Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Иосиф (Волков), наместник Артемиево-Веркольского монастыря:
– Это покровитель нашего монастыря и всего Северного края.
Маленький мальчик умер в 12 лет: когда он помогал своему отцу работать в поле, молния ударила прямо в ребенка. Суеверные односельчане тело Артемия (как умершего от внезапной смерти) положили в лесу поверх земли, прикрыв хворостом и берестой. А через 33 года останки нашли нетленными. В письменных источниках тех лет указано, что люди стали молиться святому и получали исцеление и помощь свыше.
Архимандрит Иосиф:
– В этой местности свирепствовала лихорадка. Люди стали обращаться к отроку Артемию, брать что-то из того, чем был прикрыт гроб (части бересты и тому подобное), и получали исцеление. С того времени его останки перенесли на паперть Никольского храма и стали его почитать.
Почти 400 лет стоял на берегу реки Пинега монастырь, но в 1918 году сюда пришли красноармейцы, убили монахов, а их тела бросили в реку. После этого в разное время в монастырских зданиях располагались: уездный комитет партии, госпиталь, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей и общеобразовательная школа.
Архимандрит Иосиф:
– Рассказывали о том, что здесь был некий преподаватель труда, который заставлял детей, чтобы они соскабливали золото с иконостаса, поощрял, чтобы били окна (здесь были фрески из цветного стекла).
И хотя за 70 лет монастырские постройки пришли в упадок, с другого берега Пинеги они продолжали напоминать белокаменный город из прошлых веков. Еще в советские годы писатель Федор Абрамов, уроженец Верколы, с болью смотрел, как разрушается святая обитель. В 1985 году по одному из его произведений «Братья и сестры» Малый драматический театр Санкт-Петербурга решил поставить спектакль. Чтобы напитаться особым духом этой земли, артисты приезжали сюда и даже жили в монастырских кельях. После этой поездки в театре стали устраивать благотворительные вечера для сбора средств на восстановление обители. Спустя годы поездка повторилась уже с другими актерами. Удивительно, но этот спектакль до сих пор идет в театре, местные жители считают это особым благословением.
За дело в возрождении монастыря взялась и супруга писателя Федора Абрамова – Людмила Крутикова. Людмила Владимировна организовала православную общину, которая в 1989 году добилась возвращения епархии Артемиевского храма, а через год – и всего монастыря.
Особенность Русского Севера – колодец-журавль. Вот так наши далекие предки доставали воду. Хотя, может, так доставать воду только с непривычки трудно, а если пожить здесь, подышать северным воздухом...
Знакомьтесь – отец Илья Еремеев, настоятель православного храма деревни Верколы и клирик монастыря. Пятнадцать лет назад вместе с женой и старшей дочерью они переехали сюда из Москвы. В Верколе в семье появилось еще пять девочек.
Священник Илья Еремеев, настоятель храма Николая Чудотворца (д. Веркола):
– Первая дочь – Евфросиния («радость»), вторая – София («премудрость»), третья – Анна («благодать Божия»), четвертая – Василиса («царственная»), пятая – Анастасия («воскресение») и шестая – Иустина («справедливая»).
Люди в Верколе сплоченные: и горести, и радости переживают вместе; это первое, что заметил батюшка. Такая поддержка и помогла организовать здесь ни много ни мало научный форум.
Священник Илья Еремеев:
– Четыре раза (не считая прошлого года) проводились Артемиевские чтения. Начинались они именно здесь, в Верколе, охватывали монастырь и место преставления отрока. Монастырь – наша радость, мы всегда всей семьей приходим к отроку: батюшка – в алтаре, а вся семья в храме молится.
Кстати, раз уж мы пришли в семью, где столько замечательных девочек, давайте вспомним еще об одной святой, память которой чтут в Веркольском монастыре. В Артемиевской церкви на иконостасе можно увидеть образ святой Параскевы – по древнему преданию считается, что это сестра Артемия Веркольского. Обретение ее честных мощей состоялось в 1610 году в церкви местечка под названием Пиринемь.
Архимандрит Иосиф:
– О ней стало известно, когда были явлены ее святые мощи. Местные предания говорят о том, что это именно сестра отрока Артемия, хотя официальных записей об этом нет. Видимо, родители Косьма и Аполлинария были угодники Божии, потому что родить двух святых – это все-таки показатель того, что и корень свят (раз плоды святы).
Но вернемся в уютную трапезную Никольского храма. Активная часть прихода – местная интеллигенция – сотрудники музея писателя Федора Абрамова. За ними, как водится, потянулись и другие люди.
Священник Илья Еремеев:
– Больше хотелось участвовать именно в общественной жизни деревни. Ведь деревня сворачивается. В том числе такая же судьба и у Верколы: она сжимается – нет перспектив, нет работы. Молодежь готова здесь оставаться, но нет рабочих мест. Сельское хозяйство здесь очень тяжелое по сравнению со средней полосой – понятно, что молодые в большинстве своем едут в город. Поэтому была задача оживить деревню хотя бы тем народом, который есть. Мы организовали вместе с жителями совет развития деревни, проводим какие-то мероприятия. Северный народ, поморы – народ не быстро переформатируемый: люди долго сохраняют старые уклады, традиции, живут в том числе и советским периодом. Поэтому здесь сложно «на лихом коне въезжать», надо сначала вжиться.
Со своей супругой батюшка познакомился еще в столице, где в одном из храмов он, будучи еще простым прихожанином, исполнял несколько послушаний. Когда перед молодой семьей встал вопрос о том, где растить детей, стали выбирать место поближе к природе. Но, живя в деревне, теплые воспоминания о Москве сохранили.
Священник Илья Еремеев:
– Честно могу сказать, что скучаю по своему мегаполису. Я люблю свою Москву, тем более мои подмосковные, московские корни уходят далеко в XIX век. Что касается друзей, знакомых, общественной деятельности, родного московского асфальта – все это мне дорого, и я с удовольствием туда приезжаю. Но приезжаешь и окунаешься в энергетику города – и, конечно, тяжело: не воспринимается она. Мы в январе там были, оформляли детские пособия, и мне показалось, что Москва даже успокоилась: город нынче как-то обеспечен, все в нем сложилось. И правительство Москвы нацелено и на оформление зеленых насаждений, двориков и прочего... Конечно, от суеты она не успокоилась, но успокоилась каким-то своим ритмом, обустроенностью… И несмотря на то, что мы оторваны от Москвы, суеты у нас не меньше.
Хотя суета здесь, конечно же, другого толка – скорее не суета, а наполненность, проживание каждой минуты здесь и сейчас. Паломники, приезжающие в Верколу, погружаются и в эту атмосферу, и в многовековую историю, встречаются с гостеприимством местных жителей. Путь сюда, конечно, не близкий, да и о переправе подумать надо. Монастырь находится на берегу реки, поэтому зимой добраться сюда можно вот по этой ледяной переправе – специально намывают воду для того, чтобы лед был крепче и стоял дольше. Летом сюда добираются на лодках, а весной или осенью, во время распутицы, в святую обитель добраться практически невозможно.
Архимандрит Иосиф:
– Места эти исторически намоленные. И хотя мощи отрока Артемия сокрыты, все равно он пребывает здесь, в этом монастыре, и люди получают помощь. Некоторые приезжают для того, чтобы поблагодарить отрока Артемия, потому что, обращаясь в монастырь, прося помолиться об исцелении или каких-то житейских делах, они получают помощь. И в благодарность приезжают помолиться в этой святой обители.
Здесь продолжают восстанавливать стены древних храмов, но главным считают сохранение монашеской жизни.
Архимандрит Иосиф:
– Как только восстанавливается корпус, он сразу заполняется – Господь посылает людей и трудников. Монахов, конечно, не так много, но и не так мало для северных обителей. Сейчас монахов здесь 14 человек, еще есть на подворье в Карпогорах в Архангельске. Планы – именно сохранить монашескую жизнь. Если Богу угодно, надеемся, что постепенно с Божией помощью все восстановится. Мы каждый год что-то делаем своими усилиями; конечно, не такими темпами, как хотелось бы, но все равно потихонечку все движется.
По дороге загляните в храм апостолов Петра и Павла в местечке Карпогоры. Здесь есть образ Николая Чудотворца, который, как известно, является небесным покровителем всех путешествующих. Когда-то местные жители молились в приспособленном под храм помещении при минусовой температуре, а теперь у них есть не только теплая церковь, но и духовно-просветительский центр. Вот что делает любовь и вера северян, неважно – коренных или приезжих. Посетите Верколу и убедитесь в этом сами.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!