Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1628 год – дата первого официального упоминания монастыря в документах, но за четыре столетия до того в писцовых книгах появились слова «Богоявленский монастырь». Эти земли тогда принадлежали князьям Стародубским.
Татьяна Евгеньевна Каткова, заведующая научным отделом Мстёрского художественного музея:
– Князь Андрей Федорович Стародубский разделил свое княжество между четырьмя сыновьями. У одного из них родился сын по имени Василий, по прозвищу Ромодан, – именно он и стал родоначальником рода князей Ромодановских. Ромодановские во Мстёре не жили, они жили в Москве и приезжали сюда под старость умирать.
Игумен Авраамий (Лукиянчук), настоятель Свято-Богоявленского мужского монастыря:
– Еще при царе Федоре князья Ромодановские были при царском дворе и много послужили России в военных кампаниях. В Богоявленском храме нам нужно было делать связку для газа для отопления под полом (мы свидетели), пришлось в углу храма вскрыть пол, и мы обнаружили захоронения с выдолбленными старинными гробами с останками конкретных людей рода Ромодановских. И практически под полом храма до алтаря и в алтаре захоронения находятся.
Храм, где свой последний приют нашли родовитые князья, был построен в конце XVII столетия.
Виктория Николаевна Малькова, сотрудница монастыря:
– Князья Ромодановские били челом к Илариону, митрополиту Суздальскому, чтобы построить здесь вот этот каменный храм. К 1687 году храм был построен как усыпальница князей Ромодановских.
Представители этой семьи с конца XVI века играли не последнюю роль при Московском дворе, а в XVII входили в небольшой круг фамилий, членов которых жаловали в бояре, минуя чин окольничего.
Виктория Николаевна Малькова:
– Ромодановские – очень древний род. Он происходит из семейства Рюриковичей. Князья Ромодановские при царе Петре I занимали очень высокие посты.
Среди представителей этого рода особо известен князь Федор Юрьевич Ромодановский. Его возвышение происходит в первые годы самостоятельного царствования Петра I, ведь с самого начала он был соратником государя. Знаком особого доверия к Ромодановскому было то, что когда князь Петр Алексеевич отправился в Азовский поход, он оставил его вместо себя в Москве с титулом «князь-кесарь», передав таким образом свой народ под начало Ромодановского.
Виктория Николаевна Малькова:
– Князь Михаил Григорьевич Ромодановский был первым губернатором города Москвы. При нем был подавлен стрелецкий бунт 1712 года, там был пожар, и после этого пожара Михаил Григорьевич Ромодановский полностью восстановил Москву, при нем также умощены улицы. Мы здесь видим мужское захоронение князей Ромодановских, а там женское захоронение. Там три захоронения, а здесь – четыре.
Татьяна Евгеньевна Каткова:
– Этот храмкак собор, он большой, собирает большое количество жителей. Когда произошла революция, в 1923 году на территории храма был открыт музей церковных древностей, в 1928 году он был переименован в краеведческий музей. Храм был поделен на пять деревянных перегородок: в одной перегородке находились иконы, какие писались во Мстёре; во второй находилась резная деревянная скульптура; в третьей – вышивка; в четвертой (в Мстёре выпускали клеенку на ткани) находилась клеенка, и только уже в 30-е годы придет лаковая миниатюра.
Это сейчас в Богоявленском храме белые стены, а в конце XIX века монастырская церковь была расписана. За одно лето бригада из палеховского села Маланино под руководством иконописца Солобанова расписала своды древней церкви. Роспись до наших дней не сохранилась, ведь после музея здесь располагался склад химикатов, а на крыльце было отхожее место.
Игумен Авраамий:
– Здесь у нас в центре рынок, городского туалета нет, а здесь ворота были открыты в то время, когда все не действовало, люди приходили и здесь все справляли – такое было положение обители.
Но этот ужас был прекращен в 1999 году.
Игумен Авраамий:
– 24 сентября память преподобного Силуана Афонского, было благословение от владыки Евлогия (тогда еще архиепископа) быть здесь монашеской общине. С 1999 года, уже 20 лет, у нас деревенский монастырь, маленький по сравнению с другими обителями, где бывает и по 4, и более храмов. У нас два храма, территория не очень большая, все компактно, по-сельски. Милостью Божией приходят люди молиться.
Есть здесь еще один храм в честь Владимирской иконы Царицы Небесной, его возвели в 1716 году.
Татьяна Евгеньевна Каткова:
– Когда верующие приходили в храм Владимирской иконы Божией Матери, они сразу видели перед собой икону Владимирской Божией Матери.
Иконостас храма, как и церковь, относится к XVIII столетию, а некоторые детали в нем сделаны и того раньше.
Татьяна Евгеньевна Каткова:
– Он небольшой, всего трехъярусный. Первый ярус обязательно посвящен местной иконе – и вот она перед вами, икона Владимирской Божией Матери, она выложена бархатом, расшита серебряными нитями, дальше идет Христос Вседержавный, Божия Матерь Вседержавная, и посмотрите какие алтарные врата. Эти тябла, которые поддерживают врата, реставраторы, когда реставрировали, датировали XVI веком. Если посмотрите деисусный ряд (что такое Деисус? Это когда Христос сидит на Престоле), святые стоят не как положено, а попарно. Почему? Потому что храм был маленький, он заканчивался вот здесь.
Чуть позже храм расширили – к нему был пристроен придел в честь святого Александра Невского.
Татьяна Евгеньевна Каткова:
– Посмотрите, какие тут ценные иконы. Нас с вами будет интересовать вот та икона в уголочке, называется она «Иоанн Воин». Эта икона была написана в тот месяц и в тот день, когда началась Первая империалистическая война, то есть там письмо, характерное для Мстёры, – это и наложение золота по чеканке, и характерный пейзаж.
Мастера и Мстёра – как похожи эти слова… И, хотя, название Мстёра произошло от угро-финнского слова «топкое болотистое место», славится поселок именно мастерами русской иконописи.
Татьяна Евгеньевна Каткова:
– Население изначально здесь занималось торговлей и ремеслом, и одно из ремесел – иконописание. Первые иконописцы упоминаются в Мстёре в 1710 году. В 1718 году четверо из них (Голышев, Семенов, Савельев, Никифоров) вызывались в Москву к Анастасии Борисовне Ромодановской для росписи домовой церкви. Через 20 лет их вызывается 32 человека, а в конце XIX века Мстёра становится самым крупным иконописным центром России. В Мстёре насчитывается до 32 иконописных мастерских, в которых работало до 800 человек иконописцев, а вообще в иконном промысле Мстёры было занято до 2000 человек при численности населения три с половиной тысячи, то есть это был целый синдикат, который обрабатывал всю Россию.
Иконы мстёрских мастеров можно увидеть во Владимирском храме. Сохранить красоту древних ликов как на старинных образах, так и стенах храма, помогают реставраторы.
Татьяна Евгеньевна Каткова:
– Этот храм закрывался всего на полтора года в 1943 году, когда была война, но жители отстояли, и в 1945 году храм заработал, то есть он намоленный.
Игумен Авраамий:
– Он одно время был таким местом, куда свозили иконы, фрагменты иконостасов с окрестных храмов, когда храмы закрывали. В свое время здесь было такое нагромождение, тут все пытались это как-то оформить, сколачивали эти фрагменты – мы с благословения немного расчистили здесь, что-то раздали по храмам. И был такой музей культа – желающие приходили смотреть иконы. Он так-то не действовал, но не было в нем запустения.
А вот колокольня пострадала сильнее – с нее сбросили кампаны. Строение XIX века вновь обрело голос уже в наши дни, колокола отлили на Урале в 2002 году. За счет стрельчатых арок вся эта конструкция выглядит легкой, невесомой, колокольня встречает паломников, приезжающих сюда, ведь гостей в Мстёре немало – сюда заглядывают и современные пилигримы, и туристы, интересующиеся искусством.
Игумен Авраамий:
– Здесь замечательный музей, замечательные экскурсоводы, знающие свое дело, от души преподносят историю, а как монастырь стал действовать, потихонечку когда стали отстраивать, облагородили, стали посещать. Очень любят посещать этот храм, потому что здесь у нас много старинных икон, и храм (как люди сами говорят) намоленный. Богоявленский у нас новый храм, освящен недавно, а здесь вот так люди чувствуют. Он маленький, небольшой – любят его: «А во Владимирский мы пойдем?», «А Владимирский нам покажут?» – конечно, покажем.
А в Богоявленской церкви покажут не только захоронение князей Ромодановских, но и скульптурный образ святого Николая Чудотворца. Скульптурный образ святителя Николая Чудотворца находился в часовне, которая стояла в лесу. Чтобы уберечь святыню, ее перенесли сюда, в монастырь. У паломников и прихожан есть традиция – они оставляют записочки святителю Николаю. Такая вот традиция, к которой присоединилась и наша съемочная группа, ведь почти у каждого из нас есть мечты, стремления, печали и тревоги… Были они и у родовитых князей Ромодановских.
Монастырь, созданный трудами князей Ромодановских, продолжает жить и в наши дни. Обратите внимание на этот иконостас – он современный и создан на средства одного из потомков князей Ромодановских. Вот такая вот связь поколений.
Игумен Авраамий:
– Чем мы можем духовно заинтересовать? Службы – как и в каждом монастыре, иконы – в каждом. Вот такая у нас часть истории – князья Ромодановские.
Уже 20 лет монастырь в Мстёрах вновь встречает прихожан и паломников. Не прекращаются богослужения в древних стенах, которые возводились стараниями родовитых князей, поддерживались молитвой и трудами местных жителей и сохранились для нас с вами.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!