Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Да. Вообще понятие «награда» (я так понимаю, мы сегодняшнюю тему посвятим этому понятию) имеет очень давнюю историю, я бы сказал – древнейшую историю. И связано оно не только с тем, что награда есть какое-либо признание, оно более глубокое. Если мы обратимся к Священному Писанию, понимание «награды» связано с очень важным и самым главным – с тем, что мы ждем награды на небесах. Но не ради наград мы стараемся. Само ожидание этой награды – это то же самое, как если бы ты сказал себе: не напрасен этот труд; все, что ты делаешь, приведет к результату, все принесет свои плоды, будет своя награда.
– Но своих сотрудников Вы все-таки награждаете…
– Да, конечно, и это хороший повод не только сказать спасибо, поблагодарить за труд, но еще и вдохновить, дать человеку понять: то, что он делает, важно. И важно не только для других, но прежде всего для него.
– Не присутствует ли в этом элемент тщеславия? Не получается ли, что Церковь это качество как-то культивирует?
– Все, конечно, зависит от того, каким образом это происходит; в том смысле, как человек воспринимает это. Если он воспринимает через плечо: «Вот у этого такая награда, а у меня такая награда», – конечно, это замечается. Я думаю, тогда для самого человека его собственная награда или слова благодарности могут принести мало пользы. А если человек просто радуется за другого человека, наградам других, тогда это приносит хорошую, настоящую пользу. «Мы рады, что у тебя сегодня такой особый день и тебя особым образом отметили, поддержали».
И еще. Может быть, кого-то удивлю этим, но чаще всего стараюсь, особенно среди сотрудников и близких помощников, поддерживать наградами людей, которые, может быть, пока еще не успели сделать чего-то особо значительного.
– Авансом.
– Можно и так сказать. Чтобы их взбодрить. Это какое-то особое сеяние, которое помогает взрастить в человеке хорошие плоды.
– Владыка, церковные награды сильно отличаются от светских?
– Конечно. Одни и другие имеют свои степени и свои степени поддержки. К примеру, государственные награды, кроме внешнего знака, дают еще определенного рода привилегии, финансовую поддержку, льготы и так далее. Церковные награды, как правило, всего этого не дают, но они являются выражением, как я уже сказал, благодарности за понесенные труды. И для семьи, особенно если это священник семейный, для монастыря, если это монах или священноархимандрит обители, это знаки, что наше общее дело было отмечено, это уже награда не конкретного человека, а всех. Ведь, собственно говоря, так и происходит – получает один, а причастны очень многие.
– У Вас много наград? Показываете Вы их или прячете и они лежат отдельно?
– Знаете, какие-то юбилейные знаки (по случаю и по поводу), конечно, как всем, вручают. Но таких наград, которые относятся к высоким церковным или государственным, – нет.
– Все впереди.
– Может быть. У меня есть награда, и я за это очень благодарен главе Карачаево-Черкесии. Это высшая награда Республики, и когда бывают какие-то особые праздники в нашей республике, я надеваю эту награду. Этим олицетворяешь сопричастность (не свою лично, а нашей традиции, всего нашего духовенства, которые трудятся в нашей республике, живут в нашей республике) к истории, к тому, что сейчас происходит, к любви, к культуре, к сохранению памятников. Все это является общим знаком признания и благодарности. И на самом деле эту награду носишь не как благодарность себе, а скорее как благодарность за такое доверие, за дружбу, за поддержку наших общих проектов.
– Священнослужители в любое время могут надеть награды? Редко встретишь священника с наградами...
– Есть обычные правила, которые относятся к ношению церковных наград. Как правило, священнослужителями такие церковные награды, если они выражены в виде орденов, медалей или каких-то внешних знаков, надеваются на праздник Пасхи, Рождества, на какие-то большие дни. Также на общее годовое епархиальное собрание (оно бывает, как правило, раз в году, когда собираются все священники и подводят итоги уходящего года, намечают планы на предстоящий год своего служения вместе со своим архиереем) и в какие-то дни приема; как правило, они бывают по случаю праздников. Батюшки приходят с этими наградами, что дополняет праздничное настроение.
– Награды для священнослужителей и монахов имеют различия?
– Если говорить о наградах как знаках внешнего внимания, они выражены в наградах, которые воплощены в медали, ордена, как я уже говорил. А также есть награды богослужебного характера – это части облачения, которые священник надевает на себя во время совершения богослужения. По этим внешним частям облачения можно определить, если так можно сказать, статус священника, в каком он находится достоинстве. Вот эти внешние знаки отличия надеваются за богослужением. Для монашествующих чаще всего это также бывают епархиальные общецерковные награды, но и иерархические награды – поименование сана, возведение в определенный сан; и части облачения, которые священник надевает за богослужением.
– Как у военных, получается...
– Можно и так сказать. Совершенно точно по внешнему виду и по определенным знакам отличия можно определить и звание этого человека, и положение.
– А монахини?.. Есть в церковной среде различия среди женских наград и мужских?
– Речь касается сана: для мужских монастырей – это игумен, для женских – игуменья. Также на игуменью в качестве особого знака признательности может быть возложен крест игуменский или крест с украшениями, что говорит об одной из высоких церковных наград. Это также церковные ордена и церковные медали. Нередко за определенного рода заслуги даются и светские награды, ведь на самом деле священники выполняют достаточно большое дело. К примеру, детский дом, какие-то благотворительные серьезные проекты, хосписы, приюты – все это требует больших личных сил, и, обращая внимание на это высокое служение, местные власти нередко поощряют настоятелей и настоятельниц монастырей и светскими наградами.
– О светских наградах... Бывают такие моменты, что человек по каким-то своим причинам покупает награды. Вам таких людей жалко?
– Мне они очень малопонятны. Бываешь в разных кабинетах, и когда видишь перед кабинетом такую выставку достижений (к сожалению, не народного хозяйства, а каких-то полустранных или непонятных организаций, которые награждают человека, сидящего в кабинете), все это вызывает больше недоумение. С другой стороны, помню одну такую встречу, когда я, как верующий человек, так и сказал: «Знаете, я вижу, как Вы стремитесь к тому, чтобы иметь награды, как Вы дорожите наградами… Так вот, я Вам желаю достичь самой главной награды – Царства Божия. И дай Бог, чтобы Вам хватило веры и жизни, чтобы этой награды достичь».
– А бывают такие моменты, когда именно церковной награды могут лишить за что-то?
– Да, бывают, и это относится к серьезным преступлениям канонического и административного характера, когда священнику в том числе запрещают священнослужение или даже лишают сана; тогда, соответственно, он лишается и церковных наград.
– Награды у священников передаются по наследству?
– Нет, они могут сохраняться в семье, и, как правило, так и происходит. Я знаю очень много священнослужителей из таких священнических родов, где награды даже прадедов, дедов продолжают храниться как семейная реликвия, если так можно сказать.
– Владыка, Вы очень хорошо сказали о награде нематериальной. Как, по Вашему мнению, чтобы получить такую награду здесь, на земле, человеку обязательно нужно потрудиться хорошо? Или это бывает просто авансом? И почему так бывает? Стоит ли просить награду за какие-то свои, как человеку кажется, духовные подвиги?
– Мне кажется, когда каждый из нас живет главной мыслью, что самая большая его награда – это любовь его Отца, особенно когда он говорит о своей духовной жизни, тогда все становится на свои места. Ты понимаешь, что Свою любовь Он может выразить совершенно по-разному, но всегда нужным, понятным тебе образом. Иногда Свою любовь Он выражает тем, что посылает тебе очень верную, надежную спутницу. Иногда Он выражает Свою любовь так, что посылает тебе немалые испытания; бывает, даже до болезни. Но для того, чтобы ты смог немножко размягчить свое сердце, размягчить свою душу, научился замечать других людей. Иногда Он посылает тебе Свою награду в виде каких-то необычных подарков от совершенно малознакомых людей, а иногда это бывает каким-то другим образом. Но всегда нужно стремиться к этому чувству: «Господи, радуешься Ты как Отец – для меня это самая большая награда».
Я помню воспитание в семье. Когда домой приходит мама (родители), все, что ты можешь сделать, – это порадовать хорошими отметками и вовремя все убрать. И ее улыбка, ее взгляд и слова: «Вот спасибо, вот молодцы!» – что может быть больше? Да, конечно, потом уже спросишь: «А есть ли что-то вкусненькое на ужин?» Но это уже потом. Первое – это радость. А если этой радости нет, то уже не спросишь про вкусненькое, уже все остальное кажется почти ненужным.
– Владыка, если бы Вас спросили, какую награду Вы для себя считаете главной в своей работе, в своей жизни, в своем служении?..
– Доверие людей, их любовь, их молитва. Знаете, так получается, большая епархия, много поездок, нужно бывать в разных регионах. Приезжаешь из такой поездки спустя неделю, тебя не было в кафедральном соборе, и человек, которого ты знаешь по имени, но видишь раз в неделю, когда служишь в соборе, подходит и говорит, что он скучал и молился… Такие слова становятся самой большой наградой, таким вдохновением!..
– Спасибо большое, владыка, за такой разговор. И Ваше вдохновение для наших слушателей...
– Дорогие братья и сестры! Я хотел бы вспомнить слова Священного Евангелия, где Господь говорит о том, что если мы будем любить любящих нас, то какая нам за это награда? Награда – это не тогда, когда мы получаем то, что заслужили. Награда – это тогда, когда нам дают, нас любят, нам доверяют вопреки. Бог награждает и праведников, и грешников (всех одинаково) Своей надеждой и Своей любовью. И учит нас так же этой любовью награждать тех, кто рядом с нами. Не потому, что они достойны нашей любви, но потому, что без любви мы не достойны быть настоящими людьми. Потому что если я не буду любить, дружить, прощать, я не смогу быть нормальным человеком. Награда – это тогда, когда любят. И дай Бог, чтобы именно таких наград мы получали столько же, сколько раздавали бы и сами другим. Храни Господь всех нас!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!