«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Символ веры. Часть 10

22 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы с вами продолжаем изучение Символа веры и будем говорить о его пятом члене, который также очень важен для каждого из нас. Мы будем рассуждать об основах Символа веры, веры в Господа нашего Иисуса Христа.

«И воскресшаго в третий день по Писанием». Догмат Воскресения Христова является основным догматом нашей веры. «Если Христос не воскрес, – говорит апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша». То есть тогда происходит колебание всех основ нашей христианской веры. Поэтому на этот догмат веры обращается особое внимание.

О Воскресении Христовом пророчествовали древние пророки, о нем мы читаем с первых страниц Священного Писания Нового Завета. Воскресение Христово было. Это не какой-то вымысел, а прямое свидетельство святых апостолов. О нем очень много говорится не только в контексте прямого утверждения, в контексте некой реальности, которая была в то время. Потому что Господь проповедовал на земле, творил великие чудеса – и вдруг Великого нашего Господа распяли на Кресте; и затем произошло Его погребение.

Ученики разбежались: они были в сильнейшем страхе, боялись всех (иудеев, книжников, первосвященников). И страха ради иудейска закрывались в Сионской горнице, потому что боялись за свою жизнь.

Господь, видя колебание апостолов, не им первым открывает тайну Своего Воскресения.Тайна Воскресения нашего Господа открывается в первую очередь Божией Матери, затем женам-мироносицам. Они, видя это удивительнейшее чудо, идут и говорят о нем апостолам. Но, к сожалению, как сказано в Священном Писании, святые апостолы не имели веры, потому что думали, будто им было явлено призрачное видение.

Апостолы Петр и Иоанн Богослов побежали ко гробу. В Священном Писании очень ярко описан этот момент. Иоанн Богослов (ученик, которого Господь любил) первым пришел ко гробу, потому что был молод: он быстрым шагом опередил апостола Петра. Апостол Петр пришел вторым. Они увидели, что гроб пуст: Господь действительно воскрес. Когда апостолы Петр и Иоанн Богослов пришли и сказали об этом ученикам, те «не имели веры».

Затем в Священном Писании описывается, как Господь дверями затворенными прошел сквозь стены к святым апостолам, когда они (одиннадцать) были вместе в Сионской горнице. Он явился им и обличал их за неверие. Таково реальное описание Священным Писанием Воскресения Христова.

Не все апостолы собрались вместе: до последней минуты не было апостола Фомы. Господь явился этому апостолу после того, как ученики сказали тому, что видели Воскресшего Господа. Фома сказал: «Я не поверю, пока не вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и не вложу руку мою в ребра Его прободенные». Он не верил и мучился до тех пор, пока не познал воскресшего Господа, пока Господь не явился ему в восьмой день по Своем Воскресении.

Господь явился и сказал: «Фома, подойди ко Мне, принеси руку твою и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен». Тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Ему уже не было необходимости проверять Господа, потому что он увидел Его воочию и наполнился сильнейшей верой.

Затем было явление Господа эммаусским путникам (Луке и Клеопе), которые тоже были в сомнении, смущении. Они шли в Эммаус, обсуждали Воскресение Христово и думали: «Как может сие произойти? Каким образом? Произошло ли это?» Господь присоединился к ним, стал обличать и говорит: «Неужели вы не знаете Писания? Там было давно сказано о том, что придет Сам Христос и будет Его Воскресение: в третий день воскреснет».

Да и Сам Господь в проповеди говорил о Своем Воскресении: что Ему предстоит умереть и в третий день воскреснуть. Приводил некие образы. Все это говорило о Воскресении.

Когда они сели за совместную трапезу, Господь был узнан ими при преломлении хлеба. То есть Воскресение Христово – это не какой-то неподтвержденный факт, оно является реальным событием. Для нас это очень важно, потому что Воскресение Христово – один из основных догматов Церкви.

Господь Своей смертью побеждает смерть, упраздняет ее – и тем самым дарует каждому из нас воскресение. Это очень важный момент, который подтверждается не только апостолами, которые, можно сказать, были заинтересованы в этом. Книга Священного Писания Нового Завета все реально описывает, а мы уже не раз говорили, что Священное Писание – это Божественное Откровение. Это то, что Господь открывает нам, чтобы мы утвердились в вере и пошли спасительным путем. Это очень важно для каждого из нас.

Мы черпаем знания из Священного Писания: то, что открыл нам Господь, что реально было совершено Им в какой-то определенный исторический момент и что совершается вне истории, вне времени, потому что Он делает это постоянно для каждого из нас.

Как говорят святые отцы, каждый день, каждую минуту, каждую секунду Господь проливает Свою Кровь за каждого грешника. Он постоянно умирает за каждого из нас и Своим Воскресением выводит наши души из ада, открывая для нас двери Царствия Небесного.

Подтверждение получено не только от святых апостолов, но и от тех, кто не любил Господа: первосвященников и старейшин. Они пошли к Пилату и сказали: «Господин, Он лжец, обманщик. Он говорил о том, что в третий день воскреснет. Надо поставить стражу». Пилат говорит: «Поставьте стражу и стерегите Его. У вас имеется кустодия (печать) – опечатайте гроб, наблюдайте за Ним».

Когда стражники, которые первыми увидели воскресшего Господа, возвестили книжникам и первосвященникам, что Его нет во гробе, Он воскрес, то те запретили им говорить об этом. «Возьмите деньги и скажите, что ученики пришли и украли Его». Стражники спрашивают: «А что с нами будет?» – «А вы в это время спали».

Свидетельства реальные, но в то же время в них не соблюдена логика. На самом деле они подтверждают Воскресение Господа, что этот факт был, а если это произошло, то совершилось самое основное в нашей жизни: Господь Своей смертью побеждает смерть, а Своим Воскресением Он совоскрешает и всякого человека, который верит в Него, ибо верующий в Него не умрет, но жить будет. А ежели и умрет, то в последний день воскреснет. Эти слова Господа для каждого из нас являются непреложными.

С  Воскресением связаны свидетельства о знамениях и чудесах, которые произошли в это время. Мы говорили, что есть свидетельства первосвященников, книжников, святых апостолов. А есть свидетельство (описание того события, которое произошло) через природу. Сама природа свидетельствовала о важности Воскресения Христова: церковная завеса раздралась сверху донизу, было землетрясение, распались камни, тьма бысть по всей земли. Событие не только воскрешения, но и смерти Господа было очень страшным.

По Его Воскресении произошло великое чудо – восстание мертвых из гробов. Когда Лука и Клеопа шли в Эммаус, они говорили, что было землетрясение, камни распались, многие мертвые воскресли, святые воскресли и свидетельствовали о Пришествии Мессии, Его спасительном пути. Кому они об этом говорили? Многие задаются вопросом: кто воскрес в этот день? Конечно, не все мертвые, но святые. Говорится о тех, кто был свидетелем своей святости перед людьми. Это те пророки, цари, священники или первосвященники, которые жили в те времена, до Пришествия Христова, но своей душой спустились в ад, потому что двери Царствия Небесного были закрыты. В это время они воскресли. Древних ли времен, последних ли – об этом Священное Писание не говорит. Оно говорит только о факте, который свершился.

Не говорится о том, кому они явились, кому не явились. Являлись ли они апостолам? Может быть, и не являлись, потому что апостолам являлся Сам Господь. «Еще 500 мужей были свидетелями явления Господа по Воскресении», – говорит святой апостол Павел. Может, это те иерусалимляне, которые должны были укрепиться в вере.

Все или не все – об этом Священное Писание не говорит. Но говорит о ярком свидетельстве Воскресения Господа, потому что это событие не должно было пройти мимо тех людей, тех сердец, которые горели верой и ждали прихода Мессии. Это событие утверждает в нас веру в воскресшего Господа.

Перед нами встает очень интересный вопрос: если Господь воскрес и воскресил вместе с Собой тех мертвых, которые восстали из гробов, прикоснулись ли они к смерти? С одной стороны, мы, может быть, не задаем себе этот вопрос в начале нашего христианского жизненного пути. Но, с другой стороны, этот вопрос возникает потому, что каждый человек, который соприкасается с основами веры, начинает рассуждать: было? не было? а как было? куда ушли эти святые? умерли ли они опять? вошли ли они обратно во гроб? Святые отцы говорят, что, конечно, не вошли, но сопровождали Господа на небо и первыми с Господом вошли в Царствие Небесное.

Господь после Своей смерти сходит в ад и проповедует всем, кто находился в этой темнице, показывая Свою силу. Слава – на небе, проповедь Его Божества была на земле, а Его сила была явлена в аду. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? – восклицает Священное Писание. Действительно, нет ни силы, ни победы. Сила в Господе, а Он разрушает саму смерть. Своей проповедью Господь утверждает главную заповедь, которую Он дал первым людям после грехопадения: придет семя Жены, которое сотрет главу змия. В этой главной заповеди, истине, надежде Господь утверждает всех, кто ждал воскресшего Господа, имел сердечную склонность к Нему. Слыша проповедь Господа, которая была наполнена надеждой на спасение, все они выходят из ада.

Когда они узрели спасение, то вошли в рай. Был ли Господь в это время в раю? Или было только Его сошествие во ад? Если мы внимательно читаем Священное Писание, то понимаем, что в это время Господь был и в раю. Ныне будешь со Мною в раю, – говорит Он благоразумному разбойнику, который исповедует Господа и просит Его: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем. Когда Господь пришел, Он сразу же поклонился Своему Отцу. Об этом тоже свидетельствует Священное Писание, которое утверждает нас в вере.

Господь Своим Воскресением побеждает смерть. Воскресение – это основа. «И даровал нам жизнь вечную». Победа над смертью – это жизнь. Лучше, дороже жизни ничего нет – поэтому у человека есть постоянное стремление к жизни.

Христианство – это не только вера, не только ограничение, как некоторые думают. Христианство – это утверждение жизни, реальность жизни человека, жизни и временной, и вечной. Самое главное – вечной жизни, потому что Господь Своим Воскресением упраздняет смерть и дает человеку жизнь вечную, то есть утверждает в ней человека. Для нас это тоже очень важно.

Но мы говорим: «Господь воскрес, победил смерть», – а смерть-то присутствует в нашей жизни. Как быть? Как понять? Как соединить все это несоединимое в реальности нашей жизни? Чтобы рассуждать обо всем этом, мы должны быть очень верующими людьми, проникать в тайны и глубины нашего вероучения и поучения, назидания святых отцов. Без святых отцов мы не сможем это понять, без глубины познания Священного Писания для нас все это будет нереально.

Для того и дается вера. И это не просто воспринять то, что даром дается (истина или не истина), а что очень хорошо на сердце полагается. А на сердце полагается то, что верою воспринимается. Когда человек углубляется и укореняется в своей вере, он понимает, что каждое слово, каждая истина, что нам даются по вере нашей, являются той правдой, на которой строится наша духовная жизнь.

Святые отцы говорят, что есть три смерти: телесная, душевная и вечная. Каждая из них что-то за собой несет. Телесная смерть: душа уходит из тела, человек становится недвижим. Душевная смерть – это потеря Духа Святого: человек живет уже без Божией благодати. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается», то есть без Духа Святого нет духовной жизни (человек может жить телесной жизнью, но на самом деле он мертвый, бездушный). Вечная смерть: человек отлучается от жизни святых и вычеркивается из Книги Жизни.

Святые отцы говорят, что Господь упразднил две последние смерти: вечную и духовную. Мы скажем: «Как же Господь упразднил их, если мы понимаем, что человек, который живет без Бога, умирает, не прикасается к тому вечному, ради чего Господь пришел на землю, пролил Свою Божественную кровь?» Только тогда человек может надеяться на то, что будет воскрешен вместе с Господом, когда он соединяется с Господом, Его спасительным путем.

Господь оставил еще и покаяние: «Кому простите здесь, на земле, – тому и Я прощу на небе». Всякий грех человека, который приводит его к смерти, упраздняется Господом. Грехом вошла в эту жизнь смерть. Человек был создан Богом бессмертным. Грех является причиной нашей смерти. Когда нет греха – нет и смерти. Есть покаяние, которое очищает человека от греха. Через покаяние упраздняется и духовная смерть, и смерть вечная. Если человек не приносит покаяние, то он, умирая, прикасается к вечной смерти.

Телесная смерть является причиной наших страданий. Почему же мы сразу не прикасаемся к бессмертию? Потому, что Господь не случайно упраздняет смерть Своей смертью. Нашей телесной смертью упраздняется смерть. Почему Господь показывает именно такой путь? Потому, что пока мы по жизни идем в борьбе, только в конце  прикасаемся к плодам Божественного подвига. Телесная смерть необходима человеку, чтобы он боролся с грехом, не привязывался к этой земле. Если мы привязываемся к земле, то никак не можем от нее оторваться. Очень страшно, что мы не имеем стремления к небу, вечности. Мы с вами еще будем говорить о том, что должны иметь стремление к небу, потому что впереди еще будет Вознесение Господне.

Господь Своим Вознесением показывает наше внутреннее стремление. Это, конечно, не будет борьбой с грехами, страстями, нашей человеческой гордыней, которая очень сильно мешает нам жить. Мы рассмотрим массу примеров человеческой гордыни: от первых мировых правителей (Александра Македонского) до последних (даже ныне живущих), которые думают, что они будут жить вечно, что  преклонили перед собой небо и землю, а на самом деле Господь может прервать их мысли в любую минуту. Наблюдая за этим, мы начинаем бороться со своей гордыней, своим желанием постоянно привязываться к этой жизни. Это понимание рождается в нашем сердце.

Поэтому и остается телесная смерть, некое разлучение, как итог человеческой жизни. Святые отцы говорят: «Помни последняя своя – и вовек не согрешишь». То есть когда человек помнит о смерти, о том, что будет итог его жизни, он начинает бороться со своими грехами и задумывается об изменении своей жизни.

Господь показал нам, что мы побеждаем смерть только своей смертью. Господь прошел через смерть и победил ее смертью, и этим же путем идем мы. Но мы побеждаем нашу смерть Воскресением нашего Господа, верой в Него: Аще же умрохом со Христом… со Христом и будем. Кто умирает со Христом, тот будет воскрешен Им в Последний День, то есть мы обеспечены этой вечной жизнью, но по вере нашей, через таинство Покаяния.

Удивительный член Символа веры, о котором мы с вами сегодня говорили!

Следующая наша беседа будет о шестом члене Символа веры. Мы с вами потихонечку продолжаем двигаться. Это не может не радовать нас, потому что перед нами открывается глубина познания нашего вероучения, а вероучение – это путь к спасению. «Верую в Господа нашего Иисуса Христа … И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Тоже очень глубокий член Символа веры, и следующая беседа будет посвящена ему.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать