По святым местам. Архангельская митрополия. Итоговая программа

24 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы завершаем наше путешествие по Архангельской митрополии. В этом выпуске поговорим о святых угодниках Божиих, прославивших Русский Север своими молитвенными подвигами. Наш рассказ о преподобных Антонии и Феодоре Сийских, праведных Артемии Веркольском, Кирилле Вельском, Прокопии Устьянском, Параскеве Пиринемской и других.

«Гандвик сполошиццё», то есть: «Белое море штормит» – примерно так говорят поморы. Практически к самым берегам Белого моря и приехала программа «По святым местам». Мы – в Архангельской митрополии, чтобы рассказать вам о святых угодниках Божиих, подвизавшихся в этих краях. Почти 60 километров пути от Архангельска, столицы Поморья, и мы – в селе Кехта.

«Хоть кривой, но кехотский» – такого принципа молодые поморки придерживались при выборе спутника жизни. Но местечко Кехта славилось не только своими женихами, здесь родился святой Антоний Сийский.

Игумен Варлаам (Дульский), наместник Антониево-Сийского монастыря:

– Преподобный Антоний (в миру Андрей) пострижение принимал в монастыре Пахомия Кенского. Из всей братии он сразу выделялся и был рукоположен в иеромонахи. Ему доверяли, его любили, но, видимо, по своему складу он тяготился отношениями.

Желая уединенной жизни, Антоний с двумя учениками стал искать место для монастыря. По лесным рекам он уже с шестью учениками постепенно сплавился к этому полуострову.

Игумен Варлаам:

– Они повстречали крестьянина, охотника и промысловика. История даже имя его сохранила – это был крестьянин Самуил, который рассказал Антонию, что неподалеку есть место, которое, наверное, подойдет им для обустройства монастыря.

Местные жители и охотники, забредавшие сюда, не селились здесь.

Игумен Варлаам:

– Не селились по той причине, что те охотники, которые забредали, слышали колокольный звон. Некоторые рассказывали, что даже видели видения, как монахи заготавливают лес. Антоний, когда услышал этот рассказ, видимо, понял, что Господь указывает данное место. И с этого началось обустройство обители.

Сначала в землянках, а после – в деревянных кельях и храмах молились иноки. Нелегко им приходилось здесь, особенно в первые четыре года. В одно время монахи так голодали, что хотели разойтись, но после горячих молитв преподобного в обитель пришел некий путник и принес муки, масла и денег на устроение монастыря. Сейчас в монастыре есть и уютный небольшой храм в честь Трех Святителей, Благовещенский храм и в честь святого царя-страстотерпца надвратный Сергиевский храм.

Игумен Варлаам:

– Самая наша любимая и главная святыня – это Троицкий собор по причине того, что основатель – преподобный Антоний – погребен в Троицком соборе. Место погребения находится теперь уже внутри Троицкого собора.

В этой обители почитают собор Сийских святых, в котором есть преподобный Феодосий, игумен монастыря. Игумен Феодосий – личность для монастыря значимая. Он родился неподалеку, в Холмогорах, и в 18 лет пришел в Сийский монастырь, а уже в тридцать стал настоятелем святой обители. Он заложил Благовещенскую церковь, стал строить колокольню, но дальше все шло не так гладко. Монастырь посетил патриарх Никон, и часть братии, которая невзлюбила игумена за деятельный характер, обратилась к Святейшему владыке с жалобой. Тогда патриарх забрал святого Феодосия и поставил его игуменом важного для себя Кожеозерского монастыря. Игумен Феодосий отстраивал Кожеозерский монастырь, а в Сийском тем временем жизнь приходила в упадок.

Игумен Варлаам:

– Братья с покаянием, со слезами и радостью его приняли, потому что очень его ждали, понимали, что это было просто недоразумение. Патриарх Никон, можно сказать, воспользовался ситуацией, а братии был преподан урок, что интриги – не самый лучший способ для выяснения отношений и что надо по любви все обустраивать.

А теперь наш путь лежит вглубь Архангельской области в Александро-Ошевенский монастырь. Сквозь снежный буран мы осторожно едем к святой обители. А еще в XV веке по этой же дороге сюда пришел преподобный Александр Ошевенский. Мы едем в теплой машине, а вот юноша, который принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, пробирался через лес. Здесь, в лесной чаще, он и устроил пустынь.

Епископ Александр, Плесецкий и Каргопольский:

– Здесь вместе со своим отцом они построили монастырь. Первые постройки были деревянными, что естественно для этой местности. Но затем, как мы с вами видели, возникли и каменные сооружения; к сожалению, на сегодняшний день они разрушены. Тем не менее это памятник не только архитектуры и зодчества, но прежде всего памятник нашей духовной культуры.

После кончины преподобного Александра в 1479 году обитель на короткое время пришла в упадок, но скоро вновь ожила. В 1578-м была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а царем Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. И вот к 1707 году построили сохранившееся до сих пор здание белокаменного Успенского собора с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней. Правда, сейчас богослужения здесь по понятным причинам не ведутся, монахи молятся в надвратной церкви.

В 1922 году здесь оставался только последний настоятель отец Досифей, а также монах Димитрий. В том же году представители волостного и уездного советов вскрыли раку святого Александра Ошевенского. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы обличили монахов в обмане. Святые мощи основателя обители так и остались скрыты от нас. Но в монастыре верят, что братию предупредили о том, что обители грозит разорение, и насельники спрятали святыню.

Епископ Александр:

– Где бы ни были мощи преподобного Александра, он всегда нам будет помогать. Он видит, что мы посвятили свой труд, капельку своей жизни его обители, которую он своими руками создавал в свое время. То есть мы стали ему соработниками, сотрудниками с ним. Неужели он нас оставит в своих молитвах? Нет, конечно. Наоборот, он будет молиться за нас, где бы мы ни были и где бы ни находились его святые мощи.

Еще один северный монастырь посвящен святому Артемию Веркольскому, юному отроку, который неожиданно погиб в возрасте 12 лет, работая в поле.

Архимандрит Иосиф (Волков), наместник Артемиево-Веркольского монастыря:

– В это время набежали тучи, был гром, молния – Господь забрал его душу. По тогдашнему языческому обычаю родителям запретили похоронить его в земле. Считалось, что такая смерть попускается за какие-то большие и тяжкие грехи. Все посчитали, что он какой-то тайный грешник и не угоден Богу, поэтому запретили хоронить его в землю, будто земля от таких людей оскверняется и потом бывают неурожаи.

Тело мальчика осталось лежать в лесу. Спустя 33 года клирик местного храма отправился по грибы, по ягоды и забрел в то место, где оставили тело отрока. Оно все еще было нетленным.

Архимандрит Иосиф:

– Все мощи его сохранились целиком и полностью, как будто он только-только заснул, спит. А прошло 33 года! Морозы, ветра, дожди, звери – ничто не коснулось его.

В то время в этих краях свирепствовала страшная лихорадка, и люди в своих молитвах стали обращаться к святому за исцелением от болезни. Так, у местного воеводы Афанасия Пашкова выздоровел сын Иеремия. В благодарность Афанасий построил на месте обретения мощей храм. С него и началась история монастыря. Мощи святого Артемия были спрятаны братией от поругания почти сразу после революции; сотрудники НКВД искали их, но не смогли найти. А память о святом Артемии сохранилась и до наших дней. Также в обители особо молятся святой отроковице Параскеве Пиринемской.

Архимандрит Иосиф:

– О ней стало известно, когда были явлены ее святые мощи. Местные предания говорят о том, что это именно сестра отрока Артемия, хотя официальных записей об этом нет. Видимо, родители Косьма и Аполлинария были угодники Божии, потому что родить двух святых – это все-таки показатель: раз плоды святы, то и корень свят.

Здесь часто говорят, что монастырь святого отрока Артемия – детский: насельники, трудники и даже паломники, приходящие сюда, в чем-то дети. И даже если вы серьезный, взрослый человек на ответственной должности или, например, родитель строгих правил, то будьте уверены – приехав сюда, вы откроете в себе непосредственность и искренность ребенка.

А сейчас нас ждут в самом южном городе Архангельской области. В небольшой Успенской церкви хранят память о трех святых, подвиг которых связан с этими местами. Это мученица Аполлинария (Тупицына), которая после революции странствовала, помогала людям по хозяйству, поддерживала в болезнях и недугах, молилась за них. Ее арестовали по ложному доносу и расстреляли на Бутовском полигоне. Погиб в годы репрессий и священномученик Николай, епископ Вельский. Но еще издревле в этом городе особо почитался праведный Кирилл Вельский. Его мощи обрели в XVI веке, когда одной благочестивой женщине, Евлампии, явился неизвестный юноша и сказал: «Меня вымыло водою из могилы, и теперь тело мое на берегу Ваги. Вели, чтобы его перенесли к храму Божию и поставили над ним часовню».

Любовь Павловна Олехова, преподаватель воскресной школы Свято-Успенского храма:

– Он прославился тем, что был праведником, человеком правильной жизни, и, в общем-то, никаких подвигов при жизни не совершал. Но это для нас знак к тому, чтобы мы жили просто, чисто и правильно. Ведь это наш вельский святой. Паисий Святогорец сказал, что быть святым несложно, просто нужно быть честным и правильно, по-доброму относиться к своим обязанностям на том месте, где ты находишься. Тогда вокруг нас будут все святые: святые врачи, святые учителя, святые водители, святые полицейские. Нужно еще чуть-чуть постараться для этого Богу. Вот такой был наш Кирилл Вельский.

Недалеко от Вельска есть деревня Спасская, где в Преображенском храме пребывает частица мощей другого особо почитаемого в этих краях святого – Прокопия Устьянского.

Иеромонах Валентин (Егоров), настоятель Спасо-Преображенского храма:

– В середине XVII века нетленные мощи святого Прокопия в плетеном ивовом гробике были прибиты к берегу волнами нашей реки. Местные жители Верюжского Введенского прихода обнаружили гробик с нетленным телом отрока 10–12 лет, который явился во сне одному из местных жителей и назвался праведным Прокопием. Он повелел написать икону и сказать священникам, чтобы они поставили его мощи в храме. Потом началось паломничество. Вот такой (показывает фото) была серебряная гробница с мощами святого Прокопия – 22 пуда весом.

В послереволюционные годы судьба мощей праведного Прокопия Устьянского сложилась трагически – мощи были сожжены. Но небольшая частичка этих мощей все-таки уцелела и находится в этой деревенской церкви.

Вот такие святые есть в Архангельской земле. Но, наверное, главный ее небесный покровитель – святой Архангел Михаил. Начало столице Поморья положил Михаило-Архангельский монастырь, основанный еще в XII веке.

Митрополит Даниил, Архангельский и Холмогорский:

– Приходили на это место монахи, потом приходили миряне, начинали обживать территории, и таким образом появлялись целые поселения. На этом месте, конечно, только такие великие святые могут поддерживать людей, чтобы они здесь могли выдержать. На самом деле здесь выжить очень трудно.

Кстати, интересно, что в годы советской власти, когда города переименовывали, Архангельск так и остался Архангельском. Не Беломорском, не Лесопильском, не Сталинпортом он не стал. К счастью, эти названия в прошлом, и город, как и прежде, носит имя Архистратига и строит храм в его честь.

Митрополит Даниил:

– Мы начали первые молитвы, когда у нас были только трехметровые стены; больше ничего не было; мы под солнцем совершали наши первые молитвы. Намоленность продолжается. На Руси всегда говорили, что с храмом должны произойти три вещи: первое – нужно его построить, второе – освятить, третье (самое тяжелое) – намолить.

Приезжайте на Русский Север! Летом здесь белые ночи, зимой – северное сияние. Это родина первых мореходов и первого русского академика, и здесь множество святых мест, удивительных и прекрасных.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 08 декабря: 17:40
  • Пятница, 09 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 11 декабря: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, когда ливонские рыцари совершили нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а ее игумен, преподобномученик Иоасаф, был убит. Монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы — один из древнейших храмов России, построен в самом начале XIV века. А фрески этого собора созданы в 1311 году. Уже в наши дни духовником Снетогорского женского монастыря был архимандрит Гермоген (Муртазов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать