О земном и о небесном. Искусственный интеллект

7 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, здравствуйте! С Новым годом!

– Поздравляю и Вас с Новым годом! Желаю, чтобы наступивший год был временем хорошим,  светлым, радостным. И пусть Господь бережет всех вас, дорогие братья и сестры.

– Я хотела бы предложить поговорить пока еще о новом, только входящем в нашу жизнь явлении – искусственном интеллекте.

– В минувшем году эта тема как-то обострилась, и не только в связи с новыми технологиями. Самый главный вопрос: каково наше место в этом мире?

– В информационном пространстве все эти темы на поверхности. В 2019 году я узнала, что в Татарстане (он стал первым таким регионом страны) ввели должность уполномоченного по технологиям искусственного интеллекта. То есть уже до такой степени это внедряется в нашу обычную жизнь. Искусственный интеллект – это вообще ожидаемое явление? Что-то о нем есть в Священном Писании?

– Священное Писание в центре внимания оставляет самого человека. Оставляет таким образом, что убеждает нас Откровением неба: человек всегда остается самым главным, самым любимым созданием Творца и все то, что создает человек, в том числе для себя самого, является проявлением тех творческих способностей, которые дал Творец.

Несомненно, Господь призывает нас, чтобы эти проявления служили на благо человеку, чтобы между человеком (как творением) и Создателем не стояло никаких преград. Чтобы мои изобретения не были похожи на Вавилонскую башню из  Библейской истории с желанием подняться до самых небес, показывая свое собственное могущество и превосходство. Вот в этой концепции можно говорить в том числе о современных технологиях.

– Почему человеку требуется все больше и больше комфорта? Современные технологии настолько упрощают жизнь, что осталось только  кнопочки нажимать,  все само вокруг тебя будет двигаться и делаться. Почему так происходит? Человек настолько левый? Или настолько загружен  современной жизнью, что ему действительно это необходимо?

– Комфорт никогда не должен становиться самоцелью. Если человек заходит в пространство своего дома и задается целью сделать все как можно комфортнее, как можно удобнее, то необходимо договорить для себя: для чего я создаю это пространство дома? Если мы комфортом называем хорошие, удобные кресла, в которых будем каждый вечер в обязательном порядке вместе пить вечерний чай или читать какую-то книгу вслух со своими детьми, то это неплохо.

Но иногда комфорт, который человек создает вокруг себя, вытесняет возможность общения с другими; это некая мягкая, со всеми удобствами раковина, закрывшись в которой, ты можешь автономно существовать без всех. Такая раковина бывает: ее обычно погружают в землю на глубину до двух метров, и называется она «гроб». Тогда весь этот комфорт может быть неким напоминанием о том, что мы создаем вокруг себя изоляцию.

Кстати, можно найти громадное количество примеров, в том числе из Священного Писания, когда ветхозаветные патриархи, призываемые к общению с Богом, оставляли свое уютное, удобное жилище и разменивали его на безлюдную пустыню для того, чтобы в этой пустыне общаться с Богом. Но это свое жилище они делали наполненным людьми, друзьями и в этом наполнении служили Богу своей благодарностью за данную жизнь.

– Есть люди, которые категорически не принимают что-то новое, говорят: «Нет, я родился в таких условиях и буду так жить». Консерватизм такого плана хорош?

– Я знаю большое количество людей (не скажу, что пожилых, среднего возраста), которые говорят: «Я не буду пользоваться смартфоном». И имеют обычный кнопочный телефон. Здесь вполне уместно вспомнить слова Писания, когда апостол говорит: «Все мне можно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Это относится в том числе и к этим новым устройствам, которые появляются в нашей жизни, чтобы ее облегчить. Только вопрос: чем же наша жизнь так утяжелена, что мы ее все облегчаем и облегчаем? При этом мы все тяжеловеснее в отношениях, в семейном счастье.

– Доктор филологии и биологии Татьяна Черниговская считает, что мы уже под контролем, несмотря на то, что искусственный интеллект только начинает свое активное развитие. Одно наличие сотового телефона уже делает нас уязвимыми. Вы с ней согласны?

– Да, совершенно согласен. Спасибо, что вспомнили это имя. Я, пользуясь нашей беседой, хотел бы всем нашим собеседникам порекомендовать обратиться к Татьяне Черниговской – у нее удивительно интереснейшие лекции, которые затрагивают самые глубинные темы, в том числе и темы человеческого интеллекта.

Я с ней согласен. Мы определяем что-то, без чего жить не можем, и в этом наша уязвимость. Хорошо, когда то, без чего я не могу, – это моя вера, моя дружба, моя любовь; тогда я буду по-настоящему неуязвим. А если моя уязвимость – технологические устройства, которые так наполняют мою жизнь, что делают меня совершенно зависимым от них, вводя в состояние потерянности?..

Недавно на встрече с молодыми людьми в университете в Пятигорске я предложил провести такой эксперимент: оставить один раз дома телефон и выйти на улицу без телефона. И вы знаете, я увидел некоторый ужас в глазах, потому что это почти то же самое, что выйти неодетым. «Как без телефона? Вся моя жизнь здесь». И вот это очень опасно. Хорошо, когда вся моя жизнь в тех, кто может смотреть на меня, общаться со мной, то есть в людях.

– У Татьяны Черниговской прочитала вопрос, которым была озаглавлена статья: нам еще есть место на этой планете? Нас вытесняют?

– Как бы странно это ни звучало, мы сами себя вытесняем. Мы сами себя тесним. Иногда встречаешь человека, спрашиваешь: «Как твоя жизнь?» Отвечает: «Ой, так тяжело». – «А что случилось? Расскажи». Человек начинает рассказывать, и ты понимаешь: все, что так тяжело, – он сам нагородил в своей жизни; сам насобирал и никак не может от этого избавиться. Это «тяжело» – не пришедшее снаружи, а то, что ты не можешь выпустить из своих рук, тянешь эти  «авоськи», которые оттягивают руки до самого пола.

В этом смысле ее вопрос о том, есть ли нам еще место в пространстве, как раз обозначен именно этой проблемой: чем я заставляю свою жизнь? как я ее обустраиваю? В своем так называемом комфорте, в этих громадных зеркалах я вижу только себя? Это царство кривых зеркал? Или это комфорт, который наполняет меня присутствием реальных людей?

– Как Вы считаете, нужно бояться искусственного интеллекта?

– Порой себя нужно бояться. Нужно бояться самой опасной вещи – зависимости. Вообще всякая зависимость, всякая несвобода – это начало, скажем так, большого падения. Потому что большая несвобода и проблемы, особенно нравственные пороки и изъяны, которые случаются у человека, начинаются с малых зависимостей. «Я без этого не могу», – говорит человек. Кстати, пусть каждый сейчас себя протестирует: что он может поставить после словосочетания: «Я без этого не могу». И сразу увидишь, кто ты есть на самом деле сейчас, в этот отрезок времени. И, увидев это, сказать себе: «Нет, без этого и без этого мне нужно научиться обходиться, потому что скорее всего это не принесет никакой пользы». Вот тогда совершенно не будет страшно.

– Многие жалуются, что искусственный интеллект лишает работы: автоматизированные предприятия, поэтому люди остаются на улице. Вы можете в церкви представить искусственный интеллект?

– Всякого рода автоматы можно увидеть сегодня в Западных Церквах: какие-то зажигающиеся лампочки, где не требуется присутствие человека. Знаете, я не то чтобы не могу себе этого представить – понятно, что иногда технологии употребляются и в церкви, и их немало. К примеру, сегодня очень распространена практика электронных звонарей, когда устанавливается специальное устройство на звонницу и по команде проигрывается на колоколах мелодия. Потому что не каждый приход может позволить себе штатную единицу звонаря. Священник использует смартфон, по которому ведет прямые эфиры в разных социальных сетях, отвечает на вопросы; сейчас это стало очень распространено. Это ведь тоже знаки нынешнего времени. Не пользоваться этим было бы странно. Не хочу говорить, что без этого не обойтись – без этого, в принципе, обойтись можно, но если благодаря этому общение можно расширить, то почему бы нет? Поэтому это, конечно, наличествует.

А вот если речь идет о принятии какого-либо решения или о том, чтобы поговорить, то, мне кажется, только в Церкви и продолжают искать именно этого – поговорить. Почувствовать себя человеком и почувствовать к себе сострадание – с машиной невозможно.

В нынешнее время, если что-то заболело, где-то кольнуло, тут же набираешь в поисковой системе: что делать, когда закололо там-то? И тебе искусственный интеллект выдаст массу всяких рецептов, рекомендаций. Но все равно в электронной аптеке тебе посоветуют: лучше обратиться к врачу, пусть врач на вас посмотрит. Ведь это очень важное словосочетание – «пусть на тебя посмотрит врач», это не просто какая-то манипуляция. Мне кажется, за этими словами стоит нечто большее, потому что через взгляд врача ты можешь почувствовать себя именно человеком; увидев человеческий сострадательный взгляд к себе, ты уже получаешь начало  лечения. Вот в этих сферах, мне кажется, совершенно невозможно представить жизнь человека без другого человека.

– Вы можете представить, что будет с человечеством, если нами начнет управлять искусственный интеллект?

– Я не могу себе представить такое время. Я не могу поверить в то, что Бог допустит, чтобы Его любовь была заменена какими-либо технологиями. Он никогда не допустит, чтобы мы потерялись для Него, Он обязательно спасет. Зная это, нужно всегда дорожить Небом в нашей жизни. И чтобы чаще его видеть, надо меньше окутывать себя проводами.

– Владыка, большое спасибо за такую добрую, теплую и оптимистичную беседу. Время Вашего заключительного слова в нашей первой новогодней программе.

– Дорогие братья и сестры, если позволите – маленький секрет. Когда вы захотите позвать своего сына или дочь словами: «Выключай свой компьютер, хватит перед ним сидеть», скажите лучше по-другому: «Знаешь, мне так хочется с тобой поговорить! Пусть работает этот твой компьютер. Мне просто хочется поговорить с тобой. Знаешь, я хочу сказать тебе что-то очень-очень важное». Потом подойти, обнять, нежно поцеловать своего сына, дочь, человека, который рядом, и сказать, что любишь его. Я думаю, эти чувства всегда будут самыми драгоценными в отношениях между нами.

Пусть Господь хранит всех нас.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать