По святым местам. Дубовский Вознесенский монастырь Волгоградской епархии

21 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Чего здесь только нет! И святой источник, и швейная мастерская, и чайная. Здесь пишут и реставрируют иконы, умеют делать сладкие десерты и, конечно, возвращают святой обители ее былую дореволюционную красоту. Мы увидим точный список Тихвинского образа Пресвятой Богородицы, а также посмотрим, как на волгоградской земле растет виноград.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Волгоградской епархии. Недалеко от самого города Волгограда, в нескольких десятках километров, находится населенный пункт под названием Дубовка. Здесь во второй половине XIX века была основана святая обитель. О Свято-Вознесенском женском монастыре наш сегодняшний рассказ.

Считается, что первые люди поселились в районе современной Дубовки еще до нашей эры, потом здесь жили племена сарматов, в Средневековье тут находился золотоордынский город Бельджамен, а в XVIII веке сюда пришли казаки. Собственно, 1734 год и считается датой основания Дубовки. А уже в следующем столетии и был основан Свято-Вознесенский монастырь.

Игумения Анна (Ерофеева), настоятельница Дубовского Свято-Вознесенского монастыря:

– Монастырь был основан священником, протоиереем Дубовского округа, настоятелем Успенского собора в Дубовке Иоанном Алексеевичем Покровским. Руководил он людьми с любовью; можно даже сказать, это не было  руководством, это был отец, любящий своих детей. К нему приходили все, и сектанты тоже (молокане, раскольники); и все находили у него привет, любовь и помощь – всем он старался помочь. Все население Дубовки любило его.

Заручившись поддержкой местного населения и священноначалия, в 1865 году отец Иоанн основал здесь святую обитель. В первом флигельке была устроена домовая церковь, а позже возводили и другие здания. А вот это первая каменная постройка монастыря. Это жилой корпус, и на его возведение ушел всего один год. Корпус строился при основателе святой обители отце Иоанне Покровском. Изначально на плане здание напоминало собой ключ, т.е. символически для всех приходящих сюда этот корпус еще раз напоминал о ключе в Царство Божие. Но почти сразу назначенный в монастырь дальний родственник отца Иоанна Павел Павильонов отделяется с небольшой партией сестер из семи человек и пишет доносы на основателя монастыря.   

Игумения Анна:

– Батюшку из общины удаляют на какое-то время до разбирательства. Но с разбирательством не торопятся, община пребывает в смятении, несколько сестер уходят в Дубовку, здесь случается пожар в корпусе домовой церкви. Батюшка приезжает  на место пожарища, сестры ставят ему стульчик; он смотрит на провалившуюся крышу и поет псалом «На реках Вавилонских». И успокаивает сестер: «Сестры, вы не переживайте, правда будет восстановлена, но это будет уже тогда, когда я отойду в вечность».

Чтобы прекратить смуты, отец Иоанн благословил двух послушниц обратиться к государыне Марии Александровне. И после этого по указу сюда направляют монахиню саратовского монастыря Виталию.   

Игумения Анна:

– Это часовня-усыпальница первой игумении монастыря Виталии, которая была строительницей, восстановительницей монашеского уклада жизни, та, которая приняла монастырь в таком разоренном состоянии и трудами своими возвела монастырь в  цветущий вид.

Когда матушка Виталия только принялась за труды по наведению порядка в обители, батюшка Иоанн в то время доживал последние минуты жизни. Все обвинения были сняты, но основатель монастыря до этого не дожил. Его отпевал епископ Саратовский и Царицынский Тихон.

Игумения Анна:

– Владыка идет в домик к батюшке на коленях, при всех испрашивает у него прощения за причиненные ему обиды – правда восторжествовала, причем при большом стечении верующих, многие из которых знали батюшку.

И вот распри и недопонимания закончились, начинается новый этап в жизни святой обители. Восстановлен сгоревший корпус, освящен домовый храм в честь Собора Пресвятой Богородицы и Третьего обретения главы Иоанна Предтечи, сюда стали прибывать насельницы, паломники, и было решено в 1880 году заложить большой собор Вознесения Господня. К тому времени здесь уже проживало около 200 человек и община официально получила статус монастыря. А вот эта часовня настоящая редкость, потому что она освящена в честь святого царя Давида. Такое посвящение вы вряд ли где найдете. Очень символично, что в этой небольшой часовне сестры читают Псалтирь, а прямо за зданием этого храма когда-то и находился Свято-Вознесенский собор. Его большевики разрушили первым, в годы революции в монастыре проживало уже 400 сестер.

Игумения Анна:

– Часть из них была расстреляна без суда и следствия, в монастырь прибыли два красноармейца и один офицер, вывели сестер в балки, и те сестры, которые находились в тот момент в обители, были убиты.

Другие сестры прошли через лагеря и ссылки, но все-таки возвращались в Дубовку и жили в домах у местных жителей, а в монастыре был интернат.

Игумения Анна:

– В 1991 году указом президента монастыри Русской Православной Церкви были официально переданы Православной Церкви, но передача строений продолжалась очень долго.

Вот с этого небольшого домика и трех окошек и началось возрождение монашеской жизни. Здесь поселились первые сестры, и здесь же они оборудовали первый небольшой домовый храм.

Игумения Анна:

– Когда видим, с чего начиналось возрождение монастыря, видим, что это помощь Божия. Не своими силами и заслугами, а милостью Божией потихоньку все восстанавливалось и продолжает восстанавливаться.

Храм Иоанна Предтечи – историческое здание теплой, келейной, монастырской церкви – сейчас главный храм святой обители.

Игумения Анна:

– Здесь покоится наша первая настоятельница матушка Христина. С 1993 по 1998 год она поднимала монастырь. Действительно поднимала, потому что у нас в области не было ни монастырей, ни достаточного количества храмов (в Волгограде всего на такой огромный город было два храма); матушка положила на это все труды и поэтому так рано ушла из жизни. Этот корпус бывший игуменский, он был разделен, где труба, на две половины, т.е. два входа было (один вход для высоких гостей – архиереев, благодетелей, а где второй вход – там жила игумения с сестрами).

Сейчас этот корпус мы под швейные мастерские переделали. Швейных мастерских у нас две; и два послушания. В одной шьют монашескую одежду, облачения для священников, а другая мастерская – это  творческое объединение верующих людей, наших прихожан под руководством монахини монастыря, они шьют одежду в  русском стиле, и это материальное выражение русской духовной культуры. Одна наша прихожанка, когда надела наши платья и поехала в маршрутке в город, все в маршрутке очень активно интересовалась этим; люди были рады увидеть это платье на девушке. Хотя иногда приходит женщина и говорит: а как же я в этом выйду? Стесняется. На самом деле – наоборот, реакция людей как раз подтверждает, что люди рады видеть такую одежду.

И хоть мы знаем, что не одежда красит человека, но все-таки на внутреннее состояние она влияет, и эти платья и сарафаны нашли отклик у наших современниц. Также здесь есть иконописная мастерская.

Игумения Анна:

– Мы читали тоже в летописи, что наш основатель протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский мечтал, хотел, чаял, чтобы в монастыре были свои сестры-иконописицы. Но больше 150 лет не было возможности для этого. А тут наша сестра-послушница ездила в Москву и познакомилась с нынешней нашей монахиней Фамарью.

Монахиня Фамарь (Петропавлова):

– Мы традиционно в древнерусском стиле пишем. Конечно, самый любимый наш ориентир – преподобный Андрей Рублев. Мы стремимся к тому, чтобы икона содействовала молитвам людей. Именно этим она отличается от картины. То есть на картину можно любоваться, а на икону молиться.

Здесь не только пишут, но и реставрируют иконы.

Игумения Анна:

– Представляете, вот этот старый слой (миллиметры) был перенесен на новую доску.

Монахиня Фамарь:

– Его отделили от доски, очистили полностью и длительным процессом (несколько раз клей прокладывали) приклеили на новую доску; и то приходится какие-то фрагменты немножко укреплять.

Рядом с мастерскими есть чайная, где паломники могут отдохнуть. Хлеб и печенье здесь делают сами, а еще умеют делать молочные продукты.

Игумения Анна:

– Мы десять лет привлекали различных специалистов, консультировались, ездили в Москву в институты, которые занимаются молочным производством. Со всеми разговаривали, спрашивали советов – все технологически выверено и в лучшем классическом советском стиле производства молочных продуктов.

А теперь давайте пойдем к святым источникам монастыря. Воду в этом месте нашел основатель святой обители отец Иоанн Покровский. 

Игумения Анна:

– Он спустился помолиться в одну из балок, а с собой  взял маленького мальчика – сына благодетеля монастыря Петра Подсохина. И мальчик, сидя долго в бричке с кучером, устал ждать и захотел посмотреть, что батюшка делает. Когда сбежал вниз, увидел, что батюшка во время молитвы не стоит на земле, а чуть-чуть уже приподнялся в воздух.

Здесь был устроен колодец со святой водой. Но в 60-е годы его забетонировали власти. В наши дни обнаружить родник смогла одна из паломниц.

Игумения Анна:

– Она на коленях исползала все балки и нашла – он был заброшен мусором, камнями, бревнами. Потребовалось достаточно много времени (наверное, лет пятнадцать), как мы смогли его восстановить.

Сейчас здесь есть часовня, где воду можно набрать, а рядом – купальня, чтобы погрузиться в нее полностью. Там, где в монастыре до революции была мастерская по созданию ковров ручной работы, сейчас трапезная. Еще в святой обители выращивают виноград и, конечно, очень ждут паломников.

Игумения Анна:

– Наше место вроде бы и близко к городу, но мы чувствуем уединение. Я думаю, это уединение не просто территориальное. Святая обитель – это и внешние, и внутренние стены, потому что когда человек попадает на территорию обители, он чувствует уже совершенно другое пространство, духовное, и мы это тоже чувствуем. Это благодаря благодати Божией, молитвам сестер, которые здесь подвизались в прошлом, и молитвам новомучениц.

Еще до революции здесь почитали Тихвинский образ Царицы Небесной. Перед местной иконой молились об излечении от душевных недугов. Святыня была утеряна в лихолетье советской власти, но уже в наше время из запасников Александро-Невской лавры сюда была доставлена точная копия Тихвинского первообраза.

Игумения Анна:

– У нас есть более двадцати мощей. Это мощи Киево-Печерских святых, святой блаженной Матроны Московской, святителя Феофана Затворника, святителя Иосафа Белгородского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), великомученицы великой княгини Елисаветы Романовой. Покров Господа, Божией Матери над обителью и мы ощущаем, и верующие, которые сюда приходят. Такое удобное расположение: вроде бы мы рядом с дорогой и в то же время, если пройти дальше, увидим, что это бескрайние степи,  пустынная тишина, уединение, и это создает такие условия, которые удобны и для жителей, и для верующих, которые хотят приехать в обитель. Когда они попадают сюда, чувствуют уединение, тишину – и мысли совершенно другие. И радость такая, что можешь уединиться, помолиться… Попадаешь в духовное пространство.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина 

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 18 октября: 23:45
  • Воскресенье, 20 октября: 12:45
  • Среда, 23 октября: 07:45

Анонс ближайшего выпуска

Малая Оптина - так называют Гусёвский Богородице-Ахтырский женский монастырь. Ведь становление обители связано с именем святого Амвросия Оптинского: вплоть до кончины старца в монастыре все решалось по его благословению и совету. Сейчас в Гусёвке ждут, что в монастырь придут те, кто хочет послужить Богу. 

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы