По святым местам. Артемиево-Веркольский монастырь. Часть 2

19 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В новом выпуске программы мы познакомимся с самим селом Веркола. Родина писателя Федора Абрамова - удивительное место, здесь как будто до сих пор можно встретить героев его "деревенской прозы". Мы поговорим с батюшкой, который приехал сюда из Москвы, чтобы жить и молиться в этом северном краю.

Программа «По святым местам» продолжает знакомить вас с монастырем святого Артемия Веркольского, а также с окрестностями святой обители, в которых жили и живут очень интересные люди. Монастырь святого Артемия Веркольского был основан в XVII веке, через сто лет после того, как на этом месте были найдены нетленными мощи праведного отрока.

Архимандрит Иосиф (Волков), наместник Артемиево-Веркольского монастыря:

– Это покровитель нашего монастыря и всего Северного края.

Маленький мальчик умер в 12 лет: когда он помогал своему отцу работать в поле, молния ударила прямо в ребенка. Суеверные односельчане тело Артемия (как умершего от внезапной смерти) положили в лесу поверх земли, прикрыв хворостом и берестой. А через 33 года останки нашли нетленными. В письменных источниках тех лет указано, что люди стали молиться святому и получали исцеление и помощь свыше.

Архимандрит Иосиф:

– В этой местности свирепствовала лихорадка. Люди стали обращаться к отроку Артемию, брать что-то из того, чем был прикрыт гроб (части бересты и тому подобное), и получали исцеление. С того времени его останки перенесли на паперть Никольского храма и стали его почитать.

Почти 400 лет стоял на берегу реки Пинега монастырь, но в 1918 году сюда пришли красноармейцы, убили монахов, а их тела бросили в реку. После этого в разное время в монастырских зданиях располагались: уездный комитет партии, госпиталь, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей и общеобразовательная школа. 

Архимандрит Иосиф:

– Рассказывали о том, что здесь был некий преподаватель труда, который заставлял детей, чтобы они соскабливали золото с иконостаса, поощрял, чтобы били окна (здесь были фрески из цветного стекла).

И хотя за 70 лет монастырские постройки пришли в упадок, с другого берега Пинеги они продолжали напоминать белокаменный город из прошлых веков. Еще в советские годы писатель Федор Абрамов, уроженец Верколы, с болью смотрел, как разрушается святая обитель. В 1985 году по одному из его произведений «Братья и сестры» Малый драматический театр Санкт-Петербурга решил поставить спектакль. Чтобы напитаться особым духом этой земли, артисты приезжали сюда и даже жили в монастырских кельях. После этой поездки в театре стали устраивать благотворительные вечера для сбора средств на восстановление обители. Спустя годы поездка повторилась уже с другими актерами. Удивительно, но этот спектакль до сих пор идет в театре, местные жители считают это особым благословением.

За дело в возрождении монастыря взялась и супруга писателя Федора Абрамова – Людмила Крутикова. Людмила Владимировна организовала православную общину, которая в 1989 году добилась возвращения епархии Артемиевского храма, а через год – и всего монастыря.

Особенность Русского Севера – колодец-журавль. Вот так наши далекие предки доставали воду. Хотя, может, так доставать воду только с непривычки трудно, а если пожить здесь, подышать северным воздухом...

Знакомьтесь – отец Илья Еремеев, настоятель православного храма деревни Верколы и клирик монастыря. Пятнадцать лет назад вместе с женой и старшей дочерью они переехали сюда из Москвы. В Верколе в семье появилось еще пять девочек.

Священник Илья Еремеев, настоятель храма Николая Чудотворца (д. Веркола):

– Первая дочь – Евфросиния («радость»), вторая – София («премудрость»), третья – Анна («благодать Божия»), четвертая – Василиса («царственная»), пятая – Анастасия («воскресение») и шестая – Иустина («справедливая»).

Люди в Верколе сплоченные: и горести, и радости переживают вместе; это первое, что заметил батюшка. Такая поддержка и помогла организовать здесь ни много ни мало научный форум.

Священник Илья Еремеев:

– Четыре раза (не считая прошлого года) проводились Артемиевские чтения. Начинались они именно здесь, в Верколе, охватывали монастырь и место преставления отрока. Монастырь – наша радость, мы всегда всей семьей приходим к отроку: батюшка – в алтаре, а вся семья в храме молится.

Кстати, раз уж мы пришли в семью, где столько замечательных девочек,  давайте вспомним еще об одной святой, память которой чтут в Веркольском монастыре. В Артемиевской церкви на иконостасе можно увидеть образ святой Параскевы – по древнему преданию считается, что это сестра Артемия Веркольского. Обретение ее честных мощей состоялось в 1610 году в церкви местечка под названием Пиринемь.

Архимандрит Иосиф:

– О ней стало известно, когда были явлены ее святые мощи. Местные предания говорят о том, что это именно сестра отрока Артемия, хотя официальных записей об этом нет. Видимо, родители Косьма и Аполлинария были угодники Божии, потому что родить двух святых – это все-таки показатель того, что и корень свят (раз плоды святы).

Но вернемся в уютную трапезную Никольского храма. Активная часть прихода – местная интеллигенция – сотрудники музея писателя Федора Абрамова. За ними, как водится, потянулись и другие люди.

Священник Илья Еремеев:

– Больше хотелось участвовать именно в общественной жизни деревни. Ведь деревня сворачивается. В том числе такая же судьба и у Верколы: она сжимается – нет перспектив, нет работы. Молодежь готова здесь оставаться, но нет рабочих мест. Сельское хозяйство здесь очень тяжелое по сравнению со средней полосой – понятно, что молодые в большинстве своем едут в город. Поэтому была задача оживить деревню хотя бы тем народом, который есть. Мы организовали вместе с жителями совет развития деревни, проводим какие-то мероприятия. Северный народ, поморы – народ не быстро переформатируемый: люди долго сохраняют старые уклады, традиции, живут в том числе и советским периодом. Поэтому здесь сложно «на лихом коне въезжать», надо сначала вжиться.

Со своей супругой батюшка познакомился еще в столице, где в одном из храмов он, будучи еще простым прихожанином, исполнял несколько послушаний. Когда перед молодой семьей встал вопрос о том, где растить детей, стали выбирать место поближе к природе. Но, живя в деревне, теплые воспоминания о Москве сохранили.  

Священник Илья Еремеев:

– Честно могу сказать, что скучаю по своему мегаполису. Я люблю свою Москву, тем более мои подмосковные, московские корни уходят далеко в XIX век. Что касается друзей, знакомых, общественной деятельности, родного московского асфальта – все это мне дорого, и я с удовольствием туда приезжаю. Но приезжаешь и окунаешься в энергетику города – и, конечно, тяжело: не воспринимается она. Мы в январе там были, оформляли детские пособия, и мне показалось, что Москва даже успокоилась: город нынче как-то обеспечен, все в нем сложилось. И правительство Москвы нацелено и на оформление зеленых насаждений, двориков и прочего... Конечно, от суеты она не успокоилась, но успокоилась каким-то своим ритмом, обустроенностью… И несмотря на то, что мы оторваны от Москвы, суеты у нас не меньше.

Хотя суета здесь, конечно же, другого толка – скорее не суета, а наполненность, проживание каждой минуты здесь и сейчас. Паломники, приезжающие в Верколу, погружаются и в эту атмосферу, и в многовековую историю, встречаются с гостеприимством местных жителей. Путь сюда, конечно, не близкий, да и о переправе подумать надо. Монастырь находится на берегу реки, поэтому зимой добраться сюда можно вот по этой ледяной переправе – специально намывают воду для того, чтобы лед был крепче и стоял дольше. Летом сюда добираются на лодках, а весной или осенью, во время распутицы, в святую обитель добраться практически невозможно.

Архимандрит Иосиф:

–  Места эти исторически намоленные. И хотя мощи отрока Артемия сокрыты, все равно он пребывает здесь, в этом монастыре, и люди получают помощь. Некоторые приезжают для того, чтобы поблагодарить отрока Артемия, потому что, обращаясь в монастырь, прося помолиться об исцелении или каких-то житейских делах, они получают помощь. И в благодарность  приезжают помолиться в этой святой обители.

Здесь продолжают восстанавливать стены древних храмов, но главным считают сохранение монашеской жизни.

Архимандрит Иосиф:

– Как только восстанавливается корпус, он сразу заполняется – Господь посылает людей и трудников. Монахов, конечно, не так много, но и не так мало для северных обителей. Сейчас монахов здесь 14 человек, еще есть на подворье в Карпогорах в Архангельске. Планы – именно сохранить монашескую жизнь. Если Богу угодно, надеемся, что постепенно с Божией помощью все восстановится. Мы каждый год что-то делаем своими усилиями; конечно, не такими темпами, как хотелось бы, но все равно потихонечку все движется.

По дороге загляните в храм апостолов Петра и Павла в местечке Карпогоры. Здесь есть образ Николая Чудотворца, который, как известно, является небесным покровителем всех путешествующих. Когда-то местные жители молились в приспособленном под храм помещении при минусовой температуре, а теперь у них есть не только теплая церковь, но и духовно-просветительский центр. Вот что делает любовь и вера северян, неважно – коренных или приезжих. Посетите Верколу и убедитесь в этом сами.    

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35
  • Пятница, 26 апреля: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать