О земном и о небесном. О жертве

4 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, еще одна непростая тема, по которой очень интересно узнать Ваше мнение. Поговорим о жертве.

Совершенно разное восприятие этого термина в церковной и светской жизни. Если в церковной сфере мы слышим, что жертва – это добродетель, то в жизни светской мы часто видим приглашения на курсы, как не стать жертвой. Как Вы думаете, почему такие разные взгляды?

– Все очень просто. Когда тебя хотят сделать жертвой, это уже самое настоящее преступление. Другое дело, когда, движимый заботой, любовью, желанием прикоснуться к чужой боли, помочь, ты идешь на какие-то жертвы – тогда это настоящая добрая жертва. То есть не когда тебя делают жертвой, а когда ты сам чем-то жертвуешь ради другого человека.

– Почему Иисус Христос должен был принести Себя в жертву? Почему нельзя было по-другому, без Его страданий?

– Каждый раз, когда подхожу к престолу и начинаю совершать литургию, бескровное жертвоприношение (ведь литургия – собственно, есть повторение крестной жертвы Христа Спасителя), задаюсь этим вопросом, зная на него ответ. Из Писания мы знаем, что Господь Своею Кровью обновляет кровь человека. По-другому скажу: Бог Своею Человеческой Жертвой возвращает человека Себе. Проще говоря, инфицированного грехом человека наполняет Самим Собой, чтобы уничтожить в человеке эту инфекцию греха.

Жертва, которая была совершена Им и совершается каждый раз ради каждого из нас, – это самое убедительное свидетельство любви. Ведь любовь – не только когда тебя жалеют, утешают; любовь – это когда становятся рядом: когда плачут с плачущим, болеют с болеющим. Христос, чтобы исцелить человека от болезни вечной смерти, Сам делается горьким лекарством – отдает Себя в жертву, отдает Себя человечеству: став Человеком, Он умирает на кресте ради любви к человеку.

– В нашей современной жизни нужны Богу жертвы? Если да – какие?

– Да. В 50-м покаянном псалме, который мы каждый день читаем, есть такие удивительные слова: жертва Богу – сокрушенный дух и сердце, и Господь их не отвергает. Наша жертва – это наше сердце, наполненное любовью к Врачу, Который однажды дал нам это живительное лекарство, благодаря чему мы продолжаем оставаться людьми. Мы получили живую надежду на вечную жизнь (и не только на вечную жизнь). Это еще и сокрушенный дух, который является продолжением благодарности к Нему, по отношению к другим людям: я жертвую Богу свое смирение, которое выражается в моем внимательном, достойном отношении к нуждам других людей.

Мое смирение – это не просто когда я говорю: «Ну ладно, пусть так будет». Мое смирение тогда, когда я говорю: «Я сейчас хотел заниматься другим, но ради тебя все свои дела бросаю – займемся тем, что нужно сейчас тебе». То есть я куда-то спешу, но вижу, что взгляд человека являет живительную муку, поэтому немножко повременю с тем, куда я спешу. Вот это и есть мое смирение перед теми, кто сейчас во мне нуждается.

– В этом году мы будем праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сколько жертв, сколько жизней люди отдали за то, чтобы мы сейчас жили! Я много раз задавалась вопросом, как вообще этот подвиг возможен? Как в человеке открывается эта сила, когда все инстинкты самосохранения забываются и он ради других идет на смерть?..

– Эти люди становились между смертью и жизнью своих родных и близких. Наши деды и прадеды, которые поднимались из окопов, бросали на нас, своих будущих потомков, не тень, а в себя принимали все ужасы проклятой войны, в том числе и горькую мучительную смерть. Ради того, чтобы своей жизнью заслонить нас от того, что принесло бы нам погибель, несвободу: потерю своего дома, своего языка, своих традиций, своей веры, своей земли.

Это еще, если хотите, и зов нашей собственной крови, в которой присутствует и Кровь Искупителя, – она зовет нас к тому, чтобы, если понадобится, и жизнь свою положить ради других людей. Это повторение голгофы в нашей жизни; это естественное уподобление Тому, Кто Себя отдал в жертву. Все это и поднимало наших предков для борьбы с проклятием войны, чтобы это проклятие остановить на себе, через свою собственную жертву.

– В современной жизни Вы часто встречаете настоящие жертвы?

– Да, каждый день. Разве это не жертва, когда мама встает раньше всех, для всех готовит завтрак, для каждого находит какое-то доброе слово, несмотря на свое самочувствие, на вчерашний день, на проблемы, с которыми нужно будет столкнуться днем, придя на работу? Разве это не жертва, когда пожилые люди с необыкновенной заботой, любовью, относятся к своим внукам? Разве это не жертва, когда человек нуждается в помощи и совершенно незнакомые люди начинают собирать какие-то средства для этого человека, совершенно не зная его? Такое происходит каждый день.

Разве не жертва, когда после долгой ссоры кто-то из поссорившихся первым улыбнется и скажет: «Знаешь, если не получится все начать сначала, то, во всяком случае, давай прекратим злиться друг на друга»? Это тоже жертва, ведь это – отдать часть себя самого, или по-другому скажу – уступить в себе место для другого. Не просто уступить место в пространстве (например, в трамвае), сказав: «Садись», а именно в себе, в своем сердце. Это тоже жертва: постоять внутри себя, что называется, на ногах, потрудиться, чтобы другому было легче.

– Почему в ветхозаветное время приносили в жертву животных, а сейчас нет такой традиции? Что это означало тогда?

– Спасибо за этот вопрос. Традиция жертвоприношения животных относит нас к тому времени на заре человеческой жизни, когда Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, были изгнаны из рая. Но Бог не просто затворил за их спинами двери рая, а как раз сказал о том, что Сам исправит в человеке то, что человек в себе испортил. Адам и Ева испортили своим выбором душу грехом, а Христос исправил эту испорченность на кресте. И чтобы не забывать об этом обетовании и каждый раз к этому обетованию возвращаться, было повелено приносить в жертву животных  как напоминание о грядущей великой жертве. А после того, как Сам Христос принес Себя в жертву, надобности в приношении этих жертв уже больше не было.

– Какой жертвы в нашей жизни быть ни в коем случае не может?

– Нельзя отдавать других в жертву своим амбициям, своим желаниям, своей надменности, гордости, плохому настроению. Например, пришел с плохим настроением и давай всех направо и налево «ласкать» колкими словами. Нельзя делать других людей жертвами своих собственных слабостей и пороков. Например, когда кто-то очень привязан к винопитию, это становится очень большим горем для всей семьи. И тогда человек должен понимать, что он в жертву приносит то, чем стоило бы не жертвовать, а, напротив, дорожить как даром, что Бог дал, это: благополучие собственной семьи, доверие в семье, любовь супруги.

– Распространенное словосочетание: «жертва домашнего насилия». Как Вы считаете, терпеть это стоит?

– Ни в коем случае терпеть это нельзя, потому что это никакая не жертва в том смысле, о котором мы говорим. Это ложная жертва. Бесконечное терпение неправды, жестокости или даже ненависти не является жертвой, добродетелью. Более того, подобного рода неправильным отношением человек даже может еще больше провоцировать другого на подобного рода поступки.

Как я уже сказал, жертва – это не то, что у нас отбирают, вырывают из рук, из нашего сердца, из нашей жизни. Жертва – это то, что я сам достаю из своего сердца; это то, что я добровольно, с любовью отдаю другому человеку. Но отдаю не ради того, чтобы получить собственное удовольствие, а тогда, когда этой жертвы ждут, когда эта жертва как глоток холодной воды после долгой пустыни или как рассвет после страшной ночи. Вот тогда эта жертва нужна, и тогда она действительно благоприятна и полезна и на земле, и на небе. А когда эта жертва вырвана или вытребована, когда эта жертва невольная, то это и не жертва вовсе.

– Бывают такие случаи, когда человеку нравится роль жертвы. Иногда женщине говорят: «Уходи, мы тебе поможем». Нет, она живет и терпит тирана. Что это: боязнь ответственности, безволие, страх?.. Что Вы такому человеку сказали бы?

– Я у такого человека спросил бы: а если случится наводнение, ты так и будешь жить в том мусоре, что нанесет? Разве ты не возьмешься за уборку? Или будешь терпеть, говоря: «Ну что ж, случилось, значит, такая судьбинушка, другого не бывает». Нет! Ты возьмешься за уборку. Если самой будет не под силу, позовешь родных и близких, чтобы вместе это сделать.

Но если ты понимаешь, что этот источник бесконечных наводнений и грязи здесь, рядом с тобой, – что нужно сделать? Нужно переселиться жить в другое место. Это ведь вполне понятно. А просто бесконечно терпеть это пространство грязи и ничего не менять –  преступно; в таких случаях нужно обязательно сделать все, чтобы пространство жизни оставалось пространством жизни для тебя, для твоих родных и близких, для твоих детей.

– Владыка, большое спасибо за нашу беседу. Не могу не задать вопрос, на который Вы, быть может, ответите в заключительном слове: можно ли вообще прожить без жертв?

– Отвечая на вопрос, обращаюсь к вам, дорогие братья и сестры. Жертва – это не то, что мы вырываем с мясом, кровью и болью, но это то, что мы дарим. Ведь мы же можем подарить другому улыбку, протянутую руку дружбы, да просто слова благодарности: «Спасибо тебе, мама, за твою любовь». Мы можем подарить другим как жертву свое настоящее слово, которое дали и сдержали. Мы можем подарить другим, в конце концов, свою любовь и свою молитву – это тоже будет большой жертвой. Без этих жертв наша жизнь станет совсем мрачной. Дай Бог всем нам света в нашей жизни. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы