Плод веры. Беседа с протоиереем Геннадием Героевым. Часть 2

6 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Геннадий Героев, временно исполняющий обязанности настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке, рассказывает о своем служении в начале 90-х годов в Южной Америке, о встречах с потомками русских эмигрантов и об отношениях с местными властями.

– В прошлой программе Вы очень подробно и интересно рассказали о Вашем приходе в Церковь. Из-за того, что Вы окончили Университет дружбы народов и знаете пять языков, Вас часто привлекали к работе с зарубежными церковными делегациями в рамках деятельности отдела внешних церковных отношений. Что последовало за этим служением? Знаю, что Вы были направлены в командировку в зарубежные страны. Как это происходило?

– Да, это было после празднования 1000-летия Крещения Руси. Меня пригласил владыка Филарет, митрополит Минский и Белорусский, в те времена возглавлявший ОВЦС, и сказал: «Нам известно, что ты знаешь испанский и португальский языки. Как ты смотришь на то, что мы направим тебя в Южную Америку, в частности в Аргентину?» Я сказал, что был бы счастлив такому назначению, потому что, с одной стороны, это языковая практика, а с другой – в Латинскую Америку так просто не поедешь. Поэтому вскоре я туда и уехал.

– Какой это был год?

– Это был 1988 год.

– То есть еще советское время, советские дипломатические отношения.

– Да. В июне 1988 года я прибыл в Буэнос-Айрес. Там находилось центральное управление Патриаршего экзархата, в то время он назывался «Патриарший экзархат Южной и Центральной Америки». Возглавлял эту епархию нынешний митрополит Крымский Лазарь. Я прибыл к нему в качестве секретаря и служил в Благовещенском кафедральном соборе в Буэнос-Айресе.

Аргентина находится практически на краю света, потому что дальше начинается уже Антарктида. Надо сказать, что русская эмиграция в Аргентине представлена четырьмя «волнами». Когда мы приехали, то в самом Буэнос-Айресе существовало девять русских храмов. Восемь из них принадлежало Русской Зарубежной Церкви, а в центре города, в очень хорошем районе Палермо, на улице Бульнес находился наш собор, принадлежащий Московской Патриархии. Каким образом он появился? Русская эмиграция в Аргентине была представлена очень известными древними русскими родами, которые на слуху у всех, кто знает историю Руси: Меньшиковы, Куракины, дочь генерала Алексеева, начальника штаба царской армии, Нарышкины, Головины. У каждого из них своя история того, как они попали на этот континент. Большинство этих русских аристократов жили в эмиграции во Франции, куда они уехали от бед Гражданской войны. Но когда советская армия взяла Вену, не было никакой уверенности, что она не дойдет и до Парижа. Поэтому они садились на пароходы и переплывали океан, потому что были уверены, что океан советская армия уже наверняка не переплывет. Таким образом они и оказались в Аргентине. Интересные люди, интересные судьбы, потрясающие истории, которые я слышал там от многих.

Тогда Церковь была разделена: не было не только евхаристического общения, но даже бытового. И когда молодой батюшка из Советского Союза, которому было двадцать семь лет, приехал в Буэнос-Айрес, то, разумеется, дверь храма часто приоткрывалась и просовывалась голова какого-нибудь белого эмигранта, который хотел посмотреть на это чудо, прибывшее из Москвы. Этот лед недоверия ко всему, что исходило из страны Советов, я реально чувствовал на себе. Помню, как Кока Асеев, бывший денщик генерала Врангеля (вообще-то его имя Константин, но в эмигрантской среде его звали Кока), сделал первые робкие шаги, чтобы завести знакомство со мной, установить контакт. Я его приглашал: «Константин Алексеевич, приходите, чаю попьем после службы», и мы с ним подружились. Помню, как на престольный праздник Благовещения мы все сидели, говорили поздравительные слова. Когда все закончилось, он был в очень хорошем настроении (потому что выпил стопочку коньяка) и говорит: «Ну а если честно, батюшка, какие все-таки у Вас погоны под рясой?» Этот вопрос был реально убийственным, потому что вся их осторожность и недоверие основывались на том, что я не могу быть обычным, нормальным священником: слишком молод для этого. Им было известно, что в Советском Союзе преследуют Церковь, дискриминируют духовенство и так далее. Это был очень крепкий лед в наших отношениях.

Очень интересно само возникновение общины Московского Патриархата. После победы над фашизмом часть белых эмигрантов стала выказывать явные, как бы сказали сейчас, патриотические, настроения. Во время Второй мировой войны в храмах Зарубежной Церкви звучала молитва и даже служились молебны о победе гитлеровского оружия в России. В частности, в Буэнос-Айресе этот молебен проводил протопресвитер Константин Изразцов, который долгие годы возглавлял Зарубежную Церковь в Южной Америке. После победы советской армии над гитлеризмом в эмигрантской среде началось брожение, потому что была масса людей, которые не могли молиться о победе немецкого оружия на своей Родине, какой бы она ни была. Это брожение привело к тому, что известнейшие люди русской эмиграции – доктор Браткорб, Нащёкины, доктор Левенталь и другие обратились с письмом к патриарху Московскому Алексию I (Симанскому) с просьбой прислать в Буэнос-Айрес священника от Московской Патриархии и организовать приход.

В 1946 году патриарх Алексий I, рассмотрев это письмо прихожан Буэнос-Айреса, направляет туда епископа Феодора (Текучева) в качестве первого представителя Московской Патриархии в Буэнос-Айресе. Но те эмигрантские круги, которые не хотели прибытия архиерея, а также североамериканские прихожане в США (они были тесно связаны и родственно, и коммуникативно) приложили все усилия, чтобы владыка Феодор (Текучев) в течение шести лет не мог получить въездную визу в Аргентину. В Буэнос-Айресе служил отец Владимир Римский-Корсаков, племянник нашего знаменитого композитора, автора «Снегурочки» и многих других оперных произведений. И отец Владимир, который был рукоположен в Белграде, стал осуществлять окормление прихожан, верных Московскому Патриархату. Я лично отпевал отца Владимира Римского-Корсакова, когда он умер. Сын отца Владимира передал мне часть его совершенно уникальной библиотеки: его дети уже не говорили на русском языке и не нуждались в таком количестве философской и богословской литературы. Вся она была доставлена мне огромными тюками, и когда я уезжал из Аргентины, то часть книг вывез в Москву.

История нашей эмиграции в Южной Америке вообще необычна. В Аргентине была волна «белой» эмиграции. Затем была эмиграция так называемых DP – перемещенных лиц, это люди, которые находились в концлагерях, и когда союзнические войска стали освобождать наших военнопленных граждан, те умоляли не отправлять их в Советский Союз, потому что многие боялись, понимая, что их там ждет. Поэтому они садились на судна и тоже прибывали в Южную Америку. Епархия Буэнос-Айреса распространялась на всю Южную Америку. Нисколько не преувеличивая, скажу, что я хорошо знаю положение дел наших российских соотечественников во всех странах Южной Америки. Наибольшее число перемещенных лиц попало в Венесуэлу. В Венесуэле пять русских храмов, построенных как раз этими переселенцами. Там жил сын Даниила Хармса, жила и, по-моему, до сих пор живет графиня Дурново, в Венесуэле проживает граф Мещерский. Абсолютно не уверен, что после смерти Чавеса и в нынешнее время беспорядков и потрясений они там физически сохранились, потому что в стране уже просто нечего есть и они могли уехать куда угодно. Но то, что в Венесуэле оказалась огромная прослойка наших граждан, – это факт.

Очень интересна русская эмиграция в Чили. В этой стране, протянувшейся вдоль побережья Тихого океана, я был несколько раз. Мы служили в Сантьяго и начинали еще в те времена, когда у власти был Пиночет. Первый гражданский президент Чили Патрисио Эйлвин вступил в должность в 1989 или 1990 году, а когда мы приехали, Пиночет был и главнокомандующим армией, и президентом. В Чили жило сто (я хорошо запомнил эту цифру) русских семей в разном составе. Они были разбросаны по Чили от северной пустыни Атакамы до Огненной Земли, но на Пасху и на Рождество все съезжались в центр Сантьяго, в удивительный крошечный храм, построенный в подражание псковской архитектуре, со звонницей в псковском стиле. Можно было видеть русских ребят, белокурых, русых, которые уже не говорили по-русски, но приезжали в храм.

Очень интересна ситуация с русской диаспорой в Парагвае. Вообще мало кто знает парагвайскую эмиграцию. Думаю, Святейший Патриарх, который совсем недавно посетил эту страну, был начитан о том, что русские в Парагвае не просто нашли убежище, но и заняли там ведущие позиции на многих государственных постах и в разных сферах, в университете, сенате и так далее. Белые офицеры стали прибывать туда непосредственно после окончания Гражданской войны. Наверное, в те времена, когда я там был, не было парагвайца, который бы не слышал и не почитал имя русского генерала Беляева. Это был белый офицер, который, прибыв в Парагвай, стал помогать строить парагвайскую армию. В войне с Боливией погибло очень много парагвайских мужчин. Так как мужское население стремительно умирало от болезней, эпидемий и истреблялось в войнах, президент Парагвая пригласил наших генералов, для того чтобы они помогли ему в строительстве армии и вообще в строительстве военной инфраструктуры Парагвая. Поэтому памятник генералу Беляеву знал каждый парагваец. Находился он в труднодоступном месте по течению реки Параны, где генерал умер. Местные индейцы, согласно своим языческим верованиям, зачислили его в свой пантеон, и он у них стал языческим божком, настолько они его почитали. Генерал Беляев у парагвайцев как национальный герой, есть и улица его имени. Судьба этого человека удивительна.

В Парагвае множество интересных людей. Идешь по столице Парагвая Асунсьону и видишь: улица Майора Салазкина. Эта фамилия практически исчезла из нашей жизни, а там она существует. Можно встретить удивительные русские имена. Парагвай – страна очень жаркая, температура там доходит до шестидесяти градусов, и русские всегда жили в очень хорошем районе, в домах с кондиционерами. Они обладали определенным высоким социальным статусом, с ними всегда считались. Вообще, когда я начинаю говорить о Латинской Америке, то могу, к сожалению, не соблюдать лимит времени и говорить бесконечно.

– Отец Геннадий, Вы перечислили страны, которые являются католическими. Как жилось православным священникам в католических странах? Насколько вам помогали или мешали? Как к вам относились католики?

 – Католики нашей деятельности и нашей православной миссии никогда не мешали. Когда я приехал в Буэнос-Айрес, там мы тоже начали праздновать 1000-летие Крещения Руси, которое только что закончилось в Москве. Поэтому мы вошли в контакт со всеми православными архиереями других патриархатов, в частности Константинопольским, Антиохийским, Сербским, которые были представлены в Буэнос-Айресе. Разумеется, мы вошли в контакт с мэрией города, президентской администрацией и с кардиналом, главой Католической Церкви. Речь шла о том, как торжественнее организовать празднование 1000-летия Крещения Руси.

Из Москвы прибыл памятник князю Владимиру, гигантских размеров, выполненный из мрамора. Мы установили его на одной из центральных площадей. Мэрия дала разрешение назвать эту площадь Сан-Владимиру – площадь Святого Владимира. Его можно увидеть в районе Палермо. Правда, сейчас вокруг него гуляет очень много дам с собачками, потому что он не огорожен, тем не менее стоит он на центральной площади. Мы водружали этот памятник в присутствии кардинала, представителя президента Аргентины, министра иностранных дел и культа (у них на это один министр). Мы этот памятник освящали, архиереи были все.

С Католической Церковью мы всегда взаимодействовали по вопросам социального характера, потому что без этого в католической стране просто нельзя было что-либо предпринять. Если наш русский человек оказывался в беде, например, по каким-то причинам наш моряк оказался в тюрьме (такие случаи были), как его посетить? Исключительно через посредничество католического епископа. Католики всегда оказывали нам в этом содействие.

Аргентинцы – очень доброжелательные люди, очень улыбчивые, открытые, и я никогда не встречал какой-либо конфронтации, противодействия, чтобы кто-то мешал нашей миссионерской работе. Это не арабский мир, где мне тоже пришлось послужить и где миссионерство запрещено.

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 03:00
  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать