Плод веры. Беседа с Ольгой Косибород

21 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
О традициях русского хорового искусства рассказывает директор Международного хорового фестиваля духовной музыки "Хрустальная часовня" Ольга Косибород. В рамках Дней славянской письменности и культуры в Москве проходят концерты, в которых участвуют 700 человек из разных регионов России и других стран.

– Мы находимся в замечательном, уникальном месте – Хрустальной часовне, в самом центре Москвы. Честно сказать, я в первый раз здесь. Наверное, даже немногие москвичи знают об истории этого сооружения. Как оно здесь появилось?

– Это удивительное место. Мы действительно находимся в центре Москвы, в старинной усадьбе. Здесь Зураб Константинович Церетели восстановил старинную чугунную часовню, которая стояла в Охотном ряду. Она была построена по проекту архитектора Чичагова, а Зураб Константинович восстановил ее в таком совершенно необыкновенном материале. Она действительно хрустальная, вылита в Гусь-Хрустальном, и каждый, кто заходит на территорию усадьбы, видит часовню и поражается так же, как и Вы, потому что это совершенно необыкновенное создание духа человеческого, находящееся в центре Москвы и спрятанное в этом дворе.

– Почему фестиваль духовной музыки Вы решили назвать точно так же – «Хрустальная часовня»?

– Увидев эту часовню, нельзя было не восхититься и произведением, и ее редким названием. А фестивали духовной музыки проходили в галерее Зураба Константиновича Церетели уже много лет, начиная с первой Ночи музеев, которая была проведена в Москве. Несколько музеев (а у нас уже прошла эта Ночь) и множество хоровых любительских коллективов приняли в ней участие. Публика восприняла это с удивительным энтузиазмом: ее невозможно было отправить домой даже в полночь, а тогда еще метро закрывали не в два часа ночи, а в двенадцать. Я умоляла людей уходить домой, а они говорили: «Давайте еще петь!» Вот, пожалуй, отсюда родился фестиваль духовной музыки, ну а уж название – просто необыкновенное.

– Вы изнутри знаете ситуацию с хоровым искусством. Может быть, не все участвуют в хоровых исполнениях? Вообще, насколько это популярно в современной России?

– Современная Россия вышла из старой России, а в России соборное пение, любительское, просто пение – это наша душа. Еще Глинка говорил: «Песня – душа народа», поэтому не петь невозможно. Как-то за последние двадцать лет забыли, что у нас поющая страна, хотя хоры никуда никогда не пропадали, и счастье, что сейчас хоровое искусство занимает свое истинное место. Как Вы видите, начиная с Олимпиады, у нас выступают и сводные хоры, и детские, и малые, и большие. И поскольку я сама хоровик, очень этому рада, потому что нет лучшего вида творчества, в котором может принимать участие абсолютно любой человек, чем пение.

– Это зависит от талантов?

– Нет, таланты не нужны, нужно только желание, а дирижеры научат.

– С чего начинался фестиваль и кто традиционно в нем принимает участие? Фестиваль международный. Насколько это принципиально для Вас?

– Это очень принципиально, потому что в нашем фестивале принимают участие любительские коллективы, а основным условием является исполнение православной музыки.

Начиналось все с другого фестиваля, «Москва – город мира», который объединял любительские национальные хоры Москвы. В Москве же 196 национальностей, и очень многие поют. Да все поют! И в этом фестивале меня тоже интересовала духовная музыка.

Начиналось все вообще необыкновенно. У нас есть замечательная церковь на Кулишках, которая находится на Славянской площади, где служит митрополит Киринский Афанасий. Там по воскресениям мы давали концерты духовной музыки, на которых пели участники фестиваля «Москва – город мира». Но так как все хоры поют ее с удовольствием, стало очевидно, что надо найти отдельное место, которым оказался зал «Яблоко» в галерее искусств Зураба Церетели. Когда туда входят посетители, их восторг сразу виден, слышен и заметен. Там находятся необыкновенные пластические формы, а весь зал наполнен сценами из Библии. Естественно, это стало отличным местом для проведения фестиваля духовной музыки. Так родилась «Хрустальная часовня». Зураб Константинович, который поддерживает, по-моему, все виды искусств, с радостью предоставил нам это место, и вот уже 7 лет обязательно присутствует на всех наших концертах.

– Вы начали говорить о том, что фестиваль вышел за границы Москвы. Кто в нем участвует и насколько важна именно международная составляющая?

– Народная составляющая очень большая: более 15 стран уже приезжали на наш фестиваль. Это были хоровые коллективы из Болгарии, Словении, Латвии, Белоруссии (наши постоянные партнеры), Америки, Франции, Италии, Португалии. Я не хочу перечислять другие страны, так как могу кого-то забыть, и это будет очень обидно. Также приезжает много коллективов из Москвы, Подмосковья и других российских городов. В этом году у нас проходит седьмой фестиваль, и в нем принимает участие более семисот исполнителей. Это очень страшно: посмотрите, какая небольшая часовня! Но я надеюсь, что хор сплотит всех, и мы сможем здесь петь.

Самое главное: фестиваль является одним из важных событий Дней славянской культуры и письменности. Наш основной вдохновитель и покровитель – Галина Васильевна Боголюбова, представитель Славянского фонда России. Она очень хорошо всегда говорит об этих Днях, так как они объединяют всех славян и их культуру и дают возможность ее показать. А что может быть лучше, чем песенная культура? Поэтому к нам с удовольствием едут, и мы поем в таких вот необыкновенных местах. Кириллица объединила всех. На следующий год петь славянскую музыку приедут аргентинцы; американцы и немцы уже приезжали. Все поют православную музыку на русском языке.

– Давайте чуть поподробнее расскажем, как проходит фестиваль, сколько дней и из чего он состоит.

– У нас фестиваль-конкурс, и он проходит несколько дней. Конкурсный день обычно бывает в пятницу или субботу. В основном мы находимся в галерее Зураба Церетели. Много лет фестиваль традиционно связан с Ночью музеев. В эту Ночь концерт начинается в 18.00 и продолжается до полуночи. Как было в первый раз, так проходит и сейчас.

У нас проходит еще одна акция: «А ты пел ночью в музее?» Вы знаете, с каким энтузиазмом и удовольствием все зрители – а у нас за ночь проходит до трех тысяч человек – поют с хорами любимые песни! В год 70-летия Победы мы пели военные песни. Также мы поем народные, любимые песни. Вы спрашиваете о пении. Да все поют! С удовольствием, много и радостно. Поскольку это Дни славянской культуры и письменности, у меня ощущение, что мы просто открываем творческую программу, хотя, по-моему, это более тысячи мероприятий в нашем городе.

– Вы сказали, что мероприятие конкурсное. А кто оценивает? Кто входит в жюри?

– Все эти годы у нас замечательное жюри, члены которого не часто менялись. Сейчас председателем является заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории имени П. И. Чайковского Станислав Семенович Калинин. Поскольку жюри международное, вторым членом уже несколько лет является Ирина Пекарская, которая приезжает к нам из Белорусской государственной академии музыки. В этом году будет представитель Тбилисской государственной консерватории Михаил Эдишерашвили. Вот такое интернациональное жюри.

Так как у нас фестиваль духовной музыки, многие годы, до последней минуты своей жизни нам покровительствовал замечательный человек Георгий Георгиевич Поляченко – председатель Православного церковно-певческого общества, человек, который первый стал проводить концерты и фестивали православной музыки по всему миру. Ему так понравился наш фестиваль! Когда мы заканчивали разговор, он всегда говорил: «Остаемся с Вами на информационном и молитвенном соединении», и это молитвенное соединение осталось и когда он ушел из жизни. Его дух витает в нашем фестивале – дух чистоты, нравственности, благородства.

В этом году наше жюри будет оценивать более семисот певцов из 36 коллективов. Для нас это очень много. Мы не ожидали такого наплыва желающих, но отказать никому невозможно, потому что для многих приезд сюда и посещение Москвы и нашего фестиваля – праздник. Для тех, кто приезжает из маленьких городов, из Белоруссии, Латвии, побывать в Москве и принять участие в нашем фестивале – особая радость.

– Можем ли мы сказать, что Вы приглашаете коллективы на следующий год и обращаетесь к нашим телезрителям с тем, чтобы участвовать в фестивале?

– После семисот участников в этом году я боюсь приглашать, но следующий год у нас будет совершенно удивительный.

В этом году из Аргентины со мной связалась наша соотечественница Ольга Людкова. Она организовала хор, в котором поют только аргентинцы, но поют они русскую православную музыку. Ольга выразила желание приехать к нам через год. Я отвечаю, что мы еще не готовы, но она настояла, чтобы я сообщила программу, по которой они начали бы готовиться. В результате две Ольги придумали следующее: 17 апреля состоялся хоровой видеомост между Москвой и Барилоче (Сан-Карлос-де-Барилоче). Даже мэр пришел послушать происходящее.

Мы пели через океан. В Москве участие в этом событии принимал сводный хор «Хрустальная часовня». Ведь «Хрустальная часовня» – это не только три дня, а целый год, который включает в себя и поездку в Израиль, и сводный хор участников фестиваля, и встречу в галерее Церетели. Так вот тут был видеомост. В Москве выступали 75 певцов из трех стран: России, Украины и Белоруссии. Для этого сводного хора мы собрали певцов из пяти хоров разных городов. Был организован огромный экран. В Аргентине специально на это событие приехал почетный консул России Юрий Кузнецов. Аргентинский хор исполнял «Во кузнице». Они замечательно пели на русском языке, очень волновались; готовились к этой встрече, по-моему, полгода (учили произведение), а на встречу пришли за два часа до начала.

Мы исполнили произведение аргентинского композитора, которое нам прислали, а потом, вопреки всем законам физики, нам вместе удалось спеть этих самых «кузнецов». Мы начали на два такта позже, а оказалось, что поем одновременно. Восторг был необыкновенный! Вся Аргентина в лице этого города плакала, а мы радовались, что все хорошо получилось.

Но на этом все не закончилось. 21 мая, в Ночь музеев, у нас опять будет организован видеомост, но теперь уже с Чили! Аргентинский хор поедет в Чили на фестиваль. Чилийские друзья очень обрадовались и тоже выучили «Во кузнице». Эту песню знает вся Россия. Теперь пусть ее знает вся Южная Америка. Где-то часов в 20.00-21.00 мы постараемся соединиться, и наш хор (надеюсь, не все семьсот человек, а хотя бы пятьсот) будет петь песню, которую сочинил чилийский композитор. Она о том, как плохо, что мы все разделены; что мы ведь можем быть вместе и петь о мире. И мы споем им о мире, а они споют нам «Во кузнице». И я думаю, что опять вопреки всем законам нам удастся спеть одновременно через весь земной шар. Вот так мы объединим русской музыкой всех любителей хорового пения.

– Замечательно! Вы сказали, что лауреаты конкурса получают какое-то поощрение. В чем оно выражается?

– Любителей мы можем поощрить только любовью. Так неправильно говорить о любителях и профессионалах, потому что любители – это те, кто любят. Они любят петь, они любят музыку и поют, кстати, замечательно.

Да, у нас есть еще один фестиваль – «Хрустальная часовня на Святой земле», и только участники нашего фестиваля (победители или лучшие из них) получают возможность поехать в Израиль и петь там в святых местах: у Судных врат в Соборе Александра Невского, в маленькой церкви Магдалины в Назарете, в Вифлееме, где специально для нас перекрывают пещеру, где стоят и поют хоры. В прошлом году хор МИФИ, наш мужской хор, который знаменит на весь мир, после службы остался в пещере и пел там очень долго прямо около Рождественской звезды. Наши хоры с удовольствием поют во всех соборах, в которые мы попадаем, и все, кто в них находится в этом время, в восторге от происходящего. Так мы несем нашу русскую духовную культуру из Москвы туда.

– Мы видим уже по беседе, насколько увлекательно и интересно заниматься хоровым исполнением. Как Вы к этому пришли?

– Это моя профессия. Я закончила Гнесинский институт, по профессии дирижер-хоровик и всю жизнь только этим и занималась. Как пришла к этому? К этому все приходят, и Вы скоро запоете, я Вам это совершенно точно говорю. Поют все! Нельзя сказать, что кто-то не поет. Да этого не может быть! Хоть раз в жизни все поют. А в хоры ходят те, кто хотят петь не раз в жизни, а чуть чаще.

– А что это дает?

– Это дает радость и возможность быть вместе. Сейчас много сводных хоров. У нас очень много людей поют вместе, потому что это радость. 12 июня в «Филармонии-2», на юго-западе, большой сводный хор будет исполнять гимн России. Пение – это самый демократичный и простой способ прикоснуться к творчеству.

– Я знаю, что у Вас есть собственный хор.

– Да, у меня женский хор, и мы поем уже 25 лет. У нас тоже очень интересная история, которая не имеет никакого отношения к фестивалю «Хрустальная часовня». Хотя если б не было этого хора, не было бы фестиваля, потому что я здесь пела.

У нас небольшой женский хор, который исполнял православную музыку практически во всех католических соборах Европы. Мы пели в Ватикане, Праге, Монреале, Филадельфии, и везде мы поем русскую духовную музыку. Самое замечательное – этокогда в католическом соборе Кольмара (Франция),, после мессы, на которой мы пели Чайковского, Рахманинова и других, главный служитель церкви попросил нас спеть еще раз, потому что он так любит Рахманинова и Чайковского! И мы еще раз, без публики, повторили всю программу. Русская духовная музыка – везде. Все ее знают и очень любят.

– Как получилось, что Зураб Константинович Церетели оказывает такую поддержку? Это разовые мероприятия, или в течение года тоже происходят какие-то события?

– Зураб Константинович вообще удивительный человек, который оказывает поддержку всем. Когда проходил фестиваль «Москва – город мира», у нас были еще и художественные фестивали. Я совершенно случайно пришла к президенту Российской академии художеств и попросила Зураба Константиновича дать нам три картины на выставку. Никто бы не дал, кроме Зураба Константиновича. Он дал. Это вот такой человек. После этого я предложила устраивать концерты в его галерее. Он согласился. Потом я предложила провести фестиваль духовной музыки, и он снова согласился. Если кто-то что-то хочет делать, Зураб Константинович всегда оказывает поддержку. Вот уже 8 лет в зале «Домовая церковь» у нас проходят концерты классической музыки.

– Вы сказали, что участники конкурса получают в большей степени моральное удовлетворение от участия, но я вижу, что есть и гран-при, который Вы вручаете лауреатам. Что это и кто авторы?

– Автор у нас, конечно, только один – Зураб Константинович Церетели. Гран-при (трехмерная модель хрустальной часовни внутри стеклянного куба), получают самые достойные, хотя у нас только достойные и выступают. Они также получают большие красивые дипломы, а у Зураба Константиновича всегда обязательно есть памятные подарки для всех участников нашего фестиваля. И вот такая главная награда, которая ждет победителя и в этом году. Мы еще не знаем, кто им станет, а гран-при уже можно увидеть.

– Вы сказали, что участие принимают семьсот человек и что есть сводный хор фестиваля. Как это все происходит? Как семьсот человек могут одновременно разместиться на таком небольшом пространстве и что-то исполнять?

– Честно говоря, сюда мы не заходим. Двери часовни открыты, и коллективы встают на лесенки перед ней. Они сначала поют по одному и узнают только здесь, какое место заняли. Потом все вместе встают в сводный хор, и уже исполняется какое-то произведение. Несколько лет мы пели «Тебе поем…» митрополита Иллариона, и как-то раз митрополит Илларион приветствовал наши коллективы. Также мы поем гимн Кириллу и Мефодию П. И Чайковского, но это естественно для Дней славянской культуры и письменности. При этом в хор встают все, кто хочет.

В этом году мы хотим, чтобы фестиваль пошел в наш огромный двор, потому что он очень красивый, украшенный многочисленными произведениями Зураба Константиновича. Так как люди любят петь, они встанут во всех уголках двора и будут петь свои песни, и те зрители, которые придут, будут им подпевать. Это будет большой хоровой радостный праздник. А еще будут звучать колокола собора. Отсюда они прекрасно слышны и в 15.00, и в 16.00. А когда бьют в колокола, духовная музыка освящается еще и колокольным звоном.

– Спасибо Вам огромное за беседу и Вашу работу! В завершение программы что бы Вы посоветовали нашим зрителям, которые, может быть, вдохновятся и станут искать, где можно заниматься хоровым исполнением у себя в регионе, небольшом городе или деревне? Как создавать эти коллективы? Как их найти?

– Чтобы создать такой коллектив, нужно любить это дело и хотеть им заниматься. Чтобы петь, нужно просто очень много петь. И тогда Россия, эта великая соборная страна, будет счастливой и поющей.

 

Автор и ведущий программы Александр Гатилин
Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 августа: 00:05
  • Вторник, 18 августа: 09:05
  • Воскресенье, 23 августа: 00:05

Анонс ближайшего выпуска

Панславизм – это часть истории или актуальное понятие? Кого ученые относят к славянским народам? Что нас объединяет? Какое значение имела православная вера для объединения славян? Рассказывает Михаил Тренихин, искусствовед, научный сотрудник Государственного заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора интернет-журнала «Коллекция».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​