По святым местам. Храм Мартина Исповедника в Соломбале, Архангельск

29 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Этот архангельский остров старше самого Архангельска. Только полтора столетия назад Соломбала стала частью столицы Поморья. А в XVII веке Петр I основал здесь судостроительную верфь, адмиралтейство, а позже на Соломбале был возведен Морской собор. Мы совершим прогулку по историческому району города, узнаем, что же такое "поморская говоря", и посетим храм Мартина Исповедника.

Программа «По святым местам» приветствует вас из Архангельска. В этом городе есть остров под названием Соломбала; именно сюда мы и приехали. Именно здесь Петр I начал рубить свое первое «окно» в Европу, и здесь находится старинный храм Мартина Исповедника. Об этой церкви, а также об истории места и пойдет речь в нашем сегодняшнем рассказе.

Владимир Николаевич Ломакин, краевед:

– Если по-поморски сказать: «Разрешите мне приветствовать вас в Поморье», это примерно будет звучать так: «Верра ме нонце приветить вас в Поморье». «Верра» – это «разрешите», «ме» – мне, «нонце» – сегодня, «приветить» – приветствовать.

«Поморская говоря» (или поморский говор) на Соломбале, в историческом районе Архангельска, звучит очень колоритно. Древний язык поморов – коренных жителей этих земель – сейчас услышишь разве что в сказках или песнях. С 1419 года, намного раньше Архангельска, начинает упоминаться Соломбала в документах. Название острова финно-угорское.

Владимир Николаевич Ломакин:

– Слово «соломбала» состоит из трех: «суоло» – это остров, «ломпь» – это либо болото, либо озеро с болотистыми берегами; окончание «ла» указывает на поселение. То есть это поселение на топком, болотистом острове.

При Петре I Соломбала становится центром морского кораблестроения. Здесь появилась верфь, адмиралтейство и Адмиралтейский собор.

Владимир Николаевич Ломакин:

– Здесь, в этом месте, стоял морской Преображенский собор. Почему собор здесь находился? В поселении может быть много церквей, но собор один. До 1863 года Соломбала считалась отдельным поселением. Поэтому в Архангельске был кафедральный собор, а здесь просто собор.

Собор строили в XVIII веке, а уже в следующем столетии здесь бывали не только моряки и работники адмиралтейства, но даже императоры Александр I и Александр II. Об этом нам говорят некоторые историки. По их же данным, собор был разрушен в 30-е годы уже прошлого века. Сейчас на его месте вновь строится храм Спаса Преображения.

Но пойдемте изучать остров дальше. На Соломбале долгое время не было кладбища; тех, кто умер, хоронили прямо во дворах. Да и позже, когда некрополь появился, он несколько раз менял свое расположение. И вот уже к XIX веку на месте под названием Кривая Яма заложили церковь.

Владимир Николаевич Ломакин:

– Заложен он был в честь воскресения святого Лазаря Четверодневного, друга Спасителя, но в 1806 году был переименован в честь Мартина Исповедника. Почему? В то время возглавлял адмиралтейство уже Мартин Фондезин (фон Дезин), который делал очень много для того, чтобы Соломбала и адмиралтейство процветали. Поэтому в дань уважения церковь переосвятили в честь Мартина Исповедника.

Сюда было перенесено имущество одной из кладбищенских церквей более раннего периода, а с 1805 года свой последний приют здесь нашли как простые жители острова, так и многие выдающиеся деятели Севера.

Владимир Николаевич Ломакин:

– Например, судостроитель Курочкин построил 87 судов и кораблей; кроме того, разработал модель (и чертеж) 74-пушечного фрегата, которая оказалась такой удачной, что его чертежи рассылали по всем судоверфям Российской империи и по этому образцу строили 74-пушечные фрегаты.

Изначально храм был построен в виде корабля, но позже стал расширяться. Когда-то эта арка была окном, то есть придела апостола Иакова не было. Но со временем приход рос, и храм потребовал расширения, поэтому к основному зданию сделали еще один придел, апостола Иакова. А если еще раз посмотреть на арки, то можно увидеть, какой была первоначальная роспись храма. Псевдовизантийский стиль сохранился именно здесь. Пол и иконостас церкви созданы в первой половине позапрошлого века.

Владимир Николаевич Ломакин:

– Самое интересное, что данный храм никогда не закрывался. Здесь был период обновленчества, но литургия никогда не заканчивалась. Это единственный храм в Архангельске, в котором никогда не заканчивалась служба. Еще этот храм интересен тем, что когда другие храмы разрушались, сюда свозили иконы из них. И не только свозили. Как описывают, иконы плавали в реках, люди их вылавливали и приносили в единственный храм, который в Архангельске не был закрыт. То есть место довольно интересное и намоленное.

Таким образом сюда попал вот этот образ святителя Николая Чудотворца. О его происхождении есть две версии. Первая: Павел I подарил его Адмиралтейскому собору. Вторая: икона находилась на судне, которое ходило по маршруту Архангельск – Сура (местечко Сура – это родина Иоанна Кронштадтского).

Священник Леонид Перчугов, клирик храма святого Мартина Исповедника:

– Все иконы здесь старинные. Замечаешь, что когда люди заходят в храм, сначала целуют центральную икону, а потом буквально идут по кругу, потому что ко всем иконам хочется приложиться, поприветствовать их как своих друзей. Иногда чувствуешь, что даже стены помогают. И не только стены, но и сами традиции прихода, потому что приход очень древний, прихожане очень помогают молитвенно. Здесь есть и психологи, и медики, на клиросе у нас читает диктор местного телевидения, то есть известный журналист. У нас люди абсолютно разных профессий, и все друг другу помогают.

Икона Серафима Саровского появилась здесь в год обретения его честных мощей. Первого августа 1903 года дворянская чета приобрела икону, написанную монахинями Дивеевского монастыря. Изображение батюшки Серафима помещено на частицу того камня, на котором святой молился тысячу дней и ночей. Одно время здесь, на Соломбале, свирепствовала холера, и местные жители приняли решение написать вот этот образ Спасителя «Исцеление кровоточивой женщины». Также была создана другая икона – Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Они были помещены в этом храме. И после, как говорят современники тех лет, холера ушла из этих мест.

Другая святыня проделала немалый путь перед тем, как оказаться здесь. Образ Богородицы «Избавительница» был написан в 1906 году афонскими монахами в честь героев Крымской и Русско-японской войны. Святыню подарил морякам прибалтийского города Либавы Николай II.   

Владимир Николаевич Ломакин:

– Я с детства ходил в этот храм и лично свидетельствую, что эта икона висела в храме и была вся темная: чуть-чуть были видны лики Спасителя и Пресвятой Богородицы. С иконой связаны три интересных события. Женщина 87 лет, ходящая в храм, свидетельствовала о том, что по молодости ей был поставлен диагноз «бесплодие». Но она ходила в этот храм и молилась почему-то именно перед этой иконой, которая была черная, и в конце концов у нее появился ребенок. Второе событие, связанное с иконой: священнику приснился сон, что для нее надо сделать хороший киот (что и сделали). И самое значимое событие – с 1997 года икона стала просветляться. В начале ноября она стала еще более проявляться, и 22 ноября, в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», она замироточила. И сейчас видно, какой икона стала.

Глядя на образ Спасителя, мы можем узнать об одной из местных традиций – благодарить Силы Небесные за помощь. После исцеления, например, руки из серебра делалась фигурка этой части тела и в качестве дара украшала икону.

Владимир Николаевич Ломакин:

– На иконе находится 15 подвесок. Люди исцелялись – и вешали подвески. Мы видим, тут есть подвески в виде полного туловища, рук; даже в виде животного есть – знак того, что даже животные исцелялись. Вот такое поверье было, и люди вешали подвески к этой иконе.

Вот такой старинный храм, в котором до сих пор сохранилось печное отопление. А пока не стемнело, давайте познакомимся еще с одной церковью Соломбалы. Хотя о том, что это храм, помнят лишь несколько местных жителей. 

Владимир Николаевич Ломакин:

– Данная церковь изначально принадлежала Заостровскому приходу, который находится на островах. Ее разобрали, по реке сплавили, перевезли сюда, и в 1855 году храм был собран и освящен – он назывался Николаевский. В 1855 году храм был освящен, а в 1885 году здесь открылась одноклассная церковноприходская школа. Судьба этого храма такая же, как и у всех храмов: какие-то части разрушали, но само здание сохранилось. Когда установилась советская власть, на втором этаже сделали общежитие, на первом этаже – мастерские промкомбината, который шил постельное белье во время Великой Отечественной войны. По некоторым сведениям, здесь шили рукавицы, чехлы для орудий. Вокруг этого храма было кладбище. Здесь есть две могильные плиты, частично сохранился памятник; одни из последних захоронений были в этом месте в середине XX века. То есть около ворот внизу находятся захоронения. А потом это стал просто жилой дом, сейчас в нем уже никто не живет. Сохранилась алтарная часть, старинный фундамент и сама церковь.

Да, сейчас в храме не звучит молитва, но очень хочется верить, что небесный заступник этих мест – святой Николай Чудотворец, покровитель моряков – незримо присутствует здесь и предстательствует за местных жителей своими молитвами. И хотя уже почти стемнело, предлагаем забраться на колокольню – там тоже есть немало интересного.

Владимир Николаевич Ломакин:

– Здесь есть как старинные колокола, так и современный колокол, который отлит в 2015 году. Так как у нас страна морская, корабельная, есть даже рында (рында – это корабельный колокол). На рындах обычно пишется по стандарту название судна (или корабля) и порт приписки. Здесь написано «Стокгольм». Как выяснилось, это своеобразная рында, и здесь написана мастерская, которая делала этот колокол. Причем эта мастерская в Швеции до сих пор существует. Порт приписки – Стокгольм. И с другой стороны еще один колокол, более похожий на рынду.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 23:45
  • Суббота, 20 апреля: 09:30
  • Суббота, 20 апреля: 09:40

Анонс ближайшего выпуска

"Какой может быть храм в бывшем кинотеатре?!" - так говорили некоторые жители села Бурла, когда приходу для богослужений отдали здание заброшенного кинотеатра "Юность". Но православная община не только обустроила временный храм, но и построила рядом новый в честь римских мучениц. О храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Бурла узнают зрители программы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать