Плод веры. Александр Щипков. Часть 2

9 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Известный публицист, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков размышляет о том, чем традиция отличается от идентичности, является ли непрерывной российская история и какую роль миряне должны играть в жизни Церкви и общества.

– В предыдущей программе мы подробно поговорили об обязанностях, возложенных на Вас Святейшим Патриархом Кириллом в связи с этой высокой должностью. Сейчас хотелось бы поговорить о Вашей публицистической деятельности. Вы известный публицист, журналист. Удастся ли Вам дальше совмещать работу в этой должности и публицистическую деятельность, планируете ли Вы такое совмещение?

– Не то чтобы я планирую или не планирую. Публицистика – то, что оторвать от меня уже невозможно, я не могу не писать. Когда сорок лет занимаешься журналистикой, публицистикой, естественно, пишешь все время, потому что это на самом деле образ жизни. Ты о чем-то думаешь и начинаешь писать – ручкой, потом на машинке, на компьютере… Поэтому как писал, так и буду писать.

– Какие темы в современной ситуации для Вас наиболее важны, значимы для осмысления, написания текстов?

– Конечно, разные… Пожалуй, из последнего, что меня волнует, – Великая Отечественная война, Гражданская война и все, что с этим связано. Противопоставление «красных» и «белых», которое навязывается нам до сих пор; также тема традиций, памяти, памятников и т. д.; тема информационных войн, которая, к сожалению, никуда не уходит; тема культуры. Вот эти большие темы меня интересуют, по ним приходится высказываться.

– Через год, в 2017 году, все внимание будет привлечено к столетию трагических событий 1917-го. Раз уж Вы упомянули о противопоставлении «красных» и «белых», каков Ваш личный взгляд как публициста на то, что мы будем отмечать в 2017 году, и как правильно подойти к этой дате?

– Мы должны понимать одну простую вещь. Через несколько месяцев вся западная пропагандистская машина обрушится на Россию. Информационным поводом станет столетие русской революции. Россию начнут, как всегда, обвинять во всех мыслимых и немыслимых мировых бедах. Будут говорить, что революция могла случиться только в России, хотя мы знаем, что подобные революции случались в самых разных странах. К этому времени мы должны подготовиться. Мы должны сами определить и понять, что произошло в октябре 1917-го, найти свое объяснение, свою интерпретацию этих событий. Сто лет – достаточный срок, уже можно это делать спокойно, максимально погасив эмоции, чтобы дать научный анализ событий. Если мы этого не сделаем, за нас сделают другие и будут нам навязывать свои идеологемы, которые, естественно, будут направлены совсем не на усиление России, а на ослабление и разрушение. Мы должны это понимать.

О «красных» и «белых». Противостояние русских против русских, сам феномен Гражданской войны привязан к началу ХХ века. Сегодня никаких «красных» и «белых», никаких большевиков не существует. Обратите внимание: несмотря на это, нам все время начинают навязывать разговоры о якобы противостоянии сегодня, в 2016 году, «белых» и «красных», об опасности большевизма. Я задаю себе вопрос: может быть, действительно есть какая-то опасность от большевизма? Но если опасность исходит от большевизма, большевизм должен существовать. А его нет. Большевизм давным-давно исчез! Значит, здесь какой-то подлог, какая-то идеологическая манипуляция. Нет большевиков, а опасность от них, как нам говорят, есть. Такого ведь не бывает. И если начинаешь об этом задумываться, анализировать, приходишь к выводу, что это не случайно.

Не случайно нам навязывают разговор о «красных» и «белых». Если нам подбрасывают эту тему, мы находимся в постоянном напряжении. Постоянно ищем каких-то врагов внутри собственного государства. А это ослабляет нас. Никаких врагов нет, а есть общая задача, которую мы должны решать. Интересно, что это было в течение всего ХХ века. Например, Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Никакой гражданской войны к этому времени уже не было, было монолитное государство, проблемы совершенно другого характера. Идеологи Гитлера сказали, что в Советской России продолжается гражданская война. Власов, уже перешедший на их сторону, власовская армия – элемент этой гражданской войны. Власовская армия будто бы борется не против России, что было на самом деле, а против жидов, коммунистов и Сталина.

Таким образом, гитлеровские идеологи реанимировали идею гражданской войны и пытались внедрить эту идею в сознание советских граждан. Все же было в листовках, они сохранились в музеях, в Интернете можно их посмотреть – очень интересные власовские листовки. Они стали разворачивать Великую Отечественную войну в гражданскую, пытались стравить народ внутри. Этот номер не прошел. А когда сегодня начинают говорить о гражданской войне, я всегда отвечаю: ну, граждане дорогие, вы продолжаете развивать ту идеологию, которую придумал Гитлер. Это было придумано в Германии в 1942 году, а вы продолжаете развивать. Рекомендую посмотреть на этот аспект с этой точки зрения.

– Вы упомянули информационные войны. Как объяснить нашим телезрителям, что такое информационная война, и почему мы считаем, что против России или против Церкви ведется такая война, каковы ее признаки?

– Информационная война – это война идей. Если мы говорим о государстве, существует ряд цементирующих идей или событий, которые сплачивают нас. Задача противника – с помощью информационных технологий, с помощью мысли, а не оружия разрушить это единство. Вот только что мы говорили о войне – это тоже идеологическая война, информационная. Доказать, что гражданская война у нас не кончилась, что она продолжается до сих пор. Если мы в это верим, то начинаем думать, как нам это преодолеть, как найти и уничтожить противника («красного» или «белого»).

В результате мы занимаемся фикцией: все свои интеллектуальные силы посвящаем размышлениям над этой идеей, размышляем над проблемой, которой не существует. Вот это одна из задач информационной войны – направить мысль в тупиковое русло. Вместо того чтобы думать, как нам выйти из сложной геополитической ситуации, как решить экономические, межнациональные проблемы, мы думаем в ложном русле. С помощью этих информационных технологий. Вот что это такое, как это работает.

– Вы говорите о традициях, о тех основах, которые сплачивают общество. Этому Вы посвятили много выступлений и сборники Ваших статей (сейчас готовится к изданию уже третий). После долгих размышлений пришли ли Вы к пониманию, в чем сейчас сплачивающая идея, тот базис, который цементирует наше общество, и как она может быть выражена?

– Вы говорите о том, что принято называть национальной идеей.

– Может быть…

– Об этом тоже много говорится. Что такое национальная идея? Мы должны понять, что нет и не может быть какой-то одной формулировки. Нельзя национальную идею сформулировать одним словом или одним предложением. Это невозможно, потому что национальная идея – это комплекс идей и комплекс чувств. А идеи и чувства невозможно оторвать друг от друга. Это мысль и ощущение своей принадлежности к народу. Поэтому национальная идея, как я бы сказал, это образ жизни. Когда Владимир Путин сказал, что национальная идея – это патриотизм, он сказал абсолютно точно. Но это не только патриотизм. Патриотизм – одна из очень важных составляющих национальной идеи.

Для того чтобы разобраться в этом феномене, проблеме, нужно на какое-то время отложить словосочетание «национальная идея» и поговорить о традиции. О наших корнях, нашей идентичности. Нужно попробовать разобраться в этом комплексе идей – что такое традиции, идентичность, как это формируется. Сейчас довольно много текстов посвящено данной проблематике. Я считаю, что традиция – это не приверженность какой-то определенной эпохе, стилю. Традиция – это передача образа мыслей и образа чувств от одного поколения к другому. Не передача конкретных материальных вещей (покрой одежды, зодчество, музыка) – все это очень важно, но не это главное. Не в этом существо традиции.

Традиция – это то, что находится внутри человека и передается от одного поколения к другому. Для людей нецерковных это будет, наверное, довольно сложное сравнение, а церковные люди меня поймут. Есть понятие апостольской преемственности – епископской п рехиротонии. Так вот, эта апостольская преемственность, эта мистическая составляющая и есть традиция. Ее нельзя потрогать, но эта фантастическая традиция, которой тысяча лет, позволяет Церкви сохраняться за счет каких-то эфемерных (как показалось бы неверующим) понятий. Вот эта глубинная вещь, которая соединяет Церковь от Христа до сегодняшнего дня. И когда мы говорим о народной традиции, это тоже какая-то невидимая вещь. Поэтому я и говорю, что это образ мыслей и образ чувств. Это и есть традиция, которая передается от поколения к поколению. Мы ее передаем своим детям и внукам.

Идентичность – это более подвижное понятие. Оно касается каких-то более эмоциональных вещей. Многое здесь зависит от культуры, языка. Пример, который лежит на поверхности, – мы и украинцы. Сложная политическая, культурная проблема. У нас с ними одна традиция, а идентичность уже разная. В смысле одной традиции мы один народ. Хотели бы этого русские и украинцы или нет, но мы один народ, никуда не деться. Поэтому выражения «киевская купель», «мать городов русских» относятся к этой невидимой традиции, о которой я говорю. А например, народная музыка – уже элемент идентичности. Она уже разнится, и довольно сильно. Хотя удивительно, что украинцы, даже те, которые сейчас очень не любят русских, воюют с Россией где-то внутри своей души, говорят по-русски, думают по-русски. А русские, которые, может быть, скептически относятся к украинцам, выпьют рюмочку и начинают петь украинские песни, потому что они их чувствуют, это настолько близко, что разорвать невозможно.

Но тем не менее разница есть. Это вопрос идентичности. Проблема русских и украинцев сегодня в том, чтобы не дать развязать войну между этими идентичностями, дать им свободно развиваться, не уничтожать их взаимно, памятуя о том, что традиция у нас одна и разорвать мы ее не сможем. А нам, русским и украинцам, сейчас западные политтехнологи предлагают развязать войну за традицию. Мол, давайте, поубивайте друг друга, и если одна из сторон победит, полностью уничтожив другую, тогда ее традиция к вам и отойдет. Не будет конкурента. Вот что нам предлагают. И если мы это сможем понять и почувствовать, мы (и русские, и украинцы) в какой-то момент скажем: стоп. Хватит нами манипулировать. Пока, к сожалению, мы не пришли к этому, но, надеюсь, придем.

– Поясните, пожалуйста. Я читаю в Вашем предисловии к сборнику «Перелом» такую фразу: «Трагическая особенность нашей истории – это многократный разрыв с традицией, разрыв, который сам по себе давно стал традицией». Эта фраза сама по себе мне понятна, потому что периоды российской истории, которые, по сути, перечеркивали предыдущие, очевидны. Но эта фраза, в моем понимании, противоречит тому, что Вы сказали ранее о традиции, которая переходит из поколения в поколение. Как здесь разобраться?

– Никакого противоречия тут нет. Я просто обращаю внимание читателя на то, что не первый раз некие силы или деятели, исторические персонажи пытаются прервать традицию. Будто ножницами ленточку перерезать. И каждый раз не получается. Но каждый раз они наносят огромный урон. Вот посмотрите: Петр Первый. Это очевидная попытка поломать традицию, прервать ее ради каких-то целей – скажем, ради индустриализации страны. Большевики в 1917 году прерывают традицию ради идеи справедливости, устроения справедливого общества. В 1991 году либералы прерывают уже советскую традицию ради понятия демократии. И так далее. И у нас постоянно идут эти купирования. А народ, на своем хребту переносящий эти ужасные эксперименты, каждый раз с невероятным усилием пытается это как-то уврачевать с помощью возвращения к этой традиции. Это единственный ресурс. Я бы сказал так: традиция – наш неприкосновенный запас, который мы должны охранять, потому что это единственный источник, позволяющий нашей стране развиваться.

– Знаю, что для Вас и в текстах, и в сборниках, составителем которых Вы являетесь, большое значение имеют понятия «справедливость» и «традиция». Как эти понятия соотносятся, и является ли это соотнесение, в Вашем понимании, выходом из какой-то сложной идеологической конструкции?

– Я считаю, что в русском человеке справедливость и традиция занимают доминирующее положение. Это отношение к традиции, корням, обостренное чувство справедливости. Неразумно это не учитывать. Я предлагаю в своих текстах опираться на эти две, если можно сказать, тенденции внутри каждого из нас. Если же эти понятия конвертировать в политический язык, будет проще понять. Темой справедливости обычно занимаются левые партии – социалистические, социал-демократические и так далее. Почему и большевики взяли именно эту тему. Тема традиции более близка партиям консервативного толка, поэтому они больше опираются на традициологию. А я говорю, что нужно попробовать соединить то и другое. Потому что и то и другое есть внутри каждого русского человека. Так зачем изобретать велосипед? Нужно просто что-то взять от левых (если говорить о политике), а что- то – от консервативных и попробовать соединить. Вот и все. Потому что такая концепция органична для русского человека, христианина. Мне кажется, здесь нет ничего сложного.

– Были ли такие прецеденты в других странах?

– В России были. В начале девяностых годов были попытки создать христианские партии, но они не увенчались успехом, потому что, с одной стороны, совершенно не было опыта партстроительства, а с другой, Церковь не была готова к тому, чтобы как-то это воспринять. Это было довольно опасно, потому что партийная деятельность, мягко говоря, несовместима с церковной и религиозной. Но тем не менее Церковь, конечно, высказывалась на социально-политические темы в девяностые годы, и к 2000 году был создан очень важный документ – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Этот документ как раз показывает, как Церковь относится к социальным, политическим событиям, явлениям. Церковь показывает, как она видит общественные процессы. Очень любопытный документ, советую прочитать тем, кто еще не читал.

– В завершение нашей программы хочу обратиться к той теме, которой мы начинали первую нашу беседу, – Церковь и общество. Вы говорили, что Церковь и общество неразделимы. Сейчас, обращаясь к нашим телезрителям как к членам Церкви, что Вы могли бы сказать, насколько активным нужно быть в социальном плане? Какие действия нужно предпринимать в обществе членам РПЦ?

– Честно говоря, я вообще не хотел бы обращаться ни с какими словами, потому что сегодня м ирская активность в Русской Церкви колоссальная, и не надо никого никуда призывать, чему-то учить, заниматься ненужными назиданиями. Об этом не очень много пишут и говорят, но в моей повседневной жизни мне приходится довольно много ездить по разным городам России, и я вижу, что активность колоссальная. И волонтерская, и благотворительная, и социальная, и идеологическая.

То есть общественно-политическая деятельность очень активна, она вообще свойственна христианину. Ведь когда я говорю, что Церковь не должна заниматься политикой, я говорю в первую очередь о духовенстве. Совершенно не нужно духовенству заниматься политикой. Но миряне имеют на то полное право, если у них есть какая-то предрасположенность. Они граждане государства, и у них есть конституционные права, в том числе право заниматься политикой. Только занимаясь политикой, нужно не забывать, что ты еще и христианин. Не разделять эти две составляющие внутри себя, и тогда все с Божьей помощью получится.

– Правильно ли я понимаю, что Вы в качестве первого заместителя руководителя Синодального отдела будете всячески помогать подобным инициативам мирян?

– Политическим – нет, потому что они должны этим заниматься самостоятельно. Социальным – безусловно, да.

 

Ведущий Александр Гатилин
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать