О земном и о небесном. Бедность

25 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Тема сегодня интересная, неоднозначная и, думаю, очень актуальная – бедность.

– Давайте поговорим о том, что для каждого актуально.

– Почему в сознании людей заложена, как аксиома, мысль о заведомой безнравственности богатых и святости бедных?

– От многих вещей это зависит. Нередко такая аксиома может быть в том числе от некоторой мечтательности. Мол, была бы у меня возможность, я непременно был бы хорошим. А для людей, у которых такие возможности есть, уже не всегда бывает необходимость быть хорошим – все можно в жизни купить, приобрести. Но это всего лишь первый, поверхностный, очень легкий взгляд. Потому что и среди людей неимущих, и среди людей, у которых есть достаток, можно найти совершенно разные примеры: как сострадательности, внимания, меценатства, так и злой, коварной алчности, зависти. Поэтому говорить однозначно о том, что праведность или греховность зависят от имущества в карманах, совершенно неверно. Праведность и греховность зависят от имущества в сердце, в душе.

– Есть и противоположное мнение. У слов «беда» и «бедность» один корень. Как и у слов «Бог» и «богатый» – тоже один корень. Некоторые уверены, что бедность – это расплата за грехи, а богатство – это награда.

– Хорош тот, кто в Бога богатеет, говорит нам Священное Писание. Подлинный смысл слова «богатство» означает не размер банковского счета или сложенных и где-то припрятанных средств. Это слово обозначает широту человеческой жизни. «Богатый» – то есть в нем много Бога.

К большому сожалению, это слово потеряло свой смысл в сегодняшнем его употреблении. Иногда, глядя на человека вполне состоятельного, можно сказать: «Какой он нищий», когда речь идет не о его достатке, а о силе его души, о достатке его сердца, когда речь о том, насколько он является человеком по отношению к другим людям. Иногда говорят о некотором человеке: «Бедный он человек!» Хотя снаружи у него и дом большой, и все прочее. Но он бедный потому, что в его жизни большая беда – сердце в нем уж совсем сжалось, человеком ему быть совсем тяжко. Бедный он человек!

– Среди святых людей также были бедные и богатые?

– Среди святых людей все были богатыми, даже те, которые жили в одинокой келье и вырытой яме. Они были богаты как раз в подлинном смысле этого слова. Другое дело, когда мы говорим о людях, которые могли распоряжаться каким-либо имуществом, в том числе в монастырях, или когда речь о прославленных великих святых князьях. Но их главное стяжание заключалось не в том, что они копеечку к копеечке складывали, а в том, что они души спасали. Те материальные возможности, которые у них были, они использовали исключительно для этого – чтобы быть полезными для людей, которые отчаялись. Накормить другого человека не только ради того, чтобы он почувствовал себя сытым, но ради того, чтобы он почувствовал настоящую справедливость, которая заключается не в том, что ты имеешь достаток, а в том, что ты человек, способный любить.

– Монахи берут на себя обет, обязательство не быть богатым?

– Не быть богатым – нет, а не быть нестяжательным – да. Потому что нестяжательство – это когда я не полагаюсь на богатство. Священное Писание прямо говорит: трудно богатому войти в Царство Небесное. И потом Христос дополняет: трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие. То есть когда ты думаешь, что твое материальное благо  и есть обеспечение твоей достойной, счастливой жизни. Если ты думаешь, что твое достоинство зависит от твоего счета в банке, – ты глубоко ошибаешься.

Когда человек принимает монашество, он дает обет нестяжательства: что не будет надеяться на стяжание какого-то земного благополучия, которое обеспечит ему внутреннее благополучие. Он будет этим пользоваться так же, как пользуется оружием воин. Иногда оружие бывает драгоценного вида, но самое главное употребление этого оружия – защищать себя и других и поражать врага. Если ты относишься к материальным благам как к оружию, которым  поражаешь врага зависти, уныния, отчаяния и защищаешь тех, на кого нападает этот враг, – немощных, неимущих, людей, которые оказались в крайней нужде, тогда ты действительно творишь благо.

– В «Преступлении и наказании» Федор Михайлович говорит, что бедность – не порок, а нищета – порок. Процитирую: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же – никогда и никто». Вы с этим согласны? Мы знаем, что в церкви помогают нищим. Просто помогают или стараются как-то перепрограммировать их сознание?

– Бедность – это ведь временное явление. Бывают времена, когда человек богат, а бывают времена, когда человек беден. Бывает, идешь к соседу – и он говорит: «Знаешь, сейчас не могу тебе помочь, но завтра, может быть, будет зарплата – помогу тебе». Сегодня я беден, а завтра – уже богат и могу помочь.

Нищета же – это когда человек, в том числе из-за своей лени, из-за своих пороков, нежелания видеть других людей, говорит: «Нет, никогда не прощу. Никогда не полюблю. Никогда не буду работать. Никогда не буду ничего менять в своей жизни». Вот это нищета, и это уже действительно то, что относится к категории порока.

Иногда приходят в храм нищие, при этом физически вполне здоровые люди; видно, что могут потрудиться, а просто говорят: «Дайте». Я отвечаю: «Чтобы ты себя не чувствовал нищим, давай вместе поработаем. Оставайся здесь, сегодня у нас в монастыре генеральная уборка – потрудись. И обязательно получишь не только хлеб, но и кров найдем, и финансовую поддержку получишь». Если человек готов трудиться, просто сейчас у него такие обстоятельства, что он готов браться за любую работу, чтобы преодолеть кризис, тогда он на правильном пути. А если он, гонимый ленью и простым бродяжничеством, попрошайничеством, говорит: «Нет, делать ничего не буду, никаких усилий предпринимать не хочу, пойду у других людей поспрашиваю», – это уже тяжелая степень нищеты как порока, и здесь вполне можно согласиться с Федором Михайловичем.

– То есть нищета равна лени.

– Конечно. Кстати, у пророка Соломона так и говорится, что нищета бывает от лени и от других пороков.

– Как часто в жизни и литературе мы слышим такие стенания: почему такая несправедливость – кто-то рождается в роскоши, а кто-то – в бедности? Человек еще ничего в своей жизни не сделал, не заслужил, а начало у всех такое разное. Почему?

– Знаете, парадоксально, но мы рождаемся перед Богом совершенно равными. При этом все мы не похожи друг на друга, все мы разные. Но наша разность не от того, что кому-то Господь дал больше или меньше, кому-то больше или меньше доверяет, скорее Он кого-то призывает к одному служению, а кого-то – к другому служению. Но у всех нас одно и то же призвание – быть настоящим человеком.

Чаще всего такие вопросы задают люди, которые не любят небо. Потому что когда ты любишь небо, для тебя дорога и земля. Я встречал счастливых людей, которые живут в неприемлемых, на первый взгляд, для современного мира условиях. В том числе, кстати, я вспоминаю город Грозный, опаленный войной, и первую Чеченскую кампанию, мне там приходилось быть. Вспоминаю другие свои поездки в горячие точки. Когда ты видишь людей, у которых лицо припудрено пылью от недавно взорвавшегося снаряда, но при этом они совершенно счастливы, глаза горят, потому что они живы и они вместе, в этот момент говорить об их нищете или нужде просто неуместно.

Помню, мы приходили в дом для пожилых людей. Там даже язык не поворачивается спросить: «Что вам сейчас нужно?» Ты понимаешь, что сейчас надо порадоваться рядом с ними. И уже потом, когда порадуешься вместе с ними, поговоришь о разном, понимаешь, что в следующий раз принесешь какие-то продукты или стекло, чтобы вставить вместо разбитого. Как-то само все складывается. И уже не задаешься вопросом, что кому-то повезло больше, а кому-то меньше. В этот момент я искренне понимаю, что больше повезло мне, потому что у меня есть возможность с этими людьми разделить простое человеческое счастье, которое заключается в том, что они живут.

– Владыка, Вы – о небесном, а я Вас опять спрошу о земном. Как Вы думаете, стремление к богатству – это плохо?

– Вы хотите меня с небес спустить на землю, а я все рвусь в небо... Смотря что мы называем богатством. Если мы богатство ставим как условие нормальности (мол, если оно будет, тогда я буду человеком) – это ненормально; тогда ты человеком не станешь. Ведь и сейчас можно делать простые человеческие вещи. А если ты сейчас этого не делаешь и всю свою злобность, ворчливость списываешь на недостаточный заработок, то когда он у тебя повысится, ворчливости меньше не станет – всегда найдется на кого ворчать; список богатых людей в Forbes достаточно длинный. И это будет до бесконечности.

Для чего стараться стать богатым? Для того, чтобы стать счастливым? Но это никогда не равнозначно. А вот если других сделать счастливыми и трудиться  для других, тогда Бог даст сил. Тогда Бог даст и урожай.

В древности был такой закон: никогда не дожинали поле до края – на краю поля оставляли пшеницу для людей нуждающихся. Когда радуешься урожаю, ты этот урожай не тащишь весь к себе, но берешь столько, сколько тебе нужно, а избыток оставляешь, в том числе на поле, чтобы человек нуждающийся пришел, поработал, взял пшеницу себе и мог есть свой хлеб. Тогда ты по-настоящему богатый человек; тогда Бог будет всегда давать тебе урожай.

Приведу очень простой пример. Мой знакомый фермер каждый раз говорит: «Владыка, мы замечаем, что каждый раз, когда участвуем в вашей акции с рождественскими подарками, раздавая на Рождество яблоки, у нас на следующий год всегда бывает хороший урожай. Может быть, вы в этом году больше яблок у нас возьмете?»  Спрашиваю: «Для еще большего урожая?» Он говорит: «Нет, это наша благодарность. Нам хватает того, что у нас есть. Просто это было бы на пользу другим людям». Не знаю, может, кто-то скажет, что это единичный случай, но я не в первый раз такое встречаю, такое часто бывает, таких людей немало.

– Большое спасибо, владыка! Время программы подошло к концу. Если позволите, в следующий раз продолжим эту тему, потому что интересно узнать Ваше мнение о нищих на улице: почему одним хочется подать, а от других хочется убежать. В общем, вопросы остались.

– Хорошо, конечно, поговорим об этом.

– Время Вашего слова...

– Спасибо за сегодняшний интересный разговор, очень надеюсь на его продолжение.

Дорогие братья и сестры! Прямо сейчас посмотрите на себя и подумайте, что бы вы могли сделать для другого. Заставьте себя сделать первый шаг и просто поделитесь хорошим настроением, если жалко хлеба. Просто поделитесь хорошим словом, если жалко воды. Почувствуйте себя по-настоящему богатым человеком и этим богатством поделитесь с теми, кто рядом, прямо сейчас. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать