно, очень хотелось бы, чтобы на нас обратили внимание, чтобы какое-то финансирование нам открыли, тем более что в этом году нашему храму 325 лет, а знаменитому селу Матигоры в этом году будет 750 лет. Может быть, появится какой-то проект, может быть, удастся что-то и нам какие-то крохи будут.
Несмотря на трудности, в будущее здесь смотрят открыто. Уже почти два года настоятелем храма является отец Иоанн. Батюшка – уроженец Молдовы, человек южный, открытый и дружелюбный, а для Русского Севера такая теплота очень важна. А еще прошлым летом здесь прошел приходской праздник – в день святых Петра и Февронии сюда приехали волонтеры проекта «Общее дело».
Зоя Степановна Голошевская:
– Накрыли столы, был концерт, было очень весело, и, в общем-то, даже в селе какой-то толчок жизни это дало. Некоторые думают, кто в храм идет? Старые, глупые, забитые бабки, которым делать нечего, а тут увидели продвинутую молодежь – что православная молодежь занимается таким добрым делом.
Отклики прихожан:
– В целом праздник очень понравился, я рада была до слез, что в нашей деревне такое происходит. Чудо, я считаю.
– Очень признательны на самом деле, от всего сердца говорю.
– Мы сами люди скрытные и немножко стесняемся, может быть, а вы нас как бы расшевеливаете. И, Бог даст, сюда потянутся наконец-то прихожане.
Зоя Степановна Голошевская:
– Это же очень-очень сложно буквально выжить и буквально не замерзнуть даже. Поэтому просто это крик души, чтобы как-то о нас узнали, услышали, чтобы объявились какие-то спонсоры, может быть, и выделили какие-то деньги, потому что мы все пенсионеры, мы здесь работаем просто так; храм этот привязал к себе, и мы не можем не прийти в этот храм.
Истопить печь, вымыть пол, подежурить в церковной лавке – такие простые, но такие важные дела. Они наполняют жизнью старинные стены XVII века, помогают сохранить церковь. Для кого? Для Матигор, для жителей Русского Севера и, например, для нас с вами, путешественников и пилигримов, паломников и туристов, колесящих по дорогам в поисках красоты и веры.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!