Канон. Певец, композитор Аркадий Хоралов. Часть 2

26 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В предновогоднем выпуске программы «Канон» Александр Крузе продолжает беседу с автором самого новогоднего хита - «Новогодние игрушки» - Аркадием Хораловым. Аркадий представит премьеру своего произведения «Спаси нас, Господи», запись которого стала последней прижизненной аудиозаписью примы мировой оперной сцены Ирины Архиповой. Аркадий Дмитриевич расскажет об истории создания произведения и о работе над ним. А также - поделится своим духовным опытом и расскажет о необходимости дружбы в жизни людей.

Сегодня мы продолжим беседовать с поэтом, композитором и певцом Аркадием Хораловым.

– Помимо всеми любимых песен, в Вашем творческом багаже есть произведение «Спаси нас, Господи», исполнение которого Вы доверили приме оперной сцены, ныне покойной Ирине Константиновне Архиповой. Расскажите, пожалуйста, историю создания этого произведения.

– Саша, я бы немного поправил Вас: это не я доверил, а просто была надежда на то, что певица международного уровня исполнит мою песню. Прима – это мало сказано, ее именем названа звезда в космосе; это великая певица, уникальный человек – внутренне и вокально.

– Это была одна из последних ее работ?

– Насколько я знаю, да. Когда я показал черновой вариант песни Юрию Федоровичу Маликову, создателю и руководителю ансамбля «Самоцветы», с которым мы дружим до сих пор, у него потекли слезы. Он мне много помогает советами и тогда сразу сказал, что эту песню надо показать Архиповой: если она споет, то, во-первых, я войду в другой ранг, а во-вторых, это будет нечто, потому что она поет только классику. Деваться было некуда. Он показал песню Владиславу Ивановичу Пьявко, супругу Ирины Константиновны. От него пришел ответ: «Ирина Константиновна сказала, что исполнит песню, то есть песнопение, и это будет ее последняя запись». Она пела ее сидя, в Доме звукозаписи на улице Качалова (сегодня это Малая Никитская), потому что уже плохо себя чувствовала. Видимо, она готовилась отойти в мир иной, была слабенькая, хотя Вы слышали, как она передала настроение – это вообще безумие. После исполнения этой песни она прожила еще почти три года.

– Вы явно написали ее свыше, потому что текст этой песни – как молитва.

– Потому что все приходит свыше, но всегда разное. В каждом стиле есть хорошая, добрая музыка, которая вызывает положительные эмоции. В ноябре я поплыл на корабле из Одессы в Израиль через Грецию. Это был даже не круиз, а торговый тур: люди ехали за вещами, а на Средиземном море в то время уже сильно штормило. В этом путешествии я увидел все, что хотел: Голгофу, пещеру, где родился Иисус, Стену Плача. Мои родители были верующие, а дедушка с бабушкой вообще очень положительные христиане. Они нас учили не только молиться, а верить душой и понимать, что мы на земле временно. Все идет свыше, и то, что происходит сегодня здесь, там было уже давно, то есть мы как бы догоняем, идем вслед за событиями, которые уже произошли, а потом они происходят на земле. На обратном пути мы попали в очень сильный шторм. У меня была хорошая каюта, несмотря на то, что там все были с мешками. Во время шторма корабли останавливались за островом с подветренной стороны, потому что был действительно сильный шторм. А у нас советский корабль, то есть с суточными, и чтобы не останавливаться, не терять время, мы все равно шли, даже с одним неработающим стапелем. Я даже не помню, как назывался наш корабль. Я помню, как в каюте, в иллюминаторе, были видны то луна, то бездна – так сильно нас болтало. Это был третий по величине корабль после «Тараса Шевченко» и «Победы». Ночью мне пришла эта песня, как будто кто-то принес цветы и положил на стол. Но я сразу понял, что ничего этого утром не вспомню, поэтому я взял салфетку (у меня ничего другого не было под рукой), начертил пять линеек и написал то, что пришло: слова и музыку. Когда мы добрались до Тулы (я тогда жил в Туле), я вообще не знал, что делать с этой песней: в ней серьезный размер, интересные гармонии. Все, что в аранжировке, в гармонии, – это все то, что пришло. Песня лежала у меня года три, потом я почувствовал, что ее надо делать, раз она пришла, и потихоньку сделал. Показал Маликову, а он –Ирине Константиновне, и она пошла.

Первое прилюдное исполнение этой песни произошло в концертном зале «Россия», который еще стоял на старом месте, на Варварке. Это был концерт классической музыки «Молодые таланты».

– А кто тогда исполнял Ваше произведение?

– Молодые таланты. У меня осталась афиша: на концерте исполнялись произведения Шарля Франсуа Гуно, Петра Ильича Чайковского, Джузеппе Верди – и вдруг Хоралов. Такого вообще не бывает, поэтому я сохранил эту афишу. Когда пошли аккорды и первые слова, весь интеллигентный зал встал. Это был шок. Такая реакция была по тому, что подобное не сочиняется, а идет свыше. Мой приятель, ныне покойный, Игорь Тальков, и любой человек, который пишет нечто немного необычное, это знает. Я думаю, оно и художникам приходит, поэтам и музыкантам, потому что все немного неземное, – без всякого бахвальства.

Звучит песня «Спаси нас, Господи».

– Просматривая Ваши интервью, я обратил внимание, что во всех ответах красной нитью проходит тема веры. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том месте, которое в Вашей душе занимают религия и Бог. В одном интервью Вы сказали, что даже перед выходом на сцену креститесь.

– Да, это всегда было, есть и будет. Я не только крещусь перед выходом на сцену, я читаю молитвы каждые утро и вечер, на армянском и русском языках. Из дома тоже выхожу с молитвами и за руль сажусь, в самолет. Я двигаюсь всегда с молитвами, даже если нет иконы – со мной всегда освященный крест. Иконы у меня есть в сумке, кабинете, дома здесь, и в тульской квартире, и в Мелитополе. У меня очень много икон. Последние я привез из Миры Ликийской, где начинал Николай Угодник, епископ Мирский. Мы были на развалинах того, что осталось, но это все сохраняется насколько возможно. У меня есть иконы из всех храмов. Матронушка наша Тульская и Московская родилась со мной в один день, 22 ноября. Это только у меня в паспорте указан день рождения 26 января, потому что были тяжелые времена, после Сталина, непонятно, что происходило.

– А в семье вера была всегда, несмотря на все советские запреты?

– Вера была всегда, а запреты вообще нас не касались. Как можно запретить человеку верить? Никак и ничем. А в паспорте у меня указали день рождения 26 января, чтобы в армию не забрали, если я не поступлю в институт, и потом был шанс еще поступить. Так думали родители. Я родился в 1950 году, а записали, что я рожден в 1951 году. Так я поступил в школу шестилетним пацаном, но уже прекрасно читал с папой газеты в то время. В моей семье было все развито: музыка, чтение, то есть у меня была очень интересная семья.

– Вы сейчас в интервью вспомнили Игоря Талькова, Вашего покойного друга. Я знаю, что уже очень много лет проходят концерты его памяти. В жизни каждого человека важно иметь плечо надежного друга. Вы не могли бы рассказать, что такое дружба, потому что в современном мире, опутанном социальными сетями, у каждого из нас сотни друзей, но само понятие дружбы стало уже давно забываться и подменяться чем-то неправильным, фальшивым.

– Да, это правда.

– Что такое настоящая дружба?

– Все-таки я считаю, что настоящая дружба проверяется годами. Говорю из своей практики: у меня было всего несколько настоящих друзей, раз-два и обчелся, а все остальные – это приятели, коллеги и так далее. Я думаю, что друзья часто бывают даже ближе родных, потому что друг – это не тот, который с тобой в несчастье, как обычно у нас говорят, а тот, который с тобой и в счастье, кто полностью лишен зависти, поддерживает, как ни банально это звучит. Друг – это человек, который, если тебе надо, будет жить твоей жизнью, будет рядом с тобой и мыслями и душой, а не просто подставит плечо, а потом уберет. Друг должен жить тобой и твоей жизнью, когда тебе это необходимо. Точно так же и ты. То есть друзья настолько близки, что со стороны в эту дружбу никто не может войти со сплетнями, разговорами. Ведь много всяких людей, которые видят, что между другими есть настоящая дружба, и пытаются влезть, напакостить, а потом исчезнуть, и дружба разваливается. Но тогда это была не дружба. Я мог обидеться на кого-то или на меня мог обидеться кто-то из моих друзей, но потом мы все равно соединялись. А те люди, которые кому-то поверили, вместо того чтобы поверить своему другу, были не друзья, а так. Дружба – как вера: ее описать, осязать и потрогать невозможно, это какая-то тайна.

– Аркадий Дмитриевич, я знаю, что Вы по своей натуре трудоголик. Расскажите, над чем Вы сейчас работаете и какие творческие планы у Вас на ближайшее будущее?

– Мы сейчас пытаемся отдохнуть после концерта в «Лужниках» с большим участием артистов, но у нас не получается.

– Вы знаете, меня удивил тот факт, что концерт был абсолютно бесплатный, билеты не продавались. С чем связано такое решение?

– Это был добрый порыв, акция. Изначально предполагалось вручить билеты семьям наших погибших воинов внутренних войск, людям, которые потеряли своего кормильца. Потом оказалось, что очень много народу хочет попасть на концерт. Мы даже не думали, что соберем более семи тысяч человек. Погода была никакая, время неконцертное, но чем-то концерт привлек, потому что стояли очереди. Я понимаю, что если ты хочешь прийти, купишь билет, а если нет, даже если тебе принесут билет, ты все равно не пойдешь. Был забит интернет, все билеты пошли нарасхват. Вы не были на концерте?

– К сожалению, нет.

– Три с лишним часа пролетели мигом, все артисты (и мы) остались очень довольны. Хотя я вышел со сцены после концерта и не узнал свою подругу, которая мне помогает; я посмотрел на нее и не узнал.

– Настолько отдались работе?

– Мы работали полтора месяца с утра до ночи; делали аранжировки, так как не у каждого артиста есть студия. Мне Господь помог, у меня в конце жизни появилась студия, и есть возможность записывать. Мы здесь ночевали, делали записи, сведение, мастеринг, потому что все артисты разные, и стили у них разные. Понятно, что Иосифу Давыдовичу Кобзону надо настроить все хорошо, но и другим артистам тоже надо сделать хорошо, потому что песни – как мои дети. Многое не успели аккуратно дошить, вышить, но когда будут собирать в кучу всю съемку, мы еще подправим и подставим звук, конечно. Мы очень сильно, просто безумно устали.

– Мы желаем Вам крепкого здоровья и сил.

– Спасибо! Господь дает, Ему спасибо!

Звучит песня «Новогодние игрушки».

– Аркадий Дмитриевич, я хочу Вас попросить как создателя второй по популярности новогодней песни после «В лесу родитесь елочка» – «Новогодние игрушки» – поздравить всех с наступающим Новым годом.

– Я это сделаю с удовольствием. Поздравляю всех православных и вообще всех россиян с Новым 2016 годом. Ничего, что я всех поздравлю?

– Конечно, телеканал вещает по всему миру.

– Новый год огненной обезьяны или змеи?

– Не знаю.

– Что-то подобное. Недавно говорили, что хочется чего-то огненного. Хочется пожелать, чтобы в этом огне сгинули все ваши несчастья, болезни и враги. Я желаю вам мирного, спокойного неба для всей России, всех нормальных людей, дружбы; веруйте и любите друг друга.

– Аркадий Дмитриевич, от всего сердца благодарю Вас за эту встречу. От программы «Канон» и от себя лично хочу подарить Вам икону Рождества. Вы сказали, что у Вас очень много икон, пусть будет еще одна икона, от телеканала «Союз».

– Спасибо!

– Я желаю Вам душевных, телесных, творческих сил. С наступающим Новым годом и большое спасибо за Вашу музыку!

Совсем скоро Новый год – любимый детский праздник, а все дети верят в чудеса. Я желаю всем оставаться немного детьми и видеть чудо в каждом моменте своей жизни, а самое главное, за все благодарить Господа Бога. Здоровья вам и с наступающим 2016 годом!

 

Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать