Аудио |
|
Скачать .mp3 |
20 декабря 2020 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 17:12-19) повествует о десяти прокаженных, девять из которых не вернулись к Господу после великого исцеления, принесшего этим людям, страдавшим страшной болезнью, полное изменение их жизни.
Проказа в те времена, как и теперь, требовала изоляции больных. Но если сейчас существуют особые учреждения (хотя и там больным нелегко проводить дни своей жизни), то в древности никаких учреждений не существовало. Прокаженные закрывали свои лица и открытые части тела, чтобы не смущать и не пугать окружающих своими язвами, и становились изгоями: они не могли общаться с людьми, они не могли входить в дома, их уделом было скитаться по окраинам селений, по пустынным местам. Люди, в том числе молодые, были лишены всего, у них не было никакой надежды на будущее. Страшная участь — находиться в полной изоляции, вне всякого общения с родными, близкими; трудно даже представить себе моральные страдания прокаженных в древности.
И вот Господь исцеляет десять страдавших проказой. Исцеляет, а значит, дарует им новую жизнь, снова вводит их в общение с людьми, открывает перед ними многие возможности. Действительно, это был словно глоток чистого воздуха, который обновил их естество, дал силы, и сколько же радости было, наверное, в их сердцах!
Но удивительно, что почти все эти люди, даже не помышлявшие о возможности мгновенного исцеления, не вернулись к Господу и Спасителю. Получив даром великую милость, они не воздали благодарности, кроме одного человека, который был иноплеменником, самарянином, то есть принадлежал к племени, на которое иудеи смотрели сверху вниз, не принимая их в свое общение. Несчастный человек, по самой принадлежности к роду самарянскому отверженный иудейской общиной, да еще и отверженный всеми в силу своей болезни, получил великое исцеление и вернулся, чтобы воздать благодарение Господу.
В самом слове «благодарение» есть как бы два слова — «благо» и «дар», и это предполагает, что всякое благодарение сопровождается ответным даром. В самом деле, мы очень часто, желая кого-то отблагодарить, делаем подарки, чтобы подчеркнуть наше расположение, признательность человеку, который сделал для нас что-то доброе. Благодарение — это особая, в том числе религиозная, миссия, это совершенно особое состояние человеческой души, это сердечное расположение человека по отношению к Богу. Действительно, мы получили от Бога самый важный дар — дар жизни, как и многие другие дары, за которые каждый должен благодарить Господа, а не присваивать их самому себе или случайному стечению обстоятельств. Потому все, что мы имеем, — это Божий дар, даже если он получен как результат учения и трудов, ибо Господь дал нам саму способность овладевать знаниями и профессиями, обретать некую силу через образование.
А какой же наш ответ на этот Божий дар? Часто ли мы благодарим Бога? Даже люди верующие, религиозные, приходя в храм, больше всего времени в своих молитвах посвящают прошению. Мы просим Господа, но очень редко благодарим. Просим о своем, желая что-то получить, но где же благодарение? Ведь по логике, по самому смыслу всего того, что с нами происходит в ответ на милость Божию, мы должны начинать каждый день с благодарения Господу. В наших молитвах, как дома, так и в храмах, всегда нужно прежде всего воздать благодарение Богу — за дар жизни, за то состояние, в котором мы находимся, особенно если мы здоровы, благополучны, полны сил, и даже если Господь посещает нас немощью. Ведь Бог ничего не делает во зло человеку, даже когда мы проходим через некие испытания, ведь они необходимы для достижения главной цели — спасения нашей души. И наблюдательные люди, обладающие привычкой анализировать свою жизнь, во многих обстоятельствах — и в радостях, и в скорбях — видят следы Божиего благоволения.
А потому наша первая и самая главная молитва есть молитва благодарения, и совершенно неслучайно, что благодарение находится в центре литургической жизни. Главное богослужение, которое мы совершаем, — это Святая Евхаристия, в переводе с греческого — «благодарение». Мы совершаем таинство Тела и Крови Спасителя, вознося благодарение за все — за сотворение мира, за жизнь нашу, за все то, что Бог даровал нам, и за все то, что привело нас и приводит к тому положению и состоянию, в котором мы в настоящий момент находимся.
Апостол Павел, размышляя о судьбе язычников, говорит, что они были отвержены, потому что не прославили Бога и не возблагодарили Его. Действительно, в языческих культах благодарение если и занимало какое-то место, то самое ничтожное, и только в избранном народе была традиция приносить жертвы благодарения, которая перешла и в жизнь Церкви, совершающей самое важное действие — таинство Святой Евхаристии, таинство Благодарения.
Пусть сегодняшнее Евангелие научит всех нас тому, насколько важно благодарить Бога. Пусть сегодняшнее Евангелие научит нас тому, чтобы первые слова, которые мы произносим утром, пробуждаясь от сна, были: «Благодарю тебя, Господи!» А дальше надо перечислить — и за здоровье свое, и за способности свои, и за многие дела, которые удается делать. И даже трудности, которые нам выпадают в силу ограниченности человеческой природы, ни в коем случае не должны становиться поводом для ропота на Господа, ибо у каждого человека объем Божественных даров больше, чем объем испытаний и скорбей. Нужно лишь внимательно присмотреться к своей жизни, проанализировать свои мысли, поступки, дела, все то, что с нами происходит, с тем чтобы убедиться, насколько дары Божии превосходят наши скорби. И потому, по примеру самарянина, прокаженного, но получившего очищение, не будем забывать, что благодарение Богу есть самая главная и самая первая молитва, за которой должны следовать все наши прошения Господу. А если не благодарим Бога, то закрываем перед собой врата, через которые благодать Божия и милость Божия простираются на человека.
Молитвами святых отцов, которых мы сегодня поминаем, — святителя Амвросия Медиоланского, святого преподобного Нила Столобенского, великих угодников Божиих, — да поможет нам Господь возрастать от силы к силе, всегда храня в сердце благодарение Богу и надежду на Его милость. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!