Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Игумен Варлаам (Дульский), наместник монастыря:
– Одно из самых живописных мест на Русском Севере – Сийский монастырь; десятки озер вокруг, это очень красиво.
Как получилось, что в XVII веке игумен Феодосий дважды становится настоятелем Антониево-Сийского монастыря, почему молодому Михаилу Ломоносову подарили здесь тулуп и за что святого Антония Сийского так любят на его родине в местечке Кехта? Обо всем этом, а также об истории становления монастыря на полуострове Большом Михайловском расскажем в первой части программы, посвященной святой обители. Из Архангельска в Антониево-Сийский монастырь мы ехали около двух часов, преодолевая расстояние в 158 километров. Двигались мы по старому Петербургскому тракту, еще в XVIII столетии по этой дороге можно было добраться в столицу Российской империи. «Хоть кривой, но кехтацкий» – такого принципа молодые поморки придерживались при выборе спутника жизни. Но местечко Кехта славилось не только своими женихами, здесь родился святой Антоний Сийский.
Игумен Варлаам:
– Год основания нашей обители – 1520-й, в следующем году мы будем праздновать пятисотлетний юбилей. Не так далеко здесь располагается деревня Кехта, откуда родом преподобный Антоний (в миру Андрей). Пострижение он принимал в монастыре Пахомия Кенского. По тем временам это был известный монастырь, который управлялся старцем Пахомием, и в послушании у старца Антоний провел несколько лет. Из всей братии он сразу как-то выделялся, был рукоположен в иеромонахи, ему доверяли, его любили, но, видимо, по своему складу, он тяготился такими отношениями.
Но, желая уединенной жизни, Антоний с двумя учениками стал искать место для монастыря. И вот по лесным рекам он уже с шестью учениками постепенно сплавился к этому полуострову.
Игумен Варлаам:
– Они повстречали крестьянина, охотника и промысловика, история даже имя его сохранила, это был крестьянин Самуил. Он рассказал Антонию, что неподалеку есть место, которое, наверное, подойдет им для обустройства монастыря.
Местные жители и охотники, забредавшие сюда, не селились здесь.
Игумен Варлаам:
– По той причине, что те охотники слышали колокольный звон. Некоторые рассказывали, что даже видели видения, как монахи заготавливают лес. Антоний, когда услышал этот рассказ, видимо, понял, что Господь указывает данное место, и с этого началось обустройство обители.
Сначала в землянках, а после в деревянных кельях и храмах молились иноки, нелегко им приходилось здесь, особенно первые четыре года. В одно время монахи так голодали, что хотели разойтись, но после горячих молитв преподобного в обитель пришел некий путник: он принес муки, масла и денег на устроение монастыря.
В самом начале XVII века сюда в ссылку был отправлен боярин Федор Романов, отец будущего первого царя из династии Романовых. Опальным он стал потому, что Борис Годунов считал его своим соперником и основным претендентом на русский престол. В то же самое время здесь продолжалось возведение Свято-Троицкого собора. Руководил работами московский мастер, которого сюда направил царь Федор Иоаннович, но удаленность святой обители, междуцарствие и Смута растянули процесс стройки на долгие двадцать лет.
Игумен Варлаам:
– Это архитектура своего времени, вообще на Севере немного сохранилось каменных храмов такого вот масштаба – Соловецкий монастырь, остатки Николо-Карельского монастыря на территории «Севмашпредприятия» (это оборонные предприятия в городе Северодвинске). Антониево-Сийский монастырь – это узкие окна, это очень мало света в храме, некая камерность. В том числе у этого есть свои практичные цели: сохранить тепло; маленькие окна – это вот вопрос отопления, сбережения тепла. Но самый любимый наш – главный Свято-Троицкий собор; по причине того, что основатель преподобный Антоний погребен в Троицком соборе. В документах сохранилось описание, чтобы его погребли справа от алтаря Троицкой церкви.
Перед своей кончиной преподобный составил завещание, сейчас оно хранится в Архангельском краеведческом музее. В этом завещании святой Антоний написал братии увещевание о духовной жизни.
Игумен Варлаам:
– Он бывал по делам в разных местах, в том числе и в Первопрестольной. Его очень уважали и любили разные люди, в том числе и те, кто впоследствии оказывал помощь монастырю, – это и Иван Грозный, и разные бояре. Несмотря на такое почитание и такое отношение к себе, он был очень скромным, нелицемерно скромным, и современному человеку подчас даже это непонятно и не очень в это верится. Он завещал себя не погребать, не оказывать ему никаких почестей, просто оставить на съедение диким зверям в лесу. Братия ему ответила, что это единственное, чего они из завещания не выполнят.
Под спудом мощи святого пребывают и по сей день, но если эта святыня сохранилась, то мощи других праведников были осквернены. Там, где пребывали останки сийских святых, в советское время установили дизель-генераторы, а для этого вырыли фундамент и выкинули мощи.
Игумен Варлаам:
– Рядом с Троицким собором усыпальница, а в усыпальнице погребены четверо особо почитаемых насельников монастыря. Один из них игумен Феодосий. Другой – инок Паисий; он был пострижен в нашем монастыре, но когда был по делам в Москве, его заприметили как человека активного, хозяйственного, толкового и оставили при Патриаршем дворе. Он становится патриаршим казначеем (лет тридцать он был казначеем патриарха, это очень серьезный чин с серьезным ресурсом). И родной обители оказывает очень серьезную поддержку. Паисий завещал похоронить его в Сийском монастыре. Митрополит Новгородский приезжал возглавить отпевание. Такая история сложилась с нашим Паисием. Также там погребены еще двое. Мало что известно об их жизни, но очень почитаемы на Севере два инока – Никанор и Исаия. Поморы их почитали как покровителей мореплавателей и рыбаков. В настоятельство игумена Феодосия эти мощи были перенесены в Сийский монастырь для большего прославления.
Игумен Феодосий – личность для монастыря значимая. Он родился неподалеку, в Холмогорах, и в 18 лет пришел в Сийский монастырь, а уже в тридцать стал настоятелем святой обители. Он заложил Благовещенскую церковь, стал строить колокольню, но дальше не все шло так гладко.
Игумен Варлаам:
– Монастырь посещал патриарх Никон. Он любил Север, паломничал на Соловки, и в его приезд в тот момент в братии произошло разделение. Игумен Феодосий, будучи деятельным, вызывал к себе, возможно, разное отношение. И некоторые из братии обратились к патриарху с жалобами на своего игумена (точно мы уже не знаем, по какой причине). Я думаю, что патриарх, общаясь с игуменом Феодосием, увидел в нем неординарную личность. Пользуясь случаем, он просто забирает его отсюда и ставит игуменом важного для себя Кожеозерского монастыря. Он же не отправил его просто куда-то в знак наказания. Он ставит его игуменом своего монастыря, который был для него важен, он его очень любил.
Игумен Феодосий отстраивал Кожеозерский монастырь, а в Сийском тем временем жизнь приходила в упадок.
Игумен Варлаам:
– Братья его уже с покаянием, со слезами, с радостью приняли, потому что очень его ждали, понимали, что было просто недоразумение. Патриарх Никон так рассудил по-своему, можно сказать, воспользовался ситуацией, а братии был преподан урок, что интриги не самый лучший способ для выяснения отношений и что надо по любви все обустраивать.
Строительство Благовещенского храма также было завершено в годы управления обителью игуменом Феодосием. Благовещенская церковь интересна тем, что там располагалась поварня, пекарня, а также многочисленные складские помещения, где хранили картошку, капусту, а в больших деревянных бочках соленую семгу. Наверху, в шатре, был еще один храм, его посвятили небесному покровителю первого царя из династии Романовых. Но если первые Романовы благоволили святой обители, то XVIII век стал для монастыря непростым периодом – книжный центр Русского Севера постепенно приходил в упадок.
Игумен Варлаам:
– XVIII век – это уже реформа секуляризации и реформа церковно-государственных отношений. Монастырь постепенно хирел, но кто-то отмечает все-таки его ухоженность, он долгое время сохранялся.
А в декабре 1730 года здесь побывал Михайло Ломоносов. Он находился в монастыре во время своего пути в Москву. У историков есть данные, что здесь стряпчим трудился его дядя, и он подарил своему племяннику тулуп.
Игумен Варлаам:
– В XIX веке монастырь внес свою лепту в миссионерское служение на Севере – один из наших настоятелей, архимандрит Вениамин (Смирнов), несколько лет проповедовал ненцам (самоедам) на побережье Белого моря. Достаточно успешная была миссия, 80 лет сийские архимандриты возглавляли Архангельскую семинарию. Я хочу сказать, что монастырь внес свой достаточно серьезный вклад в развитие церковной жизни.
Наш рассказ об Антониево-Сийском монастыре мы обязательно продолжим: расскажем вам о его сегодняшних насельниках, о том, как связана обитель с преподобным Сергием Радонежским, а также о том, в какие дни здесь ждут паломников, собравшихся приехать на монастырский полуостров.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
В праздник святого Алексия, человека Божьего, отправимся в храм его имени в село Ключи Алтайского края. В этом месте есть три церковных здания: помещение дореволюционной церкви, переделанное под жилой дом, храм, где начали собираться в 90-е годы прошлого века, и строящаяся церковь. О прошлом, настоящем и будущем прихода узнают зрители программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!