О земном и о небесном. Бедность (продолжение)

3 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Сегодня мы, как и обещали, продолжим говорить про бедность.

Когда люди видят многодетных, от многих можно услышать: наплодили нищету. Мол, нет у них трехэтажного дома, они не смогут каждому ребенку квартиру купить. Утрирую, конечно, но тем не менее... Что Вы по этому поводу думаете?

– Такое можно услышать от тех людей, которые, в общем-то, привыкли жить для себя. Зачем мне кто-то нужен? А все начинается с простой фразы: поживите для себя. Иногда такой совет могут дать даже родители, мол, поживите для себя, зачем вам спешить? А когда привыкли жить только для себя, вот и кажется, что другие плодят нищету. Тогда ты сам уже не способен плодить радость, и тебе кажется, что у тебя забирают нечто твое. Некоторые смотрят на многодетных и думают: «Это ж сколько на детей надо тратиться! А можно было потратить на себя»...

А когда говоришь с многодетными мамочками и отцами – все совсем по-другому, у них совершенно другой взгляд. Конечно, есть разные крайности и в одном случае, и в другом, но я сейчас не о крайностях говорю, а о том, что встречаешь чаще, чем исключения.

– Что касается крайностей, мы неоднократно снимали сюжеты, когда из семьи забирают детей, потому что бедность, нищета – и детей там действительно страшно оставлять. А люди говорят так: Бог дал ребенка – мы и рожаем. Но, мне кажется, это безответственность...

– Мы в прошлой программе говорили о том, что нищета – это следствие лени. Когда начинаешь разбираться с тем, что происходит, понимаешь, что деградация у людей начинается от страстей и пороков: кто-то из членов семьи страдает какой-то зависимостью, муж сидит в тюрьме, жена, к большому сожалению, подвержена алкоголизму. Но что привело к этому? Пороки. Когда у такой женщины спрашиваешь: «Что ж Вы так?..», она отвечает: «Это и не я вовсе».

Это как история с нашим праотцем Адамом. Когда его Создатель спросил: «Пробовал ли ты запретный плод?», он сказал: «Мне его жена дала». Кто-то виноват, чуть ли не Сам Создатель. Мол, это Ты мне дал жену, а она мне – яблоко, и теперь случилось то, что случилось. Это не является правдой, истиной. Правда заключается в том, что человек от своих пороков приобрел то, что приобрел, а правильнее сказать – потерял.

– Владыка, Вам жалко бедных?

– А Вам?.. Когда мы идем по улице, разве можно не заметить такого человека? Мне кажется, мы смотрим на таких людей чаще сердцем. Согласитесь, видно, когда это сидит «профессиональный зазывала», а когда действительно бедный. И тогда сердце сразу подсказывает: подожди, замедли шаг. Понаблюдаешь за таким и понимаешь, что это тот самый момент, когда ты можешь остаться человеком. Остановишься, чем-то поделишься – и дальше у тебя будет радостный день, потому что кому-то стало хорошо. И тебе от этого стало хорошо.

– Бывает, без слов понятно, что бабушка вышла продать несколько яблок потому, что у нее элементарно нет денег на хлеб. И ты отдаешь ей то, что есть в твоем кошельке, ничего не берешь и понимаешь, что таким образом ты, может быть, спас ей жизнь. Но бывает так, что смотришь и понимаешь: что-то не так с этим попрошайкой. Пройти бы мимо, но кто-то скажет: лучше дай 5–10 рублей для своей совести. Пусть он их тратит как хочет, но лучше дать.

Я погрузилась в эту тему и нашла, что у нас в России (правда, это касается крупных городов) есть общественное движение «Альтернатива», которое с 2011 года занимается тем, что освобождает людей от современного рабства: трудового, сексуального, «нищенского» и другого. Они опубликовали результаты своих расследований и утверждают, что в крупных городах, если мы подаем даже 5–10 рублей, то отдаем их либо мошеннику, либо поддерживаем рабство, потому что настоящих нуждающихся просто не пускают в эту зону. То есть все эти люди находятся в рабстве; таким образом, мы поддерживаем так называемую нищенскую мафию, а нужно полицию вызывать. Вы думали о том, что не все, кто просит, – нищие?

– Конечно. Я этим вопросом задаюсь тогда, когда около храмов вижу таких людей. У нас уже давно сложилась такая традиция: когда появляется такой новый человек, отец настоятель разговаривает с ним: кто он, откуда, что у него случилось, какие обстоятельства. «Да я вот денег собираю на билет». – «Денег на билет мы Вам не дадим, а билет купим. Поедемте сейчас на вокзал...» И тут начинается: «Знаете, мне билет не нужен, у меня вообще-то другая история – мне на хлеб». – «Так мы Вам хлеб дадим – еще проще: проходите, пообедаем». То есть в разговоре сразу становится понятно, кто перед тобой: профессиональный участник этого кооператива, о котором Вы сказали, или человек нуждающийся. В таких вещах всегда полезно доброе и здравое рассуждение.

Кстати, в одном из сводов нравственных правил – Дидахе (книга написана в первые века христианства) есть прямое указание: пусть сначала милостыня запотеет в твоей руке. Для того, чтобы эта милостыня не стала для другого человека как раз поощрением того, о чем Вы говорите: тунеядства, лени, которая, собственно, и порождает нищету. Чтобы твоя жертва не стала для человека продолжением его страсти.

Таких историй множество. «На что собираешь?» – «Честно скажу: на бутылку». – «Давай лучше сходим с тобой в аптеку, возьмем лекарства, чтобы снять тот самый синдром, который заставляет тебя выпить, – тебе это больше поможет, чем выпивка». Вот тогда это приносит пользу.

К нам очень много людей обращается за оказанием помощи (например, с просьбой объявить в храме или в наших социальных сетях сбор пожертвований), и мы всегда обязательно изучаем историю, но не потому, чтобы перепроверить, правда это или нет, а чтобы быть еще более полезным. Когда узнаешь, что человек действительно находится в нужде, узнаешь его семью, тогда можно помочь человеку не просто купюрой, а чем-то большим: общением, вниманием, постоянной поддержкой, можно устроить его на работу. В нашем кризисном центре для мам, например, помощь так и оказывается.

– В центр для мам обращались женщины с ребенком на руках, прося милостыню?

– Крайне редко; таких обращений, наверное, единицы. Как правило, туда обращаются те, кто действительно остался на улице, и они не занимаются сбором средств, а сразу ищут дом для своего ребенка. Вот такие мамочки приходят.

– В продолжение темы об общественном движении «Альтернатива» приведу такую справку. Когда мы видим просящих милостыню женщин (чаще цыганок) с детьми, активисты советуют срочно набирать 112 и вызывать полицию. Причем выучить и запомнить номер статьи Уголовного кодекса – 151: вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность. Таким образом можно помочь спасти жизнь ребенка.

– Иногда это бывает полезно. Но нужно помнить: в этой статье говорится о том, что могут быть особые случаи-исключения, когда людей просто нужда заставила оказаться на улице. Проще говоря, нужно выяснить ситуацию; всегда нужно разговаривать с людьми. Этот разговор будет полезен, кстати, и для собственной совести, потому что иногда нам бывает легче откупиться. Как это ни парадоксально звучит, но мы нищими делаем порой и своих детей, от которых откупаемся, мол, на тебе деньги, купи себе мороженое. Раньше так говорили, а сейчас говорят: «Положи денег на телефон и сиди в Интернете». В общем, в отношении нуждающихся нужен более заинтересованный разговор: кто ты, откуда – и сразу станет все понятно.

– Как Вы считаете, что сильнее: испытание деньгами или испытание отсутствием денег?

– Мне кажется, оба эти испытания одинаковой силы, потому что и в том, и в другом случае ты испытываешь себя, насколько ты человек; когда предел твоей человечности заключается не во внешнем, а во внутреннем мире. Иной раз человеку на ногу наступят в маршрутном такси – и он перестает быть человеком, разрываясь гневом. А иной раз можно стать человеком, проходя мимо бабушки с тремя яблоками; ты понимаешь, что это тот самый момент, когда ты ей (а в ее лице – своей маме) можешь вернуть всю ту любовь, которую мама тебе подарила. Маме ты уже не можешь вернуть, но можешь делать это вот так. Поэтому, мне кажется, это равная степень испытания, и это всегда испытание твоей собственной совести: какова она? она еще способна говорить с тобой?

– Иногда можно увидеть людей в рясах, которые собирают милостыню на улицах или в электричках. Церковь дает благословение на это?

– Нет. Сразу напомню для всех наших телезрителей, что в 2000 году на Соборе было принято решение о недопустимости подобного рода сбора средств, потому что, к большому сожалению, это плодит то, о чем Вы сказали, – появляются всевозможные ряженые, которые никакого отношения к Церкви не имеют. Конечно, это смущает людей. Поэтому все сборы осуществляются на территории храма и имеют целевое назначение. Например, сбор на воскресную школу, или на благотворительную трапезу, или на ремонт в храме. То есть это всегда предметный сбор средств.

К сожалению, таких ряженых сегодня немало. Помню историю, которая произошла со мной. Иду по улице, мне навстречу идет как будто бы монахиня. Для пущей солидности она возложила на себя большой крест поверх одеяния. Обычно с таким крестом ходят игуменьи в монастырях. Я, проходя мимо, делаю поясной поклон, говорю: «Мать игуменья, благослови». Она, видно, вспомнила какие-то слова, но не стала произносить их вслух, и стало понятно, что она вовсе не игуменья. На этом ее сборы закончились.

– Владыка, задам вопрос, но не знаю, можно ли на него ответить серьезно. Если вдруг все в мире станут небедными – мир станет счастливее?

– Обрадую Вас – такое обязательно будет, когда произойдет Второе Пришествие Христа. Вот тогда все станут небедными – обогатятся воскресением из мертвых, и тогда вместо земного наступит небесное.

– Владыка, большое спасибо за сегодняшнюю беседу. Время Вашего заключительного слова...

– Спасибо за актуальный, очень интересный и живой разговор.

Дорогие братья и сестры! Кому-то может показаться, что когда-то однажды мы только у Бога и разбогатеем. Но это не так. Если ты сейчас нищ своим сердцем, если у тебя дырявая совесть, если у тебя ничего нет за душой (именно за душой, а не в карманах), то и там ты не разбогатеешь. Наше богатство – это то, что мы можем сделать сейчас; то, чем можем поделиться сейчас: своим временем, своим вниманием, своим чувством, своим терпением, своим умением услышать других людей. Вот это наше настоящее богатство. Дай Бог, чтобы никто из нас не обнищал этим богатством. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать