По святым местам. Александро-Ошевенский монастырь

24 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом году исполняется 540 лет со дня преставления святого Александра Ошевенского. Преподобного особо почитают на Русском Севере, ведь он стал основателем монастыря, который в свою очередь положил начало еще шести святым обителям. Наша программа отправится в старинный монастырь и расскажет вам о том, как идет процесс восстановления обители.

Программа «По святым местам» вновь в Плесецкой епархии Архангельской митрополии. На этот раз мы приехали в Александро-Ошевенский монастырь. Он был основан еще в XV веке святым Александром Ошевенским. О нем, а также о монастыре и пойдет наш сегодняшний рассказ.

Сквозь снежный буран мы осторожно едем к святой обители, а еще в XV веке по этой же дороге сюда пришел преподобный Александр Ошевенский. Мы едем в теплой машине, а вот юноша, который принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, пробирался через лес. Здесь, в лесной чаще, он и устроил пустынь.

Епископ Александр, Плесецкий и Каргопольский:

– Здесь вместе со своим отцом они построили монастырь. Первые постройки, естественно, были деревянными, но затем мы с вами видели, что возникли и каменные сооружения. К сожалению, на сегодняшний день они разрушенные. Тем не менее это памятник не только архитектуры и зодчества, а прежде всего памятник нашей духовной культуры.

После кончины преподобного Александра в 1479 году обитель на короткое время пришла в упадок, но скоро вновь ожила. В 1578 была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а царем Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. Два раза монастырь горел, поэтому первые деревянные храмы до нас не дошли, зато тот облик монастыря сохранился на многочисленных иконах. И вот к 1707 году построили сохранившееся до сих пор здание белокаменного Успенского собора с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней. Правда, сейчас богослужения здесь по понятным причинам не ведутся, монахи молятся в надвратной церкви.

Никольский храм, в котором и проходят богослужения, является надвратным, то есть чтобы в него попасть, необходимо подняться по ступенькам на несколько этажей. Кстати, интересный факт: первый храм в святой обители, который был построен еще при Александре Ошевенском, также был Никольским. Вот Никольский храм, изображенный на фрагменте старинной иконы. Так еще со времен основания обители святой Николай стал ее небесным покровителем. Был здесь еще один храм – Покровский.

Епископ Александр:

– К сожалению, он полностью утрачен, хотя еще в конце 80-х годов  был более-менее в нормальном состоянии. Если бы тогда вовремя приступить к реставрации, можно было бы сохранить его. И было бы где молиться не только братии, но и приезжающим паломникам. На сегодняшний день если паломники приезжают, мы чудесным образом здесь все умещаемся. Если это память преподобного 3 мая, то стараемся и на улице совершить богослужение, чтобы все участвовали. В этом году 540 лет со дня преставления преподобного Александра Ошевенского, и я всех приглашаю в наш монастырь на совместное богослужение. Даст Бог хорошую погоду в этот день, и тогда мы сможем провести богослужение на улице.

Монашеская жизнь вновь появилась здесь в самом начале XXI века. И, как вы видите, святая обитель нуждается в срочном восстановлении и нашей помощи. В хозяйстве есть трактор, несколько мотоблоков, хорошо оборудована столярная мастерская, распахано полгектара земли.

Епископ Александр:

– Кроме наместника игумена Феодосия тут еще иеромонах Вениамин  (я его рукоположил год назад), еще один монах Пахомий, инок Сергий. Остальные братья – послушники; мы их тоже называем братией, потому что они насельники этого монастыря и делят с нами и образ жизни, и трапезу, и участвуют в богослужении. А это и есть закон общежительного монастыря. Получается, что если послушник даже не имеет пострига или права ношения иноческих одежд,  он все равно насельник монастыря и обладает и правами, и обязанностями. Что касается труда, допустим, то физический труд распределяется между всеми. Может быть, молитвенный труд распределяется не так равномерно. Вот, например, за нашими двумя коровками ухаживает иеромонах Вениамин, на огороде тоже все трудятся. То есть независимо от сана и должности (или, как говорят в армии, звания) насельники монастыря разделяют труды по жизнедеятельности, по ведению хозяйства. В результате этих трудов и все, что на столе, делится тоже на всех равномерно.

Воспитательная роль Ошевенской обители велика. Из стен этого монастыря вышло немало основателей других северных монастырей: преподобный Пахомий Кенский, воспитавший святого Антония Сийского, преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, Никодим Кожеозерский, Нифонт Кожеозерский и другие подвижники. Монастырь – это и памятник духовной культуры.

Епископ Александр:

– А также нашего молитвенного, церковного становления православия на этой земле, просвещение этой земли. И не случайно учениками уже преподобного Александра Ошевенского православие было и дальше пронесено. То есть преподобный Александр дал задел, дал импульс к развитию и распространению православия на этой территории.

Из старинных построек монастыря до нас дошли каменные здания XVIII–XIX веков. Среди них святые ворота, корпуса, построенные в стиле провинциального ампира, вокруг монастыря стоят невысокие стены с четырьмя башнями по углам. И, конечно, здесь очень хотят восстановить старинные архитектурные постройки. Это дело реставраторов, но это не значит, что монастырь не примет помощь от тех, кто, может, и не обладает узкоспециальными навыками, но имеет доброе сердце.

Епископ Александр:

– Пользуясь случаем, предлагаю мужской  половине попробовать свои силы: и физические, и духовные. Необязательно становиться послушником и монахом в дальнейшем, можно просто благочестивую русскую традицию  – потрудиться во славу Божию в монастыре – возобновить и на себе  испытать. Это очень хорошая традиция. Что такое во славу Божию? Это значит – ничего не приобретая себе, посвятить свой труд Богу. Это очень старинная традиция, и если институт монашества, послушничества  сейчас возобновлен, то как вести себя труднику (и вообще что это такое), мало кто знает. Тем не менее можно даже семьей приехать.

Трудятся здесь абсолютно все: и за животными ухаживают, и приводят в порядок помещение. Здесь есть даже иконописная мастерская; правда, пока образа здесь пишутся для нужд святой обители. Но кто знает, может, мы скоро уже в других храмах услышим о знаменитых иконах Александро-Ошевенского монастыря.

Епископ Александр:

– Если ты потрудился больше, значит – сделал что-то не для себя в этой жизни. А для кого? Для Церкви и для Бога. Это же очень важно. Пока мы живы, пока Господь нам дает время на этом свете пожить, потрудиться, нужно  беречь каждую минуту своей жизни для того, чтобы ее правильно прожить, правильно посвятить ее: Богу, нашему Создателю. Бог нам даровал жизнь, а мы даруем ее Богу, посвящаем ее Богу. Это и есть любовь.

В 1922 году здесь оставались только двое: последний настоятель отец Досифей и монах Димитрий. В том же году представители волостного и уездного советов вскрыли раку святого Александра Ошевенского. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы обличили монахов в обмане. А святые мощи основателя обители так и остались скрыты от нас.

Епископ Александр:

– Но я думаю, когда братия узнала о том перевороте в сознании и в государственном устройстве, который случился в октябре 1917 года, то мощи скорее всего куда-то спрятали, перенесли от поругания. Потому что за эти годы, мы знаем, с особенным ожесточением новая власть отнеслась к православным святыням, в первую очередь к мощам. Мы сейчас не знаем, где находятся мощи, нет известий. Может быть, они на территории монастыря, а может быть, и нет. Но сам преподобный с нами. И если будет на то воля Божия и воля преподобного отца нашего Александра, то мы обретем эти мощи. И дело-то не в мощах. Дело в нашем отношении к преподобному, Церкви, Отечеству, Богу.

В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. И только 15 марта 2001 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины.

Епископ Александр:

– Где бы ни были мощи преподобного Александра, он всегда нам будет помогать. Он видит, что мы свой труд, капельку своей жизни (сколько-то дней; может, недель) посвятили его обители, которую он своими руками создавал в свое время, то есть мы стали ему соработниками. Неужели он нас оставит в своих молитвах? Нет, конечно. Наоборот, он будет молиться за нас, где бы мы ни были и где бы ни находились его святые мощи.

В этом году исполняется 540 лет со дня преставления святого Александра Ошевенского. Третьего мая в обители будут отмечать торжество, и паломников ждут сюда на молитву.

Епископ Александр:

– Я уверен, что человек, который прибудет на эту землю, пропитанную трудами прежде всего молитвенными (и физическими трудами и самого преподобного, и насельников того монастыря, который он основал), не останется равнодушным. Или не останется таким же, как он был до приезда сюда, – что-то в нем изменится. Я предлагаю это каждому попробовать.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:30
  • Суббота, 20 апреля: 09:40
  • Воскресенье, 21 апреля: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать