«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 11

29 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Во время нашей прошлой встречи мы с вами говорили о пятом члене Символа веры «Верую во единаго Господа Иисуса Христа… И воскресшаго в третий день по Писанием»; говорили об очень важном догмате Воскресения Христова, о том, что Господь, поправ смерть, явился ее Победителем – и через это даровал каждому из нас жизнь вечную. Говорили о победе над смертью и о том, что итогом жизни человека является его постоянная борьба. Через телесную смерть, через веру и покаяние мы приобщаемся к жизни вечной.

Сегодня мы будем говорить о шестом члене Символа веры, который звучит так: «Верую во единаго Господа Иисуса Христа… И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Это очень важный для нас член Символа веры, который говорит о Вознесении нашего Господа.

В Священном Писании мы читаем, что Господь в течение 40 дней после Своего Воскресения проповедовал ученикам Божественные истины, укреплял их в вере, возвращал им внутренний мир. Каждое явление Господа начиналось со слов: Мир вам! Он возвращал им потерянный во время Его страданий (Его ареста и распятия) внутренний мир. Они испытали ужасный страх.

Необходимость возвращения ученикам внутреннего мира была продиктована тем, что перед ними стояла огромная задача: проповедовать о Воскресшем Господе по всей Святой Земле и даже до конец земли, как говорит нам Священное Писание.

Утвердив учеников в вере, Господь на 40-й день пошел на гору Елеонскую, дошел до Вифании и стал возноситься на небо. Ученики смотрели на Господа, Он благословил их. И явились два ангела, которые сказали ученикам: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Священное Писание говорит нам, что Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога (Отца). Для каждого из нас это очень важные слова, потому что Господь возносится на небо вместе с человеческой плотью и садится одесную Бога Отца, тем самым являя славу каждому человеку.

Господь вознесся – и этим, как говорят святые отцы, показал путь человеку на небо. С этого дня человека должно интересовать не просто стремление к земле, а еще и к небу.

Ученики не хотели, чтобы Господь возносился: «Господи! Не уходи от нас! Господи! Как Ты уйдешь от нас?» Если Я не пойду, – говорит Господь, – Утешитель не придет к вам. А Он должен прийти и исполнить вас и воспомянуть все то, что Я говорил вам». Для учеников (да и не только для них, но и для нас как апостольских последователей) очень важно укрепляться благодатью Всесвятого Духа, потому что жизнь на земле чрезвычайно тяжелая. Скорбни будете; но мужайтесь: Я победил мир.

Действительно, скорби посещают человека. Многие трудности, испытания входят в нашу жизнь. Если бы не было благодати Святого Духа, невозможно было бы преодолеть ни телесные скорби, ни душевные, ни духовные переживания, с которыми сталкивается каждый из нас.

Господь выбирает Елеонскую гору – место, которое очень сильно любил. Мы знаем: сюда Он удалялся, чтобы помолиться; отсюда Он взирал на Иерусалим; здесь начались Его крестные страдания. Почему именно на этом месте? Святые отцы говорят: на этом месте начались крестные страдания нашего Господа – здесь и завершился путь Его земного служения, Он вознесся на небо.

И по сей день на Елеонской горе есть место, где на камне отпечаталась (при Его Вознесении) стопочка нашего Божественного Спасителя. Многие паломники, которые приезжают в Святую Землю, видят, как камни запечатлели служение нашего Господа. Все исторические события Его служения, основные вехи, запечатлены в камне на Святой Земле. Люди, которые читают Священное Писание, но не расположены своим сердцем к вере (думают: «Ну вот, это написано – а как все было?»), приезжая в Святую Землю и вспоминая о прочитанном, соприкасаются с глубиной служения нашего Господа, запечатленной в камне.

Господь вознесся на небо и седе одесную Бога Отца. Это значительнейшее событие для каждого из нас, слава каждого человека. Господь прославляет человека, показывает, что Он пришел и пострадал ради него, чтобы человек восшел на небо.

Некоторые задаются вопросом: почему Господь ушел от нас? Как бы было хорошо, если бы Он был с нами! Но Господь и так с нами. Вознесение Бога связано с определенными событиями, которые очень четко указаны в Священном Писании.

Мы уже сказали, что Иисус Христос восходит на небо для того, чтобы Господь ниспослал каждому из нас Всесвятого Духа, Духа Утешителя, Который необходим каждому человеку: дары благодати Святого Духа дают нам возможность благодатного служения Господу.

«Для чего восходит Господь? – вопрошают святые отцы. – Дабы с высоты небесной взирать на каждого из нас». И этому есть свидетельство в Священном Писании. Когда побивали камнями архидиакона Стефана, он молился – и увидел в отверстых небесах Господа, Который благословлял его.

Господь взирает с высоты небесной не для того, чтобы увидеть какой-то наш грех или недостаток, а для того, чтобы утешить каждого из нас. Во время Своего Вознесения Он говорит замечательные слова: Аз есмь с вами, и никтоже на вы (или: Аз с вами есмь… до скончания века. Аминь). То есть, несмотря на то, что Господь восшел на небо, Он пребывает с каждым из нас.

Он взирает с высоты небесной на наши трудности, скорби, переживания, нашу борьбу, а порой – на наши заблуждения, пытаясь вывести нас на правильный путь. Как некогда вывел святого апостола Павла (в то время – Савла), который шел в Дамаск, чтобы рассчитаться с христианами, уничтожить их, чтобы не было никакого воспоминания о христианстве. Он ослепил Савла и сказал: «Савл, ты куда идешь? Почто ты Меня гонишь?» – «Кто Ты, Господи?» – «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь останавливает Савла, превращая его в апостола Павла.

Господь взирает с высоты небесной, чтобы оказать нам помощь в нашей земной и духовной жизни, приобщая нас к вечной жизни и помогая в земной, чтобы мы испытывали любовь Божию. Она всегда неотлучно с нами: Господь любит нас как Своих детей.

Господь восходит на небо, чтобы проложить путь в Царствие Небесное для каждого из нас. И это понятно, потому что для Господа очень важно, чтобы каждый из нас не погиб, не умер, но имел жизнь вечную. Он показывает путь на небо. И только тот, кто будет отрицать этот путь, не будет принимать Господа, не войдет в Царствие Небесное. Потому что Бог ничего не будет делать насильно.

Но тот человек, который пожелает быть с Господом, войдет в Царствие Небесное, потому что Он любит каждого из нас; лишь бы мы принесли покаяние. Покаяние загладит любые грехи, так как любовь Божия может покрыть все, в том числе наши недостатки и недостоинство.

«Для чего, – опять-таки спрашивают святые отцы, – Господь возносится на небо?» И, отвечая словами Священного Писания, они говорят: «Чтобы быть Ходатаем за каждого из нас». Ибо святой Иоанн Богослов говорит: Аще кто согрешит, Ходатая имамы к Богу Отцу, Иисуса Христа Праведника, и Той очищение есть о гресех наших. И святой апостол Павел также говорит: Не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас. В другом месте он же говорит: Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас. Поэтому Господь является Ходатаем за каждого из нас. Он восходит на небо, посылая Духа Утешителя, и еще стремится соделать нечто очень доброе для нас.

Господь восходит на небо, дабы устроить для каждого из нас обитель. В доме Отца Моего обителей много, – говорит Он. В земной жизни дома бывают разные: у каждого – по трудам и заслугам. Я думаю, и в Царствии Небесном у каждого будет своя обитель. Но самое главное, что обителей (не переживайте!) хватит для всех. Лишь бы у вас вера, любовь были, лишь бы ваши сердца были наполнены покаянием. Господь готовит место для каждого человека.

Наша жизнь должна быть стремлением к небу. Человек создан для этого. Если он тянется к небу, то ему будут открываться совершенно другие перспективы в жизни. Сегодня мы больше стремимся к земной жизни. Весь мир, вся цивилизация нацелены на ее устройство. Мы думаем, как нам побольше заработать, чтобы иметь комфортные условия жизни: хорошие квартиры, дорогие машины, прекрасный отдых, удивительную одежду. На все это уходит время, которое могло бы пойти на спасение нашей души. Уходят и средства, которые мы могли бы направить на ее спасение. В этом трагедия человеческой жизни: наш взор вновь устремляется к земле.

Господь избавляет нас от земного, от стремления к тому, что под землей (а под ней – ад, откуда Господь выводит праведников, святых – тех, кто приняли Его проповедь, – в рай). Сегодня мы привязываемся к земле, не думая о вечности, вечной жизни, о том, что есть небо, не думая о спасительном подвиге, который совершает Господь ради вечной жизни. Вечная жизнь – это только небо, только Царствие Небесное, где Господь сидит одесную Бога Отца. Он показал, что для каждого человека возможна полноценная жизнь на небе в Царствии Небесном. Но для этого нужно туда стремиться. Надо смотреть на Бога так, как апостолы на восходящего на небо Христа, – тогда Он благословит нас Своим вечным благословением и примет в обители Отца нашего Небесного.

Мы очень часто сетуем, что у нас что-то не получается: не складывается семейная жизнь, карьера. Мы говорим: «Господи! Ну где Ты еси? Почему нам не помогаешь? Почему с нами такое происходит?» Мы сетуем на Бога, если у нас что-то не получается в духовной жизни: мучают страсти, не оставляют какие-то привязанности. Опять говорим: «Господи! Где Ты? Почему нам не помогаешь?» Мы часто думаем о том, что Бог виновен в наших неудачах.

На самом деле не Господь, а мы в первую очередь виновны в каких-то наших поражениях, в том, что нет успехов, потому что стремимся к земле, материальному благополучию, которое застилает нам глаза. Господь сказал: Я с вами во вся дни до скончания века, – то есть Бог никогда не оставлял землю, ни на минуту не покидал человека. Он всегда с нами. Но мы Его не видим, не чувствуем, потому что, к сожалению, наша жизнь постоянно выстраивает какие-то барьеры, преграды, глухие, очень толстые стены.

А как увидеть Бога? Как Его почувствовать? Как прочувствовать Его обещание, которое Он дал всему человечеству: Я с вами во вся дни до скончания века? Что сделать? Нужно изменить свою жизнь. Нужно не только иметь огромнейший дар покаяния, но необходимо оставлять время для духовной жизни. Потому что человек живет не только своей плотью, но и душой. Для души тоже надо оставить время. Она требует внимания, питания. Душе необходима баня пакибытия, которая очищает нашу совесть. Для этого нужно чуть-чуть отстраниться от материальной жизни, суеты, что является причиной нашего неверия. Как говорит апостол Павел, человек осуетился.

Нужно время для молитвы, чтения Священного Писания. Если человек не молится, не общается с Богом, то понимает: для него Господь уже не существует. Это как дружба: если мы не общаемся с нашими близкими людьми, в конце концов забываем о них, их жизни, о том, что они существуют. Их просто нет для нас. А когда человек видит своего близкого, общается с ним, поддерживает дружбу, тогда у него есть желание, необходимость с ним встретиться, поговорить, посоветоваться, узнать о его делах. Так и когда у нас есть молитва, мы помним о Боге. Молитва – это общение с Богом.

Должно быть и чтение Священного Писания. Ведь Священное Писание, мы с вами не раз говорили, – это Божественное Откровение, которое вводит нас в мир духовной жизни. Господь дал нам все необходимые знания для нашего спасения. Не лишние, а именно необходимые. Когда мы узнаем духовный спасительный путь веры, тогда у нас есть стремление идти по нему. Каждый раз Господь открывается нам через этот путь, это откровение. Мы становимся все ближе к Нему.

Обязательно нужна церковная молитва, потому что Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. То есть тогда Господь посреди нас. А если Он с нами, то кто против нас? Мы должны понимать, что церковная молитва – это участие в таинствах, о которых мы с вами еще обязательно будем говорить (о каждом из них). А таинство – это необходимое церковное действо, которое не только открывает нам Божественный мир, но и вводит нас туда, делая жителями Божественного мира на земле.

Не нужно искать другие цивилизации, жизнь на какой-то другой планете. Вечная жизнь внутри каждого из нас. Царствие Божие внутрь вас есть, – говорит Господь. Конечно, нужно покаяние. Мы не можем не грешить: мы очень слабые (порой бываем очень-очень слабыми). Но это не причина нашего страдания, самоуничижения. Бог есть любовь. Он пришел не осудить этот мир, а спасти его. Поэтому Божественной любви хватит на то, чтобы простить наш грех. Самое главное, чтобы мы поняли: эти поступки совершать нельзя, мы должны принести Богу плод покаяния. Тогда милосердие Божие будет с нами.

Когда нам очень и очень тяжело, мы должны общаться со своими духовными отцами и наставниками. Все это будет помогать нам открывать небо.

Именно этот член Символа веры во всей глубине и полноте открывает стремление, которое должно быть, когда мы поем Символ веры на богослужении или в келейной молитве или читаем его во время домашней молитвы. Мы должны помнить, что каждое слово Символа веры имеет огромное значение: это не просто напев, не просто какая-то память. Это значение заключается не в том, чтобы нас поучать, а в том, чтобы открывать нам спасительные пути веры.

Итак, сегодня мы с вами говорили о шестом члене Символа веры, а в следующий раз будем говорить о его седьмом члене: «Верую во единаго Господа Иисуса Христа… И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Очень глубокий смысл у этого члена Символа веры. Надеемся на то, что он откроет нам еще более высокие стремления в нашей духовной жизни.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать