От истока (Тверь). Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь

24 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Информационно-просветительская программа Тверской митрополии.

Елена Григорьева, руководитель миссионерско-просветительского отдела Новоторжского мужского Борисоглебского монастыря:

– История самого северного в мире православного монастыря началась на Новоторжской земле. Здесь в конце XV века  родился креститель лопарей апостол Севера.

Эти слова относятся к уроженцу древнего Торжка – преподобному Трифону Печенгскому, в миру известному как Митрофан.  В XVI веке на Кольском полуострове в краю вечной мерзлоты он основал православную обитель и принес свет христианской веры аборигенам Дальнего Севера. Официальное житие святого было написано более чем через сто лет после его смерти, оно основано на скупых записях, сохранившихся в Печенгском монастыре – детище преподобного Трифона. Поэтому житие получилось канонически обобщенным и не дающим представления о событиях жизни будущего святого, которые подтолкнули его полностью изменить себя и уйти в суровые северные земли. Попытаемся  восполнить этот пробел.

Елена Григорьева:

– Преподобный Трифон Печенгский родился около 1485 года.  За моей спиной –  Крестовоздвиженский храм, на этом месте в конце XV – начале XVI века находился деревянный Крестовоздвиженский храм, настоятелем которого был отец преподобного Трифона. Мальчиком стоял он на этом высоком берегу и с восхищением смотрел на величественный Борисоглебский монастырь, слава о котором перешагнула пределы Новоторжских земель. Это период, когда история хранила огромный  пласт преданий о подвижнической жизни преподобного Ефрема Новоторжского, который в этих языческих суровых лесных землях прожил очень сложную жизнь, распространяя православие – новую культуру земли Верхневолжья.

Как сын священника, Митрофан наверняка хорошо знал и о духовном подвиге святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которым в свое время служил преподобный Ефрем Новоторжский. Впечатления детства остаются с нами навсегда и рано или поздно обязательно прорастают через слои ошибок и грехов. Так случилось и с Митрофаном. В то время Торжок развивался как важный торговый и пограничный город на юго-восточной границе владений Великого Новгорода. Его неоднократно захватывали и разоряли владимиро-суздальские, тверские и литовские князья, поэтому древний Торжок, как и большинство славянских городов того жестокого времени, состоял из двух укрепленных частей: деревянного кремля – детинца и окольного города. Детинец занимал верхнюю площадку рукотворного 18-метрового холма и с южной стороны был хорошо защищен дугообразным валом и рвом.  Вал был насыпан в XII–XIII веках  на месте более древнего укрепления и получил название Верхнего городища. Самое безопасное пространство детинца предназначалось для княжеской резиденции и боярских дворов, здесь-то и оказался в самом расцвете лет молодой Митрофан, будущий преподобный Трифон.

Елена Григорьева:

– Начало XVI века, Трифон молод, красив, силен, и где-то здесь приблизительно Верхнее городище, княжий город, где находилась княжеская резиденция, вокруг – боярские усадьбы. В одну из таких усадеб и был приглашен преподобный Трифон, чтобы воспитывать подрастающего боярина, обучать его навыкам верховой езды, походной жизни, поскольку в эпоху междоусобных войн каждый провинциальный маленький городок был крепостью, а жители представляли собой большую сплоченную дружину, и каждый мужчина должен быть мужчиной, независимо от того, боярский он сын или сын посадского крестьянина. Жизнь в боярской семье заканчивается очень быстро и неожиданно. В один из дней хозяин, придя домой, обнаруживает дом пустым – нет дочери, она сбежала с Митрофаном. Поводом к тому послужил отказ в благословении на брак: не ровня – и все. Елена разделяет походную жизнь Митрофана. С одной стороны, это очень важный героический этап в его жизни -  он выступает с отрядом, охраняющим северные рубежи Руси. Это стратегически важная для России служба, и поэтому приходится участвовать в очень жестоких кровопролитных походах. Но закончился поход, и дружина идет по завоеванным землям.

Вот как в «Сообщении о земли лопи» голландский купец Симон ван Салинген передает рассказ самого Трифона о годах его молодости: «Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил». Усталость, боль ран и угрызения совести глушили брага и драки на кулаках, но такие шумные пиры нередко заканчивались опасными ссорами. Елене долгое время удавалось своей любовью и кротостью усмирять вспыльчивый характер Митрофана. До поры до времени.

Елена Григорьева:

– На одной из таких походных пирушек Митрофан обнажил нож перед своим другом, Елена встала между ними, дабы предотвратить трагедию:  она была уверена, что сможет обуздать, спасти, но этого не произошло. Это был финал, это была трагическая черта, за которой уже не было Елены, но не стало и Митрофана – это черта, за которой началось рождение инока Трифона.

Митрофан ужаснулся содеянному, и, как говорит «Сообщение о земли лопи», поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и вдали от всех людей в пустыне среди диких зверей каяться перед Богом. Вот только выбрал он для покаяния ледяную пустыню Крайнего Севера, где будут и дикие звери, и люди, страшнее диких зверей, и стужа, и холод непонимания, и вера, которая растопит сердца многих и многих людей.

Впрочем, это уже другая история.

В православной России много великолепных храмов и монастырей, которые столетия утешают души и восхищают взор туристов и паломников со всего мира. Тем почетнее стала награда, которую в ноябре заслуженно получил паломнический маршрут «В Тверскую область по велению души»; в номинации «Лучший культурно-познавательный маршрут» Всероссийской туристской премии он занял почетное II место, опередив более 400 претендентов из всех регионов страны. Маршрут, разработанный региональным министерством туризма с участием местных историков и краеведов, объединил главные святыни Верхневолжья – храмы и обители в Городне, Завидове, Торжке, Осташковском и Селижаровском районах и многих других городов и сел Тверской области. Этот паломнический путь уже взяли на вооружение несколько столичных и региональных туристических операторов. Пройдем этой дорогой и мы.

Начнем с древнего Торжка, историко-архитектурный центр которого, как и еще 115 российских городов, объявлен заповедником градостроительства. По количеству памятников этот небольшой провинциальный город превосходит все города Тверской земли. Всего здесь находится 292 объекта историко-культурного наследия, включая 92 памятника федерального значения. К ним  относится и Борисоглебский монастырь, он входит в тройку самых древних в России православных обителей. Его основал преподобный Ефрем около 1038 года, на несколько лет раньше знаменитой Киево-Печерской лавры.

Главный храм обители был заложен в честь первых русских святых – князей Бориса и Глеба, которым в свое время служил основатель монастыря Ефрем Новоторжский. Эта обитель открыла России немало прославленных имен, среди которых есть и преподобный Аркадий Новоторжский, и принявший здесь монашеский постриг седьмой патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II. В следующем году Борисоглебскому монастырю исполнится 980 лет, к этой почтенной дате будет сделано многое, и наверняка помимо преображенных колокольни и территории обитель порадует своих гостей новыми открытиями. Некоторые происходят именно сейчас, в процессе археологических раскопок.

Наталья Сарафанова, научный сотрудник Института археологии Российской Академии наук:

– За моей спиной находится белокаменная дорожка, которую мы сейчас расчищаем. Дорожка вела от святых Спасских ворот – центрального входа в Борисоглебский монастырь – к монастырской трапезной, к Введенской колокольне. Известняк достаточно хрупкий и обычно в строительстве дорог не используется, а здесь такая уникальная ситуация, что это белокаменная дорога.

Точный возраст обнаруженного археологического объекта еще предстоит установить. Работа продолжается, а пока полученные датировки очень размыты – от XVIII до начала XX века. Но при этом археологи отмечают, что все время белокаменной дорожкой активно пользовались насельники монастыря и его прихожане, и ее регулярно чистили.

Наталья Сарафанова:   

– У нас есть предположения, основанные на комплексе источников и данных, которые мы имеем сейчас, и период строительства этой дороги мы относим к концу XVI – началу XVII века. Нашей задачей было понять,  в какой сохранности эта мостовая находится, потому что она есть на фотографиях XX века.

К обнаруженному археологическому объекту примыкал мощенный булыжниками двор. Частично его уже расчистили, специалисты надеются, что им представится возможность полностью освободить булыжный двор от более поздних культурных наслоений. В настоящее время археологи изучают культурный слой,  непосредственно примыкающий к Спасским воротам.

Наталья Сарафанова:

– Мы наткнулись на вымостки, изучили белокаменную дорогу. С  внешней стороны монастыря сделали небольшой шурф, чтобы понять сохранность фундаментов и то, какие фундаменты заложены у этой церкви. И в этом шурфе достаточно интересный культурный слой нам попался, сейчас мы вышли на уровень XVI–XVII веков – уровень мощного пожара, мы зафиксировали уже 20 см слоя угля и прокаленного песка, остатки сгоревших конструкций… Конечно, шурф небольшой, понять, что  за сооружение было, сейчас не представляется возможным, но понять, что был большой пожар, мы уже сейчас можем. И можем его связать с большими событиями, которые происходили под Торжком и в Торжке во время польско-литовской интервенции в начале XVII века.

Одна из древнейших обителей России хранит немало загадок, и активизация научно-исследовательских и реставрационных работ в канун 980-летнего юбилея Борисоглебского монастыря вскоре  позволит нам хотя бы на несколько минут почувствовать себя современниками преподобного Ефрема Новоторжского и его братии и ощутить себя частью живой истории нашей земли. 

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать