По святым местам. Антониево-Сийский монастырь. Часть 2

27 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В будущем году святой обители исполнится 500 лет. Вы узнаете о том, как идет реставрация храмов XVI-XVII веков, и о том, как монахи помогают начать новую жизнь людям, потерявшим жизненный ориентир.

Труд и молитва – две главные составляющие монастырской жизни. Труд сосредоточенный, а молитва в тишине древних храмов. Программа «По святым местам» продолжает свой рассказ об Антониево-Сийском монастыре. На этот раз познакомимся с храмом, который первым встречает паломников. Надвратная церковь посвящена святому преподобному Сергию Радонежскому. Вообще батюшку Сергия очень почитают в этом монастыре, можно проследить своеобразную духовную связь между ним и основателем этой обители.

Игумен Варлаам (Дульский), наместник монастыря:

– И в каких-то грамотах нередко отмечается: «молитвами Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия…» Неоднократно упоминается преподобный Сергий. Ученики преподобного Сергия – Кирилл Белоезерский, Александр Ошевенский. Александр Ошевенский  был наставником Пахомия, который потом постриг Антония, то есть это какая-то школа духовного подвига преподобного Сергия Радонежского, память о самом преподобном Сергии как о подвижнике, который вдохновлял своих последователей, в том числе и Антония. Она хранилась и имела очень важное значение.

В следующем году святой обители исполнится 500 лет (в 1520-м был основан монастырь преподобным Антонием Сийским). После того как на совершенно необитаемом острове поселились первые иноки, четыре века здесь не прекращалась молитва, но в период советской власти святую обитель закрыли и устроили здесь пионерский лагерь.

Игумен Варлаам:

– Монастырь был возвращен Церкви в 1992 году по решению местных жителей, по решению управляющего тогда епархией епископа Пантелеимона. Епархия тогда была огромная – это Архангельская область, Мурманская область, Республика Коми. Для управления монастырем владыкой Пантелеимоном был выбран иеромонах Трифон (Плотников), который служил под Сыктывкаром (приход села Ыб). И в июле 1992 года отец Трифон приехал уже готовиться принимать обитель. Он очень  трогательно об этом рассказывает: как  ехал в монастырь, как подъезжал к монастырю... Постепенно он и его друзья (еще по приходу по Сыктывкару)  начинали приводить монастырь в надлежащий вид. Поначалу у него был один послушник. Я в монастырь приехал в 1993 году, уже через год после передачи, когда братии было уже человек восемь-девять, еще  все послушники. Но скуфья была только у одного: это Леонид, раб Божий­­, сейчас он игумен Леонтий. Мы ему все очень завидовали, он ходил в скуфье. Простые молодые люди… То есть читать по-церковнославянски никто не умел,  мы «Господи, помилуй!» учились петь, то есть все начиналось с самых-самых азов – по-своему блаженное время, хотя  разных трудностей тоже хватало. В первую зиму, как мне рассказывали, здесь по территории бегали лисы, зайцы; горностай жил, волки приходили. Летом здесь был до этого времени пионерский лагерь, а зимой  никто не жил, поэтому такое дикое было еще по тем временам место.

С этого начиналась вторая жизнь монастыря. Тогда же, в 90-е, сформировался основной костяк братии.

Игумен Варлаам:

– Отец Трифон был таким человеком, так к этому относился, что монастырь ни перед кем не закрывал. Ну и времена были непростые. В общем, очень многие люди нуждались в поддержке, монастырь принимал очень многих – у нас трудников было до ста человек при горстке какой-то братии; совсем молодых, как правило. И вот такое количество братии, которые (в широком смысле мы все братья) со своим определенным багажом...

«Багажом» игумен Варлаам называет тюремные сроки. После отбывания наказания люди часто были никому не нужны, не могли устроиться на работу.

Игумен Варлаам:

– Мы объединили общежития, соединили тех, кто абсолютно осознанно стремится к монашеству, и тех, кто вынужденно попадает в монастырь, потому что больше им некуда идти, больше их нигде не принимают. На сегодняшний день, так или иначе, это  служение продолжается, но учитывается какой-то накопившийся опыт; это обрело какие-то свои формы. Пока так.

При игумене Трифоне здесь даже был необычный разряд насельников под названием «кафтанные послушники». В святой обители жила группа риска – послушники из числа «завязавших» с наркоманией и алкоголем. Здесь, в монастырских стенах, они проходили своеобразную реабилитацию, и у них было свое особое молитвенное правило и своя форма синего цвета. Поэтому их и называли кафтанными… Вместе с приходившими людьми крепли и монастырские стены.

Игумен Варлаам:

– Восстановление нашего монастыря все еще не завершено, с большим трудом все удается, но мы не оставляем надежды.

Церковь-колокольня в честь трех московских святителей появилась здесь в XVII веке. Каких только кампанов здесь не было: и работы московских литейщиков, деньги на которые жертвовали государи Петр и Иоанн Алексеевичи, и колокол голландского литья, привезенный из Амстердама, и кампан, связанный с именем патриарха Филарета, а до пострига боярина Федора Никитича Романова.

Игумен Варлаам:

– При Борисе Годунове это был один из явных претендентов на царский престол. Федор Никитич Романов был насильно пострижен. Долгое время он не мог с этим смириться, его здесь охраняли московские военные служивые люди… Почти пять лет он здесь провел. И, вы знаете, парадоксально, но память, которую он сохранил о Сийской обители, у него была очень добрая.

Братия поддерживала опального боярина, а он, уже став патриархом Филаретом, помогал монастырю. Святую обитель поддерживали и многие известные люди того времени, и жители окрестностей. С их поддержкой появился и благолепный колокольный звон, и сам Трехсвятительский храм-колокольня. Храм в честь трех московских святителей практически был отстроен заново. Дело в том, что его разрушили в 1939 году, а восстановили уже в наше время. Но несмотря на то, что стены новые, в них чувствуется дух старины.

Еще одна церковь, с которой мы хотим вас познакомить, построена совсем недавно. С этим храмом связана очень интересная история. Дело в том, что еще в 1913 году, когда праздновалось 300-летие Дома Романовых, братия монастыря приняла решение о постройке часовни, где бы возносились молитвы о здравии Николая II. Тогда этим планам не суждено было сбыться – храм не построили, но вот сто лет спустя, даже не зная о планах своих предшественников, братия монастыря возвела Никольскую церковь.  

Игумен Варлаам:

– Буквально несколько дней назад мне показывают документ, что архимандрит Вениамин провел собрание старцев, и было принято решение в 1913 году поставить часовню, чтобы поминать Николая II, тогда здравствующего императора, возносить ему молитвы. Сто с лишним лет… Мы выполнили. В общем-то, тогда не обращались за помощью о строительстве такой часовни; вот она стоит… А мы не знали...

Но в 1913 году средства все-таки выделили – и тогда привели в порядок внешний вид старинных храмов.

Игумен Варлаам:

– С 1913 года монастырем управлял архимандрит Вениамин (Кононов). Он был направлен сюда из Соловецкого монастыря, на тот период он был духовником Соловецкой обители. Почему хочется упомянуть эту личность? После  обустройства Сийской обители архимандрит Вениамин вернулся на Соловки, то есть по распоряжению уже вернулся игуменом Соловецкого монастыря, и это все выпадает на период начала гонений, когда Соловки уже рассматривались совершенно по-другому: для обустройства лагеря, куда направлялись ссыльные со всей страны.

Сначала архимандрита Вениамина сослали в исправительный лагерь в Холмогорах, но через несколько лет освободили, и батюшка поселился в Архангельске. Накануне праздника Святой Пасхи комсомолец Иванов со своим товарищем, трижды судимым Ерыгиным, решили ограбить монаха. Сначала четырежды выстрелили в окно дома, а потом залезли на чердак.

Игумен Варлаам:

– Обыскали избу и чердак – ничего не нашли. Забрали только резиновые сапоги, какая-то нелепость... Испугались. И чтобы не оставлять следов, облили избушку горючим, подожгли, а когда уходили, слышали стон – то есть братия еще была жива, люди были просто ранены.

Семьдесят два года спустя (в 2000-м) на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви преподобномученик Вениамин был причислен к лику святых. В минувшие времена Сийский монастырь собранием рукописных и печатных книг на Русском Севере уступал лишь Соловецкому. В обители была книгописная школа, а в XVII веке организована типография. Типография есть и сейчас, и одно из ее изданий монастырская газета, выходящая регулярно. А еще есть учебный центр.

Иеромонах Феофил (Волик), помощник наместника монастыря:

– Мы находимся в учебном классе, здесь проходят занятия учащейся братии, все мы стараемся получить образование, соответствующее запросам времени. В прошлом году участвовали в проекте, получили президентский грант по реабилитации трудников. Основная часть этой реабилитации заключается в получении профессиональных знаний и знаний по общеобразовательным предметам. И поскольку мы находимся в монастыре, то и предметы богословские.

Здесь знакомят с секретами мастерства пекарей, в дальнейшем хотят обучать и навыкам деревообработки. Люди строительных специальностей в монастыре нужны, ведь святая обитель находится в процессе восстановления. Но не все так просто в этом деле.   

Иеромонах Феофил:

– Для реставрации памятников мы уже пытаемся много лет добиться выделения средств, но средства выделяются пока небольшие. К примеру, Троицкий собор –  проектная стоимость восстановления его порядка 155 000 000. Выделено пока только пятнадцать, реставрация идет медленно.

Храмы монастыря – памятники архитектуры, поэтому стоимость любой работы здесь возрастает в разы. Проектная документация готова лишь по Троицкому собору, но требуют реставрации и другие храмы монастыря. Хотя к встрече паломников здесь готовы.

Игумен Варлаам:

– Наш монастырь принимает паломников, но этот приезд складывается из двух дней, как правило, то есть субботнего и воскресного. Вот из всего нашего сложившегося опыта мы считаем, что для большинства тех, кто приезжает в монастырь помолиться, к святыням, получить какое-то наставление от братии, достаточно двух-трех дней. Длительное проживание не дает, как правило, больше. И для монастыря это более приемлемый вариант…

Кстати, если вы живете в Санкт-Петербурге, то можете посетить подворье Антониево-Сийского монастыря, его адрес: Выборгский район, улица Ольги Форш, 5. Здесь регулярно совершаются богослужения, есть воскресная школа и библиотека, стало традиционным проведение рождественских и пасхальных праздников. Ну а если вы соберетесь в Архангельскую область в сам монастырь, то хотим напомнить, что рождественские морозы давно миновали, а вот белоснежная пустыня и неброская красота Русского Севера ждут своих пилигримов.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 23 августа: 23:45
  • Воскресенье, 25 августа: 12:45
  • Среда, 28 августа: 07:45

Анонс ближайшего выпуска

Чего здесь только нет! И святой источник, и швейная мастерская, и чайная. Здесь пишут и реставрируют иконы, умеют делать сладкие десерты и, конечно, возвращают святой обители ее былую дореволюционную красоту. Мы увидим точный список Тихвинского образа Пресвятой Богородицы, а также посмотрим, как на волгоградской земле растет виноград.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы