Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Давайте поговорим о том, что для каждого актуально.
– Почему в сознании людей заложена, как аксиома, мысль о заведомой безнравственности богатых и святости бедных?
– От многих вещей это зависит. Нередко такая аксиома может быть в том числе от некоторой мечтательности. Мол, была бы у меня возможность, я непременно был бы хорошим. А для людей, у которых такие возможности есть, уже не всегда бывает необходимость быть хорошим – все можно в жизни купить, приобрести. Но это всего лишь первый, поверхностный, очень легкий взгляд. Потому что и среди людей неимущих, и среди людей, у которых есть достаток, можно найти совершенно разные примеры: как сострадательности, внимания, меценатства, так и злой, коварной алчности, зависти. Поэтому говорить однозначно о том, что праведность или греховность зависят от имущества в карманах, совершенно неверно. Праведность и греховность зависят от имущества в сердце, в душе.
– Есть и противоположное мнение. У слов «беда» и «бедность» один корень. Как и у слов «Бог» и «богатый» – тоже один корень. Некоторые уверены, что бедность – это расплата за грехи, а богатство – это награда.
– Хорош тот, кто в Бога богатеет, говорит нам Священное Писание. Подлинный смысл слова «богатство» означает не размер банковского счета или сложенных и где-то припрятанных средств. Это слово обозначает широту человеческой жизни. «Богатый» – то есть в нем много Бога.
К большому сожалению, это слово потеряло свой смысл в сегодняшнем его употреблении. Иногда, глядя на человека вполне состоятельного, можно сказать: «Какой он нищий», когда речь идет не о его достатке, а о силе его души, о достатке его сердца, когда речь о том, насколько он является человеком по отношению к другим людям. Иногда говорят о некотором человеке: «Бедный он человек!» Хотя снаружи у него и дом большой, и все прочее. Но он бедный потому, что в его жизни большая беда – сердце в нем уж совсем сжалось, человеком ему быть совсем тяжко. Бедный он человек!
– Среди святых людей также были бедные и богатые?
– Среди святых людей все были богатыми, даже те, которые жили в одинокой келье и вырытой яме. Они были богаты как раз в подлинном смысле этого слова. Другое дело, когда мы говорим о людях, которые могли распоряжаться каким-либо имуществом, в том числе в монастырях, или когда речь о прославленных великих святых князьях. Но их главное стяжание заключалось не в том, что они копеечку к копеечке складывали, а в том, что они души спасали. Те материальные возможности, которые у них были, они использовали исключительно для этого – чтобы быть полезными для людей, которые отчаялись. Накормить другого человека не только ради того, чтобы он почувствовал себя сытым, но ради того, чтобы он почувствовал настоящую справедливость, которая заключается не в том, что ты имеешь достаток, а в том, что ты человек, способный любить.
– Монахи берут на себя обет, обязательство не быть богатым?
– Не быть богатым – нет, а не быть нестяжательным – да. Потому что нестяжательство – это когда я не полагаюсь на богатство. Священное Писание прямо говорит: трудно богатому войти в Царство Небесное. И потом Христос дополняет: трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие. То есть когда ты думаешь, что твое материальное благо и есть обеспечение твоей достойной, счастливой жизни. Если ты думаешь, что твое достоинство зависит от твоего счета в банке, – ты глубоко ошибаешься.
Когда человек принимает монашество, он дает обет нестяжательства: что не будет надеяться на стяжание какого-то земного благополучия, которое обеспечит ему внутреннее благополучие. Он будет этим пользоваться так же, как пользуется оружием воин. Иногда оружие бывает драгоценного вида, но самое главное употребление этого оружия – защищать себя и других и поражать врага. Если ты относишься к материальным благам как к оружию, которым поражаешь врага зависти, уныния, отчаяния и защищаешь тех, на кого нападает этот враг, – немощных, неимущих, людей, которые оказались в крайней нужде, тогда ты действительно творишь благо.
– В «Преступлении и наказании» Федор Михайлович говорит, что бедность – не порок, а нищета – порок. Процитирую: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же – никогда и никто». Вы с этим согласны? Мы знаем, что в церкви помогают нищим. Просто помогают или стараются как-то перепрограммировать их сознание?
– Бедность – это ведь временное явление. Бывают времена, когда человек богат, а бывают времена, когда человек беден. Бывает, идешь к соседу – и он говорит: «Знаешь, сейчас не могу тебе помочь, но завтра, может быть, будет зарплата – помогу тебе». Сегодня я беден, а завтра – уже богат и могу помочь.
Нищета же – это когда человек, в том числе из-за своей лени, из-за своих пороков, нежелания видеть других людей, говорит: «Нет, никогда не прощу. Никогда не полюблю. Никогда не буду работать. Никогда не буду ничего менять в своей жизни». Вот это нищета, и это уже действительно то, что относится к категории порока.
Иногда приходят в храм нищие, при этом физически вполне здоровые люди; видно, что могут потрудиться, а просто говорят: «Дайте». Я отвечаю: «Чтобы ты себя не чувствовал нищим, давай вместе поработаем. Оставайся здесь, сегодня у нас в монастыре генеральная уборка – потрудись. И обязательно получишь не только хлеб, но и кров найдем, и финансовую поддержку получишь». Если человек готов трудиться, просто сейчас у него такие обстоятельства, что он готов браться за любую работу, чтобы преодолеть кризис, тогда он на правильном пути. А если он, гонимый ленью и простым бродяжничеством, попрошайничеством, говорит: «Нет, делать ничего не буду, никаких усилий предпринимать не хочу, пойду у других людей поспрашиваю», – это уже тяжелая степень нищеты как порока, и здесь вполне можно согласиться с Федором Михайловичем.
– То есть нищета равна лени.
– Конечно. Кстати, у пророка Соломона так и говорится, что нищета бывает от лени и от других пороков.
– Как часто в жизни и литературе мы слышим такие стенания: почему такая несправедливость – кто-то рождается в роскоши, а кто-то – в бедности? Человек еще ничего в своей жизни не сделал, не заслужил, а начало у всех такое разное. Почему?
– Знаете, парадоксально, но мы рождаемся перед Богом совершенно равными. При этом все мы не похожи друг на друга, все мы разные. Но наша разность не от того, что кому-то Господь дал больше или меньше, кому-то больше или меньше доверяет, скорее Он кого-то призывает к одному служению, а кого-то – к другому служению. Но у всех нас одно и то же призвание – быть настоящим человеком.
Чаще всего такие вопросы задают люди, которые не любят небо. Потому что когда ты любишь небо, для тебя дорога и земля. Я встречал счастливых людей, которые живут в неприемлемых, на первый взгляд, для современного мира условиях. В том числе, кстати, я вспоминаю город Грозный, опаленный войной, и первую Чеченскую кампанию, мне там приходилось быть. Вспоминаю другие свои поездки в горячие точки. Когда ты видишь людей, у которых лицо припудрено пылью от недавно взорвавшегося снаряда, но при этом они совершенно счастливы, глаза горят, потому что они живы и они вместе, в этот момент говорить об их нищете или нужде просто неуместно.
Помню, мы приходили в дом для пожилых людей. Там даже язык не поворачивается спросить: «Что вам сейчас нужно?» Ты понимаешь, что сейчас надо порадоваться рядом с ними. И уже потом, когда порадуешься вместе с ними, поговоришь о разном, понимаешь, что в следующий раз принесешь какие-то продукты или стекло, чтобы вставить вместо разбитого. Как-то само все складывается. И уже не задаешься вопросом, что кому-то повезло больше, а кому-то меньше. В этот момент я искренне понимаю, что больше повезло мне, потому что у меня есть возможность с этими людьми разделить простое человеческое счастье, которое заключается в том, что они живут.
– Владыка, Вы – о небесном, а я Вас опять спрошу о земном. Как Вы думаете, стремление к богатству – это плохо?
– Вы хотите меня с небес спустить на землю, а я все рвусь в небо... Смотря что мы называем богатством. Если мы богатство ставим как условие нормальности (мол, если оно будет, тогда я буду человеком) – это ненормально; тогда ты человеком не станешь. Ведь и сейчас можно делать простые человеческие вещи. А если ты сейчас этого не делаешь и всю свою злобность, ворчливость списываешь на недостаточный заработок, то когда он у тебя повысится, ворчливости меньше не станет – всегда найдется на кого ворчать; список богатых людей в Forbes достаточно длинный. И это будет до бесконечности.
Для чего стараться стать богатым? Для того, чтобы стать счастливым? Но это никогда не равнозначно. А вот если других сделать счастливыми и трудиться для других, тогда Бог даст сил. Тогда Бог даст и урожай.
В древности был такой закон: никогда не дожинали поле до края – на краю поля оставляли пшеницу для людей нуждающихся. Когда радуешься урожаю, ты этот урожай не тащишь весь к себе, но берешь столько, сколько тебе нужно, а избыток оставляешь, в том числе на поле, чтобы человек нуждающийся пришел, поработал, взял пшеницу себе и мог есть свой хлеб. Тогда ты по-настоящему богатый человек; тогда Бог будет всегда давать тебе урожай.
Приведу очень простой пример. Мой знакомый фермер каждый раз говорит: «Владыка, мы замечаем, что каждый раз, когда участвуем в вашей акции с рождественскими подарками, раздавая на Рождество яблоки, у нас на следующий год всегда бывает хороший урожай. Может быть, вы в этом году больше яблок у нас возьмете?» Спрашиваю: «Для еще большего урожая?» Он говорит: «Нет, это наша благодарность. Нам хватает того, что у нас есть. Просто это было бы на пользу другим людям». Не знаю, может, кто-то скажет, что это единичный случай, но я не в первый раз такое встречаю, такое часто бывает, таких людей немало.
– Большое спасибо, владыка! Время программы подошло к концу. Если позволите, в следующий раз продолжим эту тему, потому что интересно узнать Ваше мнение о нищих на улице: почему одним хочется подать, а от других хочется убежать. В общем, вопросы остались.
– Хорошо, конечно, поговорим об этом.
– Время Вашего слова...
– Спасибо за сегодняшний интересный разговор, очень надеюсь на его продолжение.
Дорогие братья и сестры! Прямо сейчас посмотрите на себя и подумайте, что бы вы могли сделать для другого. Заставьте себя сделать первый шаг и просто поделитесь хорошим настроением, если жалко хлеба. Просто поделитесь хорошим словом, если жалко воды. Почувствуйте себя по-настоящему богатым человеком и этим богатством поделитесь с теми, кто рядом, прямо сейчас. Храни вас Господь!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!