О земном и о небесном. Таинство Крещения

22 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, так как наша программа выходит в преддверии большого праздника – Крещения, если позволите, поговорим об этом таинстве.

– Давайте поговорим.

– Всем хорошо известно, что даже невоцерковленные и нерелигиозные люди считают непременным крещение детей. Если спросишь – как правило, слышишь такой ответ: «Чтобы была дополнительная защита, не помешает». А как на самом деле? Для чего мы крестим детей?

– Во-первых, спасибо за выбранную тему, потому что она всегда актуальна, и то, о чем сегодня мы говорим, – тем более актуально. Ведь крещение – это особый шаг родителей к Богу, когда они крестят своих детей. А когда человек уже в осознанном возрасте принимает таинство Крещения, понимая и пропуская сквозь свое сердце, сквозь свою совесть ту ответственность, на которую решается, то этот шаг становится настоящим вторым рождением. Так об этом и говорит наша Церковь, извлекая эти слова из Священного Писания: крещение – это второе рождение.

В Евангелии есть очень интересная беседа Христа, в которой Он говорит: «Кто не родится свыше, тот не войдет в небеса»; «Родившееся от плоти есть плоть, а родившееся от Духа есть дух». Наше физическое рождение связывает нас с нашими родителями, с местом, где мы родились, а крещение от Духа, крещение свыше делает нас еще и наследниками иного дома – Царства Божия. Через таинство Крещения мы становимся наследниками этого Царства.

Поэтому иногда, не зная, может быть, глубоко таинственный смысл самого крещения, люди говорят, что крещение дает особые силы (и это действительно так, потому что посредством крещения мы приобретаем духовное рождение), что крещение дает, как Вы сказали, цитируя других людей, некоторую защиту. Как нас родители всегда оберегают и вовремя останавливают, так и через крещение, когда нас Сам Господь Себе усыновляет, мы приобретаем духовного Родителя, Который тоже, иногда нас оберегая, хватает за руку и останавливает, чтобы мы не сделали неверного шага. И наконец, само крещение становится очень важным таинством, через которое мы переживаем и крестную смерть, и воскресение Господа и Спасителя Христа; через крещение мы становимся наследниками Его победы. Именно поэтому само крещение для нас крайне важно – оно, безусловно, таинство, которое открывает нам двери в вечную жизнь.

– Сейчас, чтобы стать крестным, в храмах будущие крестные родители должны пройти беседы, и это не один день.

– Да, это несколько встреч со священником.

– Еще несколько лет назад такого не было. Достаточно было в этот день прийти с ребенком, его покрестили – и разошлись. Почему все поменялось?

– А поменялось по двум причинам. Во-первых, сами люди, которые сегодня приходят в храм, отличаются от тех, которые были взрослыми людьми лет 30-40 назад. Проще говоря, это были те люди, которые воспитывались от носителей религиозной традиции и религиозной культуры, они хоть что-то знали о Боге. Не из каких-то былинных сказок или рассказов, а нередко знали что-то достаточно уверенно и точно могли дать некоторые определения. Уж точно имя Пресвятой Троицы могли назвать и могли вспомнить и произнести молитву «Отче наш». А дальше произошло то, что произошло: отсутствие некоторой преемственности и возможности получать хотя бы начальное, элементарное духовное образование привело к тому, что эта область стала как бы неизвестной и превратилась в область традиции, но не в область осознанного выбора. Поэтому и родилась необходимость просвещения.

Самый удобный, самый лучший момент этого просвещения – это как раз огласительные беседы перед крещением. Ты будешь крестной мамой или станешь крестным отцом – что это означает? Это не только купить и подарить крестик и в день крестин и на день рождения сделать подарки своему крестнику. Это еще и молиться за него, и быть ему примером, воспитывать его в вере. Ну а как ты будешь воспитывать, если сам этого не знаешь? Вот и проходят такие курсы крестных пап и мам, для того чтобы знать хотя бы некоторые основы, азы веры.

А второй момент оказался очень парадоксальным и неожиданным. Многие люди, которые приходят на эти собеседования, потом, когда они заканчиваются, говорят: «А вы знаете, после этих встреч я чаще начала бывать в храме, теперь чаще общаюсь со священником, мы подружились. Оказывается, он замечательный многодетный отец. Оказывается, я с его женой встречалась до этого и не знала, что это жена священника». И через эти беседы церковная семья начинает расти.

– А не бывает так, что человек увидел, что нужно три дня ходить на беседы, и сказал: «Ой, нет-нет. Очень строго. Возьмите кого-нибудь другого в крестные»?

– Разное бывает. Бывает, как обычно привыкли: «Ой, а можно как-то по-другому решить?» И такие бывают предложения. Все зависит, конечно, от самого человека. Тогда священник просто объясняет, какую ответственность человек на себя берет. Это не просто кумовство с родителями ребенка (мол, мы станем ближе и сможем решать какие-то общие дела), но еще и ответственность перед Богом, и это намного серьезнее, чем знакомство с родителями ребенка. И тогда это приобретает более глубокий смысл.

Кстати, бывают и такие случаи, когда крестные родители делают паузу. И один из вопросов после собеседования: «А можно ли отказаться быть крестным родителем?» Это тоже в том числе говорит о честном диалоге со своей собственной совестью. И слава Богу, когда эта честность проявляется вот такими серьезными вопросами.

– А отказаться – это грех?

– Не грех. Это собственный выбор. И крестные родители, которых приглашают быть крестными, конечно, могут сделать выбор. Они могут сказать: «Знаешь, я пока еще повременю, мне самому нужно подрасти духовно, самому нужно приобрести духовный опыт». Или найти какую-то иную причину; во всяком случае, сказать о ней. Это совершенно свободный выбор.

– Но я слышала такое: «Вот откажется быть крестным, потом получит, жизнь ему покажет за это…»

– (Смеется.) Да нет, конечно. Ведь если я кому-то говорю, что не могу быть крестным родителем их ребенка, объясняя или не объясняя эти причины, я ведь могу продолжать дружить с ними, любить их ребенка, молиться за него и участвовать в его жизни. Это мой выбор, который не является обязательным, а всегда остается свободным.

– Банальный, может быть, вопрос, но тем не менее... Кто никогда не может быть крестным, а кого нужно брать в крестные? Кому отдать приоритет – родным, или хорошим знакомым, или бабушке, которую пусть вы не знаете, но зато она в церковь ходит регулярно?..

– Во-первых, духовное родство Церковью рассматривается таким же образом, как и телесное родство, это мало чем отличается. Есть родство по плоти, а есть родство по духу. Отсюда и определенные ограничения, которые возникают в связи с появлением этого духовного родства. К примеру, крестили девочку, у нее есть крестная мама и крестный папа; так вот, эта девочка в будущем никогда не сможет выйти замуж за своего крестного отца, потому что они состоят уже в первой степени духовного родства. Крестная мама девочки никогда не сможет стать женой отца своей крестной дочери, потому что подобного рода степень родства не дает возможности в дальнейшем создавать семейный союз.

Но нужно сказать следующее. В обязательном порядке для ребенка предусмотрен крестный родитель того же пола, что и ребенок. У ребенка может быть, кстати, один крестный родитель: крестная мама для девочки и крестный папа для мальчика. Но по традиции, которая сложилась на протяжении многих веков в нашей Церкви, всегда у детей существуют крестные родители: и папа, и мама. При этом сами крестные родители между собой могут вступать в брак, и ничто не является препятствием для этого брака.

Для ребенка не могут быть крестными его собственные родители. Хотя, конечно же, всегда существуют разного рода обстоятельства; к примеру, обстоятельства, когда необходимо по вере родителей срочно совершить крещение ребенка, который находится в смертельной опасности. Или это взрослый человек. Тогда уже вопрос выбора крестных родителей и присутствие их не является самым главным; самым важным является вопрос совершения таинства Крещения. Кстати сказать, таинство Крещения в таких случаях может совершать не только священник, но и любой православный христианин, мирянин, который сам крещен и является членом Церкви. Находясь в таких обстоятельствах, когда нет возможности найти священника, а человек находится между жизнью и смертью и в последние часы или минуты своей жизни просит о крещении, то любой православный христианин может совершить над ним таинство Крещения, произнеся молитву крещения: «Крещается раб Божий (называется имя человека) во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь». И крещение будет считаться совершенным. И этот человек будет считаться крещеным, если даже ему придется расстаться со своей жизнью, находясь вот в таких особых обстоятельствах жизни. А если Господь даст ему выжить, даст ему еще время для жизни, то тогда над ним продолжается это крещение уже священником, и совершается таинство Миропомазания, которое всегда бывает во время таинства Крещения.

– Многие в советское время даже не помнили, крещены они или нет. Как быть таким людям?

– Во-первых, если уж точно ни у кого доподлинно нельзя узнать, был крещен человек или нет, не осталось никаких свидетелей (ни бабушек, ни дедушек), то такой человек может креститься. Об этом нужно сказать священнику, и священник, совершая таинство Крещения, к молитве, о которой я сказал выше, добавляет слова: «Аще не крещен, крещается раб Божий». И дальше те слова, которые я произносил. Но если человек знает, что он был крещен, и возжелал креститься во второй раз, то он совершает тяжкий и непоправимый грех, потому что крещение, как и рождение, совершается один раз в жизни.

– А для чего же могут захотеть креститься во второй раз?

– Знаете, это как раз относится к тем людям, которые в крещении видят исключительно некое действо не духовного характера, а что-то сродни магизму или действие каких-то сил. К большому сожалению, есть и такие люди, которые обманываются мыслью: мол, покрещусь второй раз, поменяю себе имя, и тогда все неудачи будут обходить стороной, потому что настоящего имени никто знать не будет и никто не сможет испортить мне мою жизнь. Но все это уже относится к области маловерия и, самое страшное, к области кощунственной – это недоверие Промыслу Божьему, свидетельство вообще неверия в Бога.

– Есть ли набор определенных качеств, которыми должны обладать крестные родители? И в реальной жизни насколько все это соблюдается? Насколько у нас сейчас ответственные крестные? Как Вы наблюдаете это в своей практике?

– Знаете, мне кажется, что самые главные качества – просто быть нормальным, хорошим человеком: замечать других людей, уметь общаться, радоваться, помнить какие-то важные и нужные даты, никогда не забывать об этих датах и всегда с этими датами поздравлять другого человека. Например, не забыть, когда у него день рождения или день свадьбы. Или, например, крестные  в особые праздничные дни, если это касается Рождества, Крещения, приходят с крещенской водой и говорят: «Знаешь, сегодня освящали воду, я не стал ее пить, потому что захотел, чтобы мы вместе с тобой выпили этой освященной воды. Давай вместе помолимся, прочтем молитву и вместе с тобой это сделаем». Вот такие простые и понятные вещи, когда человек разделяет свою веру, свою надежду, свои чувства с тобой, являются самыми лучшими для воспитания, это самые лучшие поступки настоящих крестных родителей.

И, конечно же, когда крестные родители видят, что в семье случаются какие-то конфликты (например, между родителями или с ребенком), тогда на крестного возлагается самая большая ответственность: он становится как бы третейским судьей, как бы человеком со стороны. «Я не чужой, я все же крестный отец. Давай мы с тобой поговорим. Папа, мама могут быть не правы, но давай мы вместе помолимся о них, давай мы вместе попросим у Бога, чтобы Господь их помирил». И это будет важным шагом к их примирению.

– Владыка, спасибо большое за такую интересную беседу. И Ваше пожелание будущим крестным родителям и, может быть, тем, кто ими уже стал и многое для себя сегодня понял...

– Спасибо большое за нашу сегодняшнюю встречу.

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Крещения Господня. Я хочу пожелать каждому из нас, чтобы в эти дни мы обновили в себе обеты крещения. Те самые обеты, которые мы произносили: быть верным Христу, сочетаться Христу. И пусть это сочетание Богу прочитывается во всех наших мотивациях (говоря современным языком), чтобы во всех наших делах был Христос. Тогда рядом с нами будут надежные друзья, родные и близкие. Бог да просветит всех нас! Храни и благослови вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать