О земном и о небесном. Самолечение

9 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Лето в самом разгаре. Много отдыхающих. Люди лечатся впечатлениями, «Нарзаном». Я хочу предложить тему самолечения. Мы об этом еще не говорили.

– Тема очень актуальная. Много вопросов бывает по этой теме; и много людей, которые, к большому сожалению, в последнее время особенно, начинают лечиться через запросы в известных поисковых системах.

– Нередко бывает, что начинают заниматься самолечением после того, как разочаруются во врачах: поставили неправильный диагноз, куча денег ушла, пролечился, а ничего не помогло. Тогда говорят: «Нет. Сейчас такая медицина, что уж лучше я сам». Что Вы скажете в этом случае?

– Когда мы говорим вообще о лечении, мы поднимаем достаточно глубокий пласт, и пласт этот упирается в самую душу человека. Ведь когда человек начинает страдать физически, это в том числе напоминание о нашей смертности, проявление той греховной испорченности, которая в каждом из нас есть. Когда человек заболевает, поиск выздоровления заключается не только в том, чтобы найти хорошего врача, который правильно и верно поставил бы диагноз, обследовал бы человека, но еще начинается и внутренний поиск, внутренняя борьба.

Любой врач скажет, что самым первым лекарством, первой помощью является надежда человека, его внутренняя... не столько уверенность в то, что он сможет преодолеть болезнь, сколько подключенность к Источнику жизни, если так можно сказать, что еще проще мы называем надеждой. Самое главное – не терять этой надежды.

Действительно, Господь лечит руками людей в том числе. Когда мы занимаемся поиском врачей, вполне естественно, что мы ищем их посредством того, как они помогли другим людям. И, наверное, самым лучшим примером успешности доктора, его профессионализма являются вылеченные им пациенты, благодарные люди. Дай Бог, чтобы такой доктор встретился на дороге. Но бывают разные испытания. Сам иногда попадал в руки таких врачей, которых, понимаю, Господь посылал не только как помощников в выздоровлении, но еще и как Свое грозное предупреждение.

– А если начинать заниматься самолечением просто потому, что дорого? Ведь не секрет, что лекарства сейчас очень дорогие.

– Да, это одна из распространенных проблем. Наверное, есть такие заболевания, когда вполне естественно употреблять так называемые народные методы. Буквально перед нашей сегодняшней встречей я разговаривал с одной семьей, они поделились, как сейчас лечат детей: часто при любых заболеваниях тут же начинают назначать какие-то тяжелые лекарства. А их родители им советуют, что нужно использовать сначала обычные методы лечения, если это какое-то очевидное заболевание (например, простудное  или вирусная инфекция).

Нужно попробовать не залечивать, не губить нашу иммунную систему, нашего внутреннего доктора, которого Господь каждому из нас дал, а постараться помочь ему, начав с простых, элементарных правил лечения. Но такое самолечение вполне естественно, если очевидно, что заболевание не требует сразу же подключения специалиста. Я говорю о каких-то очевидных заболеваниях (какая-то ранка на теле или небольшой ушиб). Конечно, если у ребенка вдруг поднялась высокая температура или имеются явные признаки более тяжелой болезни, нужно, на мой взгляд, постараться в самое ближайшее время обратиться к специалисту, проконсультироваться, что это может быть, каковы причины этого состояния.

– Если человек совсем отказывается от традиционного лечения, от традиционной медицины и полагается только на духовную поддержку (освященное масло, молитвы, разговоры с духовником), как Вы к этому относитесь?

– Все зависит от мотивации этого человека, почему он это делает. Если в нем действительно такая глубокая вера и он так всецело доверяет Промыслу Божьему – слава Богу, это очень хорошо. Но ведь Господь и лекарей сотворил. Мы знаем не только из Священного Писания, но из всей истории Церкви, что в том числе и среди апостолов, и среди святых угодников Божиих было много людей, кто занимался лечением. Совсем недавно мы праздновали день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он, пожалуй, один из самых известных наших соотечественников, который был и высококлассным доктором, хирургом, и епископом, священником. Ныне он прославлен в лике святых.

Когда человек сознательно отказывается от доктора,  не оказалось бы так, что он отказывается от руки Божией. Ведь Господь на просьбу человека поддержать его, исцелить действует по-разному, в том числе и посылая врачей. Поэтому здесь нужно быть очень внимательным…

– Многие обращаются не к традиционным врачам, а к народным целителям. До сих пор в наше время пользуются популярностью заговоры. Например, когда у маленьких детей грыжа, их несут не в больницу, а к какой-нибудь бабушке в соседнее село. Что интересно, люди таким бабушкам доверяют, потому что, как правило, они требуют, чтобы ребенок был крещен. В таком лечении есть опасность?

– Это крайне опасно двумя вещами. Во-первых, опасно тем, что если вовремя не обратить внимания на реальную болезнь, она может развиться в еще более тяжелую форму. А второе (и самое главное) – такого рода лечение опасно тем, что естественная человеческая вера, человеческая надежда начинают неестественным образом использоваться. Я поясню, о чем говорю. Подобного рода псевдодуховные практики очень часто приводят человека совершенно к обратному действию – к глубокому внутреннему изменению своей веры, к потрясению, к болезни, которая от тела набрасывается на душу; начинает болеть душа. Поэтому подобного рода практики, как правило, всегда приносят еще больший вред.

– Надо ли потом человеку каяться, если он использовал эти практики?

– Обязательно. Потому что покаяние – это, если хотите, тоже очень важная форма лечения собственной души. Покаяние – тот самый пластырь, который священник накладывает на душу человека. Раскаяние и исповедь – это удивительные таинства, которые приносят человеку глубокое излечение его собственной совести. Без исповеди совесть никак не подлечить.

– Сейчас, в наше время, есть ли настоящие целители, которых признает Православная Церковь?

– Смотря что мы подразумеваем под термином «целитель». Я думаю, что, к примеру, Лео Бокерия – самый настоящий целитель. И многие другие наши современники, известные врачи, которые помогают людям, которые свой талант посвящают служению людям. Настоящий целитель – тот, который, прежде всего, любит человека и ненавидит в этом человеке болезнь. Потому что болезнь – это проявление той греховной поврежденности, которая есть в каждом из нас.

Из Священного Писания мы знаем прямое указание на отношение к врачам. Апостол говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников), и пусть они сотворят молитву над болящим. Господь примет эту молитву, и если есть грехи, простит их человеку». Настоящий целитель – тот, который приводит человека к Источнику жизни и собой этот Источник не заслоняет.

– Такие, как из фильма «Остров».

– Знаете, есть разные случаи. Бывает, по вере человек от какого-то прикосновения или благословения священника приобретает такое мощное лекарство, которое начинает менять его жизнь, в том числе и помогает физически. Я многократно с этим сталкивался. В моей жизни тоже были такие удивительные встречи, на которые я сначала не обращал внимания, а затем оказывалось, что эти встречи были началом избавления в том числе от физического недуга. Когда ты это понимаешь, то благодаришь Господа, что Он явил Свою милость посредством таких встреч.

– Думаю, многих интересует вопрос по поводу кодировки и гипноза при лечении алкогольной зависимости. Как к этому относится Церковь?

– С большой осторожностью. Потому что любое психическое воздействие на другого человека – это не только колоссальная ответственность, но и наступающие последствия. К большому сожалению, можно констатировать, что подобного рода воздействия нередко приводили к обратному результату, обратному эффекту. Мы помним, что творилось с нашей страной, когда гипнотизеры даже в телевизионной трансляции оказывали, как им казалось, лечебное воздействие на человека. И знаем, чем это заканчивалось. Я думаю, сегодняшние врачи могут привести самую печальную статистику последствий такого рода лечения. К подобного рода практикам нужно относиться с большой осторожностью и посоветоваться не с одним врачом, не с одним специалистом в этой области, чтобы понять, насколько нужна такого рода помощь.

– Вопрос по поводу гомеопатии: за или против?

– Однозначно сказать нельзя. И хороший монастырский травяной чай помогает, особенно если монастырь находится где-то в лесу. Нередко братья монастыря хорошо разбираются в лекарственных травах, и никто не оспаривает силу лекарственных трав. Наоборот, мы знаем, что они действительно помогают человеку и избавляют в том числе от физических недугов. Но, повторюсь, в любом случае, когда человек чувствует в себе серьезный недуг и видит, например, что головная боль не такая, как обычно, что к этому есть серьезные причины, было бы хорошо обратиться к специалисту на предмет обычного обследования, что это может быть. Дай Бог, чтобы эти обследования показали, что надежда есть и можно помочь человеку.

– Аюрведическая медицина, китайские иглотерапевты... Даже в наших санаториях эти практики распространены. Православный человек может идти на такие процедуры?

– Все зависит от того, что за этими практиками следует, какие условия следуют. Одно дело, когда врач говорит, что нужно надеть бахилы. И другое дело, когда он говорит, что человеку нужно поменять свои религиозные взгляды, добавляет какие-то особые духовные практики всевозможных созерцаний, медитаций и всего прочего. Эти практики уводят православного человека от истинной веры и, напротив, наполняют душу каким-то сомнением и смущением. Я посоветовал бы избегать подобного рода воздействий.

Если речь идет о лечении, в том числе посредством рефлексотерапии или каких-то других методов (у нас действительно много своих замечательных методов), то нужно смотреть на результативность подобного рода лечения, нужно советоваться со своим врачом, насколько они могут быть полезными. Потому что, например, есть любители принятия всевозможных минеральных ванн, а потом это заканчивается не совсем хорошо для человека, потому что, оказывается, ему были противопоказаны подобного рода воздействия. Нужно обязательно советоваться со своим врачом.

– Владыка, спасибо большое за сегодняшнюю беседу. Мне кажется, сама собой вырисовывается тема следующей программы. Если сегодня мы поговорили о самолечении телесном, давайте в следующей программе поговорим о духовном самолечении – тоже, мне кажется, достаточно опасная стезя.

Время Вашего заключительного слова...

– Спасибо большое за сегодняшнюю очень интересную тему. Я думаю, многие наши собеседники нашли ответы для себя.

Хочу напомнить каждому из нас, что силу врача Бог вложил и в нас. Наше лицо нет-нет, да и промелькнет среди белых халатов, когда мы приходим к больным, к своим друзьям. Когда мы плачем с теми, кто плачет, и болезнуем с теми, кто болеет, мы становимся хорошими, надежными врачами. Бог даст, тогда и нас болезни будут касаться реже.

Храни и благослови вас Господь! Не болейте!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать