О земном и о небесном. Вакцинация

9 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Сегодня поговорим о вакцинации.

– Об этом сейчас разве что ленивый не говорит.

– Буквально вчера прочитала информацию, что уже осенью в России может стартовать массовая вакцинация от коронавируса. В проект нового Кодекса об административных правонарушениях внесли штрафы за отказ от обязательной вакцинации. Конечно, инициатива пугающая, но Роспотребнадзор сразу пояснил, что наказание грозит только тем людям, которые выполняют работу, связанную, например, с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. То есть у врачей выбора не остается, для них это обязательно. Штраф за отказ – от 5 до 7 тысяч рублей. Сейчас КоАП пока не предусматривает наказание за отказ от прививок. То есть это будет что-то совершенно новое для нас. Что Вы думаете об этой инициативе?

– Я, наверное, разделю мнение большого количества людей, которые к подобного рода безусловным решениям относятся крайне настороженно. Мы все время говорим о важности свободы выбора каждого человека. В том числе эта свобода относится и к образу твоей жизни. Когда, например, образ жизни становится социально опасным, тогда человека изолируют, но для этого есть совершенно четкие и ясные рамки опасности. Но является ли опасным мое недоверие к новым медицинским препаратам, которые внедряются? Этот препарат совершенно свеж, он еще не имеет никакого опыта применения. Мы не знаем, насколько глубоко этот механизм может действовать на человека в настоящем или будущем, на организм человека. Поэтому говорить о безусловном употреблении того, что еще не имеет опыта использования, является не только недопустимым, но, на мой взгляд, крайне опасным.

Инициатива, которая говорит о том, что предполагается определенного рода штраф, тоже оставляет очень большое количество пробелов. А что если человеку совершенно противопоказан этот препарат? Так как он новый, мы даже еще и не знаем об этих противопоказаниях, об аллергических или других реакциях. Что может произойти дальше? Я по-другому задам вопрос: а будет ли государство нести ответственность в случае, если через эту обязательную вакцинацию человек не только не приобретет пользу, но еще и получит вред для здоровья? Кто возьмет на себя ответственность? В этом законе ничего об этом не сказано, и это вызывает еще большую настороженность.

Уж простите, приведу такой пример. Когда человека социально опасного лишают возможности свободного перемещения, общения, государство берет на себя ответственность за содержание этого человека. А здесь никакой ответственности другая сторона не несет. Это тоже добавляет опасений и сомнений, которых сегодня и без того много и они очень широко муссируются среди людей.

– Есть ли в документах РПЦ хоть один документ, который касался бы вакцинации?

– Прямого такого документа нет. Но в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» большое внимание уделяется сохранению здоровья человека и тем манипуляциям, которые могут сохранять здоровье или вредить здоровью человека (к примеру, трансплантация органов и подобные медицинские манипуляции). Везде ясно подчеркивается, что сам человек призван беречь свое здоровье и бережно относиться к нему.

Бережное отношение к здоровью – это в том числе ответственно и правильно переболеть, чтобы попытаться естественными силами организма побороть заболевание. И это естественное устремление человека сохранить дар Божий – здоровье, которое Господь дает каждому из нас.

– Сейчас в Интернете много статей о том, что в вакцинации видят диверсию, заговор. Что Вы скажете о такой широко обсуждаемой теории, как планы Билла Гейтса по чипизации населения под маской вакцинации? Цель – сократить численность человечества. Есть информация о том, что он уже зарегистрировал патент, в номере которого содержатся три шестерки. Это вообще вызывает массу вопросов.

– Свободный выбор человека обусловлен еще и нравственным выбором. Естественно, когда мне предлагают нечто безусловно обязательное, без учета не только моего мнения, но и моих физических способностей, реакций моего организма, это вызывает глубочайшие опасения. И эти опасения основаны не только на том, как я буду себя чувствовать. Опасения в самом главном: могу ли я сказать «да» и могу ли я сказать «нет»? Ведь не может же быть такого, чтобы без меня меня женили. Это приводит не только к дальнейшим глубочайшим трагедиям, но по-настоящему ломает судьбу человека.

Я не могу судить, насколько оправданны разговоры о том, что предполагается введение каких-то микроорганизмов и прочее. Это вопрос к исследователям; на подобного рода заявления ответы должны давать ученые, которые действительно скажут о том, что эти микроорганизмы или микромеханизмы могут быть вредны, полезны и так далее. Но то, что за человеком должен оставаться выбор и он должен иметь полную картину того, на какой шаг идет, это безусловно.

Сегодня даже простой полет в самолете, поездка в поезде предполагают определенные условия страхования, и человек понимает, что он некоторым образом подвергает свою жизнь возможным рискам, что могут случиться разные обстоятельства. И человек сознательно идет на это. В том числе пристегивает себя ремнем безопасности, понимая, что это может сохранить ему жизнь в случае каких-то ситуаций.

Здесь – то же самое. Мы должны знать и понимать все риски и все то, что стоит за подобного рода манипуляциями.

– Священники не пытаются прочесть в этой ситуации какие-то знаки приближающегося Апокалипсиса?

– Пожалуй, самый главный знак этого – безразличие к тем, кто рядом, или совершенно безразличное отношение к собственной духовной жизни. Когда человек становится крайне раздражительным, очень вспыльчивым, когда он почти забыл, что такое простить, что такое кого-то поддержать, первым улыбнуться – мне кажется, для этого человека апокалипсис стоит уже на самом пороге. В беседах со своими духовными чадами я говорю: конец света наступает не за окнами моего дома; конец света наступает внутри моего дома: внутри моего сердца, внутри моей собственной жизни. Вот здесь я должен стоять на страже. Внешнее никогда не может стать непреодолимой преградой для моей веры. Моя вера выше всех заборов, если она наполнена живыми поступками.

– Кроме вакцинации от коронавируса сейчас родителей беспокоит еще одно грядущее нововведение. Есть информация, что Совет Федерации разрабатывает законопроект о недопуске детей в школы и детсады без прививок. Поясняют, что это для дальнейшего развития экономики, социальной сферы в новых условиях.

С одной стороны, в советское время всех нас прививали от БЦЖ, и такая массовая вакцинация помогла России справиться с этим вирусом по сравнению с другими странами. С другой стороны, может ли кто-то, кроме родителей, решать – прививать ребенка или нет? Чья это все-таки должна быть ответственность?

– На мой взгляд, это решение должны принимать родители, вне всякого сомнения. И, конечно же, это решение должно быть основано на широком, обоснованном, полярном мнении. Есть предметы, о которых нельзя говорить с определенной уверенностью. Это как в медицине: есть разные методы лечения одного или другого заболевания, и когда пациенту предлагают эти методы, он пытается погрузиться в это и решить, каким путем идти.

Мне кажется, что подобного рода вопросы должны обсуждаться на самом широком и высоком медицинском уровне. И нужно выслушивать не только советы одного рода специалистов, но и тех, что являются оппонентами. Проще говоря, само медицинское обсуждение должно привести к определенному знаменателю. В том числе должна быть вариативность. То есть если вы не делаете эту прививку, вы должны быть готовы к тому, что нужно делать вот так-то и так-то, есть такие-то риски, но тогда у вас будет вот такая-то схема лечения или дополнительная терапия. Но не может здесь быть определенной безусловности. Всегда должен быть выбор.

– Владыка, часто ли к Вам обращаются за конкретным советом о том, надо ли прививать своего ребенка? Вас такие вопросы раздражают?

– Обращаются часто, но это совершенно не раздражает. Наоборот, это очень здорово. Я хочу сказать, что в последние годы я удивляюсь образованности и подготовленности родителей. Я вижу замечательных молодых девушек, которые очень глубоко изучают эту проблему и, кстати, нередко и меня самого просвещают всякими медицинскими исследованиями в разных странах.

Я всегда придерживаюсь той точки зрения, которую выразил: нужно обязательно собирать максимальное количество информации, как минимум из нескольких авторитетных источников, которым можно доверять. Например, черпать информацию известных институтов, академических школ, нужно ли это делать или можно найти этому альтернативу, потому что эта альтернатива будет менее вредна, токсична или, наоборот,  даст развиться собственной иммунной системе – и человек приобретет опыт преодоления того или иного заболевания.

– Можно ли помогать медикаментозно против воли человека? Например, похмельный синдром: родственники хотят человека положить в больницу, чтобы почистить кровь, а он против...

– Здесь нужно руководствоваться адекватностью и сознательностью самого человека. В церковных правилах, например, есть очень ясное и понятное объяснение: если человек находится без сознания или не может сознательно ответить на вопрос, связанный с исповедью или принятием каких-либо таинств, его в бессознательном или неадекватном состоянии не исповедуют и не причащают. Потому что он должен совершенно осознанно понимать, на какой шаг идет и что с ним сейчас происходит.

Здесь то же самое. У нас есть реабилитационные центры, которые как раз помогают в таких случаях принять правильное решение. Сначала человеку дают возможность побыть в некоторой изоляции и трезво посмотреть на себя, а затем уже принимать решение – менять свою жизнь или нет.

– Владыка, большое спасибо за сегодняшнюю беседу. И, как обычно, – Ваше оптимистичное заключительное слово...

– Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Думаю, каждый из нас знает разницу в словах: «Это нужно сделать!» и: «Не бойся, это нужно сделать». В первом случае нас понуждают, а во втором случае нас любят, хотя и зовут к такому же. Вот когда нас любят – мы не боимся, потому что тогда с нами готовы разделить все то, что нам предстоит. Дай Господи, чтобы каждый из нас, когда хочет помочь другому человеку, не понуждал словами, что это нужно, а говорил так, как и Христос говорит в Евангелии: «Не бойся, Я с тобой».

Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать