«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Десятая заповедь Закона Божия

13 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

– Если на прошлой встрече мы рассуждали о девятой заповеди Закона Божия, в которой говорится, что мы «не должны лжесвидетельствовать на ближнего своего», то сегодня будем рассматривать десятую заповедь. Тем самым мы закончим цикл, посвященный заповедям Закона Божия, которые Господь дал Моисею на Синайской горе. 

Очень важно помнить об этих законах, потому что всякий закон говорит о том, что есть определенный порядок в этом мире. Духовные законы оформляют не только нашу земную жизнь, но и дают нам возможность приобщиться к вечности еще здесь, на земле. Поэтому очень важно смотреть на заповеди Божии, прислушиваться к ним и всячески стремиться избегать тех грехов и поступков, которые противоречат заповедям Закона Божия. 

Итак, десятая заповедь Закона Божия: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». Замечательная заповедь Закона Божия. Она была дана применительно к тому времени. Сегодня мы можем добавить, что не должны желать того, что видим в повседневной жизни у всякого человека: ни мобильного телефона, ни машины, ни квартиры, ни прочего имущества, которое имеют наши ближние. 

Говоря об этой заповеди Закона Божия, святые отцы особенно обращают внимание на то, что она является переходным этапом к христианству, потому что заставляет человека задуматься о его внутренней жизни, о помыслах, которые его посещают. Здесь говорится: «не пожелай». Почему же «не пожелай»? Желание – это не суть дела, однако же святые отцы отмечают, что наши мысли – уже первый шаг к воплощению того желания, которое рождается в нашей душе и затем укореняется в нашем сердце. Поэтому, конечно, каждый из нас должен стремиться к чистоте своих помыслов. Помыслы – это семя, а дела, которые совершаются, – это уже плоды посеянного в нашем сердце семени. Такое желание всегда приводит к греху. 

Когда мы говорим об этой заповеди Закона Божьего, нужно помнить, что каждый из нас должен бороться с завистью, которая рождается в нашем сердце. «Не пожелай» – это значит не позавидуй тому, что имеет твой ближний. Потому что зависть очень быстро растет в сердце и набирает обороты, а затем человек совершает грех, так как не может отказаться от того, что появилось в помыслах в его голове. 

Конечно, многие подумают и скажут, что вроде бы не всегда это влияет. Не влияет только тогда, когда мы стараемся не заострять внимание на тех помыслах, которые зарождаются в нашем сердце. Но если мы начнем с ними соглашаться, они будут укореняться, и потом в удобное время совершится то зло, которое мы не смогли преодолеть. 

Здесь очень важно жить по-христиански. Как же нужно жить, чтобы не было зависти и мы могли радоваться тому, что у нас есть? Мы с вами как-то говорили о том, что не должны стремиться к богатству в своей жизни. Конечно, и бедность не приносит радости человеку. Поэтому премудрый так и молился: «Господи, не дай мне ни богатства, ни бедности, а только хлебом насущным питай мя на каждый день». 

То есть все необходимое должно быть в нашей жизни, а все, что относится к роскоши, – это лишнее и не приносит нам никакой радости, а только заботы и попечения. И богатый не может успокоиться в своей жизни, думая, что он еще не самый богатый, и человек, который имеет какой-то достаток, также говорит о том, что ему еще больше хочется 

иметь. Но на самом деле нужно стремиться к тому необходимому, что есть в нашей жизни. Если мы можем прокормить свою семью, у нас есть во что одеться, есть средства на образование и лечение – этого совершенно достаточно для жизни, даже если не будет чего-то такого, что относится к путешествию или какому-то дополнительному отдыху. 

То есть мы должны довольствоваться тем, что имеем. А то, что имеет ближний, не должно нас интересовать: какой у него телефон, какая марка автомобиля, сколько и какой одежды он имеет (определенного бренда или совершенно простой). Ведь одежда нужна не для того, чтобы всегда выглядеть очень богато и подчеркивать, что мы можем себе это позволить. Одежда прикрывает нашу наготу, согревает нас или защищает от палящего солнца. 

Поэтому самое главное – это стремление человека к необходимому, и этого достаточно для полного счастья в нашей земной жизни. А когда мы начинаем завидовать, это всегда рождает злобу, приводит человека ко злу. Понравился тебе телефон, ты его, конечно, тоже хочешь иметь. Что нужно сделать? Нужно его якобы украсть. Когда ты не борешься со своими помыслами, ты нарушаешь заповедь Закона Божьего и приходишь к греху воровства. 

Если не бороться со своими желаниями, то, увидев богатое имущество своего ближнего, ты тоже захочешь иметь такое богатство. А чтобы никто не узнал о твоем грехе, появится желание обмануть или сказать какую-то ложь, неправду. Некоторые доходят даже до убийства, то есть до еще большего греха. А начало, корень всех этих грехов в том, что мы не смогли победить свои помыслы, свои внутренние желания. Поэтому Господь и говорит: «Не пожелай», то есть ни в коем случае в твоем сердце не должно появиться желание обладать чужим имуществом. Это будет рождать в тебе зависть, которая будет приводить тебя ко греху. 

Что делать в этом случае? Мы все будем задаваться вопросом: как победить этот грех, эту страсть и желание иметь лучшее? Конечно, должна быть борьба со своими помыслами, нужно стремиться к их чистоте, очищать их. Святые отцы рекомендуют нам произносить сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, то есть Иисусову молитву или молитву «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся». Нужно занимать свой ум, чтобы он не был праздным. Праздность рождает различные мысли. Конечно, нужно и хранение зрения… 

Один из подвижников благочестия сел напротив поля, на котором росли огурцы, вынул кусок хлеба и стал есть. И у него появилось желание сорвать огурец: мол, ничего страшного в этом нет, и огурец с хлебом – это сытно и вкусно. Но потом он подумал: «Если я возьму этот огурец без разрешения, то тогда согрешу воровством, и Господь меня обязательно осудит; во время Страшного суда Он скажет, что я совершил этот грех, и даст мне какое-то наказание. А если будет наказание за мой грех, то я должен знать, смогу ли я вытерпеть его». 

И тогда он встал под лучами палящего солнца, которые обжигали все его тело. Так он простоял один день, второй, третий, четвертый, пятый и стал изнемогать и говорить себе: «Ты даже на солнце не можешь стоять, изнемогаешь от жары. Как же ты сможешь выдержать те наказания, которые Господь тебе даст за допущенные в этой земной жизни грехи?» То есть подвижники всячески убеждали себя не поддаваться соблазнам или старались испытать хотя бы частицу тех страданий, которые могут быть в вечности. Поэтому они всегда отказывались от грехов и боролись со своими помыслами. Конечно, молитва и чтение Священного Писания также помогают в этом случае. 

Помыслы должны иметь чистоту. Мы понимаем, что победить помыслы очень трудно, и у нас идет борьба за чистоту наших помыслов. Мы не можем прочесть утренние, вечерние молитвы, чтобы нас не искушали какие-то мысли. Порой мы можем поймать себя на этих мыслях. Ты уже прочел вечернее правило, но вроде как не молился, а где-то пребывал в это самое время: в каких-то делах, занятиях или иных размышлениях. Мы понимаем, что трудно заставить себя молиться даже на богослужениях. 

Это, конечно, высота, борьба всей нашей жизни, чтобы у нас были чистые помыслы. Но опять-таки Церковь говорит о том, что этого могли достигнуть и достигали многие подвижники благочестия. Конечно, они уходили из мира для того, чтобы их ничто не соблазняло и не искушало. И когда они приучали свои мысли к такой чистоте, тогда возвращались в мир. 

Один подвижник благочестия пробыл много-много лет в пустыне, в горах, молился, посвящал всю свою жизнь Богу, думал только о Господе и достиг определенной высоты. И когда он вернулся в свое селение, то про него говорили: «Надо же, Лавр, как ты изменился!» И все говорили между собой: «Лавр достиг такой высоты и чистоты!» А другой сосед посмотрел на него и говорит: «Я тоже хочу таким быть. Я пойду в горы, в пустыню и буду подвизаться». Подвизался он там немного, в течение месяца, и вернулся назад. Его спрашивают: «Ну, как ты подвизался? Чем ты там занимался? Как проходил твой подвиг?» Он говорит: «Я прелюбодействовал, убивал, воровал, объедался все это время». Ему говорят: «Как? Что ты говоришь? Ты же был в пустыне! Ты был там один, кого же ты там мог убить? С кем ты мог прелюбодействовать? Чем ты вообще мог там объесться, обпиться? Там же нет ни еды в достаточном количестве, ни воды». Он говорит: «В помыслах я делал все это; значит, я делал это и в своих делах и поступках». 

Этот пример очень яркий, он свидетельствует о том, что человек может даже и не совершать грехи, но в помыслах он постоянно их совершает. Поэтому Господь и говорит о том, что именно помыслы являются причиной наших грехов. В Священном Писании сказано, что мы обязательно должны противостоять этим грехам. Святой апостол говорит так: «…имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор. 7, 1). 

Худые помыслы являются семенем для греховной жизни. Мы всегда должны помнить, что размышления, о которых мы говорим на наших беседах, основываются на Священном Писании и на высказываниях святых отцов. 

Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления, – говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 15, 19). 

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак. 4, 1) 

«Каждый искушается, увлекаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех – смерть» (см. Иак. 1, 14–15). 

Такова особая мудрость, которая заложена в Священном Писании. 

Конечно, мы ни в коем случае не должны желать того, что имеют наши близкие, но в то же время мы определили, что корнем всего являются наши мысли. В мыслях рождается всякий грех (не только зависть, но и другие грехи). Мысли приходят, но если мы их не принимаем, они не остаются, а отходят. 

Как их победить? Читать Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш», то есть изгонять эти мысли из себя молитвой. И тогда они будут проходить мимо нас. А если мы их приняли, затем начали размышлять о них, они начинают нас услаждать, появляется желание, чтобы полностью совершить этот грех. 

Заповедь научает каждого из нас молиться, трудиться в своей духовной жизни. Мы думаем, что если будем совершенно свободно жить так, как живет современный человек, то это нормально. Нет. Святой апостол Павел говорит: «Блюдите, как вы опасно ходите». Враг рода человеческого желает нам всяческого зла, поэтому мы не знаем, когда впадем в грех. 

Господь говорит: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мк. 14, 38). Духовная жизнь должна присутствовать в нас, и тогда мы будем удаляться от греха. Иначе грех будет очень легко входить в нашу жизнь, и мы будем только сожалеть о нем, но уже противостоять ему не сможем. Поэтому святые отцы особенно обращают внимание на эту заповедь Закона Божьего. И не случайно говорят, что она является переходным моментом от Ветхого Завета к Новому, к совершенно другой христианской жизни: более возвышенной, более духовной, милосердной, сострадательной, с поиском духовного пути, помогающего человеку не только не совершать грех, но и бороться с его корнем, с семенем, как говорят святые отцы. 

Предыдущие заповеди, о которых мы с вами говорили, совершенно другие, они очень строго настраивают нас на отношения с Богом. Там говорится о действиях. Возьмем первую заповедь Закона Божьего, вот такие отношения должны быть с Богом: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будет тебе других Богов кроме Меня». Такое строгое отношение к себе, к своим действиям и поступкам по отношению к Богу. Есть Единый Бог, Ему и служи, да не будет у тебя других богов. То есть не имеешь права ни говорить о других богах, ни прославлять их. 

Вторая заповедь тоже говорит об определенном действии: чтобы мы не сотворили себе кумира. Затем говорится уже о важности слова, как мы к нему должны относиться. А слово тоже имеет огромную важность для нас. Слово – это то, за что человек уже осуждается. Слово рождает либо славу, либо хулу, и мы должны произносить его очень внимательно и давать каждому слову оценку. А все начинается просто: не упоминай имени Господа Бога твоего всуе. А через что мы упоминаем его всуе? Через слово. И слово является ответным, потому что за всякое праздное слово мы дадим ответ перед Богом. 

Конечно, должно быть внимание к духовной жизни через четвертую заповедь Закона Божьего, определенное отношение к родителям. А затем уже идут действия по отношению к близким, которые нас окружают. Мы не должны их ничем обидеть. И здесь наши действия порой бывают очень грубые, даже такие, которые приводят к точке невозврата. Чтобы этого не происходило, Господь последней заповедью обращает внимание на то, как мы должны относиться к своему ближнему. Мы не должны его обижать не только делом, но даже каким-то своим помыслом, своей мыслью или желанием. 

То есть вся наша внутренняя жизнь должна сосредотачиваться на нас самих, мы сами должны следить за движением своего сердца и своей души. Тогда, конечно, мы не будем совершать этих грехов. Ведь Господь через закон очень четко открывает нам великую тайну, что мы должны следить не за жизнью ближнего, а все силы направлять на свою жизнь: как земную, так и духовную, внутреннюю. Потому что ближний будет отвечать за себя, и каждый из нас будет отвечать за себя. 

Поэтому Господь направляет такое пристальное внимание на нашу духовную жизнь, на наши действия и поступки. Господь тем самым оформляет человеческие отношения, которые не должны выходить за рамки этого духовного закона, потому что свобода может рождать произвол и безответственные поступки. 

Мы говорили о том, что Господь дает нам закон не для того, чтобы как-то нас ограничить, а для того, чтобы мы поняли, что за границами этого закона наступает страдание человека. Человек, который нарушает этот закон, затем уже несет ответственность и приобщается к последствиям его нарушения. Когда мы видим десять заповедей Закона Божьего, то начинаем понимать, что Господь нас действительно ограждает, сохраняет и оберегает в нашей жизни. 

Есть духовный закон, и нам следует его исполнять. Этими словами я бы хотел закончить цикл наших бесед о заповедях Божиих. И дальше мы приступим к изучению Символа веры. Он тоже очень интересен и важен для нас, это основы нашего вероучения и духовно-нравственной жизни человека. 

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать