«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 9

15 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Сегодня мы с вами будем говорить о четвертом члене Символа веры. В прошлую нашу встречу мы говорили о третьем члене Символа веры, о последних словах «от Духа Свята и Марии Девы», рассуждали о том глубоком и таинственном, что заложено в этих словах: о Святой Деве Марии, Богородице, Ее приснодевстве.

А сегодня перед нами открывается одна из глубоких тайн четвертой части Символа веры: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна».

«Распятого за нас при Понтийстем Пилате» – очень глубокие слова, которые указывают на историческое событие, произошедшее в определенное время при определенном правителе. О нем есть строки, записанные у историков и в других письменных источниках.

Почему это важно? В Символе веры, который писался в III–IV веках, было все понятно, и никаких сомнений, никакого смущения не возникало. Но Церковь Божия формируется не только человеческими усилиями, а руководствуется Промыслом Божиим и ведется Духом Святым.

Есть прекрасные слова апостола Павла: Богкого предуведиттого и предуставит. Мы не будем говорить об этой фразе полностью, а просто скажем, что Бог предвидит наши лукавые мысли, какие-то извороты. Во все времена враг рода человеческого ведет борьбу против Церкви Христовой разными ухищрениями, подсказывая людям, к каким нужно прибегнуть теориям, которые разрушили бы веру христиан или ввели их в состояние смущения, сомнения.

Мы знаем, что в XIX–XX веках, вплоть до 60-х годов XX века, были разные научные теории, в которых доказывалось, что Иисус Христос является не исторической фигурой, а выдуманной, что в действительности такого Человека не было, что никогда Он не проповедовал, не служил. Только в 50-х годах XX столетия, когда были найдены манускрипты в Иерусалиме, были предъявлены исторические документы (Кумранские источники), которые доказали, что Христос был. Был и Пилат, который правил в определенное время. Тогда уже эти теории стали несостоятельными. Но полтора века они будоражили умы и сознание людей!

Поэтому важно, что здесь подчеркивается: «при Понтийстем Пилате». Это показывает историческую личность Христа, Который пострадал в определенное время. Каждый народ вел свое летоисчисление: язычники – от одного источника, иудеи – от строительства своего храма. Поэтому было очень тяжело предъявить это как естественное историческое событие.

Сейчас такого смущения нет. Но, по крайней мере, эти слова помогли отстоять и утвердить историчность нашего Господа – и тем самым укрепить веру многих православных людей. Что касается слов «при Понтийстем Пилате», мы должны сказать, что была такая личность, как Понтийский Пилат, который при распятии Христа умыл руки и сказал: Невиновен я в крови Праведника Сего. Но потом он очень сильно пострадал: был свергнут, сослан и пережил серьезнейшие испытания.

Почему это с ним произошло? Он же сказал: Неповинен есмь…. Но у каждого человека есть свобода действий, которая дает возможность выбрать зло или отстоять правду. Этот человек облечен властью. Если он отстаивает правду, то совершает правильный поступок, живет по правде Божией, то есть отстаивает добро. А когда человек, имея власть, поступает неправедно (говорит: «Ну, сложились такие обстоятельства. Я ничего не мог сделать, потому что мне нельзя было поссориться с президентом, мне нужно было сохранить лицо перед премьер-министром, поэтому я обманул свой народ: провел реформу, от которой будут страдать тысячи людей»), он не может быть оправдан перед Богом.

У него было право выбора. Есть свобода. Он должен выбрать правду, совершить добро по отношению к тем людям, которые его окружают, даже если придется пожертвовать собой.

Здесь показано: если человек выбирает неправду, то будет страдать в течение всей жизни, потому что он видит эту неправду, утверждает ее – и понесет за это ответственность. В Евангелии нет ничего напрасного. И нет ни одного случайного слова в Символе веры, потому что в нем даются вероучительные истины, которые утверждают и укрепляют нашу веру и показывают путь к спасению. Пойди человек другим путем – он не спасется, пойди путем, который указывает Символ веры, – придет к спасению.

«Распятого» – это слово, которое мы встречаем в данном члене Символа веры, каждого из нас приводит в небольшое смущение: почему распяли Господа? За что Его распяли? Ведь (если брать служение Самого Христа и читать Евангелие) Он не делал никакой неправды, творил всем только добро. За Ним ходило огромное количество людей, чтобы послушать Его утешительные слова. Это не было простым любопытством, ради которого мы смотрим новости, потому что ничего не можем изменить в этой жизни, но наблюдаем за ее событиями.

Люди приходили послушать глаголы вечной жизни. Как говорит апостол Петр: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. Глаза Его горели искренностью, чистотой, самой жизнью, любовью. От них невозможно было оторваться! Люди приходили, чтобы напитать и ум, и зрение. Господь подтверждал каждое Свое слово добрым делом: кого-то исцелял, кого-то вразумлял, кого-то наставлял на истинный путь, из кого-то изгонял бесов. Там было столько добра! Люди были благодарны Ему.

И вдруг люди перерождаются и говорят: Распни, распни Его! Это событие, которое изумляет все человечество: почему берет верх другое суждение? Потому, что Господь Своими словами и действиями обличал людей: они всякое зло переименовали в добро. Когда Господь говорил, что их добро является злом, то все на Него озлоблялись: и книжники, и первосвященники, и другие люди.

Это есть и сегодня: вроде бы добро, говорят, права человека. А ради прав человека могут уничтожать целые государства, народы. Тысячами убивают людей, страдают не только воины, но и мирные жители (и женщины, и дети). Или, например, какое же добро – принятие законов, которые касаются семейной жизни, семейных отношений? Вроде бы чтобы не было насилия… Но эти законы приведут к тому, что многие семьи будут распадаться, а невинные люди, в силу традиций наших отношений, будут наказаны. Мы видим различные организации, которые изымают детей из семьи. Вместо того чтобы видеть семейный уют, дети попадают в детские дома. То есть происходит разрушение за счет видимого добра. Или за доброе отношение к животным начинают страдать люди: их наказывают, потому что они вроде бы неправильно с ними обращаются.

Такой неправды, которая возведена в ранг добра, в нашей жизни много. Но на самом деле это зло.

Когда пришел Господь, Его не приняли лишь потому, что Он обличил Своими действиями это зло. Он показал зло и явно его осветил. И хотя книжники и фарисеи понимали, что они распинают Его, потому что Он обличил их, хочет вывести их из комфорта, они все равно настояли на том, чтобы Господь был распят.

Зло, конечно, не имело бы победы, никакой власти в мире, если бы оно открыто являло себя как зло. Оно всегда маскируется. Господь раскрывает и обличает зло. Оно многих примиряет, многие объединяются, дружат, как Ирод и Пилат. Но что потом происходит?

Один из богословов очень метко говорит: «Ибо торжество добра начинается как раз с раскрытия зла как зла… Победа звучит в раскаянии распятого разбойника, в словах сотника». То есть когда Господа распинают, происходит победа добра над злом, потому что зло получило свое лицо. Разбойник и сотник видят в Господе победителя и говорят: Помяни мя, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И они уже сами приобщаются к этому добру, то есть распятие Господа обнажает зло, раскрывает его и показывает, что все равно есть победа добра над злом.

Дальше идут очень глубокие слова. Как сказал владыка Вениамин (Федченков): для меня они очень долго не раскрываются. Конечно, до конца эти слова Символа веры будут нам понятны только тогда, когда мы проживем определенную духовную жизнь.

«…и страдавшего…» Опять-таки: почему Господь страдает? Господь пришел в этот мир не для того, чтобы избежать страдания. Суть всех религий – чтобы человек избежал страдания. Но страдания как были на земле, так и есть. В мире скорбны будете, – говорит Господь.– Но не бойтесь: Я победил мир.

Господь также не избежал скорбей: никто не может избежать их в этой жизни, никто не может быть свободным от них, в том числе и Господь, Который принял плоть человеческую. Он сильно страдал. В этом страдании живет и каждый из нас. Господь никому из нас не пообещал, что мы избежим страданий в нашей жизни.

Но что такое страдания? Для чего они нам даются? Господь принимает страдания и побеждает всякое зло, которое есть в этом мире, через них, потому что страдания открывают человеку любовь, надежду, веру. А это все является жизнью. Это основы жизни не только на земле, но и в жизни вечной. То есть всякое страдание открывает человеку духовную жизнь, духовный мир, стремление человека к Божественному миру.

Страдание дает человеку любовь. Каким образом? По Священному Писанию, страдание учит человека сострадать ближнему. Апостол Павел говорит: кто сам не имел немощи –тот и немощным не может помочь; кто пробыл в страдании – тот и может любить другого человека, помогать ему. Кто страдал – тому открывается Божественный мир, потому что он понимает: ему невозможно преодолеть страдания без Бога. Для того, кто страдает, открывается надежда на то, что Господь его никогда не оставит. Тот, кто страдает, ищет духовную жизнь, понимая, что земная жизнь несовершенна и не может подарить счастье и полноту жизни.

Конечно, страдание неестественно. Все стремятся избежать страданий. Даже смерть легче страданий. Почему в настоящее время люди применяют эвтаназию? Чтобы не страдать. Смерть сразу прекращает человеческое страдание. Некоторые совершают самоубийство для того, чтобы не страдать. Неважно, как страдает человек (физически, духовно, морально), но, чтобы не испытывать боль, он готов умереть.

Страдание – это очень сильная боль. Но именно страдание открывает человеку духовный мир, стремление к Царствию Небесному. Поэтому Господь не избегает страданий. Он принимает страдания человека и страдает за человека. И мы переживаем страдания Господа в своей духовной жизни. Господь состраждет нам, а мы состраждем нашему Господу. И тем самым для нас открывается перспектива будущего, перспектива духовной жизни, Божественный мир, к которому мы начинаем стремиться.

И, конечно, глубина… Зачем в Священном Писании сказано: «и распятого при Понтийстем Пилате»? Что говорится этим распятием? Господь обнажает через Свое распятие зло. Он показывает, что зло всегда скрыто. Оно может быть прикрыто и вроде бы называться добром, но оно таковым не является. Любой человек, который будет обнажать в этом мире зло, будет страдать. Он будет распят или раздавлен этой жизнью, потому что зло всегда будет.

Но именно тогда, когда раскрывается зло, оно тем самым и побеждается, хотя это приводит к таким тяжелым последствиям. И в то же время раскрывается и страдавший. Если он распят, то он и страдал. Нет! Страдание – совершенно другое! Это то необходимое, что открывает человеку духовный мир. Без страдания, без испытаний, через которые проходим, мы никогда не поймем духовного мира. Поэтому страдания всегда назывались благом, которое помогает состраждать Христу, которое приближает нас к Царствию Небесному.

«…и погребенна…». Перед нами раскрывается еще одна глубина: не просто говорится о смерти Христа, о том, что Господь умер, но говорится: «и погребенна». Почему «погребенна»? Мы знаем, что впоследствии некоторые утверждали, что Господь не умер – это была призрачная смерть, а настоящей смерти не было.

Смерть может быть оспорена. Мы знаем, что бывает клиническая смерть. А вдруг у Него была клиническая смерть? И Он просто воспрял от клинической смерти. Но при клинической смерти человека не погребают. А погребение – это уже некая черта, которая свидетельствует о настоящей смерти человека. То есть Он действительно умер.

Для чего Господь умирает? Опять встает очень серьезный для нас вопрос. Почему Он умирает? Можно обойтись без смерти. Но смерть – это неестественное состояние человека, это уничтожение жизни. Господь не создал человека для смерти. Он создал его для жизни.

Первые, кто страдает, – Адам и Ева, первые люди, которые имеют огромную ценность для Господа: первые Его создания, самое высшее творение. Он приходит на землю – и не видит Адама и Евы. Смерть похитила их.

Господь приходит, чтобы исполнить Свое обетование не только для всего человечества, но в первую очередь для Адама и Евы. Он приходит, чтобы возвестить им: нынче исполнилось то, что Он им обещал. Сегодня пришло время искупления человека. Он умирает, Он приобщается к смерти. Но смерть опять-таки побеждается Его жизнью.

Бог бессмертен. Бог дарует жизнь. Он приходит и через Свою смерть побеждает смерть, потому что в Боге – жизнь. И тем самым Он дарует жизнь всему человечеству, Он дарует ее Адаму и Еве.

Удивительные слова есть в Священном Писании: в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Конечно же, многие хотели понять, как это происходит. Да просто происходит! В смерти Христа сама смерть оказывается поглощенной жизнью. Какие глубокие слова: во тьме… и тени смертной, в одиночестве и ужасе смерти загорается свет. Церковь поет: «Спит Жизнь, и смерть трепещет».

Представляете, что это такое: в самое сердце, в самое лоно смерти входит жизнь! И жизнь побеждает смерть! Естественно, где есть свет – там нет тьмы, где есть жизнь – там нет смерти. Это чудо совершается Самим Господом. «И погребенного» – это значит принявшего смерть как свою судьбу и наполнившего ее любовью, верой, надеждой–жизнью. Где твое, смерть, жало? Где твоя, ад, победа?

Конечно же, всем предстоит умереть, но все соприкоснутся с великой тайной не только смерти, но и жизни. Глубочайшие и мудрые рассуждения наших отцов Церкви и пастырей современности… Строки Символа веры очень глубоки. Мы в какой-то степени поверхностно, доступным языком будем рассуждать с вами об этом, но каждому человеку, который вступает на путь духовной жизни, хочет быть православным христианином, вся глубина и тайна откроется за счет его духовных размышлений. Без церковной, литургической, жизни, без чтения Священного Писания, обращения к мудрости святых отцов и пастырей Церкви это невозможно будет понять. Но нужно стремиться понять это не своим разумом, не логикой, а своим сердцем – и тогда будет открываться великая глубина и тайна Божественного подвига, который будет захватывать и дарить огромную радость.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 июля: 05:30
  • Среда, 15 июля: 17:30
  • Четверг, 16 июля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​