«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 12

13 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы разбираем седьмой член Символа веры. В прошлую нашу встречу мы говорили о шестом члене Символа веры, который звучит так: «Верую в Господа нашего Иисуса Христа. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Говорили о Вознесении Господнем, его значении, каким образом оно происходило.

Сегодня мы продолжим нашу беседу и будем говорить о следующем члене Символа веры, который звучит так: «Верую в Господа Иисуса Христа. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Подтверждение этих слов мы также находим в Священном Писании.

Символ веры – это основа нашей веры, догматическое учение Церкви Христовой. Всякое изречение, которое мы в нем читаем, находит свое подтверждение в Священном Писании. Итак, в Священном Писании мы читаем следующие слова: Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст мне Господь в день он, праведный Судия; не токмо же мне, но и всем возлюбленным явление Его (то есть всем возлюбившим явление Его). Эти удивительные слова говорят нам о том, что наше спасение не просто было совершено Господом нашим Иисусом Христом – оно совершается в надежде.

Надежда подразумевает возможность ожидания. Мы приобщаемся к спасению, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Нет надежды – нет и спасения. Надежда побуждает каждого человека работать над собой и готовиться к встрече нашего Божественного Спасителя. Другого пути у нас нет и не может быть, потому что каждый христианин должен иметь такое стремление.

Об этом очень хорошо говорит святитель Тихон Задонский:

«Видишь, что, когда граждане ожидают пришествия царя своего во град свой, к достойному сретению его приуготовляются и между собою часто говорят: царь приидет! царь приидет! Когда-то он будет? ночью или днем? по утру или к вечеру? и с какою-то свитою приидет? Сие и подобное сему говорят между собою граждане, ожидая пришествия царя. Христиане! Мы ожидаем пришествия к нам Царя Небесного, Иисуса Христа. Видели мы первое Его к нам пришествие, ожидаем и второго и увидим оное. Видели, что первое Его пришествие было в смирении, нищете, кротости и долготерпении: второе будет в страшной и Божественной славе. В первом пришел тихо и снисшел яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю: во втором воссияет, яко молния, которая на востоке блистает и является на западе. Видишь в Писании Святом, что тогда будет: тогда небеса с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля… и яже на ней дела сгорят. Тогда небо отлучится, яко свиток свиваемо, и всяка гора и остров от мест своих двинутся, царие земстии, и вельможи, и богатии, тысящники и сильнии, и всяк раб и свобод скроются в пещерах и камении горстем и возглаголют горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящаго на престоле и от гнева Агнча: яко прииде великий день гнева Его, и кто может стати? Тогда все от начала мира умершие восстанут из гробов своих; тогда от всех концов земли соберутся все народы и станут пред Царем Небесным, праведным Судиею».

Так описывает святитель Тихон Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, призывая нас к тому, чтобы мы готовились к нему, а не были, как те юродивые девы, которые не припасли елея. Когда пришел жених, они вышли к нему на сретение, но светильники их погасли.

Каждый из нас должен готовиться к Пришествию Христову. В жизни так же происходит: когда мы ждем гостей – готовимся (убираем свои дома, готовим определенные блюда), чтобы достойно встретить наших любимых, дорогих людей. Когда в тот или иной город приезжает президент, даже асфальт моют с мылом, чтобы показать чистоту города.

Каждый из нас должен ожидать Пришествия Христова. Для кого-то этот Суд будет очень страшным, а кто-то, как говорит апостол Павел, получит награду от Господа нашего Иисуса Христа.

Явление это будет совершенно иным. Святые отцы говорят, что у Христа все двоякое. Первое Его рождество было от Отца, потому что Он рождается от Отца. Второе рождество – от Святой Богородицы. Его первое Пришествие было незаметным, с великим смирением; второе же будет величественным и славным, с великим воинством, ангелами, святыми угодниками Божиими.

Каждый из нас вопрошает: когда будет Пришествие нашего Господа, Который придет судить живых и мертвых? В первые времена христиане жили этой надеждой, постоянно готовились, потому что не знали ни дня, ни часа, когда Господь придет. Мы также не знаем этого. Господь сказал: «Только Отец Небесный знает это время, даже Я не знаю». Мы должны готовиться.

Но Господь не оставил нас без упования, без подсказки, когда будет Второе Пришествие. Об этом Он четко сказал в Священном Писании: первое условие – Евангелие должно быть проповедано по всей земле. Мы с вами живем в то время, когда Евангелие проповедано по всей земле. Сегодня есть различные средства, которые позволяют донести информацию даже до крайних уголков Земли (средства массовой информации: телевидение, радио…). Мы знаем, что есть различные христианские каналы (не только в нашей стране, но и по всему миру), в эфире которых постоянно говорится о Христе, Божественном Слове, Священном Писании.

Священное Писание переводится на разные языки. Даже народы, не исповедующие христианство, имеют возможность познакомиться со Священным Писанием на своем родном языке, проникнуть в глубину Библии, постичь те слова, которые сказал Божественный Спаситель. В нашем государстве, например, оно переведено на чеченский язык. Хотя чеченцы и исповедуют ислам, они стремятся познакомиться с христианской культурой, знают о Христе, Его учении, о тех заповедях, которые Господь оставил на земле. Поэтому можно сказать, что первое условие Второго Пришествия выполнено.

Второй признак: оскудеет вера и любовь в сердцах людей. Господь говорит: «Когда приду судить людей, вряд ли Я обрящу веру». Мы видим, насколько сегодня оскудевает вера в людях. С одной стороны – духовный подъем в нашем государстве после советского времени, с другой – противостояние Церкви. Многие люди не могут обрести Христа или уходят из Церкви, потому что в этом мире очень много интересного, отвлекающего от Бога, от мыслей о вечности. Нельзя сказать, что люди не верят в Бога, не хотят верить, исповедовать нашего Господа. Сейчас появляется так много интересного в сфере развлечений, что человек не находит времени для Бога.

Если человек не живет верой, не приступает к таинствам, он становится «бесплодной смоковницей», человеком с ледяным сердцем: происходит оскудение любви. Апостол Павел говорит: если человек не упражняется в духовной жизни, а занят суетой, то это является первой причиной того, что он отходит от Бога.

В последние времена, как говорит апостол Павел, люди будут наглыми, не будут уважать друг друга, дети будут непокорными. Мы явно это видим в современной жизни.

Будет бо тогда скорбь велия на земле – написано о скорбях, землетрясениях, различных невзгодах, которые будут появляться в этом мире. Сегодня мы можем свидетельствовать о частых землетрясениях, цунами, различных изменениях в природе. Видно, как мир начинает меняться. Это является признаком того, что приближается его кончина.

Одно из условий Второго Пришествия нашего Божественного Спасителя – воцарение антихриста, который будет править на земле три с половиной года. Это тоже страшные времена. О его пришествии нам говорит Священное Писание: Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко Бог есть…Тайна бо уже деется беззакония… явится беззаконник… егоже есть пришествие по действу сатанину во всяцей силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды будет его служение. Он будет прельщать, обманывать, показывать великую силу, заставлять поклоняться себе как богу.

Тогда будет скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти. Скорбь будет сильная, потому что он будет требовать поклонения себе, отречения от Бога. Будут страдать верующие люди. Это будет страшное время, сильный контроль со стороны антихриста.

Когда создавалось Священное Писание, люди думали: «Как может быть такой сильный контроль с его стороны?» В Писании сказано, что люди будут говорить: «Камни и горы, покройте нас!» От антихриста невозможно будет скрыться. В те времена это звучало странно, потому что человек мог переехать из одного города в другой – и уже потеряться (мало кто смог бы его найти).

Но в наше время, когда действия каждого человека отслеживаются, просматриваются через телефон, Интернет, камеры, когда мы не можем переехать из одного города в другой, не оставив своих паспортных данных, нас можно жестко контролировать. Этот контроль ужесточается – и мы начинаем понимать, насколько истинны слова, которые говорятся об антихристе: настанет время, когда никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. То есть человек лишится всех гражданских прав, если не примет тех условий, что выдвинет антихрист: начертание его имени, почитание его как бога, поклонение ему, отречение от истинного Бога.

В те времена невозможно было лишить человека прав. В наше время мы понимаем, насколько относительными становятся все права и свободы, потому что государство устраняет свободу, диктует свои условия через определенные рычаги власти. Но сегодня с нами еще считаются, дают какую-то свободу. А когда придет антихрист, то, воспользовавшись системой современного управленческого аппарата, теми средствами, которые полностью контролируют человечество, он будет добиваться, чтобы никто не смог спастись.

Когда будет пришествие антихриста? Святые отцы говорят, что он воцарится в Иерусалимском храме. Значит, это будет возможно только тогда, когда восстановится Иерусалимский храм. Святые отцы также говорят, что пришествие антихриста будет, когда «Мертвое море измечет рыбу». Уже была информация о том, что в Мертвом море видели мальков рыбы, но сегодня еще нет Иерусалимского храма.

Какие еще признаки пришествия антихриста? Оно будет тогда, когда не сойдет Благодатный огонь (то есть Патриарх не примет его в Иерусалимском храме на месте Гроба Господня), когда Иверская икона Божией Матери покинет Афон и Афон уйдет под воду. Таковы пророчества, о которых нам сказали святые отцы.

Антихрист придет и будет править, как говорит Священное Писание, 1260 дней (три с половиной года). После этого Господь убьет его духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.

Еще одно знамение Пришествия Христова – светлое начертание креста на небе. Крест будет виден со всех концов земли.

Господь придет таким же образом (как было сказано ангелами на горе Вознесения), каким вы видели Его возносящимся. Он будет видим всеми людьми.

Будет ли Его Пришествие в каком-то определенном месте? На этот вопрос мы не можем ответить. Святые отцы говорят, что мы не должны искать на него ответа: это будет явлено, и каждый из нас увидит Пришествие Христово. Таким чудным образом произойдет Пришествие нашего Божественного Спасителя.

До этого должны быть налицо все условия, названные нами выше, которые уже почти на сто процентов выполнены в наше время. Я имею в виду проповедь Священного Писания, оскудение любви, изменения в природе, землетрясения, цунами, наводнения. Мы вообще не можем понять, что происходит сегодня в мире и даже в нашей стране. Нестабильность погоды и в летнее, и в зимнее время, все перемешано. Мы видим, что Земля становится не та.

Хотя и говорится, что все дела и сама земля… огню блюдома, все изменится после Второго Пришествия: и земля, и этот мир, и человек. Будет новая земля, новые творения Божии, новый человек.

Многие задают вопрос: каким образом Господь явится на этой земле? Мы сами не можем ничего предполагать, можем только цитировать Священное Писание: се, приидет Господь во тьмах святых ангел своих, сотворити суд о всех и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их, имиже нечествоваша... Господь… уготова на суд престол Свой, и Той судити имать вселенней...

Каким образом все будет происходить? Кто же будет судить? Весь Суд Господь Бог Отец отдал Сыну Своему. Он придет вместе с ангелами и со всеми святыми. Это подтверждает Священное Писание: Егда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святи Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея…То есть Господь будет судить нас со святыми ангелами.

Роль ангелов велика, потому что они знают все наши дела. Книги разгибаются, и тайная являются в один миг, а не то что каждому будут прочитаны все его грехи. В один миг в нашей памяти все восстановится: вся наша жизнь, неправда, грехи, за которые мы не принесли покаяние, не очистились здесь, на земле. Наша совесть будет великой судьей. Господь по осуждению нашей совести вынесет нам приговор.

Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца своего со ангелы своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его… …егда сядет Сын Человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судящее обеманадесяте коленома израилевома. Это свидетельство о том, что на Суде будут присутствовать апостолы – ученики нашего Божественного Спасителя. Также будут там и «вси святии» (яко святи мирови имут судити), и Матерь Божия.

Соберутся «вси языки» (все народы): Всем боявитися нам подобает пред судищем Христовым, да примет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла. Таким будет Суд над всеми людьми. Большая милость, что Матерь Божия и святые угодники будут присутствовать на этом Суде. Они не только судьи, которые будут обличать нас (или мы будем обличаемы их жизнью, служением, стремлением даже до смерти исповедовать и проповедовать Господа не только словом, но и своей жизнью). Они будут и нашими защитниками.

Если верующий человек полюбит Божию Матерь и будет считать Ее здесь, на земле, своей Покровительницей и Ходатаицей, подружится со святыми (через молитву вместе с ними и молитву к ним), то они и в вечности будут ходатайствовать о нем у Престола Божиего.

Господь сотворит Суд над каждым из нас по Своей милости. Он будет требовать от нас немного. Господь никогда от нас много не требовал: Он всегда являл Свою любовь и по сей день проявляет Свое милосердие к каждому из нас.

Что будет предъявлено нам на Суде? Господь разделит овец от козлищ и каждого из нас спросит: «Когда Я был в темнице, вы посетили Меня? Когда Я был в больнице, вы навестили Меня? Когда Я был голоден, вы накормили Меня? Когда Я жаждал, вы напоили Меня? Когда Я был наг, вы одели Меня?» Мы ответим: «Господи! Когда мы Тебе отказали в этом?» Господь скажет: «Вы отказали ближнему своему – значит, отказали Мне. Поэтому идите, проклятые, в огонь вечный и во тьму кромешную!» А праведникам скажет: «Когда Я был голоден, вы накормили Меня, напоили Меня, не отказали Мне ни в чем. Поэтому придите, унаследуйте Царствие Божие от сложения мира».

Господь будет требовать от человека немного, но будет судить его по тому, насколько добродетельно он жил на земле, насколько милосердно относился к тем, кто его окружал.

Следующая наша передача будет посвящена восьмому члену Символа веры. Мы будем говорить о Духе Святом.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать