Плод веры. Президент Общества русско-грузинской дружбы Тамаз Джандиери

20 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Президент Общества русско-грузинской дружбы Тамаз Джандиери рассказывает об исторических переплетениях судеб русского и грузинского народов, о создании грузинской общины в Москве, возрождении церковного служения в храме вмч. Георгия в Грузинах, крестных ходах из России в Грузию.

– Вы уже 30 лет занимаетесь общественной деятельностью, называете себя народным дипломатом. Что это за понятие и насколько народная дипломатия эффективна? Каких результатов Вам удалось достичь за эти 30 лет?

– Народная дипломатия сейчас расплывчатое понятие. Я не русский человек, живу в России уже почти 45 лет. В 1970 году приехал сюда как артист. Я профессиональный певец, композитор, автор нескольких тысяч песен, но из этих музыкальных произведений записано всего 7 CD -дисков, различных по тематике. Есть духовные песнопения, в том числе русско-грузинская литургия, которую я записал с Даниловским хором (церковные песнопения на двух языках – большая редкость). После приезда в Россию я работал в Москонцерте, Госконцерте. Потом все это надоело, и я стал понемногу заниматься бизнесом.

Однако в 1986 году в моей жизни все резко перевернулось, и я начал заниматься общественной деятельностью. В республиканской газете прочитал статью о том, что постантичный городище Дзалиса ( I - II вв. до н.э.) разрушается и нуждается в спасении уникальная мозаика. Это древнейшая культура, еще дохристианские культовые здания. Какой-то вельможа в Мухранской долине вблизи столицы построил дворец с мозаичным изображением греческих языческих божеств Ариадны, Диониса. Такая огромная мозаика в Грузии и в мире вряд ли еще найдется. Это растрогало меня, и я решил каким-то образом из Москвы помочь этому памятнику спастись. Тогда не было никаких грузинских землячеств и обществ, я просто созвал своих земляков. Благодаря хорошему знакомому, создателю и руководителю первого грузинского хореографического ансамбля «Колхида», нам выделили зал во Дворце культуры напротив Пушкинского музея. В 40-градусный мороз собрался полный зал! Я рассказал моим землякам о памятнике и призвал помочь ему из Москвы: открыть счет, собрать деньги. В Москве живет несколько тысяч известнейших грузин, деятелей искусства, медицины; очень сильная интеллигенция, взять хотя бы Зураба Константиновича Церетели и многих других выдающихся людей. От их имени я поехал в Грузию, пришел к управляющему по делам памятников истории и культуры в Тбилиси, сказал, что мы озабочены состоянием памятника и хотим помочь его восстановить. Нам разрешили взять заботу о нем, был подписан договор об охране памятника истории и культуры. С этого все началось.

Потом я задумался, сколько в Москве памятников истории и культуры русско-грузинских отношений, о которых вообще никто не заботится! В Москве три некрополя: в Сретенском храме Донского монастыря, где захоронены потомки царей Вахтанга VI и Арчила (54 захоронения царей и царевичей), в женском монастыре на Таганке, где покоятся потомки царя Георгия XII, в грузинском храме всех Святых на Соколе. Я начал глубоко изучать историю, архивы, и в 1986 году мы создали любительское объединение по охране памятников истории и культуры. В 1989 году я создал первую грузинскую общину.

В 1990 году добился передачи нашей общине здания храма вмч. Георгия Победоносца по ул. Большая Грузинская, д. 13. Это был большой бой, потому что в то время он еще не был признан историческим памятником. Я обратился к Ельцину: написал исторический очерк, рассказал, кто мы такие, что мы живем здесь много веков и нам необходима служба на грузинском языке. В парламентской газете «Федерация» была опубликована моя статья «Верните храм грузинам». Вскоре по приказу Ельцина городские власти передали нам весь храм, поздравили наше братство с этим событием. Я был старостой храма. Святейший Блаженнейший Патриарх из Грузии прислал двух священников, которые служили на грузинском языке.

Потом я нашел разрушенный храм Преображения Господня в селе Стародуб Каширского района и начал потихоньку поднимать этот храм, создал там русско-грузинскую общину. Это 110 км от Москвы, усадьба Николая Тургенева. Мне всегда хотелось открыть русско-грузинскую православную гимназию не в Москве, а подальше от цивилизации, и я выбрал этот чудный храм. Сейчас каждый день занимаюсь Законом Божиим, готовлюсь к преподаванию. Я должен знать богослужение на двух языках, чтобы открыть и передать его детям. Вообще я монах в миру уже 20 лет.

– Если говорить о современном влиянии грузин на российскую историю и действительность, что собой представляет грузинская диаспора не только в Москве, но и в разных регионах? Насколько она активна?

– В данный момент есть землячества. Грузины смогли создать их в крупных городах: в Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Саратове. В основном я тесно связан с тремя землячествами: в Воронеже, в Петербурге и в Нижнем Новгороде. Очень хорошо продвинулись в Петербурге, потому что там живет большое количество грузин. Они восстановили разрушенный храм, где теперь идет служба на грузинском языке. Это тоже большое достижение, как было и у нас в Москве с храмом Георгия Победоносца. В Нижнем Новгороде такого пока нет, но грузинское землячество хочет построить храм в грузинской архитектуре. В Воронеже храм построил президент этого землячества, Царствие ему небесное. У меня есть фотографии, там тоже идет служба.

– В начале 2000-х годов у вас проходили крестные ходы. Расскажите, как эта идея родилась и как реализовывалась?

– У меня была мечта пройти крестным ходом из России в Грузию: Москва – Владикавказ – Тбилиси. Мне хотелось приурочить это событие к 14 октября, когда в России отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы, а в древнейшем городе Мцхета проходит Мцхетоба – праздник Хитона Господня (эта величайшая святыня находится в кафедральном соборе в Мцхете), самый важный праздник в Грузии после Рождества Христова и Пасхи.

В 2000 году я окормлялся в храме на Берсеневке (напротив Храма Христа Спасителя), где служба проходит по старому обряду. Община храма поддержала идею крестного хода, и мы начали собирать средства, организовывать, составлять списки участников. Было очень тяжело, невозможно было найти спонсора (хотя мы пытались), наскребли по нитке. Слава Богу, священник Иоанн Каледа возглавлял наш крестный ход как духовник, он очень помог в организации. Провели пресс-конференцию в Доме журналистов рядом с храмом на Берсеневке. В итоге поехали 30 человек (взяли этих людей безвозмездно), мы заняли весь вагон. В вагоне проводили богослужения – это был неописуемый праздник! Два дня мы ехали в «поезде-храме». Во Владикавказе нас встретили, обогрели, устроили трапезу и ночлег. На другой день президент Алании господин А. Дзасохов безвозмездно предоставил нам автобус, и на нем мы поехали в Грузию. Там мы объехали монастыри, храмы, были в Тбилиси у Святейшего Патриарха, где нас наградили подарками. В Грузии мы провели неописуемые 12 дней. В то время никто кроме нас не проводил крестные ходы, и слава Богу, что Он сподобил организовать этот крестный ход. Это уже история.

– Общество, которое Вы возглавляете, называется Общество русско-грузинской дружбы. Когда оно создавалось, стоял ли вопрос о дружбе между русским и грузинским народом так же остро, как сейчас?

– Это Общество мы создали на основе Общества «Дзалиса», которое существовало с 1986 года. Потом создали юридическое лицо с таким названием. Это было необходимо, другое Общество мы не могли создать. Официально зарегистрировали Общество русско-грузинской дружбы в 1990 году.

– Почему решили назвать именно обществом дружбы? Были какие-то сомнения в этой дружбе?

– Сомнения всегда были, и есть в данный момент тоже. В 1989 году стали ухудшаться отношения России и Грузии, потому что Грузия отделилась, выбрала президента и начались напряжения. Сейчас уже кульминация – война и отсутствие дипломатических отношений. Единственное спасение – это народная дипломатия. Естественно, дружба всегда нужна. Грузинский и русский народы разные, но они должны быть связаны духовным единством, общечеловеческой дружбой.

– Насколько в современной ситуации возможно повторение такого крестного хода, который был в 2000 году, или других инициатив?

– В любой момент это можно сделать! У меня огромный опыт, но нужны средства, жертвователи.

Сейчас я начинаю концертную деятельность. За 30 лет общественной работы я запустил творчество, и теперь необходимо подарить его людям. Я пишу духовные песнопения на двух языках, но нет времени, чтобы полностью написать литургию на грузинском и русском. Скоро я собираюсь постричься в монашество, и мне хотелось бы проводить службы на двух языках, обучать и воспитывать детей. Для этого я должен знать литургику на двух языках наизусть. Я не оканчиваю семинарию или академию, но каждый день занимаюсь самообразованием.

– Могли бы Вы поделиться своими впечатлениями от общения с Патриархом Илией? Мы все наслышаны о его характере, о его духовности.

– Это отец нации, один из выдающихся священников-иерархов во всем православном мире. Он окончил академию в России. Грузинская Церковь очень ревностная в вопросах основ православия. Антиохийская, Иерусалимская Церковь уступают Грузинской Церкви по духовности, по количеству народа и храмов, и, самое главное, предстоятель Грузинской Церкви, наверно, занимает самое высокое духовное положение в православном мире. Согласно опросам, 96 % грузин признают его авторитет величайшим, никто из политиков не может с ним соперничать.

Его хорошо знал Его Святейшество Патриарх Алексий. Он дал благословение на создание нашей общины в России. Я был с ним очень хорошо знаком, несколько раз мы встречались (у меня есть редчайшие фотографии), проводили фестивали, я поздравлял его с днем ангела.

– Вы упомянули фестивали, расскажите о них. На что они были направлены?

– Как творческий человек, я хотел провести фестиваль русско-грузинской культуры. Несколько раз пытался это сделать. Я и сам без сторонней поддержки могу ездить по миру и петь под эгидой русско-грузинской культуры. Я совмещаю две культуры, являюсь автором гимна русско-грузинской дружбы, который поется на обоих языках. Эта запись есть на диске в исполнении Даниловского хора. Когда мы начинаем какое-нибудь мероприятие, звучит гимн русско-грузинской дружбы и все встают. Припев такой: «Славься, Россия, славься, Грузия, держава единая православная, Господу верою присягнувшая, святым Георгием охраняема». Вот так торжественно заканчивается гимн. Исполняем сначала на грузинском языке, потом на русском.

– В следующем году будет отмечаться 30-летие Общества русско-грузинской дружбы. Есть ли уже планы по празднованию? Какие перспективы развития?

– Работа уже идет. Скоро уезжаю в Петербург, где должен сделать презентацию. Выступаю у своих знакомых. Например, Нина Карташова организовывает концерты, я там пою, рассказываю о своей мечте построить храм, предлагаю принять участие в этом проекте – и люди откликаются, вступают в Общество. Стать членом Общества можно в любой момент. За символические деньги можно получить именной кирпичик, и здесь количество людей очень важно. Если примут участие тысячи, миллион человек, храм построится. Ведь раньше храмы и монастыри строили на народные копейки, а сейчас есть миллионеры, которые пока ни копейки не дали. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты можешь благотворить, хоть бы ты был весьма беден, даже беднее тех, кто у тебя просит. Сила милостыни не в том, чтобы дать много или мало, а в том, чтобы дать не меньше, чем можешь». Наше Общество держится не на чужих деньгах, а на помощи Божией. Мы проводим концерты, фуршеты. Учредили общественный орден святой Нины четырех степеней, у нас награждены политики, Святейший Патриарх. Чего-то это стоит. У нас есть свое лицо. Все это Божия милость дает.

Впереди у нас много планов. Каждый день на вес золота, потому что я не знаю, что будет завтра. Пока мы живы, надо делать добро.

 

Ведущий: Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 00:05
  • Вторник, 23 апреля: 09:05
  • Четверг, 25 апреля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Как встреча со святыней меняет людей? О принесении мощей святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары в пределы Русской Православной Церкви рассказывает Ольга Кирьянова, старший научный сотрудник Центра музейной политики Института Наследия.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать