«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Девятая заповедь Закона Божия

6 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

– На прошлой встрече мы говорили о восьмой заповеди Закона Божия: «не укради». Мы говорили о том, что связано с этой заповедью Божией, какие страдания человек приносит тем, у кого он крадет. И в целом сегодня мы можем говорить о том, что воровство происходит в масштабах нашей общественной жизни, потому что многие стандарты ушли и человек ухищряется, применяя различные способы, больше иметь прибыли, нежели закладывать труда в ту работу, что он совершает. 

Сегодня мы будем говорить о девятой заповеди Закона Божия. Удивительная заповедь, она звучит так: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». То есть не говори на друга своего свидетельства ложна. Всякая ложь – отвратительна. Лжецом Священное Писание называет врага рода человеческого. Он лжец, обманщик, он готов сделать всякую неправду, чтобы перемешать все доброе со злом, чтобы ничего доброго не осталось на земле. И каждый человек, который нарушает эту заповедь Божию, идет за лжецом, врагом рода человеческого. Поэтому всякая неправда, которая выходит из уст человеческих, отвратительна. Конечно, больше всего мы нарушаем эту заповедь, когда говорим клевету, то есть клевета та неправда, которая может причинить человеку великое зло, может его просто выставить в другом свете – и от него отвратятся многие люди. Когда хотят убрать человека, на него в первую очередь возводят какую-то клевету, говорят какую-то неправду, и тогда у этого человека бывают многие неприятности в жизни, но не каждый их может пережить. 

Вы помните, наверное, жизнь преподобной Евфросинии Московской, когда она по завещанию стала соправительницей своему сыну Василию Дмитриевичу. Василий всегда помнил слова завещания своего отца, когда святой благоверный князь Дмитрий Донской сказал: «Дети мои, во всем слушайте матери своей и без благословения ее ничего не творите». И действительно, Василий без благословения матери ничего не делал. На него пытались влиять бояре. Вы знаете, что если человек занимает высокую должность, то всегда его будут окружать те люди, которые влияют на него. За влияние на первое лицо всегда идет борьба, и она бывает явной или тайной, но каждый хочет, чтобы он был фаворитом. А здесь на Василия было невозможно влиять, потому что он во всем слушался матери своей, мать принимала участие во всех делах, будучи мудрой, человеком духовным, и ей Господь очень многое открывал. За счет этого многое получалось, наше государство Российское укреплялось. 

Но бояре посчитали нужным убрать такого влиятельного человека. Дума боярская не может влиять на Василия, а кто виноват? Они же самые умные, грамотные, богатые, влиятельные, а тут вдруг их влияние оканчивается, потому что Евфросиния влияет на своего сына Василия. Тогда они оклеветали ее. Просто это самый лучший способ убрать человека – возвести на него клевету, оболгать его. Оболгали преподобную, сказали, что она проводит неблагочестивую жизнь, тем самым позорит детей, и тогда дети поверили вот этой клевете, потому что клевета заставляет в нее поверить даже самых близких людей. Это самое страшное. И Евдокия, будущая преподобная Евфросиния, не стала оправдываться, когда дети призвали ее и сказали: мать, что же ты нас позоришь? Она просто сняла часть своих одежд, и они увидели под ее одеждой иссохшее тело, плоть, прилипшую к костям, хотя она была красна лицом, хорошо одевалась – как великая княгиня, как царица Русского государства. Но при этом носила на себе вериги и власяницу. Когда они увидели, что вериги истирали тело матери до крови, они пали на колени и сказали: мы отомстим тем, кто разносит такую клевету. Но преподобная удержала их и сказала: до моей смерти никому не рассказывайте о моих подвигах. 

Клевета бывает на всех людей, и многие пользуются этим, чтобы убрать тех, кто стоит на их пути, или тех, кто им не нравится. Поэтому Господь уподобляет таких людей врагу рода человеческого, и в Книге Притчей говорится: Свидетель лжив без муки не будет, оклеветаяй же неправедно не убежит от нее. То есть тот, кто клевещет неправедно, сам и погибнет. 

И описывается в житии, как оклеветали одного епископа, ему пришлось убежать со своей кафедры. И когда он сбежал, Господь наказал всех клеветников: кто от пожара, кто в воде погиб, а кого убили. То есть обязательно клеветников ждет рано или поздно наказание за этот грех. 

Конечно, против этой заповеди согрешают те, кто осуждает своих близких. Вообще к греху осуждения относятся очень легкомысленно; и всегда относились легкомысленно, не почитая это за грех. Осуждение – это суд прежде Суда Божия. Никто никогда никого не может судить, никто никогда не может поставить правильно оценки тому или иному человеку. Может это только Господь, потому что Он – Сердцеведец. Он все знает, видит, как живет человек, чем он живет, какие у него помыслы, какое он покаяние принес за свой грех. Судить может только Бог, и Он не дал никому никакого права судить. Он дал только судьям такое право, но опять же почему Господь судьям дал право суда? Для того, чтобы была правда на земле, хотя судья – это не тот, кто ищет прямо досконально правды, потому что правду найти очень тяжело (особенно в человеческих делах самому человеку), но судьям Бог дает власть лишь только для того, чтобы судья защитил бедного и защитил тех, кого обижают. Богатого не надо защищать, он сам себя защитит; и священник, говорит Священное Писание, не даст себя в обиду, но судья как раз нужен для того, чтобы защищать бедных и тех, кто не имеет возможности защититься. А так судить, конечно, мы никого не должны. 

Осуждение – тот грех, который изгоняет благодать Божию из души. И можно за собой проследить: когда мы начинаем осуждать близких, в нашей душе рождается пустота и какое-то смятение, мы сами становимся недовольны собой, потому что осудили кого-то или согласились с теми, кто осуждал ближнего своего. Вообще осуждение запрещено, особенно в церковной среде. В древности говорили так: лучше пять деревень спалить, нежели один раз священника осудить. То есть народ придумывал какие-то пословицы, поговорки для того, чтобы как-то остановить этот грех осуждения, потому что он очень часто приводит к отвращению даже ко всему святому. 

Но в нашей жизни принято осуждение, и это осуждение звучит не только из наших уст, но и в средствах массовой информации. Постоянно осуждается наше правительство, постоянно мы осуждаем своих близких, соседей, тех, с кем живем на одной площадке или на одной улице. Мы осуждаем своих родителей, дедушек, бабушек, своих детей, своих начальников – то есть везде происходит осуждение. Зайди в бедный дом – там осуждение, зайди в богатый дом – там осуждение, включи телевизор, радио – там осуждение, в Интернете почитай, что пишут, что комментируют… Сплошное осуждение. Это как бы является нормой закона и приписывается некой добродетели демократического общества. Не обманывайтесь: все это является грехом. Поэтому каждый человек, который хочет переступить порог храма (или переступил, или уже является церковным человеком), всячески должен бегать осуждения. 

Но мы можем задать правомерный вопрос. Хорошо, нам нельзя осуждать поступки людей, которых мы не знаем; кто-то в осуждении что-то прибавляет, домысливает. А если мы точно знаем, что человек согрешил, неужели мы не можем о нем говорить, неужели не должны вынести ему суд, неужели не должны дать оценку его действий? И вот здесь нам опять-таки запрещено это делать, потому что мы не имеем права до Суда Божия судить человека. Даже если он сделал какую-то ошибку, никто из нас не знает обстоятельств того или иного греха, почему он это совершил, что его привело к этому или что способствовало тому, чтобы Господь показал этот грех. И так далее. 

Мы должны больше работать над собой. Святые отцы говорят: познай себя – и хватит с тебя. То есть каждый должен заглянуть в первую очередь в свою душу, в свое сердце и познать собственные грехи, чтобы принести достойное покаяние. Это совершенно нормально, когда человек заботится о своем духовном состоянии, потому что Священное Писание говорит о том, что мы должны в первую очередь вынуть бревно из собственного глаза, а потом уже постараться вынуть сучец из глаза ближнего своего. Коль у нас бревно, мы должны в первую очередь заботиться о себе. Как говорят святые отцы, представьте себе, что творится в вашей голове. Если мы даем оценку другому человеку за его неправильный поступок, то давайте тогда обнажим свои помыслы, свои действия или свои тайные дела, о которых никто не знает и которые Господь до времени утаивает. И каждый из нас найдет себя недостойным. 

Однажды пригласили одного старца братья, чтобы осудить своего собрата за его явный грех. И тогда старец Моисей, говорится в патерике, насыпал огромный мешок песка, взвалил на свои плечи и пришел на суд к братии. Его спрашивают: «Отче, что ты делаешь? Зачем ты принес этот мешок песка?» – «Это, – говорит, – не песок, это мои бесчисленные грехи. Что мне делать с ними, братья? Вы пригласили меня, чтобы я осудил своего брата за один грех, но у меня целый мешок грехов». И тогда братья поняли назидание старца и разошлись, чтобы не осудить своего брата за тот грех, который стал явным. Поэтому каждый из нас никогда не должен заниматься пересудами и осуждать ближнего своего. 

Об этом говорят много и святые отцы. Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский, говорит: «Как моровой язвой зараженный повреждает того, кто с ним сообщается, так и клеветник повреждает того, кто слушает его клевету». Или Священное Писание говорит такие слова: «Триязычные уста многих потрясли, изгнали от народа в народ, разрушили твердые грады и низвергли дом и князей. Они изгнали доблестных жен и лишили их своих стяжаний… Прежде времени ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная темь и объявит советы сердечныя». 

Люди, суровые в словах и обращении, бывают иногда с добрым сердцем. И, наоборот, люди, кроткие по наружности, бывают злы. То есть что мы знаем о людях? Опять-таки Священное Писание очень хорошо нам показывает, как Господь говорил о фарисеях, какой они наружный вид имели, все делали правильно, благообразно, и мы знаем тоже многих людей, которые крестятся на каждый храм, но творят совершенно иные дела. И мы знаем и тех людей, которые и вид вроде не имеют приличный, по наружности ничем не обладают, но обладают святостью. Очень много таких случаев есть и в житиях святых. 

Например, святая Исидора жила в монастыре, никому ничего не говорила плохого, никого не осуждала, всем помогала, все, что ей говорили, делала. А сестры ее считали недалекой умом, потому что она не ела пищу со всеми, а доедала ее за сестрами, пила воду, в которой мыли посуду (благо тогда моющих средств не было). Сестры не считались с ней – недалекая умом юродивая, что с ней общаться? А одному старцу было видение: вот в такой-то обители есть святая жена по имени Исидора… То есть Господь все видел и открыл ее сердце. Все думали, что она ненормальная, а оказалось, что она была Христа ради юродивая, ради Господа несла такой удивительный и замечательный подвиг. А бывает наоборот. Человек велик (старец тоже рассказывает об этом), его с почестями хоронят, а Господь не принимает. А умирает странник и нищий, его без почестей хоронят, но перед ним открываются двери Царствия Небесного. Нельзя по внешности судить, мы ничего не знаем о человеке: о его покаянии, его исправлении, о его слезах. Поэтому когда мы даем некую оценку любому человеку, то совершаем великий грех. И здесь надо поступать очень и очень рассудительно: ни в коем случае не говорить о людях плохо, ни в коем случае не осуждать человека, даже если видишь, что он живет неправильной, неправедной жизнью. 

Был в одном монастыре юный монах, который жил невнимательной жизнью – как она шла, так и шла, с грехом, особо не радел о своем спасении. Но Господь его призывает к Себе, и он лежит на смертном одре, и лицо его озаряется улыбкой, и он наполняется таким светом, что братия начинает не понимать: ничего себе, мы постимся, молимся, подвиг несем, а этот жил праздной жизнью – и такое светлое лицо. И тогда они подошли к нему и спросили: «Брат, почему ты улыбаешься?» Он говорит: «Я видел ангела (ангела-хранителя, естественно), который пришел с большим списком моих грехов и говорит: “Что ты мне скажешь в оправдание этих грехов, которые сделал? Как же я твою душу поведу сейчас к Богу?” И тогда я ему сказал, что я жил нерадиво, но никогда никого не осуждал. А Господь сказал: не судите, да не судимы будете. И тогда ангел порвал весь свиток грехов моих». 

Есть грехи, которые совершаются по слабости воли, это грехи против себя, в основном это грех объядения, пьянства, лености. А есть грехи, которые совершаются по злой воле: воровство, грех осуждения, клеветы. Это злобная воля человека, которая передается от одного другому как инфекционное заболевание – и все начинают заражаться этим. Какая-то плохая новость, кто-то, где-то, что-то… Смотрите: нажимаем в компьютере эту новость – как ее быстро подхватывают все новостные ленты. Ни одна редакция, ни одно издание не пропустят эту новость, ее тиражируют десятки, а порой даже и сотни различных информационных агентств. Клевета очень страшное заболевание. Избави мя от клеветы человеческия, – говорит псалмопевец Давид к Господу, – и сохраню заповеди Твоя. Поэтому здесь мы должны быть очень внимательны – никакой лжи, никакой неправды не должны произносить про близких своих. Всякая ложь отвратительна пред лицем Божиим. 

Об этом очень явно говорит нам Священное Писание. И, конечно, мы с вами должны помнить, как бороться с этим пороком. Ведь с ним надо бороться, иначе он будет набирать силы – и впоследствии тот человек, который привык говорить неправду, лгать, начинает сочинять, кто-то начинает верить, и разрушаются целые дома и семьи. Мы знаем, что сейчас к этому греху прибегает даже наша молодежь. Понравился девочке юноша, а у этого юноши уже есть своя девочка, значит – надо как-то их разбить, разлучить. Значит, надо ее оклеветать. И это везде и всюду. Где-то, чтобы что-то получить, надо сказать неправду, ложь… Это огромнейший порок, который есть в нашей жизни, и с ним надо бороться с раннего возраста, воспитывая детей в православной вере, тогда они будут воспитываться со страхом Божиим, будут относиться бережно к каждому слову. Именно Господь и призывает нас, чтобы мы относились бережно к каждому слову. За каждое даже праздное слово будет даваться ответ перед Господом, а за ложное слово тем более каждый из нас будет отдавать отчет перед Ним. Поэтому противостояние этому греху должно быть. 

Священное Писание говорит: Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти... Хотите дни благие? Хотите Божие благословение иметь? Никогда не говорите ничего ложного. Всею душою мы должны любить истину и правду и всеми силами к ним стремиться. Необходимо помнить, что через ложь мы наносим самые тяжкие обиды и страдания нашим ближним. Что об этом говорит Священное Писание? Добрее мне паче умрети, – говорит апостол Павел, – нежели похвалу мою кто да испразднит. Как потом смотреть в глаза людям, если мы и осуждаем, и клевещем, и лжем, и даем самосуд, и оценку ближним своим? Конечно, здесь Священное Писание говорит не только о том, что тяжело перенести это, но и уподобляет, как говорит апостол Иоанн Богослов, лжеца дьяволу, отцу лжи. Он начальник лжи. Если Господь Начальник правды и всякого блага, благости, радости и благодати, то дьявол – лжец. Кто лжет, тот уподобляется врагу рода человеческого. 

И, конечно, нужно помнить нам всем о том, что мы должны молиться, чтобы Господь нас избавил от всякой неправды. Эти молитвы есть, и они все знакомы нам, это и молитва Великого поста «Господи, Владыко живота…», где говорится, чтобы Господь отнял от нас дух праздности и празднословия. Конечно, мы должны молиться и просить словами псалмопевца Давида: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Просить Бога, чтобы Он сохранил нас от всякой неправды, лжи, клеветы, осуждения, стремления дать оценки тому или иному поступку наших близких. Это главная задача, но нужно помнить, что этот грех бездумно совершается в многословии, поэтому наши предки говорили так: слово – серебро, а молчание – золото. Поэтому надо себя готовить к благоразумному молчанию, чтобы не произносить слов хульных, клеветных и ложных. 

Такая вот удивительная девятая заповедь Закона Божия, о которой мы сегодня с вами говорили. Далее последует последняя (десятая) заповедь Закона Божия, в которой Господь будет нас призывать, чтобы мы довольствовались тем, что имеем. Не желали ни жены ближнего своего, ни вола, ни скота, ни автомобиля, ни мобильного телефона (в применении к сегодняшнему дню), ни другого имущества, которое имеют наши близкие. Поэтому, дорогие братья и сестры, всех вас приглашаю на следующую встречу, а сегодня мы прощаемся с вами. Храни вас Господь. 

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать