О земном и о небесном. Искусственный интеллект

7 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, здравствуйте! С Новым годом!

– Поздравляю и Вас с Новым годом! Желаю, чтобы наступивший год был временем хорошим,  светлым, радостным. И пусть Господь бережет всех вас, дорогие братья и сестры.

– Я хотела бы предложить поговорить пока еще о новом, только входящем в нашу жизнь явлении – искусственном интеллекте.

– В минувшем году эта тема как-то обострилась, и не только в связи с новыми технологиями. Самый главный вопрос: каково наше место в этом мире?

– В информационном пространстве все эти темы на поверхности. В 2019 году я узнала, что в Татарстане (он стал первым таким регионом страны) ввели должность уполномоченного по технологиям искусственного интеллекта. То есть уже до такой степени это внедряется в нашу обычную жизнь. Искусственный интеллект – это вообще ожидаемое явление? Что-то о нем есть в Священном Писании?

– Священное Писание в центре внимания оставляет самого человека. Оставляет таким образом, что убеждает нас Откровением неба: человек всегда остается самым главным, самым любимым созданием Творца и все то, что создает человек, в том числе для себя самого, является проявлением тех творческих способностей, которые дал Творец.

Несомненно, Господь призывает нас, чтобы эти проявления служили на благо человеку, чтобы между человеком (как творением) и Создателем не стояло никаких преград. Чтобы мои изобретения не были похожи на Вавилонскую башню из  Библейской истории с желанием подняться до самых небес, показывая свое собственное могущество и превосходство. Вот в этой концепции можно говорить в том числе о современных технологиях.

– Почему человеку требуется все больше и больше комфорта? Современные технологии настолько упрощают жизнь, что осталось только  кнопочки нажимать,  все само вокруг тебя будет двигаться и делаться. Почему так происходит? Человек настолько левый? Или настолько загружен  современной жизнью, что ему действительно это необходимо?

– Комфорт никогда не должен становиться самоцелью. Если человек заходит в пространство своего дома и задается целью сделать все как можно комфортнее, как можно удобнее, то необходимо договорить для себя: для чего я создаю это пространство дома? Если мы комфортом называем хорошие, удобные кресла, в которых будем каждый вечер в обязательном порядке вместе пить вечерний чай или читать какую-то книгу вслух со своими детьми, то это неплохо.

Но иногда комфорт, который человек создает вокруг себя, вытесняет возможность общения с другими; это некая мягкая, со всеми удобствами раковина, закрывшись в которой, ты можешь автономно существовать без всех. Такая раковина бывает: ее обычно погружают в землю на глубину до двух метров, и называется она «гроб». Тогда весь этот комфорт может быть неким напоминанием о том, что мы создаем вокруг себя изоляцию.

Кстати, можно найти громадное количество примеров, в том числе из Священного Писания, когда ветхозаветные патриархи, призываемые к общению с Богом, оставляли свое уютное, удобное жилище и разменивали его на безлюдную пустыню для того, чтобы в этой пустыне общаться с Богом. Но это свое жилище они делали наполненным людьми, друзьями и в этом наполнении служили Богу своей благодарностью за данную жизнь.

– Есть люди, которые категорически не принимают что-то новое, говорят: «Нет, я родился в таких условиях и буду так жить». Консерватизм такого плана хорош?

– Я знаю большое количество людей (не скажу, что пожилых, среднего возраста), которые говорят: «Я не буду пользоваться смартфоном». И имеют обычный кнопочный телефон. Здесь вполне уместно вспомнить слова Писания, когда апостол говорит: «Все мне можно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Это относится в том числе и к этим новым устройствам, которые появляются в нашей жизни, чтобы ее облегчить. Только вопрос: чем же наша жизнь так утяжелена, что мы ее все облегчаем и облегчаем? При этом мы все тяжеловеснее в отношениях, в семейном счастье.

– Доктор филологии и биологии Татьяна Черниговская считает, что мы уже под контролем, несмотря на то, что искусственный интеллект только начинает свое активное развитие. Одно наличие сотового телефона уже делает нас уязвимыми. Вы с ней согласны?

– Да, совершенно согласен. Спасибо, что вспомнили это имя. Я, пользуясь нашей беседой, хотел бы всем нашим собеседникам порекомендовать обратиться к Татьяне Черниговской – у нее удивительно интереснейшие лекции, которые затрагивают самые глубинные темы, в том числе и темы человеческого интеллекта.

Я с ней согласен. Мы определяем что-то, без чего жить не можем, и в этом наша уязвимость. Хорошо, когда то, без чего я не могу, – это моя вера, моя дружба, моя любовь; тогда я буду по-настоящему неуязвим. А если моя уязвимость – технологические устройства, которые так наполняют мою жизнь, что делают меня совершенно зависимым от них, вводя в состояние потерянности?..

Недавно на встрече с молодыми людьми в университете в Пятигорске я предложил провести такой эксперимент: оставить один раз дома телефон и выйти на улицу без телефона. И вы знаете, я увидел некоторый ужас в глазах, потому что это почти то же самое, что выйти неодетым. «Как без телефона? Вся моя жизнь здесь». И вот это очень опасно. Хорошо, когда вся моя жизнь в тех, кто может смотреть на меня, общаться со мной, то есть в людях.

– У Татьяны Черниговской прочитала вопрос, которым была озаглавлена статья: нам еще есть место на этой планете? Нас вытесняют?

– Как бы странно это ни звучало, мы сами себя вытесняем. Мы сами себя тесним. Иногда встречаешь человека, спрашиваешь: «Как твоя жизнь?» Отвечает: «Ой, так тяжело». – «А что случилось? Расскажи». Человек начинает рассказывать, и ты понимаешь: все, что так тяжело, – он сам нагородил в своей жизни; сам насобирал и никак не может от этого избавиться. Это «тяжело» – не пришедшее снаружи, а то, что ты не можешь выпустить из своих рук, тянешь эти  «авоськи», которые оттягивают руки до самого пола.

В этом смысле ее вопрос о том, есть ли нам еще место в пространстве, как раз обозначен именно этой проблемой: чем я заставляю свою жизнь? как я ее обустраиваю? В своем так называемом комфорте, в этих громадных зеркалах я вижу только себя? Это царство кривых зеркал? Или это комфорт, который наполняет меня присутствием реальных людей?

– Как Вы считаете, нужно бояться искусственного интеллекта?

– Порой себя нужно бояться. Нужно бояться самой опасной вещи – зависимости. Вообще всякая зависимость, всякая несвобода – это начало, скажем так, большого падения. Потому что большая несвобода и проблемы, особенно нравственные пороки и изъяны, которые случаются у человека, начинаются с малых зависимостей. «Я без этого не могу», – говорит человек. Кстати, пусть каждый сейчас себя протестирует: что он может поставить после словосочетания: «Я без этого не могу». И сразу увидишь, кто ты есть на самом деле сейчас, в этот отрезок времени. И, увидев это, сказать себе: «Нет, без этого и без этого мне нужно научиться обходиться, потому что скорее всего это не принесет никакой пользы». Вот тогда совершенно не будет страшно.

– Многие жалуются, что искусственный интеллект лишает работы: автоматизированные предприятия, поэтому люди остаются на улице. Вы можете в церкви представить искусственный интеллект?

– Всякого рода автоматы можно увидеть сегодня в Западных Церквах: какие-то зажигающиеся лампочки, где не требуется присутствие человека. Знаете, я не то чтобы не могу себе этого представить – понятно, что иногда технологии употребляются и в церкви, и их немало. К примеру, сегодня очень распространена практика электронных звонарей, когда устанавливается специальное устройство на звонницу и по команде проигрывается на колоколах мелодия. Потому что не каждый приход может позволить себе штатную единицу звонаря. Священник использует смартфон, по которому ведет прямые эфиры в разных социальных сетях, отвечает на вопросы; сейчас это стало очень распространено. Это ведь тоже знаки нынешнего времени. Не пользоваться этим было бы странно. Не хочу говорить, что без этого не обойтись – без этого, в принципе, обойтись можно, но если благодаря этому общение можно расширить, то почему бы нет? Поэтому это, конечно, наличествует.

А вот если речь идет о принятии какого-либо решения или о том, чтобы поговорить, то, мне кажется, только в Церкви и продолжают искать именно этого – поговорить. Почувствовать себя человеком и почувствовать к себе сострадание – с машиной невозможно.

В нынешнее время, если что-то заболело, где-то кольнуло, тут же набираешь в поисковой системе: что делать, когда закололо там-то? И тебе искусственный интеллект выдаст массу всяких рецептов, рекомендаций. Но все равно в электронной аптеке тебе посоветуют: лучше обратиться к врачу, пусть врач на вас посмотрит. Ведь это очень важное словосочетание – «пусть на тебя посмотрит врач», это не просто какая-то манипуляция. Мне кажется, за этими словами стоит нечто большее, потому что через взгляд врача ты можешь почувствовать себя именно человеком; увидев человеческий сострадательный взгляд к себе, ты уже получаешь начало  лечения. Вот в этих сферах, мне кажется, совершенно невозможно представить жизнь человека без другого человека.

– Вы можете представить, что будет с человечеством, если нами начнет управлять искусственный интеллект?

– Я не могу себе представить такое время. Я не могу поверить в то, что Бог допустит, чтобы Его любовь была заменена какими-либо технологиями. Он никогда не допустит, чтобы мы потерялись для Него, Он обязательно спасет. Зная это, нужно всегда дорожить Небом в нашей жизни. И чтобы чаще его видеть, надо меньше окутывать себя проводами.

– Владыка, большое спасибо за такую добрую, теплую и оптимистичную беседу. Время Вашего заключительного слова в нашей первой новогодней программе.

– Дорогие братья и сестры, если позволите – маленький секрет. Когда вы захотите позвать своего сына или дочь словами: «Выключай свой компьютер, хватит перед ним сидеть», скажите лучше по-другому: «Знаешь, мне так хочется с тобой поговорить! Пусть работает этот твой компьютер. Мне просто хочется поговорить с тобой. Знаешь, я хочу сказать тебе что-то очень-очень важное». Потом подойти, обнять, нежно поцеловать своего сына, дочь, человека, который рядом, и сказать, что любишь его. Я думаю, эти чувства всегда будут самыми драгоценными в отношениях между нами.

Пусть Господь хранит всех нас.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы