Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Владыка, мы решили обсудить не только изменения людских законов, но и изменения законов церковных. Скажите нам, пожалуйста, церковные законы могут вообще меняться? Если да, то какие? И почему это происходит?
– Прежде всего я хотел бы сказать, что церковные законы – это тоже людские законы. Потому что эти законы берут начало из одного важного основания: они распространяются на людей и существуют для человека. Об этом говорит основное правило церковного закона: суббота для человека, а не человек для субботы.
Закон – это в некоторых случаях орудие, в некоторых случаях – высокое ограждение, а в некоторых – и широкое поле, которое дает человеку возможность сохранить свою жизнь или, правильнее сказать, помогает сохранить жизнь.
Есть законы, которые носят неизменяемый характер. К примеру, заповеди. Если заповеди говорят: «Не убий», «Не укради», «Почитай родителей», «Поклоняйся истинному Богу»,– то никакие обстоятельства жизни не могут отменить эти заповеди. Любое преступление этих заповедей будет преступлением закона Божия.
Но есть законы, которые появляются в связи с геолокационным местом пребывания человека, говоря современным языком. Сегодня ты находишься в мореплавании. Идет пост, а твое мореплавание затянулось (не прибыл вовремя твой корабль на пристань). На корабле уже ничего не осталось – только рыбку можно поймать за бортом и съесть. А Великим постом рыбу есть нельзя. И хотя закон, установленный церковным правилом, говорит, что в Великий пост мы не вкушаем рыбы, в случае подобной ситуации вкушение рыбы является вполне обоснованным и естественным для сохранения самого дорогого – жизни человека. И таких примеров можно привести множество.
Поэтому в Церкви некоторые законы имеют характер времени и места, а некоторые – пролонгированный характер (на всю оставшуюся человеческую жизнь).
– Владыка, во время одной из съемок, когда мы со священнослужителем обсуждали цитату из Ветхого Завета истребите все изображения, возник вопрос: тогда фотографировать нельзя? Он, пытаясь нам объяснить, сказал: «Понимаете, это как для детского сада: тогда люди еще не были готовы принять какие-то современные законы. Так начиналось, потом все изменилось: сейчас уже можно». Так можно объяснять людям?
– К большому сожалению, я могу сказать: все, что изменяется в нас, людях,– это не только условия нашей внешней жизни. Всегда изменяется наша свобода: она или до самого неба, или закапывается в самую глубь земли (мы становимся очень страстными и зависимыми). В связи с этой проблемой – с тем, что изменяется наша собственная свобода, образ нравственной жизни, наш выбор (что, в принципе, вполне естественно), – происходят изменения в законах.
Могу привести пример (это не связано с детскостью: раньше, мол, люди ничего не понимали – сейчас начали много понимать). Появившиеся технологии дают возможность еще большего выбора. К примеру, биомедицинские технологии. В церковной среде (даже на уровне Архиерейских Соборов) обсуждался вопрос о том, насколько нравственно применять те или иные биомедицинские технологии: насколько они являются приемлемыми, допустимыми с нравственной точки зрения. Конечно, в Х, IХ,V веках, когда составлялись основные правила законов и сводов, такой проблемы не стояло. Но не от детскости людей: тогда были совсем другие установления, которые касались войн, мести, отмщения и так далее.
Сегодня изменились эти технологии и появились новые возможности выбора. Чтобы сделать правильный выбор и не перестать быть человеком, появляются новые церковные законы и определения. Священник скажет девушке: «Знаешь, доченька, то, что ты хочешь делать, – грех с нравственной точки зрения, даже если с биологической точки зрения это, кажется, принесет тебе некоторое облегчение. Но с нравственной точки зрения ты изменишь себя как человека».
– Владыка, мы знаем, кто пишет светские законы. А кто пишет законы в церковном мире? Наверное, не для всех есть доступ к этой функции, да?
– Представьте себе, это не какой-то закрытый кабинет, на двери которого написано: «Здесь пишут законы». (Смеется.) Нет, конечно. Сами эти законы появляются из контекста нашей жизни. Они всегда являются ответом на то, что происходит в нас. Как правила техники безопасности, к большому сожалению, пишутся трагедиями (то есть вызовами), так и эти законы пишутся такими же вызовами и трагедиями, которые случаются в человеческом обществе. Церковь, проявляя заботу о сохранении нашей бессмертной души, нашей жизни для вечности, прилагает усилия, чтобы сказать, расставляя акценты: «Это плохо с евангельской (библейской) точки зрения, а это допустимо».
Законы пишутся людьми, вне всякого сомнения. Но они пишутся не одним человеком, который говорит: «Вот так было бы хорошо», – или небольшой группой людей. Законы являются выражением чаяний всей Церкви. Мы это называем соборностью: когда во время большой дискуссии обсуждается та или иная проблематика и потом рождается какой-либо документ или постановление церковного Собора. Но источником этих постановлений является обсуждение в церковной общине.
– А принятие постановлений – посредством голосования?
– Да. На Архиерейских Соборах, на которые возложена особая миссия (или призвание) – беречь церковный корабль, принимаются эти решения. Совершенно верно, постановления принимаются посредством открытого голосования и достижением консенсуса (если речь идет об особо принципиальных и важных вопросах) или голосованием по принципу большинства (если речь идет о вопросах, связанных с возникшими новыми проблемами).
К примеру, какие должности может занимать священник (имеется в виду, какой светской работой он может заниматься, а какой – нет). Там не просто перечень, как в КЗоТе (какие профессии может освоить священник), а даются совершенно другие установки: на что нужно полагаться, когда принимается то или иное решение в отношении профессии священника, кроме того, что он совершает богослужение в храме.
– Владыка, я думаю, что любой атеист все равно признает существование каких-то моральных законов. Мы говорим, что все наши законодательные документы тоже опираются на моральные законы. Какими качествами, по-вашему, должны обладать люди, которые их принимают? Если бы Вам сказали: «Владыка, давайте составим список, кого отобрать в верхнюю и нижнюю палаты парламента», – какие основные качества Вы бы учитывали?
– Хорошо, что Вы не предложили фамилии внести в список. (Смеется.) Это всегда непросто сделать. Если мы говорим об именах и фамилиях, то речь идет не только о доверии тем или иным людям, но и о нашей собственной ответственности. Как в дружбе бывает? Когда складывается какая-то очень сложная ситуация, тебе вдруг говорят: «Ты же познакомил меня с этой девушкой! Ты же ее привел!» Ты несешь ответственность. Мы действительно в ответе и за тех, с кем дружим, и за тех, кого с кем подружили, и за то, какие принимаем для себя решения.
И конечно, очень важным является умение слышать и слушать других людей. Ведь всякие законы принимаются так, как и совершается всякое доброе дело (не во имя меня самого и не во имя общего блага, а для конкретного человека, потому что именно в этом конкретном человеке все мои добрые дела приобретают смысл: я это делаю для него). Это очень важно. Одно из самых главных правил тех, кто формулирует любые законодательные инициативы, статьи законов, – уметь слышать чаяния, нужды других людей.
– Вы описали идеал, владыка.
– Для себя прежде всего. Как любой человек, я в своем доме, монастыре, епархии принимаю какие-то решения, издаю определенного рода указы, которые определяют дальнейший путь развития того или другого дела или проекта. Когда я это делаю, говорю себе: «Я это делаю для других». Всегда с этого надо начинать. И далее отвечать за то, что ты делаешь.
– Владыка, мы уже обсудили: даже атеисты признают, что существует моральное право. Как Вы думаете, это признание – шаг в сторону веры?
– Это шаг в сторону самого себя. Из чего ты состоишь? Ты состоишь не только из набора биохимических реакций, условных или развитых рефлексов (это можно называть как угодно), а из того, что всегда будет отличать тебя от всего живого мира: из духа, который невозможно измерить и заставить жить по каким-то законам. Он развивается в тебе и живет по законам, которые не прописаны на листе бумаги, а прописаны где-то в глубине тебя самого.
Я много раз встречал удивительные случаи, когда даже самые, кажется, бесшабашные, или, как сегодня говорят, отпетые (это не только церковный термин), люди говорили: «Ну, стоп! Нет, так дальше нельзя!» И не потому, что человек вдруг вспомнил о существующем законодательстве; уголовной, административной ответственности или о чем-то другом. «Нет, – говорит, – так дальше нельзя! Нужно все же по-человечески!» Этот момент является очень важным для человека: он встает на точку, с которой может начать все заново, почувствовать себя настоящим человеком.
– Владыка, возвращаясь к изменениям в Конституции, хочу спросить: как Вы думаете, стоит ли человеку, далекому от политики, но имеющему какие-то свои взгляды, их высказывать (если он, например, против)? Или по-христиански реагировать: «Как будет – так будет, я приму это»? Можно ли это назвать смирением?
– Это как раз не по-христиански – так ко всему относиться: как будет – так и примем. Нет: как я сделаю. Потому что Господь спросит каждого из нас о нашем совершенном деле. Не о том, о котором мы скажем: «Ну, Господи, я в окно поглядывал – смотрел, как сосед двор чистит (для кого-то)». А о нашем совершенном деле: что я сделал. Я совершаю добрые дела, человеческие поступки не только тогда, когда помогаю другим, участвую в их жизни, но еще и тогда, когда я (как мы говорили) выражаю свою надежду.
Мое голосование, участие – это в том числе выражение моей надежды: каким бы я хотел видеть наш общий дом, в котором мы живем.
– Владыка, спасибо. Очень интересная получилась программа, хотя тема была «суровая». В следующей программе нас ждет еще одна интересная тема, но пусть это будет сюрпризом для наших телезрителей и слушателей. А пока Ваше заключительное слово.
– Спасибо, Юля, за нашу интересную беседу об изменяющихся законах.
Дорогие братья и сестры, дорогие друзья! Говоря о новых законах, как не вспомнить слова из Евангелия, где Христос говорит: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Если каждый день мы будем открывать для себя эту заповедь заново как надежду, еще один шанс, вздох, рассвет – любви станет больше. Храни вас Господь!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Светлана Волкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!