«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 13

19 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы с вами продолжаем наши огласительные беседы и сегодня будем говорить о восьмом члене Символа веры.

Прошлая наша беседа была посвящена седьмому члену Символа веры. Мы говорили о Втором Пришествии нашего Спасителя, о Суде, который Господь будет вершить над каждым из нас, о признаках Пришествия Господа в этот мир. Условия Его Пришествия следующие: Евангелие должно быть проповедано по всему миру всем народам земли; оскудеет любовь; будут изменения в природе, наводнения, землетрясения; придет антихрист, который будет править на земле 1260 дней. После этого Господь убьет его духом уст Своих и явится Сам для того, чтобы судить всю вселенную.

Сегодня мы с вами поговорим о восьмом члене Символа веры, который звучит так: «Верую… И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки». Удивительный член Символа веры, который очень многое нам говорит.

Во-первых, он говорит о том, что есть Третья Ипостась Святой Троицы, Которая тоже является Богом, – Дух Святой. Он обладает теми же свойствами, что Отец и Сын: Вечен, Вездесущ, Неизменяем, Всемогущ, Непостижим и Всеблажен. Он является Богом, «владычествует над всем видимым и невидимым».

«И в Духа Святаго… Животворящаго»: мы говорим о том, что Он вселяет в тварь не только временную (земную), но и вечную жизнь. Послеши Духа Твоего, – говорит пророк Давид,– и созиждутся, и обновиши лице земли.

Святой пророк Исаия очень хорошо говорит о плодах Духа Святого, Который дает человеку дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия. Говорится также, что Дух Святой рождает плоды в верующем сердце человека: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. То есть Господь подает все необходимое благодатью Святого Духа.

Сын рождается, Дух Святой исходит, а Отец имеет свойство рождения, и от Него исходит Дух Святой. В этом разница, о которой нам четко говорит Священное Писание. Сам Божественный Спаситель сказал Своим ученикам: Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне. Таким образом, личным свойством Святого Духа является Его исхождение.

Священное Писание говорит нам о том, каким образом явился Дух Святой. Не случайно в Символе веры дополнено: «…глаголавшаго пророки». То есть Дух Святой говорил через пророков. Об этом очень важно знать. Мы с вами не раз говорили, что Священное Писание – это Божественное слово, которое дано человеку, чтобы направить его на истинный путь, ведущий к вечной жизни и спасению.

Священное Писание написано не какими-то людьми по их разумению. Оно написано Духом Святым, Который открывал все необходимое пророкам, апостолам – а они излагали это на бумаге. Посредством Духа Святого утверждалось истинное богопочитание. Пророки открывали людям великие тайны, о которых никто не смог бы догадаться. Они пророчествовали о пришествии Божественного Спасителя на землю.

Пророчества и малых, и великих пророков были очень четкими. Они точно предсказали время пришествия Спасителя, в каком городе, в каком колене явится Господь. Говорили о всех важных моментах Его служения. Например, пророк Давид говорил о Его страдании, восшествии в Иерусалим, о Его Вознесении, Воскресении.

Пророки четко говорили о тех тайнах, которые приготовляли человека к пришествию Спасителя, – и через это утверждали проповедь Господа в сердцах людей. В Ветхом Завете Святой Дух через пророков говорил богоизбранному народу о действиях, которые тот должен совершать (идти на войну или не идти). Дух Святой обличал народ в нечестивой жизни, утверждал веру и истинное богопочитание.

Василий Великий говорит о Духе Святом: «Ибо Дух Святый пребывает во всех, но собственную силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами. …Как изображения лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах, так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего “строптиваго” и ничего “развращеннаго”». То есть Господь избирал пророков Духом Святым и Дух Святой говорил им о тайнах, которые были передаваемы, а затем записывались в книги.

С Пришествием нашего Спасителя закончилось пророческое служение – и началось апостольское. Дух Святой снисшел в виде огненных языков на святых апостолов, и они, получив Духа Утешителя, вспомнили все, что говорил Господь, и пошли во все концы, утвержденные, одухотворенные Святым Духом, проповедовать о воскресшем Господе. Невзирая на то, что они были простыми, их слова звучали так убедительно,что доходили до сердец людей. А их глаза блестели таким огнем, что взгляд пронизывал человеческие сердца, и люди воспринимали Божественное слово, шли за Христом, принимали крещение, исповедовали Господа и утверждались в христианстве. Без Духа Святого это невозможно было совершить.

Святой Дух живет в Церкви, она не может жить без Него. Мы знаем, что всякое таинство совершается Духом Святым. Человек получает дары Святого Духа – и от этого в сердце рождаются Его плоды.

Без Духа Святого ничего не совершается. В крещении человек получает Святого Духа. Иоанн Креститель сказал: Я крещу… в покаяние, но Идущий за мною… будет крестить… Духом Святым.

Духом Святым совершается пресуществление, рождение человека, его очищение от грехов, обновление человеческого естества и всей природы, таинство Священства (человеку дается особое служение с возможностью передавать благодать Духа Святого другим по цепочке, не прерывая линию благодатного служения нашему Спасителю от апостолов до сегодняшнего дня).

Приимите  Дух Свят, – говорит Сам Господь. – Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. Сила священнического служения (прощать, разрешать человека от грехов) дается благодатью Духа Святого.

Все совершает Дух Святой на земле. Без Него невозможно существование той великой тайны, благодати, которая есть в Церкви. Если человек не имеет Духа Святого, то он не может быть христианином. Христианство – под действием благодати Святого Духа.

Мы с вами сегодня поговорим о том, как почувствовать в себе благодать Духа Святого (имею я ее или не имею). Тот огонь, который рождается в нашем сердце, должен постоянно поддерживаться, чтобы он не угас, чтобы благодать Духа Святого постоянно пребывала в нас. «Вы избранные сосуды Духа Святаго».  Дух Божий живет в вас, – говорит нам Священное Писание. Каждый должен заботиться о том, чтобы Дух Святой жил в душе, поселился там – и остался жить.

Мы знаем, что благодать Божия не входит в злохудожную душу. Поэтому необходимо заботиться о своем духовном состоянии, жить по таким критериям, которые открывают наше сердце для того, чтобы Дух Святой вошел и поселился в нем.

Что мы знаем о Духе Святом из Священного Писания? О Его явлении. Оно было и в Ветхом Завете, есть очень много различных свидетельств в Священном Писании и у святых отцов. Григорий Богослов говорит: «…божество Духа весьма открыто в Писании. Обрати внимание на следующее. Рождается Христос – Дух предваряет. Крещается Христос – Дух свидетельствует. Искушается Христос – Дух возводит Его. Совершает силы Христос – Дух сопутствует. Возносится Христос – Дух преемствует».

Святому Духу – особое внимание и значение. Мы молимся Ему, читая молитву «Царю Небесный» и утром, и вечером, когда просим, чтобы Дух Святой «пришел и вселился в нас, и очистил нас от всякия скверны».

Церковь в своих богослужениях, песнопениях очень много говорит о Духе Святом. Например, в антифонах, которые поются на всенощном бдении, есть удивительные слова: «Святому Духу честь и слава, якоже Отцу подобает, купно же и Сыну, сего ради да поем Троице Единодержавие. … Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне. … Святым Духом источник Божественных сокровищ, от Него же премудрость, разум, страх, Тому хвала и слава, честь и держава!»

Святой Дух прославляется в Священном Писании. Василий Великий, Григорий Богослов и другие отцы Церкви очень большое внимание уделяли поклонению Святому Духу. Наше богослужение воспитывает нас, говоря о троическом поклонении. Не проходит дня, чтобы мы не помянули Святую Троицу в кратенькой молитве: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Мы постоянно прославляем Троицу Единосущную и Нераздельную. Это наше почитание, богопоклонение, вера.

В Священном Писании мы читаем о том, как Дух Святой является в виде голубя, когда Господь принимает Крещение; в виде облака, когда Господь преображается; в виде огненных языков, когда нисходит на святых апостолов; в виде ветра.

Почему Господь является в виде голубя? Потому, что голубь – очень кроткая, смиренная птица, она не бывает в хищническом состоянии. Как говорят святые отцы, она не имеет никакого лукавства и льсти. Поэтому в виде голубя является Дух Святой, Который утверждает правду Божию на земле и говорит нам о таком же смиренном служении. Голубь – птица, которая возносится в небо. Так же и мы должны возноситься Духом Святым к небу в виде облака, которое покрывает все, через служение нашему Господу.

Мы знаем, что облако – это милость Божия, которая орошает землю и дает плод. Так и Дух Святой орошает сердце каждого верующего человека, чтобы он принес духовные плоды, являющиеся спасительными для него в этой жизни и открывающие двери Царствия Небесного.

Дух Святой является в виде ветра, шума ветра. О ветре можно говорить как о стихии, которой многое подчиняется: он может разрушить огромные дома, вырвать с корнем большие деревья. Святые отцы говорят, что так же и Дух Святой разрушает греховные замыслы человека. Нет того места, куда бы не проник ветер. Так и Дух Святой: Он дышит везде, где есть правда Божия, необходимость, чтобы кто-то Им оживился.

Дух Святой является в виде огненных языков. Это подчеркивает, как говорят святые отцы, Его Божественное происхождение. Господь, как огнь, явится во время Своего Второго Пришествия. Об этом свидетельствует Священное Писание. Например, в псалме говорится: Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна, призовет небо свыше и землю разсудити люди. Апостол Петр свидетельствует: Небеса с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля… и яже на ней дела сгорят.

Это явные свидетельства того, что Дух Святой является равным Сыну Божиему, нашему Божественному Спасителю.

Как можно почувствовать Духа Святого? Верующий человек Его чувствует. Люди, зная верующего человека, могут свидетельствовать о его добре, свете, чистых и светлых делах. Например, когда мы бываем в монастырях, видя искренне верующих людей, говорим: «Какие они светлые, чистые, одухотворенные (подчеркивая, что Дух Святой живет в таких людях)!»

Святой Дух явственно действует в человеке, когда тот принимает Святое Крещение: Дух Святой вселяется в этого человека, он  рождается от воды и Духа, его сердце пронизывается благодатью и светом. Он это ощущает. А затем, говорят святые отцы, Дух Святой как будто пропадает: человек начинает грустить, понимать, что оставлен.

Но Дух Святой живет в человеке. Он становится сокровенным (не является), но дает нам возможность проявить себя в духовной жизни, в восхождении по лестнице духовного совершенства. Когда это удается, Дух являет нам особую благодать: радость поселяется в нашем сердце.

Люди, которые достигали высокой степени святости, чувствовали благодать Святого Духа. Они жили уже не в этом мире – для них открывалось сокровенное Божественного мира (загробного мира, мира Царствия Небесного). Апостол Павел был восхищен Духом Божиим до третьего неба. Святой блаженный Андрей был вознесен на небо и видел Царские Божественные чертоги, где пребывают ангелы и архангелы, святые апостолы, преподобные мужи, жены. Паисий Великий говорит, что ему открывался Сам Господь, Который пребывал в таком неизреченном свете, такой благодати, от которой невозможно было оторваться! С грустью они возвращались к нашей жизни. Земной свет казался им тьмой. Это действие благодати Святого Духа. Не каждый может этого достигнуть, но для человека, который идет духовным путем, открываются великие тайны Божественного мира (стирается перегородочка, которая отделяет нас от духовного мира).

В ком же поселяется благодать Святого Духа? Дух Святой вселяется в человека, который живет по правде, в мире и радости. Святой апостол Павел говорит: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите. Вот девиз каждого христианина. Когда мы начинаем так жить, тогда благодать Святого Духа пребывает в нас. Нельзя забывать о том, что мир и правда должны быть уделом нашей жизни.

Мир – это состояние кротости, когда мы стараемся не раздражаться и не раздражать окружающих, когда скорби и трудности не выбивают нас из жизненной колеи. Правда может быть только тогда, когда у нас есть любовь. А любовь – это стремление исполнить заповеди Божии. Тогда человек пребывает в радости, потому что знает: Господь никогда не откажется от него, Он принес ему спасение, открыл двери Царствия Небесного.

А мы храним это как самое дорогое, самое ценное, что дал нам Господь, что открывает для нас вечную жизнь.

Удивительный член Символа веры, который открыл нам тайну Третьей Ипостаси Святой Троицы.

В следующую встречу мы будем говорить о девятом члене Символа веры, проникать в тайну нашего вероучения.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать