«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 8

8 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы продолжим говорить о третьем члене Символа веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Мы говорили о том, что Господь вочеловечился, пришел на эту землю ради нашего спасения. Сегодня будем говорить об очень важных словах: «от Духа Свята и Марии Девы».

Конечно, человеческому разуму очень тяжело вместить эти слова, потому что они не подвергаются каким-то логическим объяснениям. Многие христиане даже отказались от этого и стараются не рассуждать над этим вопросом (особенно протестантские христианские движения и течения, потому что они привыкли жить юридическими понятиями, которые предполагают некое точное изъяснение). Здесь мы не можем прийти к точному изъяснению, потому что «идеже Бог хочет, побеждается естества чин»; там побеждается закон человеческий.

Конечно, мы привыкаем мыслить совершенно логично, чтобы все было выстроено согласно тем законам и устоям, которые имеются в нашей жизни, хотя очень часто забываем: то, что происходит сегодня, было до этого невозможным. В то время думали, что этого не может быть. Порой мы проникаем в такие тайны, особенно генетики, которые помогают осуществить клонирование или зачатие, что происходит совершенно невероятным образом, различными путями (ЭКО и так далее). То есть сегодняшние законы, современные открытия позволяют делать что-то невероятное. Поэтому не всегда можно все подвергнуть разумному рассуждению.

Но Евангелием всегда освещается человеческий разум. И здесь мы можем только принимать что-то на веру; то, что предлагает нам Священное Писание (или Божественное Откровение), не может восприниматься человеком согласно его логическим рассуждениям. И тогда мы понимаем, что Бог есть любовь, потому что любовь в нашем понимании и любовь Божия – это нечто совершенно разное. Правда Божия и правда человеческая также разнятся, особенно в современном мире. И почему Бог приходит на землю и спасает человека, тоже невозможно понять. Это можно только принять на веру.

И вот Господь захотел именно так: воплотиться. И Его воплощение стало возможным от Духа Свята и Марии Девы. Верующему человеку в какой-то степени все понятно: Бог воспринимает человеческую плоть для того, чтобы спасти человека. Нас без нас Он спасти не может: без нашего участия, согласия, действенного восприятия Божественного замысла. Поэтому Бог и принимает человеческую плоть от Марии Девы. Все это происходит очень чудным образом. Это чудо также не поддается пониманию нашим разумом. Как возможно: от Духа Свята?.. Сам Господь приходит на землю, но Бог является совершенным Человеком – и Он от человека воспринимает человеческую плоть. Как можно все это понять? Понять очень сложно, но полностью принять можно. Потому что Господу было так угодно: спасти человека, чтобы воссоединить в Самом Себе и человеческое, и Божественное. Без Бога невозможно было наше спасение, но и человеку невозможно было исправиться и приблизиться к Господу. Поэтому Господь Сам в Себе исцеляет человеческую природу – и приводит людей к Отцу Небесному.

Конечно же, в этом участвовала Пресвятая Богородица, опять-таки совершенно чудным образом. Чудо в том, что Она всегда остается Девой (или, как мы называем Ее славянским языком, Приснодевой), потому что происходит рождение Господа, но не нарушается Ее девственная целостность, девственная природа сама по себе. И в то же время Бог приходит на эту землю, соединившись  с человеком, становится Богочеловеком, не нарушая Своей Божественной природы. Почему так происходит? Это великая тайна, Божественное чудо. Потому что Богородица не знает мужа, Она сохраняет Свою чистоту – и приносит в мир Чистого Бога. Воспринять это можно, но понять или разложить по полочкам в своем разуме совершенно невозможно. Господь именно так повелел – и так это произошло.

Но Бог и в Ветхом Завете предупреждал нас об этом через пророка Исаию: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог. И Богоприимец Симеон, будучи толковником, когда переводил эти слова пророка Исаии, сам был изумлен, удивлен: как Дева может зачать, родить – и остаться Девой? Такое невозможно. Он хотел исправить эти слова на слова: «се, жена», – и Ангел Господень удержал его руку и сказал: «Ты не увидишь смерти, пока не увидишь Христа Господня». То есть об этом говорилось, это потом возвещалось через Священное Писание, которое очень четко говорит, что Она мужа не знала, дондеже Она родила Сына Своего первенца. Первенец – тот ребенок, который рождается первым. Даже если потом нет детей, он все равно является первенцем, потому что первым появляется на свет. Это совершенно логический акцент, который ставился в древности. Некоторые говорят, что Она не знала мужа, дондеже (пока) не родила, но потом познала. Конечно же, и потом не знала. Дондеже – именно то слово, которое выражает, что Она и прежде, и потом не знала мужа.

Некоторые заостряют внимание на том, что в Евангелии говорится о братьях и сестрах Христа. Но это тоже обороты, которые использовались в древности: говорится о братьях и сестрах по плоти. Мы добавим, что это были дети Иосифа Обручника от первого брака: овдовев, он женился на Марии, первосвященники вручили ему Ее, чтобы сохранять Ее девство. Поэтому Она является Приснодевой. Она сохранила Свое девство и до Рождества, и во время Рождества, и после. Хотя Церковь тоже изумляется этому, изумляемся не только мы. Вернее, Церковь изумляется,  а некоторые проявляют неверие. «Чужде матерем девство, и странно девам деторождение» – такие слова Церковь произносит, но это восхищение только подчеркивает то чудесное, что творит Бог ради нашего спасения.

Еще многие говорили о Божией Матери: «Кто же Она для нас: Богородица или Христородица?» «Она родила Христа, но не Бога», – говорят некоторые. Нет, мы четко знаем и говорим о том, что Она Богородица, потому что Она родила Богочеловека. И Господь сохраняет все Свои Божественные свойства и всю Свою Божественную природу, когда приходит в человеческом облике на землю. Поэтому, наверно, не случайно (если вглядываться в историю нашей церковной жизни) святой апостол и евангелист Лука пишет образ Божией Матери с Богомладенцем Христом, подчеркивая Ее особое звание. И все святые отцы древности ставят Ее как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (выше ангелов и архангелов, выше всех небожителей), потому что Она дает человеческую плоть Самому Богу и Бог во всей полноте воспринимает от Нее человеческую плоть. И рождается не просто какой-то совершенный человек, а рождается Богочеловек. Богочеловек приходит на эту землю. Поэтому за то, что Она родила Бога, Ее и называют Богородицей. Поэтому апостол Лука и пишет Ее с Младенцем на руках, подчеркивая Ее особое служение: то, что Она послужила приходу Богомладенца Христа в этот мир. И затем, уже в нашей практике, Богородицу всегда пишут на иконах с Богомладенцем Христом, чтобы ни у кого не возникало никакого  лукавого помысла, что она Христородица. Нет, Она истинная Богородица, Она Божия Мать, Царица неба и земли согласно Своему служению. Она воспитала в Себе те чувства, те духовные качества, которые помогли Ей сказать: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Она со смирением послужила делу воплощения Господа. И поэтому у Нее особое звание и особое положение.

Но мы с вами рассуждаем не просто о положении. Мы можем это воспринимать, можем не воспринимать. Бог так захотел, Бог так повелел. Это не человеческое изволение. И мы его воспринимаем таким, какое оно есть, но ведь это удивительный и замечательный Промысл Бога о человеке. Она не просто послужила делу воплощения Божественного Спасителя – и отошла в сторону. Это еще и Ее особая роль в попечении и заботе о любом человеке, потому что Она прошла через великие страдания, великие скорби. То есть Она не была лишена тех страданий, испытаний, которые терзают любого человека, живущего на земле. Страдание – это удел жизни всякого человека. И Ее скорби, страдания дали Ей возможность видеть страдания и боль каждого человека, который живет на земле и обращается к Ней за помощью, ищет у Нее помощи, заступничества. И Она помогает.

Это особое открытие, что Господь оставляет нас на Ее материнское попечение. Женское сердце более чувствительное, оно чувствует скорбь, переживания всякого, оно всегда готово участвовать во всех трудностях тех, кто человека окружает. И вот этому сердцу Божией Матери вручается все человечество через святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Когда Господь был на Кресте, Он сказал, обращаясь к Иоанну: Се,Мати твоя. А Матери Божией: Се, сын Твой. И вот святые отцы говорят нам замечательные слова: здесь произошел удивительный момент вручения Матери Божией всего человечества, в Ее попечение, Ее материнское заступничество.

Наверно, дальше мы можем много рассуждать, говорить, рассказывать о разных случаях участия Матери Божией в нашей жизни. Каждый человек знает много этих историй. Не потому, что прочитал что-то или ему рассказали, а потому, что он сам не по одному разу обращался к Матери Божией. Она помогла ему в самые трудные минуты жизни. Они действительно посещают нас. И если мы не установим молитвенного контакта с Матерью Божией, не будем к Ней обращаться, чтобы Она помогала и спасала нас, тогда наша жизнь будет просто невыносимой. Мы захлебнемся в трудностях и испытаниях, с которыми встречаемся на жизненном пути. Поэтому, конечно, каждый из нас обращается к Матери Божией за помощью. И Она помогает нам. Она состраждет каждому из нас, переживает за каждого из нас.

Есть удивительный рассказ, поучительный для каждого человека, который встает на путь духовной, церковной  жизни. Непростой жизни – не случайно премудрый Сирах говорит: Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению. Это золотой нитью проходит через наше сердце. Когда мы будем говорить о следующем члене Символа веры, будем говорить, что такое испытания, страдания и как они появляются в нашей жизни. Это действительно нелегкий удел. И вот очень поучительный для каждого из нас случай из жизни святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого, который был свидетелем Покрова Божией Матери во Влахернской церкви во время ночной молитвы, когда люди в горести молились и обращались к Матери Божией, чтобы Она помогла, спасла Царьград от сарацин. В это время было видение, как Матерь Божия с апостолами, чинами ангелов и архангелов явилась в храме над всеми людьми и развернула над ними Свой покров, омофорий, который сняла с головы, тем самым покрывая их от всяких зол.

И вот этот Андрей, Христа ради юродивый, в свое время был восхищен на небо. Когда он увидел райские обители, ему показали, где находятся все чины и ангелов, и архангелов, и святители, и преподобные отцы, и мученики, и исповедники. Он посмотрел – и говорит: «А где же Матерь Божия? Я хочу посмотреть, где Она находится». Ему сказали, что Ее там нет. – «Как Ее здесь нет?» – «Нет Ее здесь. Она на земле». – «Как на земле?» – «Она ходит по земле и утешает всякого человека, который находится в печали. Она вытирает слезу с ланит плачущих и скорбящих людей. Она там, где горе, где боль наполняет сердце каждого человека». То есть Она действительно там, где Ее ждут, куда призывают, чтобы Она помогла. Конечно, Она всегда первая, к кому мы обращаемся в каких-то наших горестях, скорбях, печалях и трудностях. Просим Ее о помощи – и Матерь Божия всегда помогает нам.

Не случайно есть столько различных образов Царицы Небесной, которые свидетельствуют о Ее милосердном участии в нашей жизни, Ее любви ко всему роду человеческому: от иконы Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых сердец») до иконы Божией Матери «Прибавление ума». Есть и такой образ Божией Матери, потому что нам всем порой не хватает мудрости, чтобы вести достойную жизнь и не совершать каких-то поступков, из-за которых потом мы очень сильно переживаем и за которые  каемся и просим у Бога прощения. А что значат образы Божией Матери, которые именуются: «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали», «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Помощница в родах», «Спорительница хлебов»! Этих икон Божией Матери очень много – и все они  говорят о том, что нет в нашей жизни какого-то случая, в котором бы Матерь Божия не участвовала, нет того призыва, на который бы Она не ответила Своей любовью и Своим милосердием каждому из нас. Поэтому Матерь Божия всегда с нами. И когда мы к Ней обращаемся, от Нее никто не уходит тощ и неуслышан: Она всегда помогает, утешает, покрывает нас Своим честным омофором от всякого зла, поэтому мы называем Ее: Заступница усердная, Матерь Бога нашего. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся». И мы всегда получаем эту помощь, заступничество.

Такой особый Промысл Божий. И, казалось бы, все нелогично. Но если к осознанию этих событий применить не просто ум, но еще и наше верующее сердце, то тогда все встает на свои места, тогда просматриваются и логика, и огромная благодарность Богу за то, что Господь так устроил. Он не пользовался какими-то моментами, а делал все для того, чтобы дальше все это приносило пользу всему человечеству. То есть то, что задумано Богом, что вкладывается Богом в нашу жизнь, если говорить простым человеческим языком, работает до скончания века. Если мы что-то вкладываем, этого хватает на год, на два – не хватает даже на десятилетие. Чтобы все это дальше работало, нужно придумать что-то новое. То, что Господь вложил в эту жизнь, через Кого Господь вошел в нашу жизнь – все это действует, помогает, наполняется и верой, и любовью, и надеждой, чтобы для каждого из нас открывалась перспектива вечной жизни. Поэтому Матерь Божия, конечно, никогда не оставляет и не оставит нас Своей заботой и попечением.

А мы как верующие люди всегда будем воспринимать Ее Приснодевство (то, что Она всегда была и остается Девой, сохранив Свою чистоту даже в том случае, когда послужила воплощению Господа нашего Иисуса Христа на земле). Она была, есть и остается Богородицей, потому что Совершенный Бог пришел на землю, воплотился для того, чтобы спасти весь род человеческий. Есть какие-то смущения, сомнения, но по мере нашего воцерковления они будут отходить на второй план. И мы все равно будем понимать, что важно не это, а другое: то, что мы перед собой и для себя открываем огромную перспективу общения с Матерью Божией. И возможности прибегать к Ней в трудных обстояниях и благодарить Ее не только за то, что Она помогает решить нам какие-то земные проблемы и избавляет нас от бед и скорбей, а за самое главное: Она послужила вочеловечению Господа нашего Иисуса Христа и делу нашего спасения. Это самое главное и незаменимое.

Мы заканчиваем разговор о третьем члене Символа веры – конечно, он очень насыщенный. Не случайно нам дается понимание Символа веры. В нем заложена огромнейшая глубина, которая раскрывает нам тайну спасения человеческого рода,  нашей жизни и наших восхождений к небу и открытия самого неба здесь, на земле. Глубокие слова, которые не всегда воспринимаются умом, но мы должны освящать ум евангельскими словами, или, как мы говорим, Божественным Откровением. Дальше мы начнем изучать четвертый член Символа веры, тоже очень глубокий.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 21 февраля: 12:30
  • Воскресенье, 23 февраля: 05:30
  • Среда, 26 февраля: 17:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы