«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 7

1 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Мы продолжаем наши «Огласительные беседы» и сегодня будем говорить о третьей части Символа веры. Она звучит так: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

Это великая тайна. Мы уже начали говорить о том, почему обращаемся к Богу с такими именами: Господь Иисус Христос, Спаситель, а по человеческой Своей природе Он является Помазанником Божиим. Конечно, Господь приходит в этот мир для того, чтобы нас спасти, и для этого Он принимает человеческую природу – вочеловечивается от Духа Свята и Девы Марии.

Это очень важно понять, и это нужно принимать так, как дает это нам Святая Церковь. Мы привыкли мыслить земными рамками, нашими человеческими отношениями. А здесь дается  пример и жертвенного служения, и сверхъестественного Пришествия в этот мир от Духа Свята и Девы Марии, участия Бога и участия человека в этом спасительном процессе, потому что другого никто не может предложить и по-другому не может быть.

Богу нужно было прийти, чтобы исправить человека. У человека нет ни сил, ни возможностей: не может слепой слепого привести к чему-то. Ни прародители, ни те люди, которые жили после грехопадения, не обладали этой силой. Бог дал обетование человеку, что придет время, когда семя жены сотрет главу змия. Адам и Ева думали, что  рожденные от них дети – то избранное семя, которое исправит их грех. Но когда Каин убивает Авеля, они видят, что грех только усугубляется в детях, то есть к их греху добавляется еще и грех детей. Они поняли, что это не то семя жены, которое сотрет главу змия.

Поэтому спасение начинает удаляться, и у человека нет возможности, нет сил преодолеть этот кризис, поэтому Сам Господь приходит, чтобы спасти человека, примирить его с Богом, чтобы была исполнена всякая правда на земле и правосудие Божие. Нельзя что-то искусственное делать. Бог мог бы уничтожить все на земле и сотворить новое, но не было бы тогда такого удивительного процесса нашей жизни, переживаний, падений и восстаний, нашего покаяния, желания и стремления к Богу.

Не случайно же Бог не сразу это дает; проходит несколько тысячелетий, когда Господу было угодно вочеловечиться на земле, то есть принять образ человеческий и прийти на землю. Для этого нужно было время: время созревания самого человечества. Бог все может сделать, как говорят святые отцы, но нас без нас спасти не может: без нашего желания, участия, произволения. Да, Бог не проявляет насилие над человеком.

Он ждет, когда мы Его пригласим, когда будем смотреть на небо верующими, уставшими от скорби, трудностей и переживаний, когда мы сами начнем Его приглашать: «…прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». Мы просим Бога, чтобы Он приходил и участвовал в нашей жизни, и тогда Бог приходит. Он не отказывает нам, потому что любит нас. Он даже Сына Своего Единородного посылает, чтобы каждый верующий в Него не погиб, а имел жизнь вечную.

Причем Господь никогда не устранялся от человека. Он участвовал в его жизни, формировании, духовном пути, сделал все, чтобы человек имел истинное богопознание: через пророков, Священное Писание, сверхъестественное откровение. Он все сделал для того, чтобы человек имел связь с небом: через ветхозаветное богослужение; жертвы, которые приносили; храм, который был; первосвященников и священников, которые совершали служение истинному Богу; традиции, обычаи. Он никогда не оставлял человека, Он ждал определенного момента, чтобы прийти, чтобы спасти нас.

Вот так Бог возлюбил нас с вами: каждого человека, который был на земле, который сейчас живет и которому еще предстоит родиться и жить на земле. Бог всех любит. Он все делает для того, чтобы каждый из нас пришел в разум истины и прикоснулся к спасению, которое не от человека, а от Бога, но при участии человека. Поэтому Бог не может насильно ничего творить. Когда соединяются и воля, и желание человека, то и Бог приходит, чтобы помочь человеку.

Весь этот период времени была особая подготовка. Это не только внутреннее желание самого человека, но и подготовка, чтобы человек знал, что не все случайно, стихийно приходит в этот мир, но приходит по благословению Божьему. Так подобает быть.

Когда мы читаем слова Священного Писания, в Новом Завете слышим: «вот так подобало быть», «об этом говорили пророки»,  «в такой-то книге вот так они говорили, что будет». То есть все то, что произошло с Христом на земле, было описано: Его явление, рождение, воплощение, возрастание, служение, определенные моменты Его служения, само распятие, казнь, отношение людей к Нему, предательство Иуды, Воскресение, Вознесение, сошествие Святого Духа.

Священное Писание говорит нам об этом настолько четко, чтобы люди имели какие-то моменты подтверждения, тот пришел Мессия или не тот? Те, кто хорошо знал Священное Писание, видели, что пришел именно Христос, потому что в Нем как раз и исполнились  пророческие слова, которые были в разные времена. Ведь Бог дал какие-то определенные знания не перед Пришествием Христа Спасителя в этот мир. Он дал их еще задолго до этого Пришествия. Почему дал? Потому, что готовил человека. Человечество готовилось не один день и не одну минуту.

Много подтверждений этому в Священном Писании. Мы уже не говорим о таких великих пророках, как псалмопевец Давид и пророк Исайя, которые всё реально описали. Мы с вами, разбирая Псалтирь, подчеркивали христологичность Псалтири, говорили о том, что почти каждый псалом – это пророчество о Христе, Его служении и тех страданиях, которые Ему предстояло принести ради нашего спасения.

Бог все делает ради нас и ради нашего спасения. Это не было какое-то стихийное действие, совершенно необдуманное или направленное против человека. Все направлено на нас. Так жертвенно поступает любовь Божия. Мы еще раз можем сказать слова Священного Писания: «Так возлюбил Бог человека, что послал Сына Своего Единородного в этот мир, дабы никто не погиб, но имел жизнь вечную».

Вот так Господь полюбил. Но не было ничего стихийного. Господь все это время готовил людей. Он готовил не только избранный народ, но все человечество. Языческий мир  также готовился, через определенные действия... Конечно, Промысл Божий всегда над этим миром. Мы с вами еще об этом поговорим.

Избранный народ готовился через прямое указание – Священное Писание, которое очень сильно говорит, и там все было понятно. Пророк Исайя говорит о том, что Спаситель родится от Девы; пророк Михей – о том, что Он родится в Вифлееме; пророк Малахия предсказал, что Спаситель придет в храм Иерусалимский, вновь построенный после плена вавилонского, и что перед Ним будет послан Предтеча; пророк Захария предсказал о Его входе на осляти в Иерусалим; пророк Даниил предсказал за 490 лет, в какое время будет Рождество Христово. То есть настолько ясные, четкие сигналы были даны, что по этим сигналам, пророчествам Христос был узнаваем.

Мы с вами говорили о том, что Господь готовил весь мир к принятию Христа. Было тяжело, были взлеты и падения, верность и неверность, смешение интересов – когда избранный народ переходил в языческое служение. Среди всех этих трудностей Господь четко освещал путь и готовил тех, которые были готовы достойно послужить Пришествию Христа на землю. И это случилось, произошло. Некоторые говорят: «Ну как же так, почему люди не узнали Его?»

Не узнали по неверию и развращенности. Сам Спаситель так сказал. Многие не верили, чьи-то сердца не были готовы. Конечно, многие-то как раз и восприняли Христа, потому что ждали. Весь мир ждал. Я говорю, что и языческий мир ждал Пришествия Христа Спасителя. Языческий мир до этого стал объединяться в единое государство – сильное римское владычество, которое готовило людей в культурном отношении за 200 лет до Пришествия Христа Спасителя. Было переведено Священное Писание Ветхого Завета на эллинский язык, – язык тогдашнего культурного мира. И через это в других народах уже знали о пророчествах.

Также говорили, что придет спасение с Востока. И на Восток смотрели с глубочайшей надеждой. Языческий мир тоже не мог уже жить. Уже не было интереса к жизни. «Давайте сегодня будем есть и пить, чтобы завтра умереть», – говорили одни. Другие говорили: «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы!») То есть ужасались тем нравам, которые существовали в этом обществе, потому что невозможно было смотреть на ту пустоту, грех, что царил везде, особенно в Риме. И люди, конечно, ждали каких-то перемен – так жизнь на земле не могла продолжаться. И с надеждой смотрели на Пришествие в мир Спасителя. Господь принес в мир преображение, новое вдохновение. Люди стали преображаться, любить Бога и готовы были идти за Господом даже до мученической смерти.

Действительно, удивительнейшие события начали происходить в этом мире. Поэтому Символ веры и говорит такие удивительные слова: «Нас ради человек и нашего ради спасения».

Все человечество ждало Пришествия Господа, поэтому Он приходит. Он принимает образ человеческий, чтобы совершить это очень важное служение, которое просто необходимо для всего человечества. Конечно, Священное Писание везде подбодряет и говорит словами пророка: Господи, кто веровал слуху нашему, и мышца Господня кому открылась? Или: Ослепи очи их, и окаменил есть сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся, и изцелю их. Сия рече Исаия, егда виде славу Его и глагола о Нем!

В смущение вводит то, что в те времена не каждый воспринял Христа? Но ведь всегда такое есть, и в наше время не каждый человек воспринимает Бога. В те времена были ослеплены их глаза и окаменелыми были их сердца. И в наше время немало тех, которые слепы и у которых окаменели сердца. Они не могут воспринять Божественного Спасителя, Который пришел нас ради и нашего ради спасения.

Невозможно было бы спасение, прикосновение к этой великой тайне, великой милости, которую Господь принес на землю, если не было бы Его воплощения. И сегодня мы должны укрепляться и проводить какие-то аналогии в нашей жизни. Почему происходит так? Почему тот опыт для нас не является каким-то очень хорошим уроком, ведь те, которые не приняли Господа, смеялись над Ним, подвергли себя и свой город, свой храм испытанию. Человеческая жизнь и судьба зависит от Бога как Источника света.

Если мы не имеем связи с небом, то в нашу жизнь приходят страдания. Господь дает человеку разум, чтобы мы с вами рассуждали о путях Божиих: а что было с этими людьми? что было с их городом? Город разрушен. Они были подвергнуты страшному событию, когда был разрушен Иерусалим. Было столько крови в Иерусалиме, столько убитых римскими войсками людей…

Это страшная история и страшная картина. Их неверие и нежелание воспринять Христа имели под собой какое-то основание. Такое же основание есть у людей, которые сегодня не воспринимают Христа. Те воочию не восприняли, мы не воспринимаем потому, что  не хотим верить в Бога, не хотим иметь какое-то к Нему отношение. Но история все равно показывает, что мы все находимся в глубочайшей связи. Если мы находимся в связи с небом, то небо всегда помогает нам. Если мы отказываемся от неба, то и небо не общается с нами, потому что Бог никогда не будет творить насилие. Бог там, куда Его зовут, куда приглашают.

Вот туда Он идет и там начинает помогать. А так, конечно, все, что Господь ради нас сделал, может пройти мимо нас. Мы пожили, поели, попили и ушли в никуда. К вечности прикасается только тот, кто идет за Христом. Дверь в вечность – это дверь, которая называется Христом. Если мы открываем свое сердце для Господа, Господь принимает нас в Своей вечности.

Если мы закрыты, то, конечно, никакого насилия над человеком не будет происходить. Но выбор всегда за нами. Поэтому я думаю, что Господь дает нам возможность через Символ веры поговорить об этих вещах, понять, для чего это нам нужно. Для того, чтобы увидеть всю историю жизни человечества. Это тоже наука – школа спасения самого человека.

 Конечно, мы не можем не обращать на это внимания. Поэтому Священное Писание и называется:  «Библейская история Ветхого Завета», «Библейская история Нового Завета». То есть это определенная история. Это не что-то взятое откуда-то, это взято из нашей жизни. Это наша жизнь, уроки этой жизни, и мы должны быть хорошими учениками, делать определенные выводы.

Тогда, конечно, мы будем понимать эту глубочайшую часть Символа веры. Каждое слово очень интересно: «нашего ради спасения». Мы с вами должны в это верить. Это такой же непреложный постулат, как и остальные догматические вопросы, которые будут открываться через Священное Писание. 

Господь приходит в этот мир, но Его приход очень таинственный и сокровенный. Мы с вами на следующей встрече продолжим говорить о третьей части Символа веры.

Конечно, Господь сходит с небес, потому что никто не мог исправить эти кривизны. Только Он в Самом Себе исправляет природу человечества, которая нарушена одним непослушанием. Это непослушание превращается в плеяду грехов, и человеческая воля больше не склонна творить добро, она больше склонна ко греху.

Человеческая природа набирает эти грехи, делает человека больным и испорченным. Господь принимает плоть человеческую, чтобы в Самом Себе исправить, исцелить человека, упразднить человеческий грех. Через Свое страдание Он, будучи безгрешным, принимает на Себя грехи человеческие и восходит с ними на Крест.

Он, безгрешный, страдает за грехи всего мира. Он омывает грехи Своей Божественной кровью. Это цена спасения человеческого. Но все это великая тайна. Тайна, которая происходит таким образом: участием Самого Бога через Духа Святого и от всего человечества Той Избранницы Божией – Девы, Которая Своей чистотой, высотой Своей жизни и Своим глубочайшим смирением открывает путь прихода Господа на землю.

В следующий раз мы обязательно с вами будем говорить о Боговоплощении, Пресвятой Богородице, о Ее роли, служении, почитании, молитвенном предстательстве и заступничестве за весь род человеческий. Это тоже очень важно, и человек, который встает на путь служения Богу, должен знать об этих вещах.

У нас нет задачи полностью углубиться во все догматические вещи. Мы должны понимать, что они есть; и есть тайны, которые открываются нам сегодня. В это нужно верить, это нужно понимать, принимать и быть благодарным всем тем, кто послужил на этом спасительном пути. Знания будут укреплять веру и будут нам помогать, давать ответы на многие вопросы.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 26 февраля: 17:30
  • Четверг, 27 февраля: 03:00
  • Пятница, 28 февраля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы