По святым местам. Храм Воскресения Христова с. Матигоры Архангельской епархии

5 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Узорочье - такое название носит архитектурный стиль этой церкви в архангельской глубинке. На этой неделе мы завершаем сорокадневное празднование Пасхи Христовой, и наша программа познакомит вас с Воскресенским храмом села Матигоры.

Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» приехала в Матигоры. Название этого местечка означает «большой». И это неудивительно – населенный пункт довольно-таки протяженный. Здесь родилась Елена Ивановна Сивкова, мама Михаила Ломоносова и дочь дьячка местной Воскресенской церкви. Об этом храме и пойдет наш сегодняшний рассказ. Думаю, что практически у всех зрителей программы за окном как минимум плюсовая температура, ну а если это не так, то вам будет намного проще представить, почему во время этого выпуска никто из его героев не снимал верхнюю одежду. Трехпрестольный храм (в высоту, как писали в XVII веке, в 20 сажень) протопить к нашему приезду не успели, да и сделать это полностью практически невозможно.

Зоя Степановна Голошевская, звонарь:

– Я, наверное, с 1990 года посещаю этот храм. Какие исполняю обязанности? А всё приходится делать. Этот храм был построен в петровские времена, когда сюда приехал епископ Афанасий Холмогорский и Важский. При нем начинается строительство этих каменных храмов.

Церковь строилась на средства местных жителей. В основном люди работали с металлом, но не здесь, а в Санкт-Петербурге. Это называлось отхожим промыслом, и вот на деньги от изготовления решеток, труб и кованых перил северной столицы и был возведен матигорский храм. Правда, изначально он должен был стоять в другом месте.  

Зоя Степановна Голошевская:

– Такая легенда была: пригнали плоты с лесом, началась сильная буря, плоты разбило и прибило к этому месту. Потом снова повторяется то же самое, снова эти плоты прибило – значит, решили, здесь будет строительство. У нас вот икона Тихвинской Божией Матери, очень старинная, и она сопровождала один из плотов с лесом. Эта икона стоит у нас в храме, она почитаемая, считается чудотворной.

Тихвинская икона Божией Матери очень старинная, но, несмотря на ее плачевное состояние, ее очень любят местные жители. Любовь к ней они пронесли через поколения и говорят, что часто перед этим образом молятся учащиеся или мамы выпускников. Пол в церкви сделан из строительного камня, добытого в местном карьере (такой же использовался на Соловках), а решетчатые деревянные ворота сохранились здесь с XVII века.

Священник Иоанн Скрипник:

– Строительство храма началось в 1686 году, закончили в 1694-м – практически строительство заняло почти десять лет. На месте нынешнего храма раньше, до появления каменного здания, были два храма деревянных, то есть один в честь святителя Николая Чудотворца (собственно говоря, ему сейчас один из приделов посвящен), а другой храм в честь Параскевы Пятницы, мученицы. Была построена сначала одна часть – центральный придел – в честь Воскресения Христа, летний придел; этот придел никогда не отапливался, он всегда был холодным, и там, естественно, службы совершались только в теплое время года. А потом уже постепенно достраивали остальные два придела.

Мы уже говорили, что родственники великого ученого Ломоносова связаны с этой церковью – его дедушка служил здесь псаломщиком, а бабушка была просфорницей. Забегая немного вперед, расскажем, как в советские годы этот храм удалось уберечь от разрушения.

Священник Иоанн Скрипник:

– Когда это все началось, храм взяли под хранилище для зерна. И здесь, как раз где мы сейчас находимся, в трапезной, хранилось зерно.

А между горами зерна люди протаптывали дорожку и шли на молитву.

Священник Иоанн Скрипник:

– Мы с вами сейчас находимся в центральном приделе нашего храма Воскресения Христова – плачевное состояние храма в целом и данного придела. Как можно увидеть, снег здесь, несмотря на то, что толстые стены, двери двойные (здесь внутренние двери, а с той стороны еще наружные двери). На полу  можно увидеть снег рядом с дверями. Это из-за того, что у нас с окнами проблемы – они, видимо, снег пропускают.

Пятиярусный иконостас был роскошью даже для городских храмов XVII века, а уж в сельском и вовсе был в диковинку. Но таков уж характер у поморов – щедрый, с размахом. Хотя, как вы уже поняли, в наши дни старинному храму все сложнее выглядеть величественным.

Священник Иоанн Скрипник:

– Находимся мы сейчас в одном из приделов нашего храма в честь Параскевы Пятницы. К сожалению, в данном приделе богослужения не совершаем (думаю, комментировать не стоит – почему). Что привлекает Ваш взгляд?

Не знаю, деревянные колонны…

Священник Иоанн Скрипник:

– Ну да, они у нас  везде,  эти деревянные колонны, – и там, и там, и там. То есть придел, в котором мы не совершаем богослужения, скорее всего развалится. Потому что если в центральном приделе маленькая трещина, то здесь уже все намного серьезнее.

Этот придел изначально был теплым, и здесь молились зимой, но сейчас богослужения здесь не проводятся, а часть иконостаса отсюда перенесли в другой (теплый) придел – Никольский. 

Священник Иоанн Скрипник:

– Скажем так: это наш дом, где мы каждый день, не считая Пасхи, служим. Вы сами поняли, что здесь тепло.

Крещение проходит в этом же приделе – вы видите старинную купель, а с другой стороны находится клирос.

Священник Иоанн Скрипник:

– Поем мы, конечно, простенько, по-своему, но с любовью к Богу. Буквально до этого лета мы пели (клирос) по старинным книгам XVIII–XX веков. У нас летом были волонтеры из проекта «Общее дело», они сказали: «О-го-го, мы такие видели только в музее». То есть под стеклом.

Прошлым летом в храм привезли уже новые книги, а до этого в богослужении прихожане использовали вот такие раритеты.

Священник Иоанн Скрипник:

– Тут написано, когда она подарена: 1880 год. Имейте в виду, с этого момента сколько же лет ее использовали...

Кстати, если вы хотите сойти здесь за местного, то говорите не «Матигоры», а «Матигры», тогда вас уж точно признают за своего. В продолжение темы хочу сказать, что когда-то здесь жила сестра Иоанна Кронштадтского, ее звали Анна. Так вот, батюшка Иоанн для своей сестры построил дом – он сохранился до сих пор.

Зоя Степановна Голошевская:

– Мне рассказывала староста храма, которая мне передала все дела,  что ее бабушка, мама (мама была еще маленькая) помнят, как приезжал Иоанн Кронштадтский. Все готовились, в домах все начищалось. В доме, в котором его должны были принять, все чистилось, мылось. Он проводил службы. У него была такая манера: он выходил на крыльцо и щедро дарил детям подарки (конфеты, печенье, пряники, кидал монеты).  И вот у них случилось несчастье – пала корова, и он им дал золотой на корову.

В тридцатые годы XX века в этих стенах молились высланные сюда монахи скита Параклит Троице-Сергиевой лавры. Связь с обителью батюшки Сергия у этой северной церкви жива до сих пор.

Зоя Степановна Голошевская:

– Храм является памятником архитектуры и культуры, находится на федеральном учете, но мы ничего не можем здесь сделать, к сожалению, без согласования, без проекта. На все проекты нужны огромные деньги, а денег у нас нет,  поэтому храм  в таком плачевном состоянии. Конечно, очень хотелось бы, чтобы на нас обратили внимание, чтобы какое-то финансирование нам открыли, тем более что в этом году нашему храму 325 лет, а знаменитому селу Матигоры в этом году будет 750 лет. Может быть, появится какой-то проект, может быть, удастся что-то и нам какие-то крохи будут.

Несмотря на трудности, в будущее здесь смотрят открыто. Уже почти два года настоятелем храма является отец Иоанн. Батюшка – уроженец  Молдовы, человек южный, открытый и дружелюбный, а для Русского Севера такая теплота очень важна. А еще прошлым летом здесь прошел приходской праздник – в день святых Петра и Февронии сюда приехали волонтеры проекта «Общее дело».

Зоя Степановна Голошевская:

– Накрыли столы, был концерт, было очень весело, и, в общем-то, даже в селе какой-то толчок жизни это дало. Некоторые думают, кто в храм идет? Старые, глупые, забитые бабки, которым делать нечего, а тут увидели продвинутую молодежь – что православная молодежь занимается таким добрым делом.

Отклики прихожан:

– В целом праздник очень понравился, я рада была до слез, что в нашей деревне такое происходит. Чудо, я считаю.  

– Очень признательны на самом деле, от всего сердца говорю.

– Мы сами люди скрытные и немножко стесняемся, может быть, а вы нас как бы расшевеливаете. И, Бог даст, сюда потянутся наконец-то прихожане.

Зоя Степановна Голошевская:

– Это же очень-очень сложно буквально выжить и буквально не замерзнуть даже. Поэтому просто это крик души, чтобы как-то о нас узнали, услышали, чтобы объявились какие-то спонсоры, может быть, и выделили какие-то деньги, потому что мы все пенсионеры, мы здесь работаем просто так; храм этот привязал к себе, и мы не можем не прийти в этот храм.

Истопить печь, вымыть пол, подежурить в церковной лавке – такие простые, но такие важные дела. Они наполняют жизнью старинные стены XVII века, помогают сохранить церковь. Для кого? Для Матигор, для жителей Русского Севера и, например, для нас с вами, путешественников и пилигримов, паломников и туристов, колесящих по дорогам в поисках красоты и веры.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 09:15
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать