«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Третья заповедь Закона Божия

25 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы будем говорить о третьей заповеди Закона Божьего, которая звучит так: «Не упоминай имени Господа Бога Твоего всуе». Действительно, имя Божие свято для нас. И Бог как Отец, Создатель, Тот, Кто заботится о нас, является великой святыней в нашей жизни. Поэтому мы должны бережно относиться к имени Самого Господа. В Ветхом Завете запрещалось просто так упоминать имя Бога, не каждый знал имя Господа, поэтому это передавалось из уст в уста только тем людям, которые имели особое посвящение и хорошо знали Священное Писание. Господь дает нам эту заповедь, чтобы мы не переступали границу, за которой идет страдание человека. Какое может быть страдание, если мы просто так употребляем имя Господа? Об этом мы сегодня будем говорить.

Каждый человек должен стремиться не совершать хулу. Мы можем в суете говорить о Боге, можем напрасно божиться, допускать в своей жизни богохульные вещи, хулить имя Божие или сквернословить, употребляя при этом имя Господа. Все это недопустимо, потому что от этого человек теряет благоговение перед Господом, а значит – и духовную связь с Небом.

Что нам делать, если мы привыкли жить без Бога, но все равно к Нему обращаемся, если что-то происходит не так, ропщем, говорим, что Бог создал нас несчастными, и никогда не можем выйти из этого состояния? Так предопределено судьбой. Роптать не нужно. Нужно помнить, что Господь всегда заботится о том, чтобы мы были счастливы. К сожалению, мы сами не можем быть счастливыми, потому что неправильно используем ту свободу, которую нам Господь дает. Порой направляем свои дела не на доброе, а на злое, что приводит нас к страданию. Как избежать страданий? Очень просто. Для этого мы говорим с вами о заповедях Божиих, которые необходимо исполнять. Если мы не просто послушаем их, а прислушаемся  к словам, с которыми Господь обратился к нам, жизнь будет меняться.

Мы не раз говорили о том, что все заповеди даны для того, чтобы мы были счастливы. Если мы не переступаем границы заповедей, в нашей жизни бывает все хорошо. Если же совершаем ошибки,  не Бог нас наказывает: мы нарушаем духовные законы, за которые приходится страдать. Нарушение законов приводит к страданию. Такое отношение и должно быть к тем словам, которые мы произносим. Слово имеет мистическое значение. Нужно очень трепетно относиться к своим словам.

Помните пословицу, которая говорит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Потому что слово имеет действие. Если ты промолчишь, сохранишь мир со своими близкими, тебе не придется оправдываться. Но если ты произнес слово – оно будет иметь действие: как положительное, так и разрушительное. Если слово доброе, оно приводит к миру. А от одного злого слова порой разгорались целые военные действия, гибло много людей. Одним добрым словом примирялись целые государства, они избегали каких-то глобальных конфликтов.

Почему у нас появились дипломатические службы и ведомства? Дипломат обладает словом, и эти слова имеют действие. Не только сила, оружие имеют действие, но слово на человеческое сознание оказывает и хорошее, доброе, убедительное воздействие. Поэтому к слову всегда было такое отношение. Всегда мудрые люди говорили много различных пословиц. Например, у нас в Академии существует пословица: «Слово – не воробей. Поймают – вылетишь». Одна пожилая раба Божия в храме мне говорила: «Батюшка, говори не то, что знаешь, а знай то, что говоришь». Учила нас всякой премудрости.

Священное Писание напоминает нам: «да никакое скверное слово не выйдет из уст ваших», то есть каждое слово должно быть осознанным нами. «От слов своих осудишься, словами своими оправдаешься». В Священном Писании подчеркивается, какое значение имеет слово. Поэтому должно быть бережное отношение к тем словам, которые мы говорим.

Мы должны помнить о действии слова. Например, сегодня многие родители обзывают своих детей: ты дурак (и другие есть очень плохие слова). Забывают: какими словами назовешь своих детей, такими дети и становятся. Велико слово матери. Если мать говорит это слово, в конце концов ребенок таким и бывает. А потом начинают страдать: а почему такой мой сын? такая дочь? Потому, что вы сами называли их такими словами. Эти слова повлияли на них духовно.

Всем известно, что проклятие матери лишает жизни детей. Мать не должна необдуманно говорить какое-то слово. Она участница вместе с Господом в рождении и появлении ребенка на свет, поэтому имеет определенную духовную связь с ним. Проклятие матери лишает жизни детей, а проклятие отца приносит немало страданий. Почему в Священном Писании говорится, чтобы дети не раздражали своих родителей, а родители обдуманно подходили к словам и действиям собственных детей? Все взаимосвязано, и на это нужно обращать внимание.

Я знал благочестивую чету, люди договорились между собой, что когда у них появятся дети, они будут их называть только зайчиками, котеночками и так далее. И ни в коем случае никогда детей не обзывали. Когда дети подросли, родители сказали: «Дети, и между собой, и в школьных коллективах вы не должны никогда никого обзывать, потому что ангелы небесные зрят, видят ваше лицо, слышат ваши слова. И чтобы не давать ответ на Страшном судище Христовом». Также говорили: «Мы с мамой не ругаемся матом, не ссоримся, не обзываемся, потому предлагаем и вам  никогда не обзывать друг друга и не говорить плохих, скверных слов».

Если же родители привыкли выяснять между собой отношения бранными словами, то и дети начинают в малом возрасте подражать им. Они думают, что если родители говорят такие слова, значит – и им можно, потому что они уже взрослые. И дети, подражая взрослости своих родителей, начинают со всеми говорить нецензурными, бранными словами.

Бранные слова всегда назывались сквернословием. Матерная брать – это, как говорит отец Сергий Булгаков, поругание всякого материнства. Почему мы говорим «матерная брань»? Потому, что происходит поношение Матери Церкви; Матери нашей Родины; родной матери, которая родила; и Матери Богородицы. У тех, кто матерится страшными словами, происходят сильные духовные изменения в душе, которые приводят к большим трагедиям.

Отец Сергий Булгаков говорит, что причиной революции в 1917 году была матерная брань, которая стала свойственна нашему народу. Почему он делает такие выводы? Когда человек поносит самое святое в своей жизни, он теряет благоговение. Причиной революции стало поношение Родины-матери, Божией Матери и родной матери. Если ты ругаешь самое святое, свою мать, если ругаешь Божию Мать, Которая является Заступницей и Покровительницей всего человечества, Которая дала согласие от имени всего человечества, чтобы наш Господь пришел на землю и воплотился; если  ругаешься словами и поносишь свою Родину – у тебя уже нет святыни, ты потерял святость. Если ты потерял святость – ты потерял благоговение. От этого произошла революция.

Что такое революция? Это междоусобная брань – война между братьями. Когда ты потерял святость, благоговение, тогда ты смело можешь поднять руку на своего брата.  Матерная брань приводит к таким серьезным потрясениям – и духовного, и нравственного характера.

Мы должны обращать особое внимание на те слова, которые произносим. Если человек привыкает ругаться матом, он потом Господом бывает наказан. Рассказывают случаи, когда человек после парализации терял возможность говорить, он выражал свои как положительные, так и отрицательные эмоции с помощью матерной брани. Понимали его только близкие, остальные ужасались. Ни в коем случае не нужно увлекаться этими словами, а стремиться, чтобы они вообще исчезали из нашего обихода, с благоговением надо относиться к тем словам, которые мы говорим.

Слово имеет огромное значение, оно отражает этот мир, описывает его, учит правильно мыслить. Когда дети воспитываются в произношении правильного слова, они любят литературу, глубоко рассуждают, любят проникать в смысл Священного Писания. Если нет, то, конечно, образуются новые языки.

Сегодняшняя молодежь образует непонятные новые слова. Например, я как-то услышал от молодежи: «Мы орали сегодня на уроке». Я говорю: «Зачем же вы кричали?»  –  «Да нет, Вы не понимаете! Орать на нашем языке – громко смеяться». Я говорю: «Подождите, это изменение вообще смысла... Ora et labora («молись и трудись»), говорили древние монахи». «Ора» – молитва, потому что мы молиться должны так, как будто кричим, взываем к Господу – от всей души, от всего сердца. А здесь новые понятия. Оказывается, орать – это смеяться.

Мы уходим от глубочайших понятий. «Орать» (или «ора») – это кричать, взывать к Богу из глубины души. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», – говорит псалмопевец. Это был сильный крик души, поэтому молитва была такой сильной и глубокой.

Совершенно новое общение у молодежи. Это называется языками субкультур, когда ребята общаются между собой особым языком, в каждое слово вносят какой-то новый смысл, совершенно непонятный другим. Их не понимает этот мир, и они стараются удалиться от общения с ним. Все это приводит к трагедии и духовной нищете нашей молодежи. Поэтому мы особое внимание должны уделять воспитанию детей в бережном отношении к слову. «За всякое праздное слово дадите ответ перед Отцом Небесным». Поэтому слова должны говориться обдуманно. Тогда они будут обогащать человека, иначе мы будем пребывать в духовной нищете, нравственно деградировать. Поэтому и дает Господь такую заповедь: «Не упоминай имени Господа Бога твоего всуе». Потому что это приведет к потере святости, благоговения;  разрушаются все узы, границы, и человек приобщается к безнравственной, бездуховной жизни; может быть, даже жестокой.

Очень часто мы не имеем ответственности за свои слова – это самое страшное. Некоторые клянутся именем Господа Бога и клятву не выполняют. Священное Писание нас предупреждает, чтобы мы не клялись ни Небом, ни землею, потому что Небо является Престолом Божиим, земля – подножие ног Его. Клятву не нужно произносить, потому что неизвестно – выполним мы ее или нет. Когда мы говорили о второй заповеди, мы говорили, что всяк человек ложь, то есть мы сами себя часто обманываем: «Я хороший человек. Завтра сяду на диету, начну новую жизнь, буду молиться, читать Священное Писание». Начинается новый день – продолжается старая жизнь. Мы сами себя обманываем, потому что у нас не хватает сил от чего-то плохого отойти. Поэтому никогда не нужно произносить клятву.

Бывает, мы произносим некий обет – даем перед Богом обещание: Господи, если Ты мне вот это и это сделаешь, то я сделаю вот это и это. На самом деле Господь нам помогает, а мы не выполняем то, что обещали Богу. За это тоже надо будет отвечать перед Господом. У нас появилась такая шутка. Один человек искал парковку в центре Москвы, потому что приехал в министерство и опаздывал к какому-то большому начальнику. Стал молиться: «Господи, я в храм пойду, молиться буду, исповедуюсь, причащусь, только дай мне какое-нибудь место, чтобы не опоздал на важное совещание». Господь ему, конечно, послал место. Он подъезжает туда и говорит: «Господи, не надо ничего, я сам нашел»».

Так и мы – постоянно приписываем себе то, что Господь нам дает. Этого не должно быть! Мы преступаем эту заповедь, когда невнимательно, рассеянно молимся, рассеянно читаем Священное Писание. Это тоже нарушение заповеди Божией, потому что слова Господни мы произносим всуе. Говорим «Господи, Господи», а сердце наше далеко отстоит от Него. Вроде бы читаем молитву, а на самом деле мы ее не слышим. Читаем Священное Писание, но не вникаем в него, не слышим его святых слов.

Мы правильно будем поступать, если не будем стремиться  употреблять имя Господа Бога в каких-то шутках, не будем слушать тех юмористов, которые постоянно рассказывают анекдоты о Господе, Церкви, священнослужителях, монашествующих, епископате. Это недопустимо!

Журналисты начинают что-то скверное писать, осуждая и Господа, и Церковь, забывая, что Церковь – это не просто земное учреждение, а Божественный организм. «Церковь  есть Тело Христово, а Глава Церкви – Христос».

Мы не должны забывать, что Церковь – это наша святыня. Нельзя никого никогда осуждать, но когда осуждаем священнослужителей, монашествующих, иерархов Церкви – это особый грех. Мы сквернословим, осуждаем нашу Церковь. Что мы знаем о священниках, монашествующих? Ничего не знаем. А когда плохо говорим о них – говорим плохо о Церкви, хотим причинить боль нашему Богу. Таких случаев очень много.

Когда я был молодым священником, однажды шел по перрону в Сергиевом Посаде и встретил человека, который был нетрезвым. Он начал кричать: «Харкните этому попу в рожу». Я тогда очень сильно смутился, подумал: «Почему он относится ко мне так? Ведь он меня не знает, я с ним не знаком, не причинил ему никакой боли, обиды». Пришла хорошая мысль: я понял, что этот человек выясняет отношения с Богом. У него не сложились отношения с Богом. Через эту боль он хочет нанести боль мне, через боль мне – хочет нанести удар по Своему Господу.

Когда мы читаем блогеров, которые начинают что-то комментировать, или статьи журналистов, которые что-то говорят о священниках и Церкви, думаешь: «Вы же ничего о них не знаете!» Происходит выяснение отношений с Самим Богом, а это – нарушение третьей заповеди Закона Божьего: «Не упоминай имени Господа Бога твоего всуе».

Не делай того, что затем причинит тебе огромную боль, твоим близким, потому что всякое нарушение Закона Божьего приводит человека к страданиям. Не потому, что Бог наказывает; мы сами себя наказываем, потому что нарушаем закон.

Если человек переходит дорогу не на зеленый, а на красный свет, его сбивает машина – мы же не говорим, что его Бог наказал; он сам себя наказал. Если человек вместо воды пьет керосин, бензин, у него будет язва желудка или он умрет. Опять его Бог наказал?  Нет, он нарушил закон естественного питания.

Бог никого не наказывает – мы сами себя наказываем, когда нарушаем духовные законы. Поэтому должны всячески стремиться не нарушать, а исполнять заповеди. И бережно относиться к слову, чтобы никакое худое, скверное слово не выходило из уст наших.

Сегодня мы разбирали удивительную заповедь Закона Божьего. Постараемся в своих домах, семьях бережно относиться к слову, чтобы дать положительный, добрый пример своим детям. И детей надо останавливать, чтобы те слова, которые с легкостью произносятся, не произносились без рассуждения и осмысленного подхода. В следующий раз мы будем говорить о четвертой заповеди Закона Божьего. Эта заповедь тоже очень удивительная. Она говорит нам, как мы должны относиться к Богу: «Шесть дней работай, а седьмой – Господу Богу твоему». Эта заповедь откроет нам удивительное отношение Бога к человеку и человека – к Богу.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать