«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Семь Таинств Церкви. Часть 7

10 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем огласительные беседы. Предыдущая наша встреча была посвящена таинству Венчания, или Брака. Сегодня будем говорить о таинстве Соборования, или Елеосвящения, очень важном таинстве, которое помогает нам в жизни и к которому, я уверен, не раз приступает каждый православный христианин.

Основанием этого таинства является Священное Писание. Зачем нам исцеляющее таинство Соборования, если Господь дает врачей? В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, мы встречаем удивительные слова: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.

Конечно, ни один человек не может пренебрегать врачом. Мы не раз прибегаем к врачам, прося их о помощи в исцелении той или иной болезни. Но не всё в руках врача. Господь показывает нам, что вместе с физической заботой о нашем теле мы должны позаботиться и о своем духовном состоянии, потому что человек состоит из души и тела.

Человеку надо врачевать и тело, и душу. Когда все будет врачеваться гармонично, тогда и человек будет исцеляться. Иначе мы будем сталкиваться с такими большими трудностями, какие имеем сегодня. Есть врачи, серьезнейшая медицина, замечательные клиники с оборудованием, которое позволяет проникнуть в каждую клеточку человеческого организма, чтобы увидеть самое маленькое пятнышко в легких и сказать: «У тебя начинается пневмония». Но при таком оборудовании, докторах, лабораториях, больницах пришла болезнь – COVID – и мы ничего не можем сделать: многие люди умирают.

Врачи – добрые, внимательные люди – приходят в отчаяние (о чем свидетельствуют средства массовой информации), потому что не в силах помочь человеку. У каждого из нас должно быть сильное желание обратиться к Богу за помощью. И тогда Он никогда никого не оставит.

В Священном Писании Господь говорит: Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Где доктора не в силах помочь, там вступается и помогает Господь. Это не просто слова: многие испытали на себе великую милость Божию. Когда думаешь, что никто тебе уже не поможет, твоя жизнь висит на волоске, посещает уныние, отчаяние, начинаешь обращаться к Богу – и Он тебе помогает. Сколько таких случаев!

Чтобы мы не унывали, Господь оставил нам таинство Соборования, в котором дарует исцеление. Апостол Иаков говорит: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему.

Очень сильные, глубокие слова: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя. Не просто «призовет врачей». Врач обязательно должен присутствовать. Но в Священном Писании говорится о женщине, которая 18 лет страдала, потратила все средства на врачей – и никто не мог ей помочь. Только Господь исцеляет ее. Порой должно свершиться действие благодати Божией, которая будет врачевать и нашу душу.

Если мы просто будем получать исцеление от докторов, то душа будет страдать от гордыни. Мы скажем: «Зачем нам Бог? Мы исцелились – и все у нас хорошо». Когда человек лечится у доктора и обращается к Богу, происходит врачевание и тела, и души. Он исцеляется не только физически, но и духовно.

А если человек будет исцеляться духовно, то будет пригоден для Царствия Небесного. Никакой врач, никакие деньги, современная медицина не могут избавить нас от лени (так же, как и от старения). Приходит время – человек становится стареньким и умирает. Или его посещает болезнь, от которой ничего не может спасти. Тогда этот человек совершенно смиренно принимает волю Божию и говорит: «Господи, я был не прав: нужно было делать больше добрых дел, уделять больше внимания людям». То есть человек изменяется, преображается, становится другим: он уходит из этой жизни кротким и смиренным, готовым к тому, чтобы войти в Царствие Небесное.

Таинство Елеосвящения нам очень помогает. Пресвитеры молятся, помазывая человека елеем во имя Господне. Елей – это особое оливковое масло, которое использовалось у древних евреев как лекарство, потому что тогда лекарств не было. Если человек получал рану, ее можно было помазать: масло давало ране возможность быстрее зарасти.

Масло использовалось как видимое средство в духовном врачевании. Об этом говорится в Священном Писании. Святой апостол и евангелист Марк пишет, что когда Господь послал апостолов на проповедь, то они мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху. То есть люди, которых они помазывали маслом, исцелялись.

В таинстве Соборования используются масло и вино. Вино – антисептик. Не случайно первое Евангелие, которое читается на таинстве Соборования, говорит о милосердном самарянине, увидевшем пострадавшего от рук разбойников человека (иудея!). Он ничего не побоялся,  помог ему: полил вином его раны, смазал маслом, перевязал. Мы легко об этом говорим: слава Богу, что в те трудные времена у него нашлись вино и масло. Аптечки с собой не было. Чем перевязал? Конечно, порвал свою нижнюю одежду. Затем посадил раненого на своего осла, привез в гостиницу, ухаживал за ним всю ночь, дал денег гостиннику за постой, чтобы у пострадавшего было время исцелиться.

Вино и масло используются в таинстве Соборования как видимое (священник мажет маслом). А исцеляет Сам Господь.

На таинстве Соборования звучат слова: «…исцели… воздвигни… от одра болезненнаго». Некоторые считают, что это таинство нужно совершать только над теми людьми, которые прикованы к постели. Нет. Господь дает таинства для всех христиан. Единственное таинство, которое совершается не над всеми, а над избранными на особое служение, – это таинство Священства.

Некоторые говорят, что таинство Соборования должно совершаться только над людьми старшего возраста: «Зачем совершать его над младенцами? Ведь они почти здоровые!» Если придерживаться такой логики, тогда и детские больницы не нужны. Но мы знаем, сколько сегодня больных детей, сколько детей с онкологическими заболеваниями. Да и COVID… Дети болеют. Пишут: «Три года, несколько месяцев». Человек заразился.

Немощи подвержены все люди. Значит, они должны иметь доступ к исцелению. А оно подается через таинство Соборования, на котором семь священников помазывают верующих маслом. Не всегда и не везде семь, но хотя бы один священник совершает это таинство, помазывая человека семь раз во имя Господне.

Что спасает человека в этот момент? Говорится: …и молитва веры спасет болящаго, – то есть человек должен обязательно быть верующим. Без веры ни одно таинство не будет действительным, не принесет пользы. Никакого формального отношения! С Богом могут быть только доверительные, сердечные, покаянные отношения. Тогда Господь посылает великое чудо – исцеление. Это великая милость Божия.

Из Евангелия мы знаем, что Господь в первую очередь возвращал человеку веру. Если человек верит, то для него открываются токи благодати Божией. А если не верит, то ничего к нему не прикоснется: невольник не богомольник. Везде должна быть свобода и желание. Господь спрашивает: «Ты веришь, что Я совершу это чудо?» Верую, Господи! помоги моему неверию (то есть: «Укрепи меня, Господи, на этом пути Своей Божественной десницей!»). Тогда Господь совершает великие чудеса.

Вся благодать Божия, которая находится в Церкви, дается только верующему человеку. Порой человек приходит в храм, молится, а перед ним – как будто толстая стена. Ничего не получается. Но как только к нему возвращается вера, он чувствует благодать; и ему не надо ничего говорить, объяснять. Его вера сильная, крепкая. Он полностью доверяет Богу.

Такое было и в моей жизни, когда я служил в храме Параскевы Пятницы в Северном Бутове, где еще не было такой застройки и храм был виден с Кольцевой дороги. На глазах у одного человека произошла ужасная авария с несколькими жертвами на пересечении Кольцевой и Симферопольки. Виновник аварии незадолго до этого обогнал его, подрезал – поэтому пришлось сбавить скорость. И человек понял, что в этом была милость Божия, потому что если бы он не сбросил скорость, то попал бы в аварию.

Увидев столько смертей, этот мужчина тут же приехал в храм. Он говорил: «Батюшка! Я неверующий человек, никогда не был в храме. Но сегодня меня спас Господь!» Когда к нему вернулась вера, пришло осознание того, что нужно общаться с Богом. Господь в день аварии послал ему ангела-хранителя.

Таких случаев в жизни бывает очень много. Человек может рассуждать, пока сам не столкнется с великим милосердием и помощью Божией. Но когда сталкивается, его невозможно убедить, что этого нет.

Человек, которому должны были отрезать ногу, стал молиться и читать акафисты святителю Николаю и Божией Матери. Господь стал исцелять его: нога, которую должны были отрезать, зарубцевалась за несколько дней. Доктора пришли в изумление.

После того как над умирающей женщиной 38 лет совершили таинство Соборования, она исцелилась и дожила до 104 лет. Это великое чудо! Таким людям ничего не нужно говорить,  в чем-то убеждать, потому что Господь начинает им помогать.

В моей жизни был удивительный случай. Нужно было крестить ребенка, который родился недоношенным. Я пришел в реанимацию, покрестил его. Мне его так жалко стало! Спросил у доктора: «Он будет жить?» Доктор ответил: «Батюшка, Вы сделали самое главное. То, что было надо, мы сделали с лихвой. От нас зависит немножечко. Все остальное – в руках Божиих».

Доктора, которые постоянно видят жизнь и смерть, делают для детей все возможное. Но одни дети исцеляются, а другие уходят к Богу. Врачи понимают, что одно и то же лекарство не может действовать на каждого одинаково, одни и те же возможности не всегда могут дать шанс исцелить людей. Может помочь только Божественное вмешательство в нашу жизнь.

Самое главное, в таинстве Соборования прощаются грехи. …и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Некоторые говорят: «Ты должен сначала раскаяться в грехах, потом они тебе отпустятся». Но есть забытые грехи, которые прощаются в таинстве Соборования. Также исцеляются раны, которые остаются от грехов.

Господь грех простил – а рана остается на всю жизнь. Как остается шрам после получения глубокой раны, напоминая тебе о ране и боли, которая была. Немаловажно, что Господь дает исцеление души (исцеляет твои внутренние, душевные, раны) и прощает грехи не потому, что я так хочу, а потому, что так говорит Священное Писание. Нельзя мыслить по-другому. Даже ангелам запрещено по-другому мыслить. Мы должны полностью доверять Господу и понимать, что все происходит по великому неизреченному милосердию Божьему.

Само таинство совершается обыкновенным образом. Когда мы приходим в храм, видим столик, на котором стоит чаша с крупой (пшеницей или рисом). Зерно – это не только пища, питающая и укрепляющая нас, но свидетельство жизни: зерно умирает, когда входит в землю, но дает росточек, новую жизнь.

Видим и свечи. А свеча – это жертва, наша молитва, которая возносится к Богу. Мы видим вино и елей. Елей соединяется с вином. После этого священники читают семь раз Евангелие, семь раз Апостол, семь раз определенные молитвы. Затем с тайносовершительной молитвой «Отче, Врачу душ и телес…» начинают помазывать людей, которые пришли на таинство Соборования.

Всегда есть призыв к тому, чтобы таинство не было совершено формально. Оно не совершается формально священниками. Оно может формально восприниматься нами. Но надо помнить слова: …и молитва веры спасет болящаго. То есть обязательно нужно подходить к таинству с глубочайшей внутренней верой, что Господь может исцелить тебя. Если мы так настроены, то Господь помогает, исцеляет.

После того как тех, кто пришел на таинство Соборования, помажут семь раз, им дают с собой рис и масло, которое надо использовать дома, помазывая себя. Призываем не хранить масло долго. Был парадоксальный случай. Человек приходит и говорит: «Батюшка! У меня масло с соборования стоит сорокового года. Что с ним делать?» С ним уже ничего не сделать: оно пропало. А это грех: кощунственное отношение к святыне.

Соборование совершается каждый год для того, чтобы мы это масло долго не хранили, а в течение сорока дней добавляли его в пищу, помазывали больные места, то есть использовали для лечения. Крупу, которую нам дают, надо использовать для вкушения.

Иногда спрашивают: «Можно ли этим маслом делиться с близкими?» Некоторые считают, что нельзя: это лично для того, кто участвовал в таинстве Соборования. Не совсем согласен. Не каждый участвует в изготовлении лекарства, но лекарство может каждому помочь. Масло – это святыня, освященная в храме Божием при совершении таинства. Оно может быть использовано близкими как святынька.

Мы также освящаем масло перед праздником на литии. Можем сказать: «Ты не был на литии – значит, тебе не положено это масло». Но после литии мы не только помазываем этим маслом, но и делимся избытками со всеми, кто приходит в храм и просит: «Можно мне с собой освященного масла от праздника святителя Николая (Иоанна Богослова или каких-то других праздничных дней)?»

Некоторые спрашивают: «Можно ли давать это масло собачке или кошечке, когда заболеют?» Я бы воздержался. Бывает превратное отношение к таинству Соборования: «Если соборуюсь, то обязательно умру». Нет ни одного слова в молитвах, чтобы человек умер. Наоборот, в молитве говорится, чтобы после соборования Господь воздвиг человека от одра болезни, сотворил его целым, чтобы он мог служить и благоугождать Церкви Христовой. Поэтому никогда не нужно бояться таинства Соборования. Надо отгонять всякие суеверия.

Не будет лишним, если после таинства Соборования мы будем жить более благочестивой жизнью: «…никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Следующая наша беседа, дорогие братья и сестры, будет посвящена заповедям блаженств.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X