Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Монахиня Сергия (Назарова), насельница Гусёвского женского монастыря в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы:
– Икона Ахтырской Божией Матери, которая сейчас перед нами, – это и есть начало нашей обители. Я немного скажу, от чего началось название «Ахтырская». Это было в 1739 году в селе Ахтырка Харьковской области. Батюшка Даниил вышел косить траву вокруг своего храма и вдруг увидел совершенно необыкновенное явление: огромный огненный столп, который восходил от земли к небу. Батюшка со страхом Божиим, с крестным знамением подошел к этому месту и узрел иконочку: она лежала в траве ликом в небо. Икона пронзительная, незабвенная, даже трагическая от того, что на ней изображены последние страдания Господа Иисуса Христа, пригвожденного ко Кресту всеми нашими грехами (прошлыми, настоящими и будущими), а у Креста стоит Царица Небесная, вечная Страдалица, Заступница усердная рода христианского. Вот такую необыкновенную иконочку нашел батюшка в траве.
Первообраз после революции находился в Америке, но в 2010 году был доставлен в Воскресенский монастырь Санкт-Петербурга. Гусёвский же образ Ахтырской иконы Божией Матери был привезен с Афона в XIX веке схимонахом Никодимом.
Монахиня Сергия:
– Был такой послушник в одном из северных монастырей Архангельской губернии. Он был трудником, очень большим молитвенником и очень любил Афон. Старцы северные благословили его пешком идти на Афон. Однажды от этого образа на Афоне был голос: «Несите меня домой». А дом – это, конечно, Россия, которую Матушка возлюбила превыше всего. Не долго думая, они снарядили в путь схимонаха Никодима, дали ему в руки образ Ахтырской Божией Матери и отправили в Россию.
И вот через четыре года пути (а началась эта дорога в 1861 году) схимонах прибывает в эти края и встречает здесь местного священника протоиерея Иоанна (Левицкого).
Монахиня Сергия:
– Он к тому времени уже был старец, овдовел, имел кое-какое состояние, но, как сам говорил, носил в сердце святую мечту. Чаепитие этих двух светозарных старцев затянулось до утра. То есть в эту самую святую преблагословенную ночь и было решено здесь, в нашей глубинке, в отдалении от промышленных духовных центров, устроить русскую женскую православную обитель.
Благословение на устройство монастыря отец Никодим и отец Иоанн получили в Оптиной пустыни у известного в XIX столетии старца Амвросия. В то время в России только отменили крепостное право, внешних препятствий для поступления в святую обитель стало меньше, поэтому вдовы солдат войны 1812 года, лишние рты (так называли девочек из многодетных крестьянских семей), а также одинокие женщины потянулись сюда, в Гусёвку. Сама обитель находится в полустепной зоне, поэтому для нормальной жизни монастыря необходимо было найти родник.
Монахиня Сергия:
– Батюшка Иоанн несколько раз обходил имение с молитвой к Господу, чтобы Он показал место источника. Когда на одном месте батюшка молился со всхлипами, до слез, очевидцы помнят, что он был поднят на воздух на несколько локтей. Они, конечно, испугались: как это простой и земной человек вдруг на воздухе? Закричали: «Батюшка, ты куда?» А он говорит: «Этот случай утаите до смерти моей. А это место источника Господь показал».
Также в наследство от дореволюционного монастыря остался вот этот дуб: ему около 200 лет; он был свидетелем многих исторических событий. Осенью 1878 года в святую обитель приехала Елизавета Годейн, чтобы поселиться здесь. О Елизавете Годейн следует сказать отдельно. Она была духовной дочерью Амвросия Оптинского, состояла с ним в переписке. И вот в ее душе родилось желание оставить мир и уйти в Шамордино в монастырь. А в то же самое время здесь, в Гусёвке, обитель из-за недостатка средств находилась на грани закрытия. Сестрам приходилось очень трудно, пожертвований не хватало, а земли и без того были заложены в банках и кредитных учреждениях. И общину от ликвидации спасла Елизавета Николаевна Годейн – дворянка, дочь генерал-майора и фрейлина Ее императорского величества.
Монахиня Сергия:
– Лизонька воспитывалась в самом роскошном, фешенебельном, прекрасном, богатом дворце посреди Москвы. Она получила гениальное домашнее образование, знала естественные, гуманитарные науки, пять языков в подлиннике. Когда приходит время выходить в свет, она противится воле своих высокосветских родителей. Отраду, утешение она находит в уединении, в псалмопении, молитвах. Когда у Лизоньки умерли ее горячо любимые родители и единственная сестричка Александра, она со своим несметным богатством, а еще вернее – с Господом пошла в Оптину пустынь к батюшке Амвросию. Он сказал ей тогда одно маленькое, очень доброе, теплое, ласковое слово: «Гусёвочка». Лизонька по благословению, по смирению приняла это как дар Божий, как перст Божий и вложила все свое состояние, весь свой титул, всю себя, все, что знала и могла, в нашу святую обитель.
Тогда у нас началось строительство целой лавры, которая до революции называлась «Жемчужина Волгодона» (и женская православная лавра). Здесь было два златокупольных собора – Ченстоховской Божией Матери и Ахтырской Божией Матери, был свой кирпичный завод, ткацкая фабрика, кожевенная фабрика. Сама Лизонька по слабости физического здоровья (тогда у нее уже были первые признаки чахотки) занималась интерьером обители, то есть украшением ее внешнего вида. Каждая кочка здесь цвела невиданными заморскими цветами, а по двору гуляли павлины. Такое благолепие Лизонька устроила для того, чтобы люди, пришедшие из юдоли плача, вечных скорбей и печалей – мира, могли обрести здесь потерянный рай.
Благодаря письмам старца Амвросия обитель строилась по подобию Оптиной пустыни. В некоторых документах монастырь так и называется: Малая Оптина.
Монахиня Сергия:
– Письма сейчас читаем, очень много поднято из архивов, напечатано. Он пишет в письмах с такой лаской: «Как там мои гусенята: и белые, и сероватые, и хорошие, и плоховатые?»
Но процветание продолжалось лишь до 1917 года. В документах остались имена тех, кто нанес первый урон святой обители.
Монахиня Сергия:
– Ванька Борзый, Нинка Кобыла, Митька Домник – даже страшно произносить вслух и при людях. Конечно, они всю свою злобу обрушили на храм: выбили окна, двери, крушили иконы, топтали, сквернословили, плевали, а из алтаря сделали нужник.
Десять лет монастырь был сельскохозяйственной артелью, но в 1927 году и ее закрыли.
Монахиня Сергия:
– Когда мы пришли, здесь было как после войны: здания стояли с проломленными крышами, выбитыми окнами, сломанными дверями. Скот гулял в зоне обители. Трава была выше человеческого роста. Кругом – мусор в виде бутылок, банок, изношенной обуви. Мы думали, никогда не восстанем из этого пепла и праха. Только чудом Божиим, подвигом Пресвятой Богородицы все происходит. Главное, у нас нет ни одного спонсора, чтобы можно было сказать, что этому человеку мы благодарны. Все собирается по копеечке, по крупице.
Первая литургия прошла в домовом храме святого Амвросия Оптинского 14 сентября 1994 года, в день начала нового церковного года. В наши дни восстановлением монастыря занимался архимандрит Василий (Захарич). Он был родом из Республики Беларусь, приехал сюда в 1996 году. Два десятилетия батюшка посвятил тому, что строил храм, восстанавливал здания и монашескую жизнь. Одновременно с этим стали искать останки инокини Елизаветы (Годейн), которую здесь ласково зовут Лизонька.
Игумения Серафима (Каштанова), настоятельница Гусёвского женского монастыря в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы:
– Есть книжечка о Елизавете (Годейн), где написано, что ее захоронили в северной части алтаря. Храм в честь Ченстоховской иконы Божией Матери стоял на территории, где сейчас расположена средняя школа. Директор школы была добрым человеком, сказала: «Копайте, пробуйте». Мы копали, но не нашли. Потом она сказала, что преподаватель хотел построить физкультурную площадку, и когда экскаватором копали в одном месте, попали именно на склеп, где было захоронение.
Сейчас останки Елизаветы (Годейн) находятся на экспертизе, а на месте склепа будет установлен памятный знак. В старых корпусах построили воскресную школу, планируют устроить музей. Все сделано добротно, на века. Здесь развивают детские таланты, устраивают музыкально-литературные вечера для учителей, а для людей, желающих монашеских подвигов, есть свой отдельный корпус.
Игумения Серафима:
– Все кельи одинаковые: кровать, шкаф, стол, полочки и святой уголочек. Молись, плачь, делай поклоны, как это подобает монахине. То есть в одиночестве, в уединении ты спасаешься, здесь ты с Богом. Все эти кельи ждут. Кого мы ждем – не знаю. Мне уже много лет хочется, чтобы пришел кто-то, кому можно передать любовь к монашеской жизни. Сколько лет я здесь настоятельница и все жду, что кто-то придет и скажет: «Я пришла спасать свою душу».
Первый этаж заселен, а на втором пока не слышно ничьих голосов.
Монахиня Сергия:
– Вы увидите здесь людей преклонного возраста. Самой молодой – 65 лет, другим – 70, 75, 80, но все находятся в монашеском строю. Ранний подъем, поздний отбой – и весь день труды, молитвы. Нам хотя бы несколько молодых лиц увидеть! Ведь это же так прекрасно, когда молодежь идет к Богу, принимает это все из наших рук! Но потом думаю, что старость – это тоже великая и священная пора: люди уже прожили жизнь, знают цель жизни, знают, что самое главное – это душа, и умеют молиться. У нас есть ектения в литургии, чтобы Господь послал нам благочестивых инокинь, трудолюбивых, трудоспособных, адекватных, боголюбивых; ну, и молодых, конечно.
Монашеская трапезная очень красивая и уютная.
Игумения Серафима:
– Мы поставили трапезную, и она тоже украшение нашего монастыря, визитная карточка. Владыка, как приходит, говорит: «Какая у вас трапезная!» Она большая получилась.
Даже посуда здесь с изображением маленьких гусят.
Игумения Серафима:
– Многие к нам едут, особенно почему-то медицинский мир, профессора; они к нам едут с такой глубокой верой! Думаю, проснется народ. Мы помогаем: у нас бывают дни для малоимущих, инвалидов войны, труда. Мы разносим продукты, постельное белье и плюс кладем небольшую денежку. Нас встречают, нас любят, но нужно прийти и поблагодарить Бога. Меня не надо благодарить; это Матерь Божия нам дает. Я всегда говорю монахиням: «Мы все положили на стол, они уедут, а у нас опять закрома будут такие же полные».
Люди говорят: «Матушка, мы так спали! Такая благодать у вас!» По какой причине сердца касается благодать? Если ты с чистым сердцем приехал, благодать обязательно будет. Приезжайте, побудьте в этой благодати немножко, и, мне кажется, этого заряда хватит на много-много лет.
Монахиня Сергия:
– Монастырь – это счастье на земле. Конечно, жить очень трудно, но уходить в вечность – блаженно. Монастырь намоленный, старинный, настоящий русский православный. И он стоит такого поклонения.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
В праздник святого Алексия, человека Божьего, отправимся в храм его имени в село Ключи Алтайского края. В этом месте есть три церковных здания: помещение дореволюционной церкви, переделанное под жилой дом, храм, где начали собираться в 90-е годы прошлого века, и строящаяся церковь. О прошлом, настоящем и будущем прихода узнают зрители программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!