«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 16

11 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем огласительные беседы. Сегодня продолжим разбирать Символ веры. Прошлая наша беседа была посвящена десятому члену Символа веры, который звучит так: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Мы с вами кратенько поговорили о таинствах Церкви, которые необходимы каждому верующему человеку для того, чтобы он духовно возрастал, потому что через них нам дается благодать Святого Духа.

Сегодня мы продолжим изучение Символа веры и будем говорить о его одиннадцатом члене: «Чаю воскресения мертвых». Когда звучат эти слова, каждый из нас задумывается о смерти.

Смерть – это неестественное состояние человека. Священное Писание говорит, что грех вошел в мир, и грехом смерть, которая причиняет нам массу неудобств. Но, к сожалению, через преслушание воли Божией, грехопадение смерть входит в нашу жизнь.

С одной стороны, это внутреннее переживание, а с другой стороны, это великое милосердие Божие к каждому из нас. Смысл духовной жизни не в том, чтобы мы погибли, а чтобы имели жизнь вечную.

Смерть является некой чертой, которая заставляет человека задуматься о его будущей жизни. Смерть подведет итог нашей жизни. Каждый, кто не ведет духовную жизнь, все равно прикоснется к смерти. После смерти, как говорит святой апостол, будет частный суд, а потом – Второе Пришествие Господа (о котором мы с вами говорили) и Страшный Суд. Каждый человек должен быть готов дать достойный ответ за свою земную жизнь перед Богом.

Здесь встают вопросы: «Как мы живем? Что мы делаем для того, чтобы достойно выглядеть перед лицом Божиим?» Каждый задумывается о своих поступках, которые вытекают из того, что наполняет жизнь современного человека: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – говорит нам Священное Писание.

Каждый человек наполняет свою жизнь либо гордыней, либо плотскими грехами и страстями, которые одолевают его, либо стремится к корыстному житию, хотя и то и другое, и третье не может принести человеку удовольствие, потому что жизнь на земле не вечна и мы не должны привязываться к ней.

Гордыня побуждает человека задумываться о том, что он самый-самый достойный на земле. Он делает все для того, чтобы его гордыня укреплялась: утверждается в этой жизни, становится богатым, ищет возможность обладать властью и думает, что в этом будет заключаться вся его земная жизнь.

И только смерть заставляет человека задумываться о гордости. Ты ничего не имеешь в этой жизни: как пришел, так и уйдешь ни с чем. Самое главное – это те духовные богатства, которые, как говорит Господь, ни моль, ни ржа не истребляют и… воры не подкапывают и не крадут. Нужно стремиться к богатству, которое принесет тебе пользу в вечности, когда встанешь перед лицом Господним. В этом заключается великая тайна борьбы и противостояния тем грехам, которые тебя одолевают.

Плотские грехи – похоть очес – приходят к нам в юности, но от них может не избавиться и старец: и в старости человек помышляет о таких грехах. Но когда человек помнит о смерти, тогда ему легче противостоять греховным желаниям, которые не приносят пользу, а только крадут у человека то, что дает ему Господь: образ Божий, заложенный в нем, светлость, чистоту, целомудрие, которые человек должен взращивать в самом себе. Господь дает человеку смерть, чтобы он понимал: все земное, которое он копит, не даст ему никакой пользы, а принесет только осуждение.

Корыстолюбие, стремление к богатству… Сегодняшний мир особенно настраивает на то, что человек должен быть богатым, самодостаточным и думать, что богатство приносит настоящее счастье. Но нет такого счастья: никогда богатство не являлось тем, чем человек мог в полноте воспользоваться. В Священном Писании говорится о богатом человеке, который собрал огромный урожай и сказал: сломаю житницы мои и построю большие… и скажу душе моей: …ешь, пей, веселись. Но Господь сказал: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя.

Никто не может говорить о том, что он будет жить очень долго и счастливо: Господь положил предел нашей жизни, но не указал, когда придет смерть. Он это сделал специально, чтобы каждый из нас заботился о своем духовном состоянии.

Святые отцы говорят: …поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши. Они заботились о том, чтобы смертная память присутствовала в них каждый день. Если человек не забывает о своей кончине, то поступает соответственно. Об этом помнили не только аскеты, подвижники благочестия, которые назидали, чтобы о смерти помнил каждый христианин. Об этом помнили и владыки, которые были более могущественными, чем простое духовенство.

Мы знаем о патриархе Иоанне Милостивом, который просил напоминать ему о том, что его гроб не достроен, каждое воскресенье. Во время воскресной трапезы все приходили в некое смущение: упоминание о смерти приводит человека к мысли, что и его дни сочтены на этой земле. Что он сделал хорошего или плохого в этой жизни? И то и другое дает человеку возможность либо утвердиться, либо раскаяться в чем-то.

Память смертная необходима каждому человеку, поэтому святые отцы обращали особое внимание на то, чтобы никто не стремился к какому-то утверждению здесь, на земле. Юный, молодой, старый или человек в совершенном возрасте – каждый должен стремиться к тому, чтобы принести достойное покаяние Господу за свою жизнь или сделать побольше добрых дел, потому что все регламентируется теми делами, которые мы можем сделать в этой жизни. Когда человек помнит о своей кончине, то стремится не согрешать. Очень много святых отцов, которые так поступали.

К смерти надо готовиться. Смерть грешников люта, – говорит нам Священное Писание. Мы всегда молимся в церкви, чтобы Господь дал нам кончину «безболезненную, непостыдную, мирную». Во время богослужения мы просим Господа несколько раз (и утром, и вечером), чтобы Он дал нам возможность тихого перехода в иной мир.

А это зависит от нашей жизни. Мирная кончина – у человека, который приобрел внутренний духовный мир, в мире и согласии жил с Богом, самим собой и людьми, что окружали его. Она невозможна, если человек не стремился к этому. Над своим внутренним состоянием нужно немало поработать.

В Священном Писании есть много примеров мирной кончины святых людей. Например, Богоприимец Симеон, который прожил много лет, удостоился встретиться со Христом, взять Богомладенца Христа на руки и произнести известную молитву: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля. То есть он в мире и согласии ушел ко Господу. Почему?

Потому что в Священном Писании о нем говорится: И се, бе человек… праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. То есть этот человек наполнил свою жизнь благочестием. Также говорится и об Анне Пророчице, которая служила Господу постом и молитвою день и ночь при Иерусалимском храме и тоже стяжала великую благодать Господню. Люди, которые послужили всей своей жизнью близким, постом и молитвой – Господу, могут в мире и согласии пойти к Нему. Господь каждого из нас призывает к тому, чтобы и мы так благочестиво жили.

От чего зависит жизнь человека? От его духовной жизни, стремления жить немножко не так, как живут в этом мире. Если человек не знает Бога, не верит в Него, тогда он не может оправдаться перед Господом, встретить мирную кончину. Обязательно нужно жить в вере. Она дается от слова Божьего, а слово Божие запечатлено в Священном Писании, которое надо стремиться не просто читать, а изучать толкования святых отцов. Тогда духовный мир – очень богатый, сокровенный – будет открываться каждому из нас.

Нужно стремиться проводить жизнь в благочестии. Что такое благочестивая жизнь? На этот вопрос отвечает Священное Писание: благочестивой называется та жизнь, которую человек проводит в Господе (и, следовательно, находит себе отраду во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах… Господеви, любит благолепие дому Божия и место селения славы Его, желает и скончавается… во дворы Господни). Об этом красиво пишет псалмопевец Давид, призывая к тому, чтобы мы проводили время не просто в трудах, суете этой жизни, развлечениях, которые сегодня очень разнообразны в нашем мире (от телевидения до Интернета и прочих средств массовой информации, что становятся доступны малолетним детям; от них не могут отвлечься и старцы).

Нужно всегда находить время и на молитву, чтение духовной литературы, пение Псалтири, других духовных гимнов и песнопений. Где проводить время? Надо находить возможность проводить его во дворах Господних, то есть быть в храме Божием, приступать к святым таинствам. Тогда человек наполняется великой благодатью, которая помогает ему благочестиво жить не ради себя, а ради окружающих.

Мы задаемся вопросом: а если у человека не получилось благочестиво жить? Он еще не умер. Мы знаем, что после смерти нет никакого исправления и покаяния. Если человек сделал в этой жизни много неправильного, нагрешил, все смотрят на него с некой укоризной, претензией, показывают на него пальчиком, осуждают (конечно, так поступать не следует), то и у такого человека есть шанс на милосердие Божие. Потому что Господь дал покаяние ради исправления, чтобы мы могли «обнулить» свою жизнь и начать жизнь христианскую: добродетельную и благочестивую.

Аще исповедаем грехи нашя, верен есть и праведен, да оставит нам грехи нашя. То есть Господь оставляет наши грехи. …приимите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. Такую власть Господь дал своим священнослужителям: власть вязать и решить грехи человеческие, то есть возможность давать приступить к покаянию, очиститься и изменить свою жизнь.

Покаяние – это изменение мыслей, своего сознания. К этому должен стремиться каждый православный человек. Тогда кончина будет тихая, мирная и безмятежная. Она зависит, как мы уже сказали, от нашей благочестивой жизни.

Примеров этого очень и очень много. Мы уже упоминали Богоприимца Симеона. Можно вспомнить иных святых угодников Божиих, которые тихо, в мире отходили ко Господу, на устах их была молитва, а персты их были сложены для того, чтобы осенить себя крестным знамением.

Это продолжается до наших дней. Мы знаем очень многих благочестивых женщин, о которых писали почти наши современники. Среди нас есть благочестивые люди, которые живут мирской жизнью, но живут кротко, тихо, смиренно, с молитвой (и утренней, и вечерней), приступая к постам, творя добрые дела. Мы сталкиваемся с ними в повседневной жизни.

Господь немногого требует от человека: исполнения всего десяти заповедей. Если мы возьмем все законодательное уложение нашего государства, то поймем, насколько оно велико и разнообразно: оно ограничивает человека во всех отношениях. А Господь дал всего десять заповедей. Если их исполняешь, то этого вполне достаточно, чтобы жить хорошей благочестивой жизнью.

Владыка Вениамин (Федченков) пишет о своей бабушке (очень кроткой, смиренной женщине, которая жила в послушании своим родителям), что, когда ей пришло время выходить замуж, отец его деда сказал своему сыну:

– Ну-ка, иди сюда! Я тебе невесту нашел.

– Кого, бать?

– Диакона дочку.

– Бать, так она же рябая!

– Ну-ка, дурачок, слезай с печи!

Взял ухват – да начал его ухватом обихаживать.

– Я тебе, – говорит, – покажу «рябая»! Я тебе покажу «косая»!

– Бать, твоя воля: хоть рябая, хоть слепая, хоть косая – на любой женюсь!

Женился. Владыка говорит: «Дед был буйный человек. Напьется – и гоняет всех по дому. А бабушка кротко и смиренно брала своих детей – и убегала босыми ногами по снегу к соседям. Наутро, когда муж просыпался, приходила. Он уже был тихий, мирный и спокойный. Так она всю жизнь и прожила». Дед долго не прожил, а бабушка жила долго.

Владыка Вениамин был в миру Иваном. Он вспоминал, какая бабушка была кроткая и смиренная молитвенница. Владыка описывает ее блаженную кончину: «Она проснулась ночью. Мы лежали, откинув одеяла (как обычно делают дети, а потом, голенькие, мерзнут). Бабушка говорит матери: “Смотри, Иван-то раскрылся – покрой его”. Она накрыла меня, а бабушка перекрестилась, три раза вздохнула – и отошла ко Господу». Совершенно тихо, мирно и спокойно.

Такая тихая, мирная и спокойная кончина ждет тех, кто живет в Господе, помнит, что дни должно проводить в пениих и песнех духовныхво дворах дома Господня, то есть в храме Божием; кто заботится о добродетельной христианской жизни, стремится делать добрые дела.

Смерть грешников люта. Действительно, смерть грешников очень страшна. Мне как священнику не раз приходилось видеть, как умирают те, кто жил без покаяния, разгульной жизнью: они мучились, неделями кричали так, что родственники призывали священников. Мы читали отходную молитву, но ничего не помогало. Несколько дней такой человек мучается, не может покинуть свое бренное тело. Ему являются демоны в виде различных диких зверей и черных ангелов. Все это приводит человека в такой ужас и страх, что он в безумии кричит. Этот крик пугает всех его близких, родственников.

Грешный человек долго мучается и не может уйти, а верующий человек тихо, кротко и смиренно отходит ко Господу, потому что его не мучает совесть. Он знает, что выполнил все так, как повелел Господь: достойно или недостойно, но с полным стремлением, желанием жить всегда с Господом. Такой человек никогда не забывал о нашем Божественном Спасителе, призывал Его на помощь, благодарил Его за то, что Господь помогал ему в этой жизни. Поэтому он кротко и мирно уходит в путь всея земли, говоря вместе со святым апостолом Павлом: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение, – потому что со смертью верующий человек приобретает больше, чем теряет с этой жизнью.

С этой жизнью человек теряет скорби, печали, юдоль плачевную, уходит от болезней. А там он приобретает возлюбленного Господа нашего, к Которому всегда стремилась душа и в Котором такой человек всегда видел утешение, ободрение и мирное состояние.

Прекрасно звучит одиннадцатый член Символа веры: «Чаю воскресения мертвых». Что такое «воскресение мертвых»? Мы с вами поговорили о смерти, о том, что смерть для праведника – это тихая, безмятежная кончина, а для грешника – это страшное состояние. Смерть грешников люта, – говорит нам Священное Писание.

Мы говорим об одиннадцатом члене Символа веры: «Чаю воскресения мертвых». Каким будет это воскресение мертвых? Что мы знаем о нем? Где мы черпаем знания? Конечно, из Священного Писания. Воскресение из мертвых показал нам наш Божественный Спаситель. По Его примеру – таким, каким оно было у Господа, – оно будет у каждого из нас.

Господь воскресит нас в Последний День. Об этом нам говорит Священное Писание. Как воскрес Господь? Мы сами видели (именно «видели» – мы не ошибаемся, потому что мы поем в Святой Церкви «Воскресение Христово видевше» и каждый верующий человек видит сердцем и воспринимает умом воскресение нашего Господа) и знаем, и слышали: Господь пострадал в этой жизни. Он пришел, принял плоть человеческую, проповедовал Божественное слово, был предан Иудой, Его долго мучили, Он был распят на Кресте, затем – смерть, трехдневное погребение и воскресение. Когда Господа погребли, Он одновременно был во гробе плотски (то есть плотью Своей лежал во гробе), душою спустился во ад, был вместе с разбойником, а Божеством Своим пребывал со Отцем и Духом в небесных обителях.

Господь Своим Божеством воскресил Себя. В этот момент происходит соединение души и тела. Плоть человеческая во Христе соединяется с Божеством: перед нами Богочеловек. Затем Господь является Своим ученикам. Мы видим, что Христос уже не тот: не та плоть Христова, а уже новая, не имеющая ограничений, которые имеет человеческая плоть. Господь приходит к ученикам дверем затворенным. Он не имеет ограничений во времени, пространстве: проходит дверями затворенными, различные расстояния. Его плоть не имеет нужды в пище, необходимости в сокрытии: она совершенно другая.

Святые отцы затем скажут: «Это плоть духовная». Она не призрачная, есть на самом деле, но уже не та, которая имеет массу ограничений и во многом нуждается.

Так будет и в последние дни, когда Господь воскресит человека, скажет земле Свое Божественное слово. И земля отдаст тела прежде усопших людей (от Адама до последнего времени): появятся кости, которые облекутся в мышцы, мышцы покроются кожей. И те, которые остались живыми, тоже облекутся в новую плоть. Человек вместе со своей плотью и душою предстанет пред лицом Божиим и будет отвечать.

Это будет уже другая плоть: и старец, и юный будут одного возраста (Христова), но различия все равно будут видны. Эта плоть не будет иметь ограничений: в одно мгновение можно будет переходить из конца в конец вселенной. Данная плоть будет иметь воздушность, свечение. Это будет не призрак, но, как ее называют святые отцы, «новая духовная плоть» человеческая.

Даже те, которые доживут до этого времени, изменятся. Они не умрут, как говорит апостол Павел, но изменятся: приобретут совершенно новую плоть, которую имел Господь после Своего славного Воскресения.

Удивительная часть Символа веры сегодня поведала нам очень многое о последних днях. Смерть всегда приводит нас в некий трепет, потому что мы начинаем примерять рубашку смерти на себя.

С одной стороны, смерть – великая тайна, а с другой стороны, она подводит итог нашей земной жизни. Но у нас есть великое утешение: для того, кто верит во Христа, живет благочестивой жизнью, стремится исполнять заповеди Божии (а тот, кто еще не приступил, имеет возможность приступить к таинству Покаяния, исправлению собственной жизни), открывается огромная перспектива вечности. «Чаю воскресения мертвых». Об этом мы сегодня говорили.

В следующей нашей передаче мы будем говорить о строчке «и жизни будущаго века. Аминь». Мы поговорим о той реальности, с которой обязательно встретимся в вечности. С одной стороны, эти слова ужасно страшные, а с другой стороны, они очень утешительные для того человека, который верит в Господа и отдает Ему свою жизнь. Для такого человека открывается огромная перспектива того, что не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило… на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать