По святым местам. Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь

6 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Уральский Афон - так называют этот монастырь. Паломников здесь ожидает разная погода, но неизменно одно: на Белой горе всегда дует ветер. Только при освящении главного собора святой обители ветер утих. Об этом храме и о самом монастыре - наш рассказ.

Программа «По святым местам» приехала в Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Главная достопримечательность Пермского края и святыня епархии находится недалеко от столицы Прикамья, а также города Кунгура. Еще в XVIII веке здесь появились старообрядческие скиты, а официальная история святой обители начинается в 1891 году.

Иеромонах Дорофей (Гильмияров), и.о. наместника монастыря:

– До революции данный район принадлежал городу Оса. В  Осинском уезде проживало до 200 000 старообрядцев, то есть это одно из самых крупных поселений старообрядцев на Урале. И вот идея, захватывающая мысли, сердца православных миссионеров, была именно таковой: построить  обитель, которая бы отвечала всем требованиям именно миссионерского служения, – обитель поста и молитвы, примерного служения Богу. Именно в самом центре – в сердце раскола.

История Перми неразрывно связана со старообрядчеством. Город начал свое развитие в 1723 году с Егошихинского медеплавильного завода, первыми работниками которого стали старообрядцы, пришедшие на Урал.   

Иеромонах Дорофей:

– На Белый берег никто не селился, хотя место очень живописное, красивое, здесь никто не начинал своего хозяйства, здесь просто была именно Белая гора.

Так произошло потому, что с давних времен из уст в уста передавалось предание о том, как люди видели над Белой горой сияющий крест от земли до неба. Пришедшие сюда в XIX веке миссионеры были поражены красотой этого места и  установили здесь крест в память спасения цесаревича Николая Александровича. Весной 1891 года будущий царь совершал свое путешествие на Восток, и там на него напал японец – он замахнулся на цесаревича мечом, целясь в голову, но в этот момент Николай Александрович обернулся, и удар пришелся вскользь. Наследник был ранен, но остался жив.  

Иеромонах Дорофей:

– Начал молитву здесь, на Белой горе, небольшой костяк братьев (первых миссионеров). Чудеса во множестве сопровождали их жизнь и служение, и в конечном итоге здесь в короткий промежуток времени сложилась очень большая дружина, на базе которой и создался монастырь. Одним из первых насельников стал некий Василий Коноплев, он был руководителем одного из старообрядческих течений. Чудо Божие привело его сюда, на Белую гору, он пожелал здесь не только принести, так сказать, свое покаяние, приняв православие, но еще и пожелал стать иноком. В дальнейшем братья избрали его игуменом монастыря, и мы его знаем уже как преподобномученика Варлаама, архимандрита Белогорского.

В 1913 году пермский священник Иаков Шестаков писал о батюшке: «Отец Варлаам руководитель совести. Это лицо, которому поручают себя люди, миряне, точно так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к отцу Варлааму как к вдохновенному руководителю обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличается особой опытностью, аскетизмом, крепостью духа и детским незлобием. Великие таинства совершались в его тесной келье – здесь возрождалась жизнь, утихали скорби и текли слезы умиления и радости». В 1917 году в обители состоялось освящение Крестовоздвиженского собора. Нашей съемочной группе повезло увидеть величественный храм лишь наполовину – такой он высокий. И обильный снегопад с ветром поднялся в тот день.

Кстати, о ветрах: они здесь дуют практически постоянно, поэтому паломникам, приезжающим на Белую гору, нужно одеваться теплее. Но в истории известен один факт: современники говорят, что накануне освящения главного храма обители сюда приехало  много людей, все они не вместились в храм, поэтому молились рядом с церковью, и вот во время молитвы ветер затих и свечи в их руках не гасли. 

Иеромонах Дорофей:

– Более четырехсот монахов в постриге и более тысячи послушнической братии (основной состав – бывшие старообрядцы)… Это стало местом душевного покоя, исцеления духовного – действительно обитель труда и молитвы.

Двадцать семь лет монастырь на Белой горе нес свое служение, но революционные настроения XX века дошли и до Перми. 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой горы. Арестовали архимандрита Варлаама, позже он был зверски замучен большевиками, его тело сбросили в Каму. После этого расправы над монахами Белогорского монастыря продолжились. Монастырь дважды подвергался разорению. В первый раз после января 1919-го Белая гора была освобождена от большевиков, но в том же году, 18 июня, большевики вновь захватили Пермь, а вскоре и всю губернию.

Иеромонах Дорофей:

– Уже в 1922–1923 годах здесь сделали приют для инвалидов, психиатрическую лечебницу; одним словом, здесь уже была обычная светская, мирская жизнь.

С 1941 года на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. Осенью 1980-го во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского  собора.

Иеромонах Дорофей:

– Прошло сто лет (мы в позапрошлом году отметили столетие нашего священного храма), и можно сказать, что мы за отпущенные нам Богом  27 лет привели храм именно в тот первозданный облик, в котором нам братья оставили его.

Те, кто часто приезжает в этот монастырь, говорят, что Белая гора всегда встречает паломников разной погодой. Мы здесь второй день, и утром нас ждал ветер, а также белый туман. На нашу съемочную группу снег, кажется, валил со всех сторон, но, поверьте, Белая гора бывает и другой.

Иеромонах Дорофей:

– Наш монастырь именуется по сей день миссионерским. Мы стараемся оправдывать это наименование тем, что по мере сил своих радушно принимаем всех паломников, всех желающих посетить нашу обитель. Мы не только встречаем паломников. В этом году  администрация и фонды «Лукойл», наш фонд Белой горы общими усилиями пожелали построить гостиницу. То есть у нас для приезжающих паломников около 80 мест, это все равно мало, поэтому в этом году начнется строительство гостиницы уже для большего количества гостей. Мы занимаемся миссионерской деятельностью среди молодежи, у нас два военно-спортивных клуба, где мы основной упор делаем на патриотическое воспитание. Мы считаем, что христианство, православие, само в своей сути является именно проявлением патриотизма к своему земному Отечеству. 

Владимир Васильевич Давыдов, руководитель духовно-патриотического клуба «Дружина Александра Невского»:

– В этом большая заслуга отца Дорофея – он умеет всегда с ребятами найти общий язык, он сам в прошлом спортсмен (в молодости дзюдо занимался), поэтому тема занятий спортом для него очень близка, и он очень радеет за молодых, понимает, что это наше будущее. То есть мы уйдем когда-нибудь, но это будущее России, что сменит нас в этом монастыре, кто-то поменяет нас у станка, кто-то свяжет свою жизнь с военной службой… Но в любом случае, я думаю, они не забудут клуб «Дружина Александра Невского».

Не зря мы сказали, что этот монастырь называют обителью труда и молитвы – еще до революции здесь было обширное хозяйство, и сейчас братья стараются не уступать своим предшественникам.  

Иеродиакон Макарий (Жихарев), благочинный монастыря:

– Вы посмотрели наше скромненькое хозяйство. Это чтобы братии скучно не было и продукты на столах свои стояли. Небольшое подсобное хозяйство состоит у нас из дойных коров, бычки постоянно обновляются (где-то 15–20 голов берем, каждый год сдаем). А для братии, собственно, это молочная продукция и все, что связано с ней, – сыры разные варим. Конечно, нам сложно самим поднять хозяйство, но люди помогают – вот одну корову недавно подарили, обещали еще четыре, поэтому ждем пополнения. И немножко, как вы видели, для разнообразия  есть и козы, и свиньи, и овцы. Все по-святоотечески: и молитва, и правило, и литургия – трудиться без этого нельзя, потому что братья унывают, но еще не готовы к такому подвигу, чтобы только заниматься умным деланием.

Планов по развитию монастыря много. Строится храм в честь Иверской иконы Божией Матери. До революции деревянная Иверская церковь была первая в святой обители. Возводится надвратный храм, есть планы по росписи белых стен собора. В нем на данный момент шесть приделов: главный – Крестовоздвиженский, два других – в честь Иоанна Пророка и святого Николая Чудотворца, в нижнем храме центральный престол посвящен Иверскому образу Царицы Небесной, северный – святому Иоанну Кронштадтскому.

Иеромонах Дорофей:

– Есть такое мнение сейчас у некоторых историков, что проект, на основе которого был выполнен наш собор, был дан чуть ли не батюшкой Иоанном Кронштадтским непосредственно.

Южный правый придел посвящен святым Царственным страстотерпцам.

Иеромонах Дорофей:

– Наш монастырь можно по праву назвать тоже царским. У нас первое сооружение – Царский крест – в честь цесаревича Николая II. Сам монастырь наименован в честь небесного покровителя правопреемника престола,  святителя Николая. У нас практически каждое событие монастыря было связано с жизнью царской семьи, и наши братья были очень активными в церковной жизни. Наш игумен Серафим (Кузнецов) был очень серьезным церковным писателем, который написал много просто каких-то патриотических воззваний (у него написано более 40 книг). И вот труды игумена Серафима обратили на себя внимание царской семьи. Елисавета Феодоровна в некоторых письмах называла его своим духовником, хотя у нее был  великолепный духовник, но с игуменом Серафимом у них была очень тесная дружба, они много переписывались. Она ради этой встречи поехала к нему в 1914 году, у нас она получила печальное известие о начале войны. Побывала в Серафимо-Алексеевском скиту. В честь Елисаветы Феодоровны у нас наименован источник. Но игумен Серафим выполнил, можно сказать, духовное завещание Елисаветы Феодоровны: быть похороненной на Святой Земле. И наш игумен с двумя нашими белогорскими братьями проделали этот сложнейший путь с Алапаевска до Дальнего Востока и через Китай до Иерусалима. 7 марта будет 60-летие со дня кончины игумена Серафима; может, Господь сподобит побывать у него на могилке, благословит послужить у этого раба Божиего, помолиться ему. Чтобы Господь удостоил нас милости, подал нам частичку его ревности.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина   

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 21 августа: 07:45
  • Пятница, 23 августа: 23:45
  • Воскресенье, 25 августа: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы