По святым местам. Антониево-Сийский монастырь. Часть 1

20 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы начинаем рассказ о святой обители с истории становления монастыря. Вы узнаете о его небесных покровителях, знаменитых насельниках и паломниках, а также о храмах монастырского полуострова.

Наша программа продолжает знакомить вас со святыми местами Архангельской митрополии. Эта земля вообще интересна тем, что здесь очень много озер, их даже называют жемчужинами этого края. Так вот, на одном из озер на полуострове располагается Антониево-Сийский монастырь. О нем и пойдет наш сегодняшний рассказ. 

Игумен Варлаам (Дульский), наместник монастыря:

– Одно из самых живописных мест на Русском Севере – Сийский монастырь; десятки озер вокруг, это очень красиво.

Как получилось, что в XVII веке игумен Феодосий дважды становится настоятелем Антониево-Сийского монастыря, почему молодому Михаилу Ломоносову подарили здесь тулуп и за что святого Антония Сийского так любят на его родине в местечке Кехта? Обо всем этом, а также об истории становления монастыря на полуострове Большом Михайловском расскажем в первой части программы, посвященной святой обители. Из Архангельска в Антониево-Сийский монастырь мы ехали около двух часов, преодолевая расстояние в 158 километров. Двигались мы по старому Петербургскому тракту, еще в XVIII столетии по этой дороге можно было добраться в столицу Российской империи. «Хоть кривой, но кехтацкий» такого принципа молодые поморки придерживались при выборе спутника жизни. Но местечко Кехта славилось не только своими женихами, здесь родился святой Антоний Сийский.   

Игумен Варлаам:

– Год основания нашей обители – 1520-й, в следующем году мы будем праздновать пятисотлетний юбилей.   Не так далеко здесь располагается деревня Кехта, откуда родом преподобный Антоний (в миру Андрей). Пострижение он принимал в монастыре Пахомия Кенского. По тем временам это был известный монастырь, который управлялся старцем Пахомием, и в послушании у старца Антоний провел несколько лет. Из всей братии он сразу как-то выделялся, был рукоположен в иеромонахи, ему доверяли, его любили, но, видимо, по своему складу, он тяготился такими отношениями.

Но, желая уединенной жизни, Антоний с двумя учениками стал искать место для монастыря. И вот по лесным рекам он уже с шестью учениками постепенно сплавился к этому полуострову.

Игумен Варлаам:

– Они повстречали крестьянина, охотника и промысловика, история даже имя его сохранила, это был крестьянин Самуил. Он рассказал Антонию, что неподалеку есть место, которое, наверное, подойдет им для обустройства монастыря.

Местные жители и охотники, забредавшие сюда, не селились здесь.

Игумен Варлаам:

– По той причине, что те охотники слышали колокольный звон. Некоторые рассказывали, что даже видели видения, как монахи заготавливают лес. Антоний, когда услышал этот рассказ, видимо, понял, что Господь указывает данное место, и с этого началось обустройство обители.

Сначала в землянках, а после в деревянных кельях и храмах молились иноки, нелегко им приходилось здесь, особенно первые четыре года. В одно время монахи так голодали, что хотели разойтись, но после горячих молитв преподобного в обитель пришел некий путник: он принес муки, масла и денег на устроение монастыря.

В самом начале XVII века сюда в ссылку был отправлен боярин Федор Романов, отец будущего первого царя из династии Романовых. Опальным он стал потому, что Борис Годунов считал его своим соперником и основным претендентом на русский престол. В то же самое время здесь продолжалось возведение Свято-Троицкого собора. Руководил работами московский мастер, которого сюда направил царь Федор Иоаннович, но удаленность святой обители, междуцарствие и Смута растянули процесс стройки на долгие двадцать лет. 

Игумен Варлаам:

– Это архитектура своего времени, вообще на Севере немного сохранилось каменных храмов такого вот масштаба – Соловецкий монастырь, остатки Николо-Карельского монастыря на территории «Севмашпредприятия» (это оборонные предприятия в городе Северодвинске). Антониево-Сийский монастырь – это узкие окна, это очень мало света в храме, некая камерность. В том числе у этого есть  свои практичные цели: сохранить тепло; маленькие окна – это вот вопрос отопления, сбережения тепла. Но самый  любимый наш – главный Свято-Троицкий собор; по причине того, что основатель преподобный Антоний погребен в Троицком соборе. В документах сохранилось описание, чтобы его погребли справа от алтаря Троицкой церкви.

Перед своей кончиной преподобный составил завещание, сейчас оно хранится в Архангельском краеведческом музее. В этом завещании святой Антоний написал братии увещевание о духовной жизни.

Игумен Варлаам:

– Он бывал по делам в разных местах, в том числе и в Первопрестольной. Его очень уважали и любили разные люди, в том числе и те, кто впоследствии оказывал помощь монастырю, – это и Иван Грозный, и разные бояре. Несмотря на такое почитание и такое  отношение к себе, он был очень скромным, нелицемерно скромным, и современному человеку подчас даже это непонятно и не очень в это верится. Он завещал себя не погребать, не оказывать ему никаких почестей, просто оставить на съедение диким зверям  в лесу. Братия ему ответила, что это единственное, чего они из завещания не выполнят.

Под спудом мощи святого  пребывают и по сей день, но если эта святыня сохранилась, то мощи других праведников были осквернены. Там, где пребывали останки сийских святых, в советское время установили дизель-генераторы, а для этого вырыли фундамент и выкинули мощи.  

Игумен Варлаам:

– Рядом с Троицким собором усыпальница, а в усыпальнице погребены четверо особо почитаемых насельников монастыря. Один из них игумен Феодосий. Другой – инок Паисий; он был пострижен в нашем монастыре, но когда  был  по делам в Москве, его заприметили как человека активного, хозяйственного, толкового и оставили при Патриаршем дворе. Он становится патриаршим казначеем (лет тридцать он был казначеем патриарха, это очень серьезный чин с серьезным ресурсом). И родной обители оказывает очень серьезную поддержку. Паисий завещал похоронить его в Сийском монастыре. Митрополит Новгородский приезжал возглавить отпевание. Такая история сложилась с нашим Паисием. Также там погребены еще двое. Мало что известно об их жизни, но очень почитаемы на Севере два инока –  Никанор и Исаия. Поморы их почитали как покровителей мореплавателей и рыбаков. В настоятельство игумена Феодосия эти мощи были перенесены в Сийский монастырь для большего прославления.

Игумен Феодосий личность для монастыря значимая. Он родился неподалеку, в Холмогорах, и в 18 лет пришел в Сийский монастырь, а уже в тридцать стал настоятелем святой обители. Он заложил Благовещенскую церковь, стал строить колокольню, но дальше не все шло так гладко. 

Игумен Варлаам:

– Монастырь посещал патриарх Никон. Он любил Север, паломничал на Соловки, и в его приезд в тот момент в братии произошло разделение. Игумен Феодосий, будучи деятельным, вызывал к себе, возможно, разное отношение. И некоторые из братии обратились к патриарху с жалобами на своего игумена (точно мы уже не знаем, по какой причине). Я думаю, что патриарх, общаясь с игуменом Феодосием, увидел в нем неординарную личность. Пользуясь случаем, он просто забирает его отсюда и ставит игуменом важного для себя Кожеозерского монастыря. Он же не отправил его просто куда-то в знак наказания. Он  ставит его игуменом своего монастыря, который был для него важен, он его очень любил.

Игумен Феодосий отстраивал Кожеозерский монастырь, а в Сийском тем временем жизнь приходила в упадок.

Игумен Варлаам:

– Братья его уже с покаянием, со слезами, с радостью приняли, потому что очень его ждали, понимали, что было просто недоразумение. Патриарх Никон так рассудил по-своему, можно сказать, воспользовался ситуацией, а братии был преподан урок, что интриги не самый лучший способ для выяснения отношений и что надо по любви все обустраивать.

Строительство Благовещенского храма также было завершено в годы управления обителью игуменом Феодосием. Благовещенская церковь интересна тем, что там располагалась поварня, пекарня, а также многочисленные складские помещения, где хранили картошку, капусту, а в больших деревянных бочках соленую семгу. Наверху, в шатре, был еще один храм, его посвятили небесному покровителю первого царя из династии Романовых. Но если первые Романовы благоволили святой обители, то XVIII век стал для монастыря непростым периодом – книжный центр Русского Севера постепенно приходил в упадок.

Игумен Варлаам:

– XVIII век – это уже реформа секуляризации и реформа церковно-государственных отношений. Монастырь постепенно хирел, но кто-то отмечает все-таки его ухоженность, он долгое время сохранялся.

А в декабре 1730 года здесь побывал Михайло Ломоносов. Он находился в монастыре во время своего пути в Москву. У историков есть данные, что здесь стряпчим трудился его дядя, и он подарил своему племяннику тулуп.

Игумен Варлаам:

– В XIX веке монастырь внес свою лепту в миссионерское служение на Севере – один из наших настоятелей, архимандрит Вениамин (Смирнов), несколько лет проповедовал ненцам (самоедам)  на побережье Белого моря. Достаточно успешная была миссия, 80 лет сийские архимандриты возглавляли Архангельскую семинарию. Я хочу сказать, что монастырь внес свой достаточно серьезный вклад в развитие церковной жизни.

Наш рассказ об Антониево-Сийском монастыре мы обязательно продолжим: расскажем вам о его сегодняшних насельниках, о том, как связана обитель с преподобным Сергием Радонежским, а также о том, в какие дни здесь ждут паломников, собравшихся приехать на монастырский полуостров.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 мая: 07:45
  • Пятница, 24 мая: 23:45
  • Воскресенье, 26 мая: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы