«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Вводная беседа

4 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Добрый день, дорогие братья и сестры! Мы начинаем новую рубрику очень знаменательных и интересных передач – «Огласительные беседы». Конечно, огласительные беседы необходимы не только для тех, кто хочет принять крещение, они будут интересны и для тех, кто сегодня уже крещен, но хочет более глубоко познать особенности нашей православной веры.

Христианство – это особая жизнь, и каждый христианин живет не хаотически, он живет по законам, которые Господь дал человеку. Эти законы просто необходимы. Они необходимы не для того, чтобы как-то обременить человека, ведь каждый закон – это не просто какое-то ограничение в нашей свободе. Закон – это предупреждение, это некая граница, через которую нельзя переступать. За чертой этих законов лежат скорби, страдание, болезни, поэтому Господь и дает нам законы. Они немногочисленны. Если мы возьмем законодательство, которое имеет наш светский мир, то будем очень сильно удивлены, когда и шкафа не хватит, чтобы вместить все законы, которые регламентируют жизнь человека на земле. И каждый человек, который хочет в мире и согласии жить с государством, старается исполнять эти законы.

 Господь же всего-навсего дал десять заповедей, но они спасают человека от тех переживаний, болезней, скорбей, с которыми он может столкнуться в своей жизни. Поэтому каждая заповедь помогает человеку, а не лишает его свободы. Нам необходимо знать их и исполнять. Но чтобы их исполнить, нужно их понять, принять и всячески стремиться проникать в глубину этих законов.

Когда человек едет или переезжает в другое государство, он обязательно изучает законы, чтобы его жизнь совершенно мирно и тихо проходила в этом государстве. Когда человек также принимает христианство, ему необходимо знать и законы, и богословие, и другие какие-то очень важные слова, которые Господь сказал человеку. Для чего? Наша жизнь направлена не только на то, чтобы мы хорошо пожили на земле. Но наша жизнь – это поиск Царствия Небесного. «Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его, а остальное все приложится вам», – говорит Господь. Поэтому все то, что Господь хочет сказать нам, – это некие вехи, которые указывают нам путь в Царствие Небесное. Поэтому мы и стремимся изучать законы, стремимся познавать слово Божие.

Мы с вами сейчас переживаем праздничные дни, когда Церковь Христова празднует Преображение Господне. Здесь мы вспоминаем слова Священного Писания, вспоминаем святых апостолов, как они вместе с Христом поднялись на высокую гору помолиться и как им было удивительно и прекрасно, когда Господь преобразился. Здесь покрыло их густое облако, и они услышали слова Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Это очень важные для нас слова, потому что нам необходимо слушать Господа. Если мы услышим то, что Господь говорит нам, то эти слова помогут нам выстоять в этой жизни и приобщиться к Царствию Небесному. Если мы посещаем храмы, монастыри, посещаем великих духовников, то всегда слышим: «Читайте Священное Писание, читайте слово Божие». И когда мы читаем слово Божие, мы действительно слышим те слова, что Господь обращает к каждому из нас.

Эти слова необходимы к применению как в земной жизни, так и в поиске того духовного пути, который приводит нас к спасению. Без этого невозможно, потому что мы сегодня живем различными понятиями, в нашу жизнь входят какие-то новые ценности. Но мы должны всегда помнить, что вера – это то, что неизменно. Почему вера не меняется? Почему веру нельзя как-то подстроить под сознание современного человека? Да потому, что Христос неизменяем, Бог неизменяем. «Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», – говорит святой апостол Павел. Поэтому то, что Бог дал человеку, – это истинное, важное и самое главное, это является непреложным. Поэтому  прислушаемся к словам Священного Писания.

И огласительные беседы, конечно, будут строиться по-особенному. Построение наших бесед будет слагаться из изучения, рассмотрения и разбора вместе с вами в первую очередь заповедей Божиих, которые Господь дал Моисею на горе Синай. Почему же мы начинаем с Ветхого Завета? Да потому, что эти заповеди дал Господь человеку. И когда Иисус Христос пришел на землю, Он сказал: «Я пришел не нарушить закон, а исполнить его».  И каждый из нас должен знать эти заповеди. Они говорят нам о тех отношениях, которые мы должны строить с Господом, о тех отношениях, которые мы должны строить с близкими. Что нам можно, а что нельзя, что полезно, а что наносит определенный вред.

Например, раньше родители воспитывали нас так: не говорили, что значит хорошо или плохо. Потому что понятия «хорошо» или «плохо» очень расплывчатые. Что хорошо дома, то не очень хорошо в наших отношениях на улице. Или что на улице хорошо, то плохим считается дома. Родители всегда воспитывали и говорили: «Вот это грех. Вот так можно поступать, а так нельзя поступать, потому что это грех». Грех – это зло, это то, что разрушает человека, что его противопоставляет небу. И когда мы поступаем неправильно, то, конечно же, понимаем, что грех всегда ведет к разрушению. Тогда человек начинает понимать, что эти поступки не должны совершаться в нашей жизни.

Конечно, мы будем говорить и о новозаветных заповедях, заповедях блаженств, будем говорить с вами о молитве Господней, о Символе веры. Это тоже необходимо. Но мы не начинаем с вами с Символа веры. Чтобы понять наше вероучение, необходимо знать основы, которые закладываются в заповедях Божиих, в заповедях блаженств, в молитве Господней. Затем уже  перейдем к тому богословию, которое будет нам открывать Божественный мир:  великую тайну нашего домостроительства Божиего и нашего спасения.

Эти глубины помогут нам пропитаться разумом Христовым. Почему это необходимо? Потому, что каждый должен рассуждать не от своих мыслей, не от тех идеологических мнений, которые существуют в нашем мире. Причем они очень часто изменяются, и человек не знает, как правильно поступить. Кто-то рассуждает от своих страстей, кто-то рассуждает от тех принципов, которые закладываются в современные человеческие отношения. Апостол Павел говорит о том, что мы не должны жить своим умом, мы должны жить умом Христовым, то есть должны рассуждать так, как рассуждает Господь. И каждый свой поступок сверять с теми словами, которые сказал Господь: а не нарушил ли я какую-нибудь заповедь, не будет ли мой поступок являться противоречивым тем словам, которые сказал Господь?

Поэтому при познании Священного Писания для нас будет открываться глубочайший христианский мир, замечательные рассуждения, которые будут нас приводить к Христу не только за счет того, что мы чему-то научились, а за счет того, что мы от этого познания будем правильно поступать в жизни. Эти поступки будут украшать человеческие отношения, будут дарить радость тем людям, которые окружают нас. Когда человек правильно поступает, другие начинают спрашивать: «А почему он так живет, почему  так поступает?» Потому, что он христианин, он живет по заповедям Божиим. «Если христиане живут так, то я тоже хочу так жить, я тоже хочу быть настоящим христианином». В этом заключается красота человеческих отношений. Если мы будем жить по тем законам и словам, которые оставил нам Господь, то жизнь на земле изменится. Здесь будет мир, правда и радость. Это будет приоритетом жизни всего человечества.

К этому мы и должны стремиться. Потому что христианин – это не тот, который принял христианство, не тот, кто носит крестик на груди и радуется тому, что он такой. Христианин – это человек, который живет согласно заповедям  Божьим, согласно тем указаниям, которые Господь оставил для каждого из нас в Священном Писании. К этому мы и должны стремиться. Вот эти знания или рассуждения должны привести нас к тому, чтобы мы жили по-настоящему, по-христиански. Конечно же, придется противостоять всяким искушениям, неправдам; может быть, даже и непониманию, потому что этот мир не будет нас понимать, но он будет нас принимать, ему будет приятно видеть те моменты святости, которые будет проявлять каждый христианин в отношениях со своими близкими. Вот почему преподобный Серафим Саровский сказал: «Спаси себя – и около тебя спасутся тысячи». Этот пример завораживающий, привлекательный.

Люди всегда будут стремиться искать правду в этой жизни, но правду не нашу человеческую, а правду Божию. Наша правда очень сильно отличается от правды Божией, потому что мы судим со стороны своих страстей, своих капризов, своей гордыни. А правда Божия не имеет предвзятости, правда Божия наполнена любовью, потому что Бог есть любовь. Этот момент очень важен. Я думаю, что наши беседы послужат нам в том, чтобы мы с вами набирались больше истины, больше правды, чтобы для нас открывалась вера Христова. Вера необходима человеку, и мы понимаем, что без веры человеку нельзя жить. Каждый человек верующий.

Некогда патриарха Алексия I, когда он посетил Соединенные Штаты Америки в шестидесятые годы прошлого века, спросили: «А много ли в России неверующих людей?» Он ответил, что неверующих людей нет в России. Спрашивающий удивился: «Как нет?» Патриарх сказал: «Существуют люди, которые верят, что Бог есть, и существуют люди, которые верят, что Бога нет. То есть все люди верующие». Вера присуща каждому человеку. Она дает нам возможность ощущения жизни вечной, стремление к Царствию Небесному. Еще Плутарх во II веке сказал  замечательные слова: мы можем посетить разные народы, увидеть племена, увидеть народ, который просвещен, увидеть людей, которые не просвещены, не имеют ни культуры, ни познаний в материально-технической стороне жизни, но не найдем ни одного неверующего народа или племени.

Каждый человек понимает, что такое хорошо и что такое плохо, что является хорошим поступком, а что является недостойным поступком в нашей жизни. Но в то же время у нас есть желание жить с Богом, у нас есть желание искать вечной жизни. Мы никогда не можем сказать, что мы удовлетворены тем, что мы пожили – и все, растворимся, наша жизнь закончится. Даже в советские, атеистические времена человек, который имел желание быть атеистом, все равно, когда наступали последние дни, ощущал, что жизнь будет иметь продолжение. Как он выражал свое чувство? Разными, конечно, способами.

Есть замечательный стих, который именно говорит о том, как умирал парторг и как мама предлагала ему принять крещение. Он отказывался, но в то же время у него было огромнейшее желание сказать, что он не умрет, что его жизнь будет иметь продолжение. Это естественное чувство. Конечно, каждый человек  осознает, что жизнь не может так быстро закончиться, она имеет свое продолжение.

Умирал парторг. Подушку скомкав,

Он твердил, не пряча редких слез:

– Буду жить я в памяти потомков,

Песнях ветра, шелесте берез!

 

Плача, мать поправила подушку,

Предложила хоть чуть-чуть поесть.

Но спросил со страхом он старушку:

– Мама, после смерти что-то есть?

 

–Да, сынок! Ты покрестись!

– Не надо!

Жить еще хочу я, слышишь ты?!

Не хочу ни рая и ни ада,

Ни кошмарной вечной пустоты!!!

 

Медсестра поставила уколы,

Он затих, как лодка на мели.

А затем к нему из новой школы

Мальчики и девочки вошли.

 

И сказал парторг, подушку скомкав:

– Проходите, и не нужно слез.

Буду жить я в памяти потомков,

Песнях ветра, шелесте берез!..

                               (Евгений Санин)

Никто никогда не отказывается от жизни, только ищет какие-то пути продолжения этой жизни: кто в перевоплощении, кто в шелесте берез и шуме ветра. Но на самом деле каждый из нас внутренне ощущает, что жизнь продолжится и что ради этой жизни стоит потрудиться на этой земле.

Конечно, бывают самые разные минуты. Бывают минуты какой-то скорби, отчаяния, поиска Бога. Если у человека все хорошо в жизни, он не ощущает, есть  Бог или нет Его, он живет обычной жизнью. Но когда он встречается с трудностями в своей жизни, то начинается поиск, поиск возможности за что-то зацепиться, чтобы что-то дало продолжение этой жизни, какую-то надежду в вечности.

Мы не случайно здесь говорим, что каждый ищет Бога: и простой человек, и именитый. Этот поиск был и у А. С. Пушкина, который в свое время написал великому нашему святителю Филарету стихотворение; в нем он выразил свое отчаяние. Он написал известные строки, которые кто-то слышал, кто-то, может быть, не слышал. Александр Сергеевич в трудные минуты написал святителю Филарету:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Человек, который живет без Бога,  томится и испытывает трудные минуты в жизни. Без Бога жизнь очень сложна, без Бога не до порога, без Бога человек не может найти какую-то твердую опору в этой жизни, человек испытывает такие трудности, что  разочаровывается во всем. Казалось бы, Александр Сергеевич Пушкин – великий человек, прекрасный поэт, около него толпилось огромное количество людей, он уважаемый, он почитаемый, он богатый – все у него есть. Казалось бы, все, к чему мы стремимся в своей жизни, отказываясь от Бога, от Церкви и от молитвы, – он имел. Но не имел самого главного – не имел Бога, не имел молитвы, и все то, что он имел, не приносило ему радости. Святитель Филарет, видя его такой духовный поиск, отвечает ему:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Он воззвал к нему и призвал, чтобы он вспомнил Того, Кого он забыл, Того, к Кому он должен идти, и тогда жизнь изменится, она наполнится. И каждый из нас должен понимать, насколько мы с вами находимся в таком тяжелом состоянии, жизненном состоянии внутренней тоски, переживания; может быть, каких-то болезней, может, каких-то больших неприятностей жизненных, продолжительных, потому что мы забыли Бога, потому что томимся и не можем нащупать дорогу, по которой должны идти. А почему? Надо только что сделать?

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

И тогда в жизни все наладится. Александр Сергеевич потом прекрасно ответил святителю Филарету:

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

Вот эти три небольших столбика, которые написал святитель Филарет Александру Сергеевичу, пробудили в нем и жизненные силы, и познание Бога. Он томился, он искал Бога. Каждый из нас тоже томится, ищет Бога и не может найти некоего успокоения. А когда человек будет жить с Богом, в жизни его все наладится – будет тишь да гладь и Божья благодать, как говорили наши предки. К этому и нужно стремиться.

Наши беседы помогут всем нам войти в мир православия; может быть, где-то остановиться, где-то задуматься, а где-то встать на правильный путь, который принесет нам успокоение и радость. Наши предки говорили: «Без Бога не до порога». А с Богом ничего не страшно, с Богом не страшен этот мир, с Богом не страшны те люди, которые творят зло, потому что Бог всегда побеждает зло, Бог есть добро, Бог есть правда, Бог есть свет. И когда мы идем за Богом, тогда любовью наполняется наше сердце, а Господь Своим светом озаряет наш путь, и мы уже не живем во тьме, а живем в свете. Вот цели наших бесед, дорогие братья и сестры.

Записали Ольга Румянцева и Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать