«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 2

27 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем «Огласительные беседы». В прошлый раз начали изучать Символ веры. Говорили о первом члене Символа веры и свойствах Бога. Сегодня поговорим о Святой Троице. Мы, христиане, верим в Господа нашего Иисуса Христа, Который является второй Ипостасью Святой Троицы. Сам Господь сказал нам о том, что мы живем и крестимся,  рождаемся в духовной жизни во имя Отца и Сына и Святого Духа. Господь дает повеление Своим ученикам, чтобы они шли в этот мир и проповедовали Евангелие, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа (это Троица Единосущная и Нераздельная, но в трех Лицах). И, как христиане, мы принимаем это учение, которое дал нам Господь, потому что на то и вера, чтобы мы верили в то, что Господь оставил нам.

Конечно, человеческий разум не может вместить Божественный разум, и сколько бы мы с вами ни рассуждали, будем всё понимать настолько, насколько Господь нам откроет эту тайну, как Он открывал и Своим ученикам на горе Преображения. Когда преобразился Господь на горе перед учениками, они видели славу Его, но славу не полную, а насколько могли вместить в себя. И каждый из нас вмещает это учение и как-то старается принимать его настолько, насколько может вместить. Конечно, святые отцы говорят: «Невозможно нашим разумом проникнуть в Божественный разум». Об этом они очень часто говорили: каждый может вместить только то, что ему открывает Господь.

Что же Господь открывает каждому из нас по мере того, как мы начинаем изучать? Открывает то, что Он Сам сказал в Священном Писании, и всякое свидетельство о Святой Троице – это прежде всего Священное Писание. Поэтому Бог, узнаваемый в Троице, для многих не понимается (понять это очень сложно, трудно, но лишь потому, что у нас ограничен разум), но познать Бога мы можем. Почему мы можем познать Бога? Потому, что так Бог открыл, так Бог сказал, так Бог явился, и это необходимо для нашего спасения; во имя Отца и Сына и Святого Духа мы проводим всю нашу духовную жизнь.

Мы и крестимся, и живем благодаря этому Божественному имени; и наполняемся Духом Святым. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – Троица Единосущная и Нераздельная. У каждого Лица Святой Троицы есть определенные свойства. Отец не рождается и не исходит; Сын рождается; Дух Святой исходит, говорят святые отцы. Об этих свойствах, которые были явлены нам в Священном Писании, мы можем говорить, о других свойствах не можем говорить, потому что не знаем и не можем проникнуть в глубину этой великой тайны: Бог в трех Лицах, но Един по существу.

Он в то же время и не разделяется, и не сливается. Мы разделяем каждое Лицо Святой Троицы. Проникнуть в эту тайну всегда было сложно, всегда было непросто, и применялись некие сравнения. Например, с солнцем: от солнца может исходить и тепло, и свет, и в то же время мы знаем, что и тепло, и свет существуют вне солнца. Мы можем применять какие-то наши жизненные сравнения; например, человек трехчастный – у него есть дух, душа и тело. У человека есть частица от матери, частица от отца, но в то же время это отдельный человек, и мы видим, что он один, единое целое, но выделяем качества или свойства, которые он приобрел от своих родителей. Очень часто говорят: посмотрите, это у него от отца, а это от матери. Такие сравнения мы можем привести, но до конца познать тайну Святой Троицы не можем.

Однажды блаженный Августин, который размышлял и рассуждал о тайне Святой Троицы и писал книгу, подумал о том, как тяжело мыслить и как тяжело изложить все учение о Святой Троице. Тогда он вышел на берег моря, стал прогуливаться, смотрел на просторы, смотрел на воду и все равно продолжал думать о своей книге и о том, как было бы проще изложить учение о Святой Троице. Он увидел на берегу отрока, который серебряной ложкой переносил воду в маленькую луночку, что  выкопал на берегу моря. Это был ангел. Тогда блаженный Августин подумал, что это такая детская забава, но все равно подошел к нему узнать, что же он делает. Отрок говорит: «Я хочу перенести все море в эту маленькую ямочку». Блаженный Августин говорит: «Это невозможно, смотри, какое бескрайнее море – и такая маленькая ямочка». Тогда отрок ответил: «Скорее мне удастся перенести всю воду из моря в эту маленькую ямочку, нежели тебе изложить учение о Святой Троице в своей книге». Действительно, невозможно все изложить, потому что в тайну нашего Господа мы не можем проникнуть. Но Господь ведь нам открыл достаточно о Себе в Священном Писании. Отцы Церкви всегда предупреждали, чтобы мы были аккуратны и внимательны, когда изучаем Святую Троицу.

Святое Писание свидетельствует, что мы едва что разумеем с трудом, и  прибавляет: «А яже на небесех, кто исследи». То есть невозможно исследовать все, что на небе. Нам не хватит ни сил, ни разума подняться на небо и все исследовать; в этом контексте и говорит святой апостол Павел, что он был вознесен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы. Даже человеческий язык не может выразить все то, что в какой-то степени Господь нам открывает о тайне Своего Божества. То есть, невзирая на то великолепное образование, которое имел святой апостол Павел, он не мог все сказать о том, что  видел на небе. Тем паче что мы можем сказать о нашем Боге? Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу и не могу изъяснить свойства ея, как же я могу изречь Даровавшего душу? Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога, и смиренно сознавать, что Божия никтоже весть, точию Дух Божий». Вот так нас предупреждают святые отцы, так они нам говорят, чтобы мы имели суждение очень смиренное, благоговейное и воспринимали все, что открывает нам Священное Писание, на веру. Больше мы ничего не можем предпринять в этом отношении, поэтому и ссылаемся, когда говорим о Святой Троице, только на Священное Писание. «Шедши убо, – говорит нам Священное Писание, – научите все языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Все делается и живет во имя Святого Духа.

Что в Священном Писании еще сказано о Троице? О Троице сказано в апостольском послании Иоанна Богослова: «Три суть свидетельствующие на небеси – Отец, Слово и Святый Дух, и Сии три едино суть». То есть наше учение о Святой Троице, мы всегда подчеркиваем, берется только из Священного Писания, сами мы ничего не можем домыслить в этом, поэтому каждое наше упоминание всегда будет опираться только на слова Священного Писания.

 Святой апостол Павел говорит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами». То есть вот эти слова, которые мы очень часто (даже если не читаем Священное Писание, но посещаем богослужения) слышим из нашего богослужения,  также взяты из Священного Писания...

Мы привели примеры и слова, взятые из Священного Писания Нового Завета, но и Ветхий Завет также свидетельствует о Святой Троице. Какими словами? Когда читаем Книгу Бытия, мы видим слова Священного Писания такие: «Дух Божий ношашеся вверху воды». Конечно, в Ветхом Завете не было так откровенно сказано о Святой Троице, но прикровенно. И почти в каждой Книге Священного Писания мы встречаем эту тайну, которая открывается во всей полноте через Пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, – о Святой Троице. Также в Книге Бытия есть такие слова: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию». То есть Господь не говорит «по Моему образу», а по образу Нашему и подобию, подчеркивая три Лица Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Далее в Книге Бытия также говорится: «И рече Бог: се Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое». Уже говорится: «един от Нас». То есть Господь от Лица Святой Троицы говорит такие слова; и говорит о высоте разума Адама, потому что Адам был создан по образу и подобию Божию. Он был один и имел возможность видеть и добро, и зло и отличать эти вещи друг от друга.

Далее в псалме говорится: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». Опять о Боге Отце. То есть это уже свидетельства о Пришествии в этот мир Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы на предыдущих встречах разбирали Псалтирь, подчеркивали, что Псалтирь христологична, это пророческая книга, мы называем Давида не просто царем, но и пророком – он пророчествовал много о Христе, и как раз эти слова уже свидетельствуют о Сыне Божием, но в то же время и свидетельствуют об Отце.

Также  мы найдем такие слова в 32-м псалме: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их». И опять-таки Словом Господним, то есть второй Ипостасью. И Духом уст Его вся сила их – уже говорится и о Духе Святом. Также во многих Книгах Священного Писания говорится о Святой Троице. У пророка Исаии есть даже несколько изречений: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя», то есть это пророчество как раз о нашем Божественном Спасителе. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», – говорит Исаия обо всех Лицах Святой Троицы и каждому Лицу воссылает славословие. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих», то есть мы вспоминаем слова Самого Христа и те свидетельства, которые были во время проповеди нашего Божественного Спасителя на земле. Свидетельства о том, что Он Сын возлюбленный, свидетельства Отца и явление Духа Святого в виде голубя – все это имеет подтверждение в Священном Писании.

Поэтому Бог Отец послал в мир Единородного Сына Своего и свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих». И, конечно, Сам Господь о Себе говорил: «Кто знает Меня, тот знает и Отца». И  такие слова: «Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе. Отец любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит. Снидох с небесе, да не творю волю мою, но волю пославшего Мя Отца. Отец Мой доселе делал, и Аз делаю». И также свидетельства о Духе Святом – Господь ученикам Своим говорил, что Ему надлежит вознестись на небо. «Господи, как же Ты нас оставишь?» –  «Духа Утешителя пришлю вам, Который вам напомнит о том, что Я вам говорил, исполнит силы». И вот Господь послал Духа Утешителя, Который в виде огненных языков сошел во время Пятидесятницы на святых апостолов, то есть явление всей Святой Троицы было открыто людям через само Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Для нас это очень важно знать, потому что мы должны верить каждому Божественному слову, и сила Духа дается по благодати, а благодать от правильного нашего понимания. Если мы правильно все понимаем, мы доверяем Богу и начинаем правильно жить. Один из нелегких, мы повторимся с вами, догматов Святой Троицы. Каждый наш день должен всегда начинаться с упоминания  Божественного имени. И не случайно утренние молитвы начинаются со слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Заканчиваем мы также славословием Богу, обязательно повторяем это славословие во время чтения определенных молитв, тропарей, мы прославляем Божественное имя. И через это Божественное имя приобщаемся к той великой благодати, которую Господь посылает человеку. «Именем Моим бесы ижденут». Имя Божие, когда призывается правильно,  дает огромную благодать и вместе с этим огромную силу побеждать всякое зло на земле. Поэтому есть столь частое употребление. Заодно там и молитвенное правило, мы можем несколько раз произнести Божественное имя, чтобы исполниться благодати Божией.

Если говорить об Отце, Сыне и Святом Духе, то в эти имена мы не можем, как говорят святые отцы, влагать какие-то свои земные понятия. Конечно, это не наши земные понятия, но в то же время, если Бог Себя открывает Отцом, то здесь говорится о том, как Отец относится к Своим детям. Мы познаем, что Бог любит каждого из нас, Бог заботится о каждом из нас. Если говорить о Сыне и Святом Духе, если есть такое соборное решение, как «сотворим человека по образу Нашему и подобию»,  такой совет единения, то через это Господь нам открывает и о нашем единении, которое должно быть между нами в семье как в едином христианском обществе и среди граждан любого государства, да и всех людей в целом. Господь желает, чтобы мы в единомыслии жили, чтобы мы не причиняли друг другу обиды. В этом смысле мы начинаем понимать, почему (когда у нас была ненавистная рознь между уделами, княжествами) преподобный Сергий Радонежский строил храмы в честь Святой Троицы. Он показывал, что только именем Божиим можно прогнать эту рознь, а человек должен подражать во всем Господу –  в Его любви, единении, в добре, что Господь творит и направляет на все человечество.

Конечно, в этом отношении для нас это большая глубина. Не случайно Троица – один из торжественных и любимых праздников нашего народа, и троичность впоследствии начинает входить в нашу жизнь, мы понимаем, что все начинаем делать во имя Святой Троицы; мы этим отличаемся, может быть, даже и от других народов. Мы трижды лобызаемся, а когда наносим на себя изображение крестного знамения  (также при входе или выходе из храма) трижды крестимся. И так много различных символов трóичности. Например, на Руси и в нашем государстве сейчас триколор – это три цвета. Поэтому в этом отношении троичность надежно входит в нашу жизнь. Как Господь трижды вопрошал Своего ученика апостола Петра, любит ли он Его, и трижды Петр отвечал Ему, так и в нашей жизни есть эта троичность во всех наших делах – мы трижды вопрошаем и трижды отвечаем, чтобы доказать какую-то определенную правду своей жизни.

Удивительно, конечно. Но Господь так открылся, а мы это воспринимаем. Стоит заметить: мы никогда не должны с вами, дорогие братья и сестры, проникать в тайну Святой Троицы – мы в нее не проникнем.  Не каждый человек много знал о Боге, но всегда жил по правде Божией, знал Закон Божий. И здесь мы с вами опять-таки только утоляем в какой-то степени нашу любознательность, но полноту всего мы не можем знать. Мы можем какие-то предметы видеть, какие-то сравнения приводить, и через это в какой-то степени для нас будет открываться Бог. А сравнения самые разные делают даже и в сегодняшнее время, все три составные части пытаются как-то объяснить. Это было  во все времена. В те времена, когда были споры о Святой Троице, святитель Спиридон взял кирпич, сжал в своей руке – и вверх вышел огонь, в руке его осталась глина, а вниз потекла вода. Кирпич тоже имеет три составные части – огонь, воду и глину.

Много различных сравнений, и эти сравнения помогают увидеть в какой-то степени и логику того, что нам открывал Господь, что Он захотел открыть… Духовные законы говорят об определенной силе Бога. Во имя Кого я крещусь? Во имя Бога нашего. А это очень важная составляющая. То есть мы посвящаемся Богу, Бог усыновляет нас, мы становимся детьми Божиими в таинстве Святого Крещения. А если ты сын, говорит святой, ты и наследник. А что Бог дает в наследство нам? Жизнь вечную, потому что мы крестились во имя нашего Бога.

«Именем Моим бесы ижденут» – огромная благодатная сила заложена в этом имени. Мы можем не знать много молитв, можем вообще не знать молитв, но если будем знать одну молитву «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», осеняя себя крестным знамением, уже можем многого достигнуть в этой жизни. Для нас будут Небеса открываться,  будет даваться огромная сила побеждать все испытания и искушения, с которыми мы будем встречаться в этой жизни. Поэтому об этом нужно всегда помнить и благоговейно и смиренно относиться к тому, что Господь нам дает.

Вот такая удивительная и непростая у нас с вами была сегодня встреча, но она помогает нам проникнуть, насколько возможно, в тайну Святой Троицы. А следующая наша передача будет посвящена миру. Какому? Бог творит видимый и невидимый мир. В следующую передачу мы с вами поговорим о невидимом мире, о духовном мире, а уже потом приступим и к следующей теме. Сегодня я прощаюсь с вами. Храни вас всех Господь.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать