О земном и о небесном. Власть

23 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, сегодня актуальная тема во все времена – власть. Какие эмоции у Вас лично вызывает это слово?

– Это ответственность. Это посмотреть в глаза. Это когда узнают на улице. Это и дружба. Ну и, конечно, немножко обида, потому что иной раз хотелось бы, чтобы что-то заметили и сделали, но почему-то это никак не заметят. Ведь каждый в своем дворе чаще видит ямы. Так же и я в своем дворе замечаю что-то и говорю: «Ну разве это не видно?» И немножко обидно.

– Если задаешь в поисковике тему: «вопросы священнослужителю о власти», то первый вопрос, который задает любой прихожанин и вообще интересующийся человек, – всякая ли власть от Бога?

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала задаться вопросом, что мы подразумеваем под словами «от Бога». Это очень важно. Повторяя слова апостола о том, что всякая власть от Бога, мы не должны таким образом оправдывать неправедную власть, или власть, к примеру, богоборческую, или власть одного человека над другим, которая превращается в бесконечную тиранию и насилие. Чтобы мы таким ответом не перенесли ответственность на Самого Бога, сказав: «Ну что ж; значит, так Богом установлено». Нет!

Действительно, Бог является источником всякой власти и эту власть дает нам. Власть любить, дружить, прощать. Мужчине дает власть быть главой семьи, женщине – быть матерью детей. Бог дает каждому человеку определенную власть. Преподавателю в вузе, школе – учить детей, кондуктору – продавать билеты, полицейскому – останавливать за превышение скорости. Губернатору, президенту, главе района Бог дает власть в рамках тех полномочий, которые у них есть. Когда человек принимает эту власть, он как раз и должен это помнить – что всякая власть от Бога.

Однажды Пилат сказал Христу: «Ты знаешь, что я могу отпустить Тебя, а могу казнить. Как Ты мне отвечаешь?» И Христос ответил на это Пилату: «Не было бы у тебя никакой власти, если бы она не была дана тебе от Бога». Это значит, что Господь призвал его к совести: «Помни, что твоя власть не в том, чтобы быть, кем ты хочешь, но в том, чтобы быть совершителем правды на земле». И слова «всякая власть от Бога» заставляют задуматься прежде всего об этом.

– Как исторически складывались отношения между Церковью и государственной властью? До и после того, как согласно статье 14 Конституции государство стало светским?

– По-разному. Это было связано с разными этапами общественного устройства, политической жизни. Мы можем взять древние времена и времена императора Константина. Хотя он и собрал Первый Вселенский Собор и на этом Соборе были приняты важные решения, которые положили конец очень долгим противоречиям внутри самих церковных общин, но надо заметить, что сам император Константин был на тот момент язычником, не был христианином. Крещение он принял намного позже, практически перед своей смертью. Но при этом как человек, облеченный властью, он совершенно четко понимал, что его участие в церковной жизни связано не с тем, чтобы разобраться во внутренних дискуссиях церковной жизни, а с тем, чтобы создать такие условия, когда эта дискуссия в конце концов приводит к достижению единого мнения, к принятию Собором догматов нашей веры.

То же самое случалось и в отношении Церкви к самой власти. Каждый из институтов – государственной власти и Церкви – понимал, что все мы служим одному хозяину (как однажды замечательно сказал Ф. М. Достоевский учащимся Московской духовной академии), но у каждого свое призвание. У власти призвание – совершать посредством силы ограничение зла, а у Церкви – ограничивать это зло силой убеждения, силой слова, силой веры, силой доброго дела, силой таинств – того, что является олицетворением Божественного присутствия в мире.

Взаимоотношения между Церковью и государством были разными: от теплых и дружеских объятий до душных и невозможных, до холодных и на очень далеком расстоянии. Все зависело и от того, какую цель преследовало в том числе само государство в своей политике. Далеко за примерами ходить не надо. У нас на Кавказе в период богоборческой власти, в период гонений, в период мучеников, исповедников Церковь страдала и плакала вместе с людьми, которые были лишены своих семей, своих земель, своих домов. Хотя, несомненно, исполняя евангельское слово, за своего преследователя каждый христианин молился. Евангелие говорит: молитесь за гонящих вас и благословляйте проклинающих вас. И мы молимся за этих людей, чтобы Бог и их совесть разбудил. Но назвать это правильной политикой или политикой, одобренной народом, совершенно нельзя. Это горькие страницы нашей истории, но мы и эти страницы бережем.

– Владыка, далеко не все молятся за власть. Мало того, еще вопрос в тему. Как Вы прокомментируете выходку скандально известного грузинского телеведущего по отношению к нашей власти?

– Не перестаю удивляться, насколько глубок человек... Когда человек наполняет себя Небом, как высоко поднимается его ум, его образ жизни, каким он может быть настоящим, свободным, интересным, живым, ярким! Но не перестаю удивляться, как глубоко человек может упасть. Кажется, что отметки «упал на самое дно» нет. Насколько глубоко человек может падать в своих грехах, в своей ненависти, в своей скверной жизни! Когда он перестает быть небом и становится мраком и ночью, как много в нем становится того, что пахнет сыростью, землей и смертью. По-другому не могу это объяснить. Это падение. И прежде всего страшный грех этого человека заключается в том, что эти слова родились в нем. Это означает, что в нем, к сожалению, очень прожженная, гнилая душа, которая рождает такие горькие семена, горькие слова. И рождает их как декларацию своего отношения. При всех самых глубочайших и страшных потрясениях, которые бывают в жизни, каждый из нас должен оставаться человеком. Иначе что тебя отделяет от того, кого ты называешь зверем? Ты точно такой же.

– Смогли бы Вы помолиться за такого человека? Или это очень трудно все-таки?

– Я отвечу так: я не смог бы не молиться о нем. В моей жизни были такие обстоятельства, когда торжествующая неправда, олицетворенная в определенных людях, брала верх. И тогда внутренне, конечно, все наполнялось разным чувством. Но я понимал, что  если отдать этому огню всего себя, то в нем сгорит все, в том числе я сам. В кого тогда я превращусь? Тогда я особенно горячо понимал, что все, что я могу сделать, – это помолиться об этом человеке. Вернее, я не могу не молиться о нем, потому что я верю в Бога. Если я не стану молиться, значит, вера во мне очень слаба.

– Вопрос возник потому, что меня удивила реакция нашего президента – она была не агрессивная. У него хватило мудрости проявить себя по-другому.

– Он сделал верно, потому что не подложил этих дров в души других людей. Очень легко заразить огнем ненависти, но так трудно потом это погасить. Особенно летом это понимаешь: сколько сейчас горит полей в Ставрополье! Так легко от какого-то непотушенного окурка, спички или костра зажечь маленький огонечек, но потом все это превращается в трагедию большого количества людей. Легче сразу это загасить, затоптать ногой. Да, иногда это может казаться очень тяжелым поступком. Как говорится, не хотелось бы переступать, да надо.

– Кто-то только приступает к власти; каждый когда-то начинает этот путь. Как, на Ваш взгляд, власть должна менять человека? Или не должна?

– Наверное, у человека меняется ритм жизни: он позже ложится и раньше встает. Мне так кажется. Я говорю это в том числе из своего опыта. Я уже сказал, что власть – это прежде всего ответственность перед Богом. Слова Христа Спасителя о том, что «ничего бы у тебя не было, если бы не было дано тебе свыше», заставляют нас думать о нашем стоянии перед Богом, о том, что предстоит дать ответ за тех, кто стоял рядом с нами. Чтобы мое стояние было не потому, что я всем другим дал по ногам и теперь они на коленях, а я стою выше. Нет! Я должен их ставить рядом с собой. И моя сила власти – поднять людей с колен в их надеждах, в их жизни, в их отношениях; дать им возможность преодолеть это состояние и помогать им стоять, потому что я имею власть. Я сам стою не потому, что я такой великий, а потому, что Бог меня держит. Как только я забываю об этом, я сам падаю на колени.

– Как говорят, любой солдат хочет стать генералом. Когда священник становится на путь карьерной лестницы (если так можно говорить), встает на путь служения, он должен стремиться к продвижению по карьерной лестнице?

– Не должен. Но бес не дремлет и всякое делает, чтобы человека искусить, в том числе ложной властью; мол, ты заслужил. Как дьявол Христа ставил на вершину и говорил: «Поклонись мне и все это отдам Тебе. Ты заслужил, Ты можешь, Тебе должен принадлежать этот мир по заслугам Твоим». Как только ты начинаешь прислушиваться к тому, что ты лучше других и тебе такие награды вешают, эти награды потом становятся очень тяжкими и тянут вниз.

– Почему есть «добрая» традиция во всем винить власть? «Я не женат – это Путин виноват». Как Вы думаете, почему так?

– К примеру, я не женат и могу точно сказать, что Путин в этом не виноват, это был мой выбор.

Почему мы так делаем? По двум причинам. Во-первых, потому, что нередко те люди, которые облечены властью, заслуживают критики, заслуживают замечаний. Есть определенная реакция на них, и это здорово. Кому еще в доме, как не матери и отцу, высказать все то, что наболело в твоей детской маленькой душе? И это нужно делать.

С другой стороны, еще это бывает потому, что нам легче найти виноватого; например, соседа. Вот мы часто жалуемся на неубранные улицы, на замусоренные газоны. Но, может быть, проще не доставать из кармана телефон, а убрать этот пакет в мусорный бак? И это тоже будет частью порядка в моей жизни. Я очень надеюсь, что у каждого из нас будет хватать сил на то, чтобы делать то, что должен делать именно ты, и никогда не забывать, что все мы однажды в равном достоинстве предстанем пред Богом, а там уже виноватых не будет, кроме нас самих.

– Владыка, спасибо за такие интересные ответы. И, конечно, – Ваше слово тем, у кого есть власть, и тем, кто от нее зависит.

– Спасибо за нашу сегодняшнюю беседу.

Дорогие братья и сестры! В молитве перед крестными страданиями Христос Спаситель говорит Богу: «Вот Я, Господи, и те, которых Ты дал Мне». Я от всей души произношу это пожелание и себе, и всем вам – чтобы каждый из нас так сказал: «Господи, вот я и те, которых Ты дал мне, огражденные силой власти». Но власти любви, прощения, власти как ограды. Не той ограды, которая не выпускает (мол, не выходи наружу), а которая оберегает от внешнего. Бережет тех, которые рядом с нами. Господь да поможет каждому из нас однажды произнести эти слова Ему: «Вот я и те, которых Ты дал мне».

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать