«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Пятая заповедь Закона Божия

9 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы будем говорить о пятой заповеди Закона Божия. Пятая заповедь звучит так: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Удивительная заповедь Закона Божия. Конечно, мы очень много слов встречаем в Священном Писании о почитании родителей, о бережном и трепетном отношении к ним, но самые главные слова сегодня прозвучали в этой заповеди, потому что родители являются виновниками нашей жизни здесь, на земле, и если бы не было родителей, не было бы и нас. Поэтому у родителей есть и огромная власть, и огромная ответственность. Но ответственность есть и у детей, и не только ответственность, а вот эта, наверное, единственная заповедь Закона Божия, когда Господь за исполнение ее дает еще и награду. То есть все остальные заповеди как некое  повеление, как некая рекомендация Господа, чтобы мы придерживались именно такого исполнения того или иного Закона, и это совершенно необходимо нам для того, чтобы не приобщиться к страданиям здесь, на земле, и не лишиться Царствия Небесного.

А эта заповедь имеет и награду. Какую? «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». «Да благо ти будет» – то есть ты будешь благословенным и  долголетен  на земле от Господа. Оказывается, наша жизнь на земле, наше долголетие зависят от того, насколько мы почитаем своих родителей, насколько мы бережно и трепетно к ним относимся, насколько мы можем слушать и слушаться их,  насколько можем любить и помогать им в своей жизни. Конечно же, все отношения с родителями Господь постарался еще как-то глубже раскрыть, потому что это самое, наверное, важное и трепетное, что должно быть в нашей жизни, и то, с чем мы сталкиваемся в повседневности. С родителями мы проводим огромное количество времени, они нас воспитывают, доводят до совершеннолетия, потом еще начинают помогать нам, нашим семьям, внукам, а затем наступает старость, которая тоже требует заботы и попечения. Поэтому родители те люди, что всегда бывают рядом с нами.

Тяжело, конечно же, иметь мир и согласие со своими близкими. С чужими – да, потому что чужому особо много не скажешь, а если скажешь, то получишь от ворот поворот, как говорит народная пословица, а своим скажешь, и они все вытерпят. И как раз своим высказываешь что-то не потому, что они плохие или не такие хорошие, а потому, что ты высказываешь тому человеку, который тебя сможет простить в любом случае, но который затем понесет боль в своем сердце.  Поэтому здесь Господь позаботился о том, чтобы мы имели трепетное отношение к своим родителям… «Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них», – говорит премудрый Сирах.

То есть что такое благословение от родителей? Благословение родительское устрояет дома. Почему мы берем благословение всегда у родителей? Идем ли в школу, возвращаемся домой, поступаем ли в вуз, идем в армию, вступаем в брак (тут в первую очередь) – всегда берем благословение родителей, потому что благословение родителей утверждает основания домов. Куда бы мы ни шли, всегда говорим: «Мама, папа, благословите нас». Их благословение – это благословение Божие (такую силу Господь дал нашим родителям). «Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви». «Чада, – поучает премудрый сын Сирахов, – заступи в старости отца твоего».

Смотрите, какая великая мудрость говорится нам в Священном Писании. С одной стороны, чтобы мы слушали во всем родителей своих. Конечно, мы вырастаем, мы говорим о том, что мы уже взрослые, мы эту жизнь понимаем лучше, «вы устарели, вы не знаете и не понимаете современных отношений». Родители наши, конечно, могут не знать компьютеры, родители могут не понимать в каких-то биржевых делах или экономических вещах, но идеология жизни и отношений человеческих остается прежней, человек остается таким же, и грех остается таким же, и правда Божия неизменна, потому что Христос сегодня, вчера и вовеки Тот же. Ничего не меняется. Нет ничего, говорит премудрый, нового под солнцем. Действительно. Поэтому родители не учат нас, какую клавишу нажимать на клавиатуре компьютера, они учат нас жизни, они поучают нас, чтобы мы не делали ошибок в человеческих отношениях, они, конечно же, стремятся всячески, чтобы мы не нажили себе врагов, не сделали тех ошибок, за которые придется платить всю свою жизнь. Поэтому они всегда что-то подсказывают, и в первую очередь, конечно, за мудрым советом всегда шли к своим родителям. И родители говорили эти мудрые советы, и если дети умные, они всегда прислушивались к советам родителей и по сей день сохраняют и свои семьи, и свои рабочие места, и имеют повышение по служебной лестнице; то есть мудрость родительская просто необходима.

У меня был замечательный случай, когда мы начинали преподавать основы духовно-нравственной культуры в Московской финансово-юридической академии (сейчас это известный огромный университет). И тогда мы, как священники, знали свой предмет хорошо, но у нас не хватало опыта преподавания, тогда мы пригласили одного известного профессора (ныне покойную) Юлию Константиновну Евдокимову, и я попросил ее: «Давайте одну лекцию провожу я, Вы у меня присутствуете и говорите о моих недостатках. Другую лекцию Вы проводите, а я делюсь с Вами каким-то опытом своего духовного образования».

Вышла пожилой профессор, на нее ребята смотрят, которые только что поступили в вуз, она посмотрела на них мудрым взглядом, улыбнулась и сказала замечательные слова, которые мне запали глубоко в сердце: «Ребята, мы интересны друг другу: нам интересна ваша молодость, а вам интересна наша мудрость». И вот эти слова, конечно, относятся и к этой заповеди Закона Божия, потому что нам всегда должны быть интересны мудрость и жизненный опыт наших родителей. Поэтому и призыв, чтобы мы во всем слушались своих родителей. Ну и, конечно, боялись их прогневить. Так говорит премудрый Сирах: «Чадо, заступи в старости отца твоего». Здесь уже такое мудрое послушание для каждого из нас: «заступи в старости отца твоего».

Родители, конечно,  посвятили нам свою молодость, лучшие годы, здоровье, отдых. Так жизнь жительствует на земле. Наши родители жертвенно жили ради нас, мы жертвенно должны жить ради своих детей, и так происходит продолжение рода человеческого на земле, но приходит время старости, и оно не за горами. Вся жизнь проходит как одно мгновение, наступает старость, и здесь каждый сын, каждая дочь имеют великую обязанность, и благословение, и заповедь от Господа, конечно же, заступаться, или заботиться, о старости своих родителей. И это самые благодатные послушания, и за это Господь, конечно,  дает большую награду тем, кто выполняет эту заповедь  повеления Божиего, потому что вообще отношения с родителями очень сильно оформляют нашу жизнь: либо дается богатство, либо лишаетесь всего самого доброго  на земле.

«Чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них». Что значит «благословение родительское»? Есть источник благополучия для детей и великий дар от Бога. Это действительно замечательные слова, которые говорит нам Господь. Опять-таки мы с вами говорили: не почитаешь родителей – не будет блага, счастья, удовлетворенности от жизни. Даже если будет богатство, даже если ты займешь высокое положение – все равно у тебя никакой не будет удовлетворенности от этой жизни, потому что благость мы получаем от Господа, а Господь эту благость дает по тому, как мы относимся к своим родителям.

«Проклят Господом раздражай матерь свою, иже злословит отца своего и матерь свою, смертью да умрет».  Вот так в Книге Исход сказаны такие очень сильные и глубокие слова. Смертью да умрет тот человек, который не почитает родителей своих, который доводит их до такого состояния, в каком они могут пребывать. Мы боимся проклятия цыган, экстрасенсов, но мы должны знать, что они нам ничего не могут сделать, они никакого отношения к нам не имеют, они не участвовали в нашем рождении и  нашем появлении на земле. Мы должны бояться Бога и должны бояться собственных родителей, которые имеют власть над нами, и, конечно, духовного отца, который еще имеет и духовную власть решить, прощать и запрещать и оставлять на нас наши грехи. Вот кого мы должны бояться в своей жизни. Родители – это участники нашей жизни, без них бы мы не появились на земле, и родители имеют огромную духовную власть над собственными детьми.

Проклятие матери лишает жизни, проклятие отца, сказано, приносит немало страданий и болезни человеку. Поэтому: дети, не раздражайте своих родителей, – говорит апостол Павел, – ни в коем случае не доводите их до такого состояния, когда они произнесут эти страшные слова. Эти страшные слова привлекут страшные болезни, привлекут несчастные случаи, навлекут на вас беды и страдания. Поэтому всегда должно быть трепетное отношение к своим родителям. Ни в коем случае не спорить, не доказывать, не выводить их из себя, быть благоразумными людьми. Мы всегда должны выслушать мнение других людей, даже если у нас есть внутреннее какое-то несогласие, но мы должны выслушать мнение всех людей, в том числе и своих родителей, а потом, всё мудро соединив в себе, принять какое-то решение. Конечно, нас как свободных людей даже Господь не заставляет ничего делать насильственно, но мы принимаем собственное решение, за которое затем несем ответственность.

Но это не значит, что если мы не согласны с Господом, то должны метать стрелы в небо, если не согласны с родителями, то должны их доводить до состояния некого сердечного приступа, такого серьезного гнева, когда они проклинают собственных детей.  Отношения должны очень четко закладываться в семье, и, конечно, каждый из родителей должен помнить об этом и останавливать собственных детей, когда они уже переступают некую черту дозволенности со своими родителями. Отец – когда дети что-то говорят против матери, мать – когда дети восстают на отца, потому что и то, и другое слово, сказанное родителями, всегда доходит до Господа. Есть такая наша русская пословица: «Слово матери Богу в уши». Вообще должно быть очень трепетное отношение к словам, которые направлены к нашим детям.

Бог слышит слово, и слово не может быть шуточным, пустым – для Бога всегда слово действенное. Если ты говоришь слово, то слово уже имеет действие. Очень много случаев было тогда, когда люди и болели, и страдали лишь только из-за того, что приносили какие-то беды и скорби собственным родителям. Так, рассказывается, к  преподобному Парфению привели ребенка, который очень сильно страдал, мучился и был бесноватым, а преподобный отказался его исцелять. Тогда родители стали просить: «Преподобный, помоги». А он говорит: «Вы же сами к Отцу обращаетесь. Он же с тобой плохо общался?» – «Плохо». – «Ты молился, чтобы Господь наказал его?» – «Молился». – «Вот Господь его и наказал, поэтому пусть он понесет наказание за свое неправильное отношение к отцу». Но родители стали раскаиваться, просить прощения у Господа, у преподобного Парфения, и сжалился, скажем так, Парфений и изгнал беса из этого отрока. То есть очень-очень много случаев, когда люди мучаются, болеют и в своих болезнях хотят принести некую жертву (что-то пожертвовать на храмы, монастыри), чтобы Господь избавил их от болезней.

Рассказывается, как один человек пришел к преподобному Александру Свирскому и как после службы преподобный стал собирать в епитрахиль милостыню, которую народ принес на строительство и восстановление обители. Подошел один селянин. И тот отталкивает его руку. Оттолкнул раз, второй, на третий раз человек опять подходит к нему.«Я от тебя не возьму милостыню». – «А почему?» – ­«Потому что этой рукой, которой ты милостыню подаешь, ты не один раз ударил свою мать». И тогда этот человек говорит: «А что же мне делать?» – «Иди проси прощения у матери». И когда он уже испросил прощения у матери, вернулся к преподобному, тогда преподобный взял от него милостыню.

То есть великий грех, когда  кто-то пренебрегает родителями или смеет даже их бить, – за это очень сильное наказание. Очень много случаев в нашей житийной литературе рассказывается о том, как кто-то ударил мать – и затем Господь его наказал такой сильной болезнью, что эта болезнь его мучила много-много лет. Потом он все-таки раскаялся, и Господь избавил его от этой болезни, но он стал тихим, мирным и стал всем-всем говорить о том, что ни в коем случае и никогда, в каком бы ты состоянии ни был, не должен заниматься рукоприкладством по отношению к своим родителям. Это, конечно, великий грех, и  мы не должны это делать. Вот такое отношение трепетное должно быть всегда к нашим родителям, всегда нужно заботиться об их старости, ни в коем случае не отказываться от них и не отдавать их в дома престарелых.

Был такой случай, когда женщина прожила много лет – 104 года, верующая христианка, и уже оставалось ей жить немного, но еще была крепенькая; дети ее отдают в дом престарелых, и  буквально через месяц она там умирает. И, конечно, такая боль о том, что не смогли до конца донести вот этот крест, который мог бы быть увенчан великой наградой от Господа! То есть перечеркнули за один месяц всю награду и все свои труды по отношению к собственной матери.

Конечно, эта заповедь более широкая, здесь не только почитание родителей очень важно, но и почитание, конечно, власти предержащей. «Всякая власть от Бога», говорит нам Священное Писание. Особенно царственная власть, когда были помазанники Божии. Здесь, конечно, за непочитание власти Господь тоже посылает наказание, но об этом можно говорить много, можно мало сказать. Наше Отечество пережило отказ от помазанника Божиего. «Вся эта власть плохая, сейчас придет новая, она хорошая, она все изменит», но изменила так, что мы до сих пор прийти в себя не можем. Дал Господь эту власть – терпи до конца срока. Потом какую изберешь – опять терпи до конца срока, если мы такую власть избираем. Всякая власть от Бога, и с этим давайте мы не будем спорить, иначе будем страдать так, как пострадали после 1917 года и страдаем даже до сегодняшнего дня. Конечно же, в этом отношении мы должны почитать и священнослужителей, потому что священнослужители – отцы духовные, в их власти, войдем мы в Царствие Небесное или не войдем.

И очень сильно ошибаются те, кто хулит священнослужителей, кто думает о том, что сейчас у нас демократия и свобода и мы распишем этих попов: вот они такие-сякие, сами недостойные… Священник прощает грехи, ему Господь дал власть. «Кому простите на земле, тому Я прощу на небе. И кому не простите на земле, тому Я не прощу на небе». И мы должны заботиться о своей будущей жизни, потому что все равно придет старость,  придет смерть. А за порогом смерти есть и рай, и ад. И там, конечно, каждый найдет свое место. Если мы здесь живем недолго, то там будем пребывать вечно, поэтому нужно заботиться о своей вечности. И особенно тот, кто вступает на путь веры, вступает в Церковь Христову через таинство Святого Крещения, должен это всегда помнить и напоминать об этом всем своим близким. Поэтому почитание должно быть обязательным и старших, и начальствующих. Мы сегодня очень просвещенные ученые, грамотные, мы не только читаем, пишем, но создаем великие программы на компьютерах, летаем в космос, занимаем важное положение в каком-то экономическом поле и так далее. Но что происходит с обществом? Общество деградирует духовно, и это очень страшно. Как-то митрополит Иона (он родом из Москвы, это бывший митрополит Астраханский) приехал в отпуск в Москву, в свой родной город, и говорит: пойду посмотрю, чем живет Москва. И спустился в метро седовласый старец, с бело-седой бородой, с длинными седыми волосами, преклонного возраста… «Я, – говорит, – зашел в метро и был удивлен: какой народ  грамотный; кто читал газеты, кто книги, кто перелистывал страницы в iPhone и  iPad – то есть каждый чем-то занимался. На это было, конечно, смотреть удивительно – какая грамотная Москва, какой она имеет замечательный потенциал! Но при всем этом на протяжении всего моего пути никто мне не уступил место». Это, конечно, очень прискорбно, это нарушение именно пятой заповеди Закона Божия: непочтение к старшим, непочтение к старцам. Человек, конечно, свидетельствует о том, что это последние времена. Мы можем весь мир приобрести, но если не будет любви, никакой пользы нам не будет. Мы, конечно, можем вспомнить и слова святого апостола Павла, когда говорят, что в последние времена люди будут наглые и непочтительны к своим родителям, непочтительны к старцам. Конечно, никто из молодежи не переломится, когда уступит место, но почитать старчество необходимо.

Эта заповедь Закона Божия и говорит нам о том, чтобы мы пересмотрели свое отношение к родителям, начальствующим, священнослужителям; это очень больная тема на сегодняшний день, я бы хотел к ней еще раз обратиться. В древности говорили так: лучше семь деревень спалить, чем одного священника осудить. Сегодня этот грех забывается, что он великий; конечно, за семь деревень сожженных человека предавали смертной казни. А за осуждение священника сейчас чуть ли не получают похвалу – это очень плохо. Причем появляется такая среда, где священнослужители создают блоги против священнослужителей. Это не правда, это не образ демократии, это образ нарушения этой заповеди Закона Божия. Поэтому мы должны всячески стремиться почитать и своих родителей, и начальствующих, и отцов духовных, и старцев. И, конечно, всячески стремиться не раздражать своих родителей, и тогда благословение Божие будет на нас, и долголетнее будем мы все с вами на этой земле.

А сейчас, дорогие братья и сестры, мы прощаемся с вами. Храни вас всех Господь. Следующие наши передачи будут наполнены продолжением изучения заповедей Божиих. В следующий раз мы с вами будем говорить о шестой заповеди Закона Божия, и так будем потихонечку погружаться в мир нашей христианской жизни, христианских законов, которые, как мы с вами говорили, даны нам не для того, чтобы ограничить нашу свободу, а чтобы мы были счастливы на этой земле. Потому что всякое нарушение Закона Божия –это наше незаметное прикосновение к страданиям на этой земле.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать